Мозаичный форум  

Вернуться   Мозаичный форум > Психология > Психология. Теория и практика > Теория и практика > Психологические и околопсихологические техники и течения. > Гештальт и гештальттерапия
Галерея Справка Пользователи Календарь Сообщения за день

Ответ
 
Опции темы
Старый 06.08.2007, 15:45   Читаем и обсуждаем. #21
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
8. Осознавание - Чувства

Осознавание чувств - это осознавание более комплексных явлений, по сравнению с просто ощущениями. Как только комплексу ощущений дается оценка - оно становится чувством. А можно без этого?
Цитата:
испытывать все ощущения, не давая им никакой личной оценки
Можно. Но можно испытывать и чувство, не осознавая отдельных ощущений. Эмоция - это уже ближе к чувствам.

У тебя брови нахмурены! - это про осознавание ощущений.
Ты сердишься? - это про осознавание чувств.

Зачем осознавать чувства? Например, чтобы мочь их выражать, а не подавлять.
Цитата:
Внимание к актуальным чувствам часто требует умения искусно маневрировать между осознаванием, действиями и выражением чувств.
Как обратить внимание на чувства? Словами, конечно.
Цитата:
"Что вы чувствуете сейчас?" или говорим – "Побудьте со своими чувствами и посмотрите, что произойдет дальше" или " Что это чувство побуждает вас сделать?"
Не всегда уместно выражать чувства:
Цитата:
Пристальное внимание к чувствам побуждает людей выражать себя, но для этого требуется соответствующая обстановка. Выражение чувств может оказаться навязчивым и бесполезным, если нет подходящего "контекста".
Осознавание чувств может привести клиента к нахождению и проживанию незавершенных ситуаций.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.08.2007, 17:17   Читаем и обсуждаем. #22
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
8. Осознавание - Желания

Для начала еще раз напомню про Иеровы "Основы психоразвития".. Аналогия заметна?

Цитата:
Осознавание желаний ... играет роль ориентира – ... мобилизует человека, направляет в нужное русло и определяет цель. ... Люди, у которых нет желаний ... не имеют будущего.
Точнее, они не задумываются о будущем. Ограничивают свой мир прошлым и может быть настоящим. Т.е. осознавание желаний расширяет мир человека.
Цитата:
Человеку нужно знать, чего он хочет, чтобы получить удовлетворение
Это необязательно, ибо некоторым везет: их желания даже будучи неосознанными - удовлетворяются. "Хочу комфортно жить - а я и так живу комфортно". Пока мужик не грянет, гром не перекрестится.
Как обратить внимание на желания?
Цитата:
«Чего вы хотите?" – эти слова часто звучат (для пациента) как иностранные
И часто приводят к расплывчатому ответу. Который не дает никакой конкретной цели.
Цитата:
желания вырастают до глобальных размеров и становятся расплывчатыми и недостижимыми: "Я хочу признания, я хочу успеха, я хочу любви, я хочу быть хорошим мужем" и т.д. Было бы лучше, если бы на вопрос о желаниях человек мог сказать, что хочет научиться кататься на коньках; говорить по-французски;
Голосую за это двумя руками.
Цитата:
задача заключается в том, чтобы выражать глобальные желания конкретными и понятными словами
Ага. Ага.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.08.2007, 17:38   Читаем и обсуждаем. #23
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
8. Осознавание - Ценности и оценки

Это осознавание самого высокого уровня в иерархии Польстеров.
Цитата:
такое осознавание интегрирует деятельность.
Ну и что тут осознавать? Например, собственные суждения.
Цитата:
увидела заброшенного ребенка в своей нерадивой секретарше
Вот, типа, оценка. А насколько она верна? Это можно выяснить, для начала отследив сам факт этого оценивания. А затем задав вопрос - а действительно ли "эта секретарша - заброшенный ребенок?"

Собственно, на этом все. Маленький раздел главы. В основном, здесь написано про работу с убеждениями. Аналог этого есть и в метамодели.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.08.2007, 18:33   Читаем и обсуждаем. #24
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
9. Эксперимент

Эта глава - клеймит "эбаутизм". Или проще говоря пустословие. Есть, конечно границы разумного, однако "эбаутизм" - это как если вместо того, чтобы играть в бадминтон - рассуждать о том, как в него следует играть.
Цитата:
Гештальт-терапия делает попытки восстановить связь между эбаутизмом и действием
Эксперимент, как Перлз писал где-то там - это промежуточная ступень между фантазией и реальностью. Мост. А идти ли по нему - рещает каждый сам за себя. Терапевт - обеспечивает страховку от падения.

Если ошибки в жизни трудноперевариваемы - то в эксперименте их переварить проще и безопаснее. Соответственно, для того и эксперимент нужен.

К экспериментам относится в частности ролевое разыгрывание ситуаций. У Перлза - все сплошь эксперименты. Да и вообще, в ГТ так.
Цитата:
В условиях эксперимента он (пациент) отдается потоку актуальных переживаний, приходя к их осознаванию
И дело не в том что ты сделал, а в том что это ты сделал. Акцент смещается.

Признаки грамотного эксперимента:
Цитата:
то, что происходит в творческом эксперименте, похоже на художественное творчество, потому что содержит такие же качества – возбуждение, откровение и неожиданность.
И еще - эксперимент помогает осознавать.

Далее, Польстеры предлагают классификацию экспериментов. Мне она не вполне понятна, ибо что-то там пересекается и перемешивается взаимно. Однако вот она:
1) отыгрывание;
2) направленное поведение;
3) фантазия;
4) мечты;
5) домашнее задание.
Далее, подробнее о каждом варианте.
__________________
?

Последний раз редактировалось Сэнкс; 07.08.2007 в 12:12.
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.08.2007, 12:46   Читаем и обсуждаем. #25
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
9. Эксперимент - Отыгрывание

Основной подход ГТ - ролевая игра, выступление из позиции "Я", драматизация, можно по разному назвать. Смысл один - человек погружается в свои переживания, в том числе в новые.

Отыгрывание - это мост к спонтанности, репетиция естественного самовыражения. Польстер говорит, что это эксгибиционистская стадия проявления себя, своих чувств.
Цитата:
По сравнению с ↓↓ блокированной и спонтанной, стадия эксгибиционизма нужна хотя бы потому, что в этот момент человек открыт для своей потребности совершить что-то новое.
Терапевт, в ходе такого эксперимента должен направлять "игру", предлагать пациенту роли, действия, пробы поведения.
Цитата:
Например, пациент делает короткий жест, а мы просим его продолжить движение до полного разворота. Представим, что он выполнил нашу просьбу и ему стало казаться, что он похож на льва, сидящего на задних лапах. Мы спросим его, как он это чувствует. Он отвечает, что ему захотелось рычать. " Ну, так порычи", - предлагаем мы.
Отыгрывать можно разное и по разному. Источник игры может быть в ↓↓ прошлом, и в ↓↓ настоящем. Отыгрывать можно ↓↓ существующее и ему ↓↓ противоположное.

Вообще, Польстеры эту Главу запутали. Классификация какая-то мутная, термины путаются... Незачет!


Если игра идет от прошлого, то в ней прорабатываются либо незавершенные ситуации либо "кривые" убеждения, порожденные прошлым опытом. Эксперимент перерабатывает опыт и восстанавливает чувствительность.
Цитата:
Сью была под большим впечатлением не только от физического воздействия, но и от того, что к ней вернулись прежние чувства
Как начать такую игру? Например, клиент что-то рассказал о своем прошлом. И в этом рассказе есть ситуация, которую можно попробовать проиграть.

Если игра от настоящего - то здесь важным является не рассказ пациента, а его текущее поведение. Терапевт замечает что-то "странное" в поведении и начинает эту странность выводить на чистую воду:
Цитата:
Виктор жаловался на то, что жена постоянно вмешивается в его жизнь. Она умудрялась влезать в любые его разговоры. Я попросил одну участницу группы становиться между Виктором и любым человеком, с которым он будет разговаривать
ВАЖНО:
Цитата:
Шутя и играя, можно достичь в того, что при чересчур серьезном подходе могло бы стать болезненным или бесперспективным
Я тут вспоминаю Мюнхгаузена и его слова: "Самые большие глупости делаются с умным выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"

Отыгрывание особенностей характера - это конкретизация расплывчатых самооценок. "Я - добрый". Но что это значит?? Покажи себя добрым, проиграй это - и лучше поймешь сам себя.
Цитата:
Представьте себе, например, что человек хочет быть добрым, но не может, потому что его опыт требует оставаться всегда хитрым и расчетливым. Ему необходимо понять, как он лично представляет себе доброту, хитрость и расчетливость.
И вдруг в процессе игры оказывается, что все эти вещи вполне совместимы.
Цитата:
Сохранение связи между речью и действием предполагает изменение и рост. В этом случае человек не будет чувствовать себя обреченным испытывать только какие-то определенные чувства
Эта вышеприведенная цитата - ключевая для данного пункта классификации Польстеров, названной почему-то "Черты характера". Я бы сказал, что это, скорее, "Овеществление, инсценировка понятий"
Цитата:
задача терапии заключается в том, чтобы в действии восстановить самоощущение и распознать свою индивидуальность, а не хранить верность неподвижным стереотипам
И последнее - отыгрывание полярности.

Здесь человек просто пробует непривычную и даже отвергаемую роль. Зачем? Затем, что в этой отвергаемой роли есть недоступная ему сила, которую он может научиться использовать в мирных целях.
Цитата:
речь идет о двух противоположных чертах характера - "ангельской" и "дьявольской"; большой и маленькой и т.п. Здесь могут участвовать также два противоположных направления действия - оставаться и уходить, говорить или молчать
Очень часто в ГТ используется диалог между полярными частями.

Баста.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.08.2007, 12:58   Читаем и обсуждаем. #26
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
9. Эксперимент - Направление поведения

В принципе, похоже на отыгрывание черт характера. Проявляемых тут в конкретных действиях. Терапевт для эксперимента указывает пациенту, что делать:
Цитата:
если человек говорит с ноющими интонациями, но не осознает этого, его можно попросить специально поныть.
Зачем? Во первых, Чтобы Пациент осознал свое нытье. А во-вторых, чтобы усиленное и уже осознанное поведение пробули в нем некие ранее заблокированные процессы, вывело на незавершенные ситуации, и т.д.
Например,
Цитата:
Один участник группы должен был изображать помехи, так как выразил нежелание говорить, боясь быть помехой для окружающих. Некоторое время его поведение действительно мешало всем, но затем оно превратилось в настоящее лидерство
Неплохо, правда?

Вобщем, в главе есть много примеров - суть которых одинакова. Усиливая некоторое неосознаваемое ранее поведение, человек может открыть в себе новые качества.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.08.2007, 13:32   Читаем и обсуждаем. #27
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
9. Эксперимент - Фантазия

Все хорошо в меру. Даже Эбаутизм. Ведь фантазия, это отчасти эбаутизм и есть.
Цитата:
Фантазирование в терапии служит четырем основным целям: 1) контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личными качествами; 2) контакту с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией; 3) исследованиям неизвестного; 4) исследованиям новых или незнакомых аспектов самого себя.
Представь себе, что ты - другого пола. А какие еще варианты? Токо операция по пришиванию кое-чего кое-куда?

Зачем все это?

Например, чтобы "включить" эмоции и "прожить", закончить незавершенную ситуацию. Если человек напуган фантазией, но кричит реально и поддерживают его реально - то страх улетучивается. Хотя не всегда. Важно завершить работу, а не оставить все на полпути. Тут терапевт должен быть настойчив.
Цитата:
Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способны опустошать и пугать человека, и в результате он может прекратить работу. ... ... Если бы я не вернул его к контакту с собой, чтобы разобраться в происшедшем, у него могло остаться еще одно ужасное воспоминание, упрочивающее его хроническую тревогу.
Очевидно, с умершими нельзя повстречаться и завершить диалоге, кроме как в фантазии.

Фантазия может дать уверенность. Даже есть такой способ "ментальной" тренировки для спортсменов, когда они проделывают некие движения сначала только мысленно.

Исследование новых или неизвестных аспектов личности - похоже на отыгрывание полярных качеств.

Грамотная фантазия-эксперимент обязательно предполагает некие активеные действия. Разговоры ли, движения ли - любое проявление самовыражения. Иначе - фантазия превращается в бессмыслицу.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.08.2007, 13:50   Читаем и обсуждаем. #28
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
9. Эксперимент - Сновидения/мечты

Название в классификации - "Мечты", а в подглаве -"Сновидения". Путаница.

В данном случае речь идет именно о сновидениях. Про них мы уже говорили много, и я тут не буду подробно разбирать. Только основное.

Берется сон и рассказывается от первого лица, вживаясь, эмоционально. Вживаться следует в роль. Первая роль - это сам сновидец. Другие роли - это все что угодно, окружающее сновидца, от его собеседников, до горшка с фиалкой. Почему так? Потому, что
Цитата:
самый известный аспект работы Перлза со сновидениями - его трактовка сновидения как проекции. Это означает, что все компоненты сновидения, большие или маленькие, имеющие отношение к человеку или не имеющие, представляют самого человека
Здесь имеет место отыгрывание в чистом виде, т.е. первый пункт классификации Польстеров. Только "источник игры" - сновидение.

Все на этом.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.08.2007, 14:01   Читаем и обсуждаем. #29
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
9. Эксперимент - домашняя работа

Это как раз про то, что пациент может делать сам. Без терапевта. Сам себе терапевт.

Пациент начинает включать в жизнь нечто, приобретенное на ГТ сессиях.

Вот пример есть:
Цитата:
... ленивый человек ... предложил в качестве домашней работы делать пять деловых звонков в день. ... это гораздо больше, чем он делал раньше ... он начал выполнять работу, то обнаружил в себе некоторое сопротивление
И это сопротивление он запомнил и принес на сессию. А дальше уже с терапевтом они проработали его и выяснили, что чел не умеет завершать разговор. Он научился это делать. Мир дружба жвачка.

Домашние задания могут дать материал для проработки.

Цитата:
Никакая терапия не заменит первого шага в направлении к цели. Шекспир написал о мыслях, которые: "в потоке жизни искажаются, теряя имена поступков". Перлз называл это "траханьем мозгов".
Это мне нравится, хотя относится скорее не к этой главе а к Эбаутизму. Польстеры устали к концу книги? Я блин уже заколебался их мысль выискивать. А может это я устал?

Важно:
Цитата:
Домашняя работа, как и другие формы эксперимента, должна составляться в соответствии с конкретной "конфликтной зоной" пациента.
Т.е. терапевт должен в некотором роде "напрягать" пациента заданием. Впрочем ведь в первом примере с деловыми звонками пациент сам предложил себе домашнюю работу? Ну да, он был объективен и беспристрастен.

Далее в главе есть еще несколько примеров по "домашней работе".

Цитата:
Концепция домашней работы совместима с концепцией самотерапии.
Так что, дерзайте.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.08.2007, 14:53   Читаем и обсуждаем. #30
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
10. От человека к человеку и дальше

В этой главе говорится о том, где может использоваться гештальт-терапия, и как.

К известным техникам ГТ относится "горячий стул". Когда некто выходит к терапевту, садится, и начинает с ним работать.

Обычно, работа ведется в группе - это дает дополнительные возможности терапевту, ибо в некотором смысле, группа это "окружающий мир", социум, обратная связь, ... ...

Каждому в группе уделяется внимание. Как терапевтом, так и участниками. Если фокус внимания перемещается на произвольного человека, то можно сказать, что он оказывается на "блуждающем горячем стуле".

Влияние присутствия группы на процесс - весьма значительно. Клиент наедине в терапевтом ведет себя совсем не так, как на людях. Это относится, кстати и к семьям.

Здесь включается ролевая игра человека. Эго желание "казаться" кем-то для кого-то, а не только для терапевта.

Клиент ГТ - получает свою порцию пряников, за счет трех поставщиков:
Цитата:
Эксперимент, контакт и осознаванием составляют основную триаду принципов гештальт-терапии применительно к группам.
Группы могут быть как искуственные (забашлял, пришел на сессию), так и естественные (семья, рабочая тусовка, и т.п.). И в каждой из этих групп ГТ может нанести сокрушительный по силе своей гуманистичности удар.

Начало групповой работы предполагает активизацию участников - "не будьте зрителем, становитесь игроком".
Цитата:
Лишь лучшие ораторы могут поддерживать у зрителей чувство непосредственного участия. Большая аудитория часто бывает неуправляемой и безликой.
Дальше в группе происходит выбор взаимно интересной темы и ее проработка. Понятно, что это относится к терапевтической болтовне, а не к целевой терапии.

Вобщем, это все, что я хотел тут написать про эту главу. В ней еще есть длинные примеры, которые мне лень расписывать.

Все. Разбор Польстеров завершен.
Приложения - смотрите сами.

Первое приложение - про влияние различных людей и теорий на ГТ (типа, Юнг, Фрейд, Райх, ... ). С точки зрения истории становления - полезно и интересно.

Второе - какое то куцее описание терапевтической группы.

Всем спасибо за внимание.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
гештальт-терапия, книги


Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 21:35.