06.08.2007, 15:45 | #21 | ||||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
8. Осознавание - Чувства
Осознавание чувств - это осознавание более комплексных явлений, по сравнению с просто ощущениями. Как только комплексу ощущений дается оценка - оно становится чувством. А можно без этого?
Цитата:
У тебя брови нахмурены! - это про осознавание ощущений. Ты сердишься? - это про осознавание чувств. Зачем осознавать чувства? Например, чтобы мочь их выражать, а не подавлять. Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
? |
||||
06.08.2007, 17:17 | #22 | |||||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
8. Осознавание - Желания
Для начала еще раз напомню про Иеровы "Основы психоразвития".. Аналогия заметна?
Цитата:
Цитата:
Как обратить внимание на желания? Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
? |
|||||
06.08.2007, 17:38 | #23 | ||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
8. Осознавание - Ценности и оценки
Это осознавание самого высокого уровня в иерархии Польстеров.
Цитата:
Цитата:
Собственно, на этом все. Маленький раздел главы. В основном, здесь написано про работу с убеждениями. Аналог этого есть и в метамодели.
__________________
? |
||
06.08.2007, 18:33 | #24 | |||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
9. Эксперимент
Эта глава - клеймит "эбаутизм". Или проще говоря пустословие. Есть, конечно границы разумного, однако "эбаутизм" - это как если вместо того, чтобы играть в бадминтон - рассуждать о том, как в него следует играть.
Цитата:
Если ошибки в жизни трудноперевариваемы - то в эксперименте их переварить проще и безопаснее. Соответственно, для того и эксперимент нужен. К экспериментам относится в частности ролевое разыгрывание ситуаций. У Перлза - все сплошь эксперименты. Да и вообще, в ГТ так. Цитата:
Признаки грамотного эксперимента: Цитата:
Далее, Польстеры предлагают классификацию экспериментов. Мне она не вполне понятна, ибо что-то там пересекается и перемешивается взаимно. Однако вот она: 1) отыгрывание;Далее, подробнее о каждом варианте.
__________________
? Последний раз редактировалось Сэнкс; 07.08.2007 в 12:12. |
|||
07.08.2007, 12:46 | #25 | |||||||||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
9. Эксперимент - Отыгрывание
Основной подход ГТ - ролевая игра, выступление из позиции "Я", драматизация, можно по разному назвать. Смысл один - человек погружается в свои переживания, в том числе в новые.
Отыгрывание - это мост к спонтанности, репетиция естественного самовыражения. Польстер говорит, что это эксгибиционистская стадия проявления себя, своих чувств. Цитата:
Цитата:
Вообще, Польстеры эту Главу запутали. Классификация какая-то мутная, термины путаются... Незачет! Если игра идет от прошлого, то в ней прорабатываются либо незавершенные ситуации либо "кривые" убеждения, порожденные прошлым опытом. Эксперимент перерабатывает опыт и восстанавливает чувствительность. Цитата:
Если игра от настоящего - то здесь важным является не рассказ пациента, а его текущее поведение. Терапевт замечает что-то "странное" в поведении и начинает эту странность выводить на чистую воду: Цитата:
Цитата:
Отыгрывание особенностей характера - это конкретизация расплывчатых самооценок. "Я - добрый". Но что это значит?? Покажи себя добрым, проиграй это - и лучше поймешь сам себя. Цитата:
Цитата:
Цитата:
Здесь человек просто пробует непривычную и даже отвергаемую роль. Зачем? Затем, что в этой отвергаемой роли есть недоступная ему сила, которую он может научиться использовать в мирных целях. Цитата:
Баста.
__________________
? |
|||||||||
07.08.2007, 12:58 | #26 | ||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
9. Эксперимент - Направление поведения
В принципе, похоже на отыгрывание черт характера. Проявляемых тут в конкретных действиях. Терапевт для эксперимента указывает пациенту, что делать:
Цитата:
Например, Цитата:
Вобщем, в главе есть много примеров - суть которых одинакова. Усиливая некоторое неосознаваемое ранее поведение, человек может открыть в себе новые качества.
__________________
? |
||
07.08.2007, 13:32 | #27 | ||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
9. Эксперимент - Фантазия
Все хорошо в меру. Даже Эбаутизм. Ведь фантазия, это отчасти эбаутизм и есть.
Цитата:
Зачем все это? Например, чтобы "включить" эмоции и "прожить", закончить незавершенную ситуацию. Если человек напуган фантазией, но кричит реально и поддерживают его реально - то страх улетучивается. Хотя не всегда. Важно завершить работу, а не оставить все на полпути. Тут терапевт должен быть настойчив. Цитата:
Фантазия может дать уверенность. Даже есть такой способ "ментальной" тренировки для спортсменов, когда они проделывают некие движения сначала только мысленно. Исследование новых или неизвестных аспектов личности - похоже на отыгрывание полярных качеств. Грамотная фантазия-эксперимент обязательно предполагает некие активеные действия. Разговоры ли, движения ли - любое проявление самовыражения. Иначе - фантазия превращается в бессмыслицу.
__________________
? |
||
07.08.2007, 13:50 | #28 | |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
9. Эксперимент - Сновидения/мечты
Название в классификации - "Мечты", а в подглаве -"Сновидения". Путаница.
В данном случае речь идет именно о сновидениях. Про них мы уже говорили много, и я тут не буду подробно разбирать. Только основное. Берется сон и рассказывается от первого лица, вживаясь, эмоционально. Вживаться следует в роль. Первая роль - это сам сновидец. Другие роли - это все что угодно, окружающее сновидца, от его собеседников, до горшка с фиалкой. Почему так? Потому, что Цитата:
Все на этом.
__________________
? |
|
07.08.2007, 14:01 | #29 | ||||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
9. Эксперимент - домашняя работа
Это как раз про то, что пациент может делать сам. Без терапевта. Сам себе терапевт.
Пациент начинает включать в жизнь нечто, приобретенное на ГТ сессиях. Вот пример есть: Цитата:
Домашние задания могут дать материал для проработки. Цитата:
Важно: Цитата:
Далее в главе есть еще несколько примеров по "домашней работе". Цитата:
__________________
? |
||||
07.08.2007, 14:53 | #30 | ||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
10. От человека к человеку и дальше
В этой главе говорится о том, где может использоваться гештальт-терапия, и как.
К известным техникам ГТ относится "горячий стул". Когда некто выходит к терапевту, садится, и начинает с ним работать. Обычно, работа ведется в группе - это дает дополнительные возможности терапевту, ибо в некотором смысле, группа это "окружающий мир", социум, обратная связь, ... ... Каждому в группе уделяется внимание. Как терапевтом, так и участниками. Если фокус внимания перемещается на произвольного человека, то можно сказать, что он оказывается на "блуждающем горячем стуле". Влияние присутствия группы на процесс - весьма значительно. Клиент наедине в терапевтом ведет себя совсем не так, как на людях. Это относится, кстати и к семьям. Здесь включается ролевая игра человека. Эго желание "казаться" кем-то для кого-то, а не только для терапевта. Клиент ГТ - получает свою порцию пряников, за счет трех поставщиков: Цитата:
Начало групповой работы предполагает активизацию участников - "не будьте зрителем, становитесь игроком". Цитата:
Вобщем, это все, что я хотел тут написать про эту главу. В ней еще есть длинные примеры, которые мне лень расписывать. Все. Разбор Польстеров завершен. Приложения - смотрите сами. Первое приложение - про влияние различных людей и теорий на ГТ (типа, Юнг, Фрейд, Райх, ... ). С точки зрения истории становления - полезно и интересно. Второе - какое то куцее описание терапевтической группы. Всем спасибо за внимание.
__________________
? |
||