Мозаичный форум  

Вернуться   Мозаичный форум > Территория общения > Творчество и юмор > Книги и писатели
Галерея Справка Пользователи Календарь Сообщения за день

Книги и писатели Книги, рассказы, сказки, стихи... В этом разделе можно обсуждать чужие произвеления и публиковать свои собсвтенные.

Ответ
 
Опции темы
Старый 04.01.2009, 22:07   #1
Sergey
Старожил
 
Аватар для Sergey
 
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
Sergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мира
Начинающему писателю (Как стать писателем)

Закончил чтение книги Юрия Никитина «Как стать писателем». Составил для себя краткий конспект рекомендаций.

Фраза
Ключевое слово всегда ставится в конце фразы.

Укорачивайте фразы, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»!

Убирайте слова-сорняки:
был, было, была, были, он, его, ее, их, мой, моя, мои, все, это, уже, однако, вдруг, внезапно, ибо, только, что-то, который, которые, которая…о – «бежит», «летит»…
(изредка они все же необходимы).

Избегайте фраз-солитеров! (пошел туда-то, затем сделал то-то, а затем то-то).

Не злоупотребляйте причастными и деепричастными оборотами. Деепричастный оборот – всего лишь уточнение, бывает необходимым, но чаще всего показывает беспомощность автора, который все время уточняет, поправляет сам себя.

Прилагательные чаще всего просто подставляют автора.

Описания
Программа минимум: писать так, чтобы даже самые тупые увидели картинки. Лучше – двигающиеся.
Программа-максимум: заставить читающего проникнуться вашими мыслями, идеями.

Только в действии раскрывается образ.
Очень важно: эстетическое должно быть динамичным!

Вычеркните длинное и занудное объяснение, без которого и так все понятно.

Наша память отбирает для запоминания не умное, а эмоциональное.

Не сообщаете а-ля журналист, что произошло («рассердился», «обрадовался» и пр.), а рисуете («нахмурился», «растянул рот до ушей» и пр.).

Избегайте штампов: «стиснул кулаки», «заскрипел зубами» и пр., но даже самые убогие штампы и штампики лучше простой информативности журналиста.

Это не писатель, который напишет: «Рыцарь рассердился» или «Рыцарь обрадовался». Писатель создаст узор, скажет настолько иначе, что не будет упомянут ни рыцарь, ни его сердитость, но у читающего в мозгу вспыхнет яркая картинка именно рассерженного рыцаря!

Можно долго и подробно описывать нос своего героя, а можно написать коротко: «как у пеликана», «как у поросенка», и у читателя сразу возникают определенные образы.

Абсурдное по логике преувеличение придает ту самую необходимую литературному произведению образность, которая и дает шанс остаться в Литературе

Утверждение гораздо сильнее воздействует, чем отрицание.

Когда описываете эпизод, происходящий в настоящем времени, то и описываете терминами настоящего (а не был, скакал и пр.)

Концовки глав надо отделывать особенно тщательно [а я добавлю – и начало тоже]

Сюжет
Без идеи нет произведения, потому не стоит ничего начинать, пока не определитесь ясно и четко: для чего, зачем, что именно хотите сказать и на какие свершения подвигнуть читающего?

Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме. Это определение принадлежит Бернарду Шоу, но оно распространяется и на всю литературу.

Вы обязательно должны определиться: вы за большевиков аль, напротив, за коммунистов, за культуру или прогресс, за Тьму или Свет, за Добро или Зло, за рыцарей или драконов, хотите ли, чтобы ваши дети учились с неграми в одной школе или же предпочитаете апартеид? Ибо в каждой вещи великих это обязательно присутствует, у кого явно и в лоб, у кого-то вкрадчиво, у кого-то совсем шепотом, вроде двадцать пятого кадра, когда после прочтения книжки чувствуешь, что начал смотреть на знакомые вещи как-то иначе…

Трагедия – когда обе стороны правы.

Не умножайте ни героев, ни события без острой необходимости!

Спорадическое (эпизодическое) в жизни – постоянное в литературе. С героями постоянно происходят редкие (с точки зрения обыденной жизни) события.

Нет такого, чтобы в одной вещи, пусть преогромной, встретились динозавры и пришельцы из космоса, звездолетчики и франкенштейны. Зато одно-единственное допущение позволяет обыграть его со всех сторон, показать свой класс.

Все-таки литература ценна еще и элементами неожиданности, непредсказуемости! Ну что за скука читать произведение, где заранее все известно!

Герой
Читатель должен видеть себя, любимого.

Читатель хочет сопереживать. Потому главного героя надо наделить либо теми качествами, которые есть у самого читателя, либо же, что намного действеннее, теми, которые он хотел бы иметь.

То не роман, где герой каким пришел на первую страницу, таким и ушлепал.
Мера романа – сдвиг в характере

Героя нужно время от времени либо бросать в камеру пыток, позволять обижать, чтобы дальше его жестокая расправа над мучителями выглядела оправданной.

Дилемма: правильный герой неинтересен. Даже раздражает. В неправильном видим что-то от себя. Пусть пока спрятавшегося. Так на чью сторону встать?

Если уж создаете героический образ, то все шуточки, иронию и прочие признаки юморения, явные и неявные, – искореняйте нещадно.

Золотое число персонажей.
Один – хорошо, здорово, можно выписать со всех сторон, внимание читателя не будет потеряно. Недостаток – надо держать только в населенных пунктах, дабы могли свершаться диалоги.
Двое – уже лучше, могут общаться друг с другом, даже при переходе через пустыню или дремучий лес. Правда, общение несколько линейное: вопрос – ответ.
Трое персонажей – прекрасный вариант: в памяти держатся все три с легкостью, зато общение приобретает объем.
Четверо – тоже прекрасно, читатель все еще держит в памяти четыре образа, но уже малость труднее выписывать их автору.
Пятеро… гм… трудновато. А уж шестеро так и вовсе… если не провал, то непрофессионализм!

Имена должны быть не только разные, а… очень разные. К примеру, за фамилиями: Ноздрев, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Хлестаков – явно вырисовываются и разные люди. А вот другие примеры: Иванов, Петров, Сидоров, Ерофеев… При всей разности они кажутся одним человеком. Как и – Гордон, Диксон, Рольсон, Пальсен, Ульсон… Или имена каких-то фантастических персонажей: Ультанахбегуэ, Эльтуганхкегеке, Онтакрукегекеза, Куоткугакабе и так далее.
То есть имена должны быть разными даже по визуальному ряду: длине, разным окончаниям, ударениям.

Стиль
Шекспир – его понимали все грузчики и все прачки, заполнявшие скамьи в его театре!

Помните, для кого пишете. Говорите с ним на его языке.

Поучать, развлекая. Иначе не получится. Иначе можно только развлекать, а это уже не литература. Клоунада-с!

Писать надо все-таки просто. Не примитивно, а просто.

Ваша задача: волновать сердца, исторгать слезы, делать людей лучше и чище. Взволнуете ли техническим справочником?

Яркое цыганское платье не бывает стильным. Уже потому, что слишком яркое, пестрое…

Прекрасно понимаете, что легче: ломать или строить, критиковать чужое или предлагать свое! Через это многие проходят. Тем не менее, создать что-то действительно достойное можно только создавая свое.
Прикидывайте: скоро ли сумеете выбраться из песочницы? Может, уже пора? Или проще остаться хохмачом навсегда?


Работа писателя
Писательский труд – это нелегкий труд. Не ждите халявы.

Литература – дело интимное! Чужих не терпит. А для литературного процесса всякий – чужой.

Писатель всегда работает по разработанному им самим плану. И, приступая к крупной вещи, всегда знает, чем ее закончит!

Старайтесь начинать с поиска новой идеи. Потом темы. Можно и то и другое сразу.

Крупная вещь практически всегда пишется кусками. Даже рассказ – ломтиками. Иной раз крохотнейшая юмореска пляшется от удачно придуманной концовки. Так что и это расположение материала вполне, вполне!..

Когда закончите: отложить ненадолго, затем привести себя в состояние раздражительное, язвительное, вообразить, что это не ваша рукопись, а автора, которого вы не прочь обойти на финишной прямой. И тогда отыщете в ней гораздо больше изъянов, чем у себя, любимого, талантливого, удивительного…

Поставьте задачу сократить написанное произведение процентов на 15, сразу почувствуете то, что действительно важно оставить..

«Ни дня – без строчки», м.б., и перебор, однако приучить себя к систематической работе нужно обязательно. Без нее нет писателя.


P.S. Здесь далеко не все из того, о чем писал Никитин.
Sergey вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 22:12   #2
Tytgrom
реал зовет
 
Аватар для Tytgrom
 
Регистрация: 08.10.2007
Сообщений: 83,636
Tytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мира
Теперь я поняла почему многие современные книги написаны в настоящем времени простыми предложениями.

"Андрей видит Катю. Он хочет поздравить ее с праздником. Он идет и покупает цветы. Но Аня уже уходит и Андрей не успевает догнать ее."
__________________
Некоторые материалы в интернете могут содержать недостоверную информацию. Пожалуйста, будьте внимательны.
Tytgrom вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 22:23   #3
Раптор
Старожил
 
Аватар для Раптор
 
Регистрация: 02.06.2008
Сообщений: 2,463
Раптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душуРаптор мастер  имеющий мозаичную душу
Цитата:
Закончил чтение книги Юрия Никитина «Как стать писателем».
Сережа, на мой вкус, Никитин -серая посредственност, как в ИДЕЯХ его книг, так и СТИЛЕ и т.п.
ДА..если вы хотите научиться писать что-то среднее между школьным сочинением и газетной статьей -ВПЕРЕД!!
Это -мое имхо мнение.
__________________
"Мозайка вообще удивительная вещь -на ней троллят и флудят модераторы." (с)
Раптор вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 22:51   #4
Modus
дитя Ренессанса
 
Аватар для Modus
 
Регистрация: 29.05.2008
Сообщений: 2,346
Modus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастерModus мастер
Мои фантазмы не дадут следовать этим правилам, пока существуют.
1. По поводу фраз и описаний: чем я заполню запланированный объем, если буду краток?
2. По поводу драмы и героя: для меня почти всегда главное - не отношения личностей, а антураж. Поэтому идалом литературного текста для меня является конвеерообразное описание путешествия по разным сказочным странам, в каждой из которых приходится сражаться с монстрами с оригинальной физиологией. А сюжетность - это для приличия (хотя у меня была мысль как-нибудь написать абсолютно антуражный текст).
__________________
Инструменты сердятся, когда на них не играют
Modus вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 22:52   #5
Sergey
Старожил
 
Аватар для Sergey
 
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
Sergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мира
Раптор
Цитата:
Сережа, на мой вкус, Никитин -серая посредственност, как в ИДЕЯХ его книг, так и СТИЛЕ и т.п.
Возможно. "Как стать писателем" - это первая книга этого автора, которую я прочитал. Судить по ней о качестве произведений этого автора было бы странно. В целом, "Как стать писателем" написано таки неплохо. Ну, если знаешь книгу с лучшими советами для начинающего писателя...

И еще насчет посредственности, стиля и т.п. Никитин написал об этом. В принципе, на любого современного автора найдутся те, кто будет говорить, что это все ерунда, посредственность. Что можно этому противопоставить? Например, тиражи книг этого автора. Книги этого автора активно раскупают, тиражи высокие. Следовательно автор в своей нише вполне успешен.

Кстати, ты сам-то не думаешь о том, чтобы написать книгу? Потенциал у тебя есть - это невооруженным глазом видно.
Sergey вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 22:53   #6
Sergey
Старожил
 
Аватар для Sergey
 
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
Sergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мира
Tytgrom
Цитата:
Теперь я поняла почему многие современные книги написаны в настоящем времени простыми предложениями.
Писать надо все-таки просто. Не примитивно, а просто.
Sergey вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 23:04   #7
Tytgrom
реал зовет
 
Аватар для Tytgrom
 
Регистрация: 08.10.2007
Сообщений: 83,636
Tytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мираTytgrom мозаика мира
А это уже вопрос таланта Если обычный человек возьмет эту книгу и будет ей буквально следовать, то получится именно такое произведение.

Сюда нужно эпиграфом дать фразу Жванецкого
писАть. как и пИсать, надо тогда, когда уже не можешь.
__________________
Некоторые материалы в интернете могут содержать недостоверную информацию. Пожалуйста, будьте внимательны.
Tytgrom вне форума   Ответить с цитированием
Старый 04.01.2009, 23:28   #8
Sergey
Старожил
 
Аватар для Sergey
 
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
Sergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мираSergey мозаика мира
Tytgrom
Цитата:
А это уже вопрос таланта.
А талант - это дело наживное, и достается в том числе трудом.
Писательский труд – это нелегкий труд. Не ждите халявы.

Цитата:
Если обычный человек возьмет эту книгу и будет ей буквально следовать, то получится именно такое произведение.
Ты хотела сказать конспект книги... Причем это конспект далеко не всей книги, а некоторых рекомендаций, которые я отметил для себя.

Чтобы критиковать книгу, ее надо для начала прочесть.
Sergey вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2009, 03:06   #9
RI
Алиса 2.0
 
Аватар для RI
 
Регистрация: 07.11.2007
Адрес: Пограничье
Сообщений: 12,861
RI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мираRI мозаика мира
Кхм... встряну.. по образов. редактор. Специализация худож и дет. лит-ра. Дорогие форумчане - в общем и целом весьма правлиьные вещи написаны. БОлее того это можно даже брать как инструкцию для усердного написания литературной работы - "под заказ" так скажем. Но даже, выполняя все эти рекомендации, если таланта НЕТ, это не замаскируешь никакими правильностями. ИМХО - эа инструкция НЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО ПИСАТЕЛЯ. Если ты внутри не писатель, не берись за перо. А если писатель, то ты пишешь, пока тебе диктует МУЗА - сорри - но это так. Вдохновение - вот основа любой НАСТОЯЩЕЙ книги. Так вот этот мануал - ИМХО - вещь для САМОРЕДАКТИРОВАНИЯ тех, кто уже пишет. И пишет талантливо. Это вроде фильтров через которые небесполезно пропускать иногда свое творчество, чтоб ТАЛАНТЛИВОЕ произведение сделать совершенным. НО... ЧТО СУПЕР-ВАЖНО... даже ПРАВИЛЬНЫЕ лекала всего лишь лекала.

Талантливый писатель анимается часто тем, что специально НАРУШАЕТ ПРАВИЛА. БОлее того многие нарушения - ТАЛАНТЛИВЫЕ - могут легко работать НА СТИЛЬ и НА СЮЖЕТ, а не против. И это важно.

И ещё один проф. момент. Талантливому писателю очень везёт если он попадает к талантливому редактору. Талантливый редактор сразу смотрит вглубь книги, читает не текст, а замысел, идеи, чувственный фон, персонажей как личностей. И если его талант и чутьё подсказывает, что это СУПЕР, будь в произведении хоть какие отклонения от правильности, если в этом есть смысл (в отклонениях), они считаются необходимыми и идентифицируются как авторский стиль. Например, злоупотребления Тирэ у Цветаевой. Или масса безличных, определённо-и неопределённо-личных конструкций у Блока. Полстраничные описания у Толстого энд этц.

Так что с неправильностями не всегда адо усиленно бороться. И ВСЕГДА ПОМНИТЕ - за что бы вы не брались- если что-то делать, то ДЕЛАТЬ ТАЛАНТЛИВО!!!! Научиться писать хорошие тексты - можно. Даже хорошие произведения можно. Но НАСТОЯЩИЕ КНИГИ - нет. ЭТо свыше даётся. И никак иначе.
__________________

Всем, кто окончил школу жизни, вручают мраморный диплом :rofl:
© бес


"Это мир недостроенных иллюзий. Пусть в нём никого не будет. Только я одна... Среди этих руин... Но здесь не будет фальши.."
(с) Е. Рыбакова
RI вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.01.2009, 11:50   #10
Ирис
Нетолерантный социопат
 
Аватар для Ирис
 
Регистрация: 12.04.2008
Адрес: Центр циклона
Сообщений: 21,865
Ирис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мираИрис мозаика мира
Цитата:
Сообщение от Tytgrom Посмотреть сообщение
Сюда нужно эпиграфом дать фразу Жванецкого
писАть. как и пИсать, надо тогда, когда уже не можешь.
Когда не можешь не писАть, желательно всё таки делать это просто.

Потому как талант не заменишь сложными эпитетами, метафорами и прочим антуражем.
__________________
Сочту за честь называть себя русским. (с) Я

Я не участвую в войне.
Война - участвует во мне. (с)


Зеркала & Отражения,
Nota Bene!
Ирис вне форума   Ответить с цитированием
Ответ


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 10:44.