Мозаичный форум  

Вернуться   Мозаичный форум > Территория общения > Персональные разделы > Сэнкс и его "Музыкальный угол"
Галерея Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Сэнкс и его "Музыкальный угол"

Ответ
 
Опции темы
Старый 13.02.2006, 15:32   #1
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Взяв в руки саксофон...

Взяв саксофон в руки в первый раз - попробовал издать из него хоть какой-то звук. Послашался сопящий шум выходящего воздуха, который внезапно выстрелил жутким воплем. Пальцы обоих рук беспорядочно нажимали кнопки - однако на звучании это практически не сказывалось. Вспомнив принципы игры на дудке - я передохнул и мысленно извинившись перед соседями повторил свой опыт, нажав пальцами на те кнопки саксофона, которые показались мне самыми главными - на них были перламутровые кружочки. Да, это помогло - звук стал другим, хотя и не менее противным...
Вспомнился духовой оркестр, в котором я играл на трубе - у трубы всего три кнопки - а тут - и не сосчитать сколько, да еще и хитрые какие!! Даже с роликами есть - кнопки под мизинцами. Ролики - чтобы палец лучше по ним скользил. Решил искать описание этих кнопок - самому разобраться не удалось. Впрочем, заметил следующее - Клапана на саксофоне расположены по порядку. Если нажимать кнопки - то некоторые клапана открываются, некоторые закрываются. Иногда, одна кнопка закрывает несколько клапанов. Система рычажков весьма замысловатая...
Большой палец правой руки - сам нашел свое место - под загогулиной в середине саксофона. Саксофон опирается именно на этот палец. Большой палец левой руки - с трудом, но тоже определился! Для него предназначена черная круглая таблетка снизу, в верхней части раструба. Эту таблетку я сначала пытливыми ручками пытался открутить. Хорошо, что не получилось.
Ладно, на первый день хватит - решил я, подумав о соседях и стал убирать саксофон в футляр. Он разбирается на части - мундштук, мундштуковая трубка, раструб. Сам мундштук тоже разбирается - на корпус, трость и зажим. Трость - это основной элемент звукоизвлечения. Она вибрирует, когда ты дуешь в мундштук и получается звук. Вещь тоненькая и ломкая, поэтому на мундштук надевается специальный защитный колпачок.
Кроме всего прочего к саксафону прилагался спец-ершик, похожий на длинную лохматую палку. Он вставляется в раструб и прокручивается, высушивая влагу. Да, еще и отвертка прилагается! Надеюсь, у меня хватит ума не разбирать рычажки саксофона на части...
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:33   #2
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Аппликатура

Ок! Найден в интернете справочник по аппликатуре саксофона! И несколько самоучителей. К сожалению, оказалось - что на русском языке почти ничего нет. Зато на английском - прям даже с нотами и примерами звуковыми!
Порадовало то, что аппликатура саксофона однообразная в двух октавах. Для повышения октавы просто надо нажать октавный клапан (кнопка под большим пальцем левой руки). Большинство замысловатых кнопок, как оказалось, относятся к полутоновым нотам - диезам, бемолям...
Основной способ нажимания кнопок - подушечками пальцев. А есть еще способы, как ни странно. Например, фалангой безымянного пальца правой руки - соль-бемоль. Фалангой указательного пальца - аж целых три кнопки с правого бока. И даже ладонью левой руки (а точнее, изгибом между указательным и большим пальцем) - и тоже три кнопки. Впрочем, это уже относится к нотам третьей октавы... Пусть подождут пока эти кнопки!
Очередной факт: Для звукоизвлечения одной ноты - может существовать несколько вариантов! Это для беглости игры придумано и чтоб музыканта начинающего запутать.
И вот, сижу я на диване и держу в руках свой саксофон. На столе передо мной - подсказка по аппликатуре. Дудю (Самое пока подходящее слово!!) - торможу, пытаюсь сыграть хроматическую гамму... Нижние ноты срываются вверх - смешные петухи. Верхние - те попросту не берутся. Что ж такое-то??? Хм...
Решил пойти в магазин музыкальных инструментов - поискать, поспрашивать - что вообще для саксофона еще можно купить.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:34   #3
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Что за трости?

Так. Добрался, наконец, до магазина. Огромный суперпупермузыкальныймаркет, рядом с цирком на Фонтанке. Зашел - ну прям как музей... Есть все... Саксофонов - просто уйма.
Теноры, альты, да и мой сопрано... Все они имеют сходную "клапановку" - только высотой звука отличаются. Вот, тенор саксофон, например, ровно на октаву ниже сопрано.
Что для саксофона можно прикупить? Мундштуки, трости, ремнаборы, мази, средства по уходу. Подзываю продавца, спрашиваю трости. Он отвечает - какие вам? Блин! Они, оказывается, разные бывают - жесткие, средние и мягкие. Я говорю - мне бы чтобы потише - дома играть. Бери, говорит, мягкие. Взял.
А мазь зачем? А это чтобы пробку смазывать, оказывается. Сочленение мундштука с корпусом саксофона должно быть подвижным, но в меру. Перемещая мундштук вперед назад можно подстраивать звук под камертон.
Пришел домой - сразу шасть - трость менять. Ехарный бабай!!! Это ж как же у меня раньше играть то получалось??? С новой мягкой тростью - саксофон зазвучал сразу. Мягко, ровно, приятно... Хорошо, что я купил эти трости. Ура!
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:34   #4
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Мундштук

Разобравшись как следует с "распальцовкой" стал разбираться со следующим затыком. Ну почему ж звук-то такой неровный, срывающийся?
Дудел, дудел - понял - через некоторое время, после начала дудения - звук становится ровнее. Хм... А вот почему! Трость увлажняется дыханием! Да, действительно, перед началом игры необходимо "разогреть" инструмент. А в данном контексте это означает - снять с мундштука трость (или достать ее из кармашка, в котором она хранится) и как следует обмусолить ее во рту - после чего поставить на место. Крепится трость металлическим колечком с двумя винтиками-барашками.
Пытаюсь играть. Пальцы уже попадают куда надо и при достаточной сосредоточенности удается играть гамму. Только вот фальшивит что-то. Вроде все правильно жму - ан все равно, лажа...
Слушаю, как с диска играет Кенни Джи. Супер. Говорят, до него сопрано саксофон вообще не пользовался популярностью как сольный инструмент. Обычно, его таскали с собой тенор-саксофонисты - ибо его строй идентичен строю тенора с разницей ровно в октаву.
Кстати, саксофон - это транспонирующий инструмент. Т.е. в нотах пишется, например, нота "ре" а фактически при игре звучит нота "до". И так для всех саксофонов (сопранино,сопрано, альт, тенор, баритон, бас).
Так вот, слушаю Кенни Джи. Замечаю - вибратто. Звук плавает на нужных нотах. Как это делается? Балуюсь с саксофоном. АГА!! Для этого надо работать губами и щеками. По научному это называется Амбюшур. Значит, чтобы при игре гаммы звук был чистым - надо подстраиваться амбюшуром к соответствующей ноте! Пробую - получается постепенное изменение. Чем выше нота, тем более сжатыми должны быть щеки/губы.
Читаю самоучитель. Ешкин кот!! Оказывается держать мундштук надо совсем не так, как это интуитивно сделал я... Нижняя губа должна заворачиваться за нижние зубы (шамкающий такой прикус), а верхняя часть - зубы на мундштуке, губа мягко опущена на него и изолирует прохождение воздуха. Пробую дуть именно так - звук гораздо громче и резче. Мне не нравится... Эх. Решаю для себя дуть как дул раньше. Забочусь о соседях.
Еще, кстати. Мундштук не надо засовывать глубоко в рот! Держать только кончик. Впрочем, вероятно, это зависит от длины языка играющего. Как ни странно...
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:35   #5
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Хм... Судя по всему, положение трости относительно кончика мундштука может заметно влиять на звучание.
В моем случае - с тонкими тростями - если поставить ее так, чтобы закругленный кончик совпадал с внешним контуром установочной площадки мундштука - звук получается громче и резче, продувается сильнее.
Если поставить трость так, чтобы ее кончик совпадал (почти вровень, с минимальным нахлестом) с внутреним контуром выреза в установочной площадке - звук берется легче и он тише, слабже.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:36   #6
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Акцентирование

Оказывается, недостаточно просто перебирать пальцами по кнопкам! Чтобы звук получался четким, его надо акцентировать языком. Забавно... Есть два основных способа - щелчок и мягкое касание. Щелчок - это когда ты сначала прижимаешь язык к трости и потом вместе с выдохом - резко отпускаешь "Та-та-та" - получается. Мягкое касание - во время игры, коснуться трости серединой языка - на короткое мнгновение, чтобы трость перестала вибрировать - а затем снова отпустить... "Да-да-да" - получается.
Можно играть интересные комбинации - переключение звука кнопками совместно и вразнобой с акцентированием может выдать интересные ритмические рисунки!
Да, без языкового акцентирования, конечно, тоже можно играть. Например всяческие джазовые "прихохоты" и "придыхания" "Хау-у хау-уу" - получается.
__________________
?

Последний раз редактировалось Сэнкс; 10.05.2007 в 11:07.
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:37   #7
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Звучание

Ок. Включаю музыку - компакт диск Кенни Джи и начинаю просто подыгрывать. Фальшивит. Настраиваю звук, перемещая мундштук. О! Есть контакт, теперь звучит гармонично. Естественно, за импровизацией не успеваю - однако основные темы играть - уже получается! Да, пусть без акцентов - тупо, мимовато - зато вместе с Джи. Играю долго...
В самоучителе написано - звук издается не только саксофоном, но и всем телом играющего. Поэтому вы должны принимать ровную позу - для того, чтобы звук правильно резонировал по телу. Установочное упражнение - гудеть голосом, вместе с саксофоном, соответствующей нотой. Пробую.
Получается с трудом. Однако, когда гудение получается - отчетливо замечаю плавание звука - это как гитару настраиваешь и две ноты звучат - ну пости в унисон - проявляется "биение" - виртуальная частота, равная разнице между частотами одной и другой струны. Для саксофона - это биение отчетливо ощущается грудью. А когда резонанс гула и сакса становится ровным - получаешь забавное щекочущее ощущение в теле. Однако, удержать эту ровность пока нелегко...
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:38   #8
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
В очередной раз достав саскофон, улетаю мыслями куда-то далеко и начинаю что-то пытаться играть. Гамма. До-мажор. Медленно.
Внезапно замечаю, как тело начинает играть! Так вот про что пишут в самоучителе? Насчет того, что звук формируется не только в трубе, но и в теле? Да, отчетливый резонанс на некоторых нотах.
Замечаю, кроме всего прочего, следующую вещь - когда зубы прижимаются к верхней части мундштука - вибрация, резонанс тела - становится намного отчетливее. Может именно поэтому рекомендуют держать мундштук так?
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:38   #9
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Самоучитель

Самоучитель Ривчуна был куплен после долгих поисков в магазине "Лира".Текста - мало, упражнений много. Упражнения - это нотные кусочки. Упражнения собраны в группы - Формирование амбюшура, Расширение диапазона с помощью октавного клапана, Основные музыкальные размеры, Пунктирный ритм и затакт, Синкопированный ритм...Пытаюсь настроить свою голову на восприятие нот с листа. Как играть, какие пальцы нажимать. Снова вылезли акценты - в нотах они обозначены знаками легато и стакатто. Легато - плавнае последовательная смена нот. Стакатто - с "подталкиванием" ее языком.
Играю, играю, играю. Через некоторое время стал автоматически нажимать нужные комбинации кнопок даже не задумываясь об этом, просто глядя на расположение ноты в нотном стане.
__________________
?
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Старый 13.02.2006, 15:39   #10
Сэнкс
Дух
 
Аватар для Сэнкс
 
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
Сэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражейСэнкс творец мозаичных витражей
Транспонирование?

Как я уже писал выше, саксофон - транспонирующий инструмент. Сопрано - играет в строе си-бемоль. Т.е., если я правильно понял, написанная для сопрано саксофона в нотах нота "До" - звучит фактически при игре (как если бы ее сыграть на пианино) - как Си-бемоль.
Проигрывая упражнения Ривчуна - иногда забиваю их в виде нот в Finale или Sibelius (не определился, что лучше). Но вот когда начинаю это все играть и запускаю воспроизведение - получаю лажу. Звучит то из ПК - ниже, чем надо!
А вот как сделать так, чтобы играло в нужной тональности, и при этом, чтобы ноты оставались на своих местах - не понимаю... Нужна некая транспозиция при воспроизведении - "на лету".
В Logic - делается элементарно и все что угодно. Но вот с нотной записью там - не ахти как удобно работать...
__________________
?

Последний раз редактировалось Сэнкс; 10.05.2007 в 11:09.
Сэнкс вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
музыка

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Вкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 13:33.