22.03.2006, 11:52 | #1 |
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Духовность - что это такое?
Начну со своей статейки.
Некоторое время назад у меня состоялся телефонный разговор о духовности – о том, что это такое, и чем она является и не является. Моя собеседница, наивная американка, следующая путем, проложенным одной известной индийской святой, была просто шокирована моим тезисом о том, что духовность и доброта не имеют по сути ничего общего. Действительно - попсовая культура навешивает ярлык "святых" на всяческих альтруистов (а в прошлом - еще и на "мучеников"), а ведь настоящий святой - это прежде всего личностно развитый человек! Что привело к такому вот искажению? В свое время, да и сейчас, это имело важное общественное значение, поскольку чрезмерный перевес эгоизма в обществе чреват увеличением конкуренции и конфликтности, а также "отмиранием" наименее обеспеченных слоев населения. С другой стороны, оценка ситуации в мире по тому, как чувствуют себя "сирые и убогие" - это отдача себя в рабство паразитам, и потому чрезмерный "обязательный альтруизм из-под палки", как практикуется в социал-демократических обществах, - тоже радость небольшая. Вот только такое стало возможным только сейчас, а не тогда, когда формировались этические системы религий, которые исходили из вполне справедливых в те времена постулатов, что эгоисты вырастут и свое возьмут в любом случае, а вот альтруистов надо воспитывать с детства. Приводил я собеседнице примеры суровых Дзенских учителей, способных поколотить ученика, а то и отрезать ему палец , как в одном известном предании. В конце концов выдал я ей такое вот определение: Духовность (ИМХО) – это другой способ жить, другой смысл жизни, и, одновременно, другая структура психики. А доброта/святость - это уже наполнение, к структуре имеющая лишь то отношение, что во многих школах тех, кто не проходит "моральный фильтр", попросту не станут обучать из-за осознания того, что сбалансированного в плане эгоизма и альтруизма человека можно гораздо легче "воспитать" из альтруиста, нежели из эгоиста, и что слишком много сверхпродвинутых эгоистов - тоже не сахар. Теперь можно поговорить и о святости. Как лучше ее определить? Мне хочется дать определения через призму двух моделей. Первая модель - из НЛП. Вторую я увидел у Олдей в трилогии "Черный баламут", переосмыслив ее и адаптировав под свое мировоззрение. I. Позиции восприятия. НЛП учит, что существует 3 позиции восприятия: 1) Я. Это мои интересы и взгляды. 2) "Другой" - это интересы и взгляды других людей. 3) "Независимый наблюдатель" - позиция, воспринимающая все как оно есть, объективно и без пристрастий. (подробнее можно почитать здесь: http://www.duals.ru/Data/Books/NLP_b...ositions/1.htm ) Позиции у разных людей развиты по-разному: эгоист пребывает преимущественно в первой позиции, альтруист - во второй, а философ, подобный Хорну Фишеру из честертоновского сборника "Человек, который знал слишком много" - в третьей. Свои личные потребности у святых вытеснены; следовательно, у них недостаточно развита первая позиция восприятия. А следствием этого у многих людей с немалым потенциалом станет то, что они раздадут себя сирым, убогим, и обществу, а сами так и не разовьются ... II. “Любовь, закон и польза” С точки зрения данной позиции, святой – это человек, состоящий большей частью из “любви” (вселенской), и не имеющий в себе энергии пользы/разума. То бишь, он может быть умным или глупым, но он не руководствуется разумом в области своих ценностей, "раздавая" щедрой рукой всем-всем в выбранных изначально негибких рамках (будь то свой народ или все человечество), при этом не думая о том, что все разные, и всем нужно разное. Ведь именно "польза" отвечает за умение дифференцировать сирых и убогих по шкале нужности им предлагаемого; именно польза содержит в себе <b>ответственность получающего</b>, тогда как вселенская любовь не требует ни взаимности, ни действия со стороны "любимого" ... Вообще, некоторые встреченные мною люди с таким типажом были вообще относительно невменяемыми. Что это означает? Никакие рациональные аргументы не могли пробить их "человеколюбия" и других "универсальных принципов", которым они готовы следовать даже ибо нелепо ... Пример - одна известная ЖЖшная либералка, на которую я сильно обиделся после того, как она, изволивши посетить цирк, обозвала увиденных там тигров "жирными кошками" - непростительно кощунство! И в этом - величайшая ловушка для тех, кто рожден подобным "святым"/альтруистом. Для того, чтобы развиться, необходимо осознать и собственную ценность! По-моему так (С) Винни-Пух.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп Последний раз редактировалось Tytgrom; 10.12.2012 в 02:32. Причина: неработающая ссылка |
22.03.2006, 12:14 | #2 | |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Если я правильно понял, ты обосновываешь разницу понятий - Святость и Духовность.
Мне кажется, что у каждого человека свое собственное понимание этих понятий. Если вспомнить то же НЛП, а именно метамодель (языка) то эти понятия - номинализации. Т.е. действия, замороженные в "абстрактную вещь", которую нельзя положить в тачку и увезти. Соответственно, что делает человек, чтобы ты назвал его святым или духовным? Я думаю - в понимании этого и валяется ключ к разделению приведенных понятий. Цитата:
Определение святости по 1 призме - это "тот кто оценивает мир со 2 и 3 позиции восприятия?" Кстати, по моему пониманию позиции восприятия - это не глобальное отношение к миру, а просто способы "взглянуть на ситуацию" с разных точек зрения. Вовлеченно оценивая другого, вовлеченно оценивая себя, отстраненно оценивая себя и другого, отстраненно оценивая ситуацию в целом.
__________________
? |
|
22.03.2006, 12:53 | #3 |
Местный
Регистрация: 09.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 145
|
Дочитываю сейчас - книгу Сергея Минаева "Дух less". Где наглядно показано, что НЕ является духовностью: грязные (читай: ворованные) деньги, тупой рабский труд, атрибуты роскоши (гламурные девушки aka шлюхи, наркотики, клубы, сауны, выпивка, шоппинг); разобщенность общества на всех уровнях, бесцельное существование отдельного человека.
В сумме, взяв от этих набросков антитезы, можно получить то, что следует считать духовностью: честным трудом добытые деньги, осмысленность работы, сбалансированная в материальном и интеллектуальном отношении личность, самоосознание себя как частицы Человечества - и принятие ответственности за результаты своего творчества в любой сфере. Уверен, что лично я - духовностью обладаю. Без лишней скромности |
22.03.2006, 13:00 | #4 | |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Цитата:
Пример: Мне нужно определить, что такое круг. Я точно знаю, что квадрат - это не круг, автомобиль - не круг, стул - не круг, дружба - не круг.... Итого, определение круга: Это не квадрат без колес, на котором нельзя сидеть и плакаться ему в жилетку.
__________________
? |
|
22.03.2006, 13:20 | #5 |
Местный
Регистрация: 09.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 145
|
Сэнкс - не передергивай меня, пожалуйста
Ты ведь заметил: я НЕ делал попыток дать определение в форме "духовность = это ..." Лучше скажи: ты согласен со мной - в том, что, отталкиваясь от БЕЗдуховности, и сформировав некое идеальное представление, что МОЖЕТ ею быть, в итоге возможно получить нечто ИНТУИТИВНО понимаемое многими? |
22.03.2006, 13:43 | #6 | ||
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Цитата:
Цитата:
Духовность - что это такое? Что делает человек, которого лично я назову духовным? Попробую подумать: 1. Он спокойно относится к материальным благам. Есть они - хорошо, нет - не страшно. (См. Иеровые истинные и иллюзорные ценности) 2. Он верит в существование некоего высшего принципа (Бога). 3. Он тратит время на изучение высших принципов, философствует. Хм... Может ли сатанист быть духовным?? 4. Он хорошо относится к окружающим людям, помогает им если у него есть такая возможность. 5. Он хорошо выглядит внешне 6. С ним хочется общаться. 7. Он может рассказывать интересные и познавательные вещи. 8. Он спокоен, несуетлив. 9. Он не боится смерти Напомню - это приблизительное описание человека, которого Я назову духовным, пришедшее мне в голову сегодня и сейчас.
__________________
? |
||
22.03.2006, 13:50 | #7 |
Местный
Регистрация: 09.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 145
|
Ну, вот видишь - все, что ты перечислил, мне близко и понятно. И интуитивно - мы поняли друг друга! Это классно =))
(кстати, добавлю: я не претендую на то, чтобы ВСЕ ЛЮДИ НА ЗЕМЛЕ приняли эти пункты о духовности. Огромная масса - вообще над этими вопросами никогда не задумается - а если и задумается, то не станет развивать мысли в этом направлении). |
22.03.2006, 14:12 | #8 | |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Цитата:
Кстати, интуиция подсказывает мне, что у тигра будут другие пункты. например: 10. При необходимости готов накормить собой тигра.
__________________
? |
|
22.03.2006, 15:19 | #9 |
Местный
Регистрация: 09.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 145
|
Предлагаю - переименовать пункт 10 в: "Духовный человек имеет чуйство хьюмора"
|
24.03.2006, 11:06 | #10 |
Формоза
Регистрация: 07.02.2006
Адрес: П-ов Муравьева-Амурского
Сообщений: 5,740
|
А если попробовать "плясать" от этого:
Дух - наличие факта, что человек обладает внутренним миром. Ну и Духовность, соответственно - наличие богатого внутреннего мира. |