Мозаичный форум  

Вернуться   Мозаичный форум > Психология > Проекты группы мозаика > Обсуждение книг
Галерея Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

Обсуждение книг Читаем и обсуждаем

Ответ
 
Опции темы
Старый 19.06.2007, 00:31   #1
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
Книга о нефти и энергетике - "Peter Tertzakian. A thousand barrels a second".

Книжка о нефти, энергетике, и т.д.

Тысяча баррелей в секунду (или 86400 баррелей в день) - это уровень потребления нефти, который был достигнут недавно.


К сожалению, она скорее всего недоступна тем, кто хотел бы ее прочитать в сети и/или на русском.

Я буду по мере прочтения глав выдавать те или иные концепции и тезисы, кратко.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 22.08.2007, 06:17   #2
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
В первой главе рассказывается о том, что киты были на грани истребления не один раз, а дважды.

Многим известно, что киты были взяты под охрану во второй половине 20-го века, - но далеко не все знают, что они были почти истреблены к 1880-м годам.

На их примере автор показывает, как работает энергетический рынок, - ведь китовый жир использовался именно как источник энергии в 19 веке!

Это не затронуло Россию, но Штаты и Великобритания обеспечивали потребность в свете именно за счет свечей, сделанных из китов. Эти свечи были на порядок лучше тех, что делались из бычьего жира.

В главе показан переход на новый ресурс, его встраивание в то, как функционирует общество, формирование инфраструктуры, различные сорта (так, жир кашалотов ценился куда выше, чем жир других китов), массированные инвестиции, а потом и удорожание себестоимости вследствие исчерпания "дешевых ресурсов". Затем идет нахождение нового ресурса и его борьбу за то, чтобы стать новой "основной надеждой" .


Также говорится, что за всю современную историю человечества таких ресурсов было всего пять - дрова, уголь, китовый жир, нефть.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.08.2007, 13:20   #3
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
В начале второй главы обсуждается система "топлива" (включая сено как топливо для прирученных быков ).

Затем рассказывается история "Встраивания" паровой машины в систему функционирования общества, и то, как это сформировало век угля.

Затем предложен завораживающий рассказ о том, как вся геополитика после 1 Мировой была политикой раздела разведанных на тот момент нефтяных запасов мира.

О том, как британцы куда быстрее сообразили, что такое нефть (один адмирал "уговаривал" британский флот перейти с угля на нефть начиная с 1882 года, и переход состоялся перед самой войной, обеспечив англичанам преимущество на море). О том, как во время Первой Мировой союзники победили не в последнюю очередь благодаря нефтяным запасам вступившей в войну на их стороне Америки.

О том, как к 1920 году 75% разведанных запасов вне США оказались под контролем англичан, и что возникшие компании Shell & British PEtroleum (BP) po сути были "руками" британского правительства, тогда как в США монополия Рокфеллера "Standard Oil" по сути сконцентрировалась на внутреннем рынке, и противилась привнесению на этот рынок более дешевой нефти извне, поскольку сама добывала ее в Техасе, Оклахоме и Пенсильвании.

Описываются попытки взять и поделить нефтяные запасы Российской Империи (Закавказье), - и это в 1920-м году! Впрочем, большевики быстро пресекли эти надежды.

Затем рассказывается о том, как британцы совершили стртатегическую ошибку в Саудовской Аравии, поставив на Хашемитов, - и победившее племя Саудитов выгнало их из страны, завязав контакты с американцами.

Далее говорится о том, как постепенно падал процент мировой нефти, добываемый американскими нефтяными компаниями, - и одновременно рос процент импортируемой нефти на американском рынке.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 30.08.2007, 15:14   #4
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
Третья глава начинается с заявления Никсона о том, что США потреляет 30% мирового потребления нефти (при 7% населения), и что это хорошо, поскольку отражает самый высокий уровень жизни.

Далее рассказывается об одном из основных законов экономики топлива, который заключается в том, что чем оно лучше/эффективнее, тем больше оно используется, и сильнее встраивается в жизнь общества, становясь наркотиком.

Затем показывается, насколько рост ВВП США между 1950 и 1970 соответствовал потреблению нефти. Затем рассказывается о том, что первые дизельные локомотивы появились в 1918 году, но переход от паровозов очень затянулся. Что интересно, еще в 60-х в США продавались паровозы!

Описываются причины перехода и его форма - от начального осторожного использования, к постепенному росту (поскольку паровозы достигли максимума своей эффективности, и в них уже не было глюков), - и к резкому росту процента тепловозов, когда ни одна компания не может себе позволить НЕпереход, когда ее соперники его совершают (что интересно, по той же схеме проходит на Западе переход на новые, более эффективные, самолеты).


Что интересно, у первых паровозов эффективность была всего 6% (только 6% энергии, заключенной в угле, двигали груз), и за время жизни продукта эта эффективность увеличилась до 10-12%. дизель же сразу начал на уровне 30%, обеспечив в итоге эффективность до 45%.

Далее опять идет детектив, - история того, как рынок нефти эволюционировал между концом 2 мировой и 1976 годом.

Началось все с того, что транснациональные нефтяные корпорации (так называемые "7 сестер", "поделившие" мировую нефть еще в 1928-м, которые к нынешнему моменту объединились в 4 компании - Шелл, БП, Эксон-Мобил и Шеврон) начали распределять прибыли между страной добычи и станой потребления нефти, минимизируя прибыль - и налоги - в последних, и максимизируя их в первых.

Потом Венесуэла, а затем и Иран, потребовали себе большую часть прибылей, - они хотели 50-50, но столько не получили. Иран даже выгнал англичан, но после того, как работники BP покинули страну, индустрия добычи в Иране остановилась, и правительство пало. Именно после этого посадили на трон шаха, договорившегося с Западом.

Затем на рынке появились независимые нефтяные компании, которые заключали договоры с добывающими странами на более выгодных для тех условиях. Затем появился Каддафи, - и полностью изменил картину, начав использовать нефть для шантажа (кста, именно с его легкой руки добывающие страны сильно переломили ситуацию в свою пользу, получая сейчас до 85% прибыли).

Описывается и ситуация на рынке США, когда вследствие протекционизма для спасения американской индустрии добычи нефти от дешевого импорта этот самый импорт был ограничен. Баррель нефти стоил 3.18 в США, тогда как на мировом рынке - всего 1.30.

Когда арабы (ОПЕК) объявили эмбарго в 1973 году, во время Войны Судного Дня между арабами и Израилем, весь мир оказался взят за горло (кстати, начались трения еще к 1970-му году, когда 23 компании выработали общую политику для негоциации с ОПЕК). При этом ТНК оказались между двух огней, поскольку на них давили и производители, и потребители. К моменту войны цена барреля уже увеличилась с 4$ до 10$, а в последовавший период она подскочила до 26$ за баррель!
(я замечу, что именно решение Горбачева поднять цены на энергоносители до мирового уровня ИМХО развалило советскую экономику нафих)

Кстати, в то же время нефтедобытчики в США достигли "пика Хабберта" - максимального физически возможного уровня добычи нефти.

Эмбарго было снято в 1976 году, но психологическая травма от него осталась, а Никсон еще до отставки начал новый "проект Манхеттен", который должен был к 1980-му году обеспечить энергетическую самодостаточность США.


Далее идет повторение основной схемы описанного ранее энергетического цикла - "рост давления, точка перелома, переход", - но в модифицированном варианте.

Приводится пример парового двигателя с его возможностью роста давления в котле до уровня взрыва, и возникшие методы сброса пара через специальные механизмы. Индикатором служит уровень давления.

На нефтяном уровне ситуация идентичная - есть давление, индикатором которого служит цена. Вот только далеко не всегда давление доходит до точки перелома, нередко приводя к ребалансировке системы (аналогичной сбросу пара).

Далее дается концепция "энергетической смеси" - набора разных источников энергии, питающих нацию. Идет обсуждение "линий поставки" (не знаю, как перевести supply chain), и конкуренции между разными источниками. Причем часть источников легко заменяема (как, например, на рынке электроэнергии, которую можно генерировать многими способами), а часть - нет (бензин хрен заменишь ).

Дается определение точки перелома как точки, когда основной источник энергии становится резко невыгодным (disadvantaged) по сравнению с другими.


Далее рассказывается о том, как был преодолен кризис семидесятых. Сначала говорится о том, что цена не была индикатором грядущего кризиса, так как рынок не был реальным - нефть продавалась преимущественно по долгосрочным контрактам с фиксированной ценой. Было два "подземных толчка" - в 1973-м, и еще бОльший в 1979/1980-х, когда в Иране власть захватили исламисты, в Ираке - Саддам, началась Ирано-Иракская война, и произошло вторжение СССР в Афганистан, радикализировавшее арабские массы. Далее говорится о падении добычи в странах, где начинаются политические пертурбации.

Потом обсуждается весьма важный период ребалансировки с 1973-го по 1986-й годы.
Во-первых, падает потребление в связи с кризисом. Во-вторых, правительства делают все, чтобы снизить зависимость от "невыгодного" истичника энергии.

Показывается, как нефть была вытеснена с рынка производства электроэнергии углем и мирным атомом (ее доля упала с 17 до 3%, тогда как около половины генерируется на угольных электростанциях).

Были предприняты меры и для увеличения эффективности автомобилей. Делается вывод, что когда нефть в 1986-м году упала до 14$ за баррель (после 36$ в 1980-м), энергетический рынок США очень сильно отличался от изначального.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.10.2007, 20:09   #5
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
4-я глава описывает всю экономику нефтедобычи и нефтепотребления "до краев земли" (так она называется).

В самом начале он говорит (в двух словах) о том, что нефти в мире хватает. Другое дело - ее все сложнее и сложнее найти, добыть, и доставить потребителям.

Затем дается объяснение градаций нефти включая слова "Брент" и WTI; объясняется, как через нефтяные биржи балансируется цена во всем мире (как только торговцы видят разницу между некоторыми центрами, они могут перенаправить потоки/танкеры, выравнивая цену).

Объясняется, как,в отличие от рынка китового жира, нефтяной рынок является фьючерсным. Правит не столько цена в настоящий момент, сколько ожидание того, какова будет динамика цен. Немало контрактов заключается именно на будущее (из других источников знаю, что американский дискаунтер Southwest Airlines отчасти потому остается сильно прибыльным в отличие от большей части индустрии, что в свое время сделал фьючерсный контракт на топливо на длительный срок, получая его по цене $30 за баррель нефти там, где рыночная цена доходит до 80$/баррель).

Объясняется, что цена на бензин состоит не только из цены на нефть, и что даже 100$/баррель приведет к ценам 3.50-4.00$ за галлон бензина (удорожание нефти на 1$ за баррель увеличивает розничные цену бензина на 3 цента).

Далее объясняется, что после ребалансировки семидесятых и восьмиддесятых Запад считал, что нефть должна стоить около 20$/баррель, а флуктуации цены объяснялись сезонностью/цикличностью.

Но на этот раз все по-другому, поскольку резко увеличивается спрос - раз, и уменьшается количество чистой, дешевой нефти - два. Соответственно, фьючерсный рынок реагирует в режиме дефицита и ажиотажа.

Автор говорит, что ценае 20$ за баррель пришли кранты, причем навсегда.

Дальше анализируется потребность в нефти.
Показывается, как коэффициент зависимости роста экономики от потребления нефти в Штатах был равен 80 между 1950 и 1973 годами, и 45 - начиная с 1980-го.

Говорится, что Япония и Европа сумели разделить эти два процесса, и растут без увеличения потребления нефти, но они скорее исключение. Плюс, растут преимущественно не они. Также говорится, что мировая рецессия не уменьшит количество потребляемой нефти, а всего-навсего снизит скорость роста потребления!

Этот коэффициент для всего мира был равен 29 между 1995-м и 2004-м, но потом вырос до 35-40 в связи с ростом Индии и Китая (у которых он около 90-95, что характерно для стадии индустриализации экономики).

Далее рассказывается о росте мировой экономики (с 97 по 2002 потребление поднялось с 73.7 до 77.9 баррелей нефти в день, но в последующие 3 года скакнуло до 86 миллионов - тех самых 1000 баррелей в секунду, что дали название книге); говорится, куда идет прирост потребления нефти (11% - США, 23% - Китай, еще 18% - Азия без Китая, и 48% - остальной мир). Показывается и то, что из каждого барреля нефти в США 47% идет на бензин, 8% - на керосин, 21% - мазут, и так далее.

Далее показывается, что в автомобилях лишь 17% изначальной энергии нефти крутит колеса (17% теряется при добыче, перевозке и перегонке нефти; 54% теряется в двигателе, еще 10% - трансмиссия, 2% - сопротивление движению). Рассказывается о том, как американцы покупают более тяжелые гробы-джипы, что в комбинации с увеличивающимся количеством пробок из-за миграции населения в пригороды и увеличиением расстояний из-за этой миграции существенно увеличили годовой расход топлива в пересчете на машину.

Показывается, что ежегодная дополнительная потребность в нефти в США - около 250 тысяч баррелей/день, причем их приходится импортировать. Прирост у китайцев - 400 тысяч баррелей в день каждый год, у Индии - 130. Немалый рост потребления наблюдается и в Восточной Европе, и в Латинской Америке.


Далее говорится о другой стороне - добыче/поставках.

Дан график находождения новых нефтяных полей в миллиардах баррелей в год с 1900 по 2005. Автор рассказывает, как в 1976-м он работал на Шеврон, и они разведали Хибернию - поле объемом около миллиарда баррелей в районе Ньюфаундленда. Он также говорит, что при нынешнем уровне общемирового потребления этого поля хватило бы лишь на 11 дней!

Говорится, что пик находок был в 1960 году, когда в год находилось до 60 миллиардов баррелей, тогда как в последние несколько лет находится от силы 10 баррелей миллиардов в год (при потреблении около 31.5 миллиардов баррелей в год).

Это связано и с тем, что сейчас находят мало "слонов" - полей в несколько сотен миллионов баррелей.

Далее говорится об истории добычи, о разных формациях, и о том, что процент извлекаемой нефти бывает достаточно невелик. В Саудовской Аравии он 50%, и это - один из лучших показателей, поскольку в случае низкого качества (например, высокой вязкости) нефти он может быть всего 15%. Средний показатель - 30-35%.

Далее говорится о том, что ограничение количства нефти - это не ограничение количества нефти в земле, а ограничение количества нефти, которую можно и выгодно добывать, исходя из рыночных цен на нее.

Далее говорится о пике Хабберта - это был экономист, который в 1956 году предсказал, что в начале семидесятых наступит пик добычи нефти в США. По сути, там график скорости добычи, напоминающий статистическое распределение.

Исходя из оценки общемировых запасов в 2.2 триллиона баррелей, предсказывается скорое прохождение пика Хабберта для мира. но автор упоминает, что этот пик точно пройден для легкодобываемой нефти, но неизвестно когда будет для нефти в целом в связи с приблизительностью оценки запасов в мире.

Далее поясняется, как у каждой скважины/пола падает каждый год "производительность". Общемировой спад продуктивности - 5-8%. то есть, если не вводить в строй новые скважины, на столько упадет добыча в имеющихся скважинах. Это падение - 4.3 миллиона баррелей в день - в 2.5 раза превышает добычу в Ираке.

И это при том, что помимо компенсации падения добычи надо обеспечивать удовлетворение РАСТУЩЕГО спроса!

Далее говорится, что на нынешней "фабрике по добыче нефти" бесперебойность производства равна 97.5%. То есть, не остается резервов, особенно в России, Норвегии, Канаде, Мексике - странах вне ОПЕК. Соответственно, только ОПЕК имеет резервы мощности, и эти резервы стоят между миром и кризисом - кризисом, когда добываемой нефти не будет хватать на покрытие спроса, и наступит паника.

Далее описывается Стратегоческий Нефтяной Запас США, и говорится, что при всей величине цифры он может покрыть импорт (не весь спрос, а лишь импорт) всего на 3 месяца.


Все вышесказанное, по мнению автора, означает приближение "точки перелома".

Далее говорится о геополитике. О том, как фьючерсная и текущая цена нефти отражает нестабильность в мире и его нефтедобывающих регионах. Приводится пример того, как быстрое продвижение американскох войск к Багдаду в 2003-м привело к резкому уменьшению цен на нефть на 10%. Потом объясняется важность Персидского Залива как не только источника 20% мировой нефти, но всех 100% его резервной мощности нефтедобычи ...
(от себя скажу, что если бы Саддама поперли в 91-м году, все было бы куда прое, поскольку тогда потребление нефти в мире было существенно меньше, и резервных мощностей было больше).

Многие страны, где добывают нефть, являются фактором риска, и, соответственно, нефтяные компании ожидают более высоких уровней возврата на инвестиции. в Канаде, где все тихо и гладко, они хотят 8% возврата после налогов, а в России/Индонезии/Либии/Колумбии/Нигерии - минимум 20%. Соответственно, увеличение этого желаемого возврата способствует увеличению рыночной цены нефти. Автор считает, что нефть уже никогда не будет менее 40$/баррель (сейчас она на рынке около 80$).

Также он говорит о падении значимости независимых компаний и росте значимости государственных (по резервам самая богатая из независимых - Лукойл - на 9 месте; следующая - ЭксонМобил - на 12-м, и ее разведанные запасы составляют лишь одну двадцатую запасов саудовской государственной Арамко).

Следом описывается изменение динамики в связи с политикой, когда независимые нефтяные компании (ННК) оказываются в невыгодном положении по сравнению с государственными нефтяными компаниями (из Китая, Бразилии, России, Малайзиии т.д.), которые нередко заботятся не о ежеквартальной прибыли, а о бесперебойном источнике нефти для своей страны, и обладают возможностями государства.

Дополнительными факторами являются повышенные требования регулирующих органов к корпоративной "прозрачности" и отчетности (акт Сарбанес-Оксли в США) и "правам человека" для независимых западных компаний (приводится пример того, как независимую кандскую компанию Талисман по сути вынудили уйти из Судана свои собственные "левые", после чего свято место было заполнено национальной индийской команией ОГНСи, которой "права человека" были глубоко пофиг).

Далее рассказывается о падении возможностей ОПЕК контролировать цену, а также о росте добычи в безопасной Канаде (где добыча идет из нефтесодержащего песка с более высокой себестоимостью, чем традиционная нефть).

Далее говорится о "непрозрачности" отрасли, - особенно там, где это касается незападных компаний. А это создает ажиотаж, и повышает цены.

В заключение говорится о том, как приближается точка перелома, и обсуждается то, какие обстоятельства могут привести к перелому (например, к перелому в области китового жира привела гибель во льдах сразу 33 китобойных кораблей в 1871-м).
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 05.10.2007, 22:09   #6
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
Книжку надо дочитывать и возвращать, блин ...

Пятая глава посвящена технологии, которая, согласно предсказаниям многих, "спасает".

Начинается глава с рассказа о мануфактурах в американской новой Англии, которые использовали систему каналов и водных колес-мельниц в качестве источников энергии.

Описывается, как вся эта изощренная система была выброшена в пользу паровых двигателей, обеспечивавших бОльшую гибкость и надежность.

Затем рассказывается о шоке, отразившемся на нефтяной индустрии после сообщения об открытии в области холодного термоядерного синтеза в 1989-м. Когда оказалось, что ученые ошиблись, индустрия вновь вздохнула спокойно . Однако иллюзия о том, что технология всех спасет, осталась.

Далее рассказывается об Эдисоне и электрификации Америки.
Говорится о том, как до Эдисона освещение в городах осуществлялось через систему трубок, подводящих к горелкам угольный газ (потом вся эта инфраструктура была использована - через трубки провели провода, а диаметр цоиколей лампочек был определен так, чтобы они подходили к имеющимся трубкам/горелкам с минимальными модификациями).

Рассказано о Вильяме Сойере - изобретателе и конкуренте Эдисона - чья технология была на порядок лучше, но чье отсутствие навыков бизнесмена привело к победе Эдисона (который в конце концов использовал немало идей Сойера в итоговом техническом варианте).

Рассказано о "войне" между Эдисоном с его постоянным током и идеей переменного тока, привнесебнной на рынок конкурентом Вестингхаузом, чьим ученым был гениальный Никола Тесла.

Упоминается интересный факт, что окончательно "изжить" часть эдисоновской схематики, основанной на постоянном токе, удалось только в 2005-м году, 123 года спустя, - когда электрическая компания попросту объявила об окончании предоставления данной услуги! До того 1600 потребителей сопротивлялись попыткам перевести их на переменный ток.


Далее рассказывается о сложности изманения стандартов, приводя в качестве примера клавиатурную раскладку, созданную для минимизации вероятности "зажимов" на пишущих машинках, а также электрических вилок и основ лампочек.

Также упоминается Вындовоз, который тоже показывает, насколько тяжело поменять сформировавшийся стандарт:

- Ты можешь ГОСТ поменять? - тут он так захохотал, что у него трубка выпала (С) гениальный Жванецкий .

Далее рассказывается о том, как происходили переходы от одного источника энергии к другому. Показывается, насколько медленным и сложным был процесс даже для тех источников, которые не становились основным источником (например, гидроэлектростанции и природный газ). Это видеокассеты быстро уступили место ДВД-ям, а пленочные фотоаппараты - фотоаппаратам цифровым, а в энергетической области скорость перехода не увеличивается, а только уменьшается.

Интересным фактом является то, что в каждом последующем карбонате (топливе, основанном на углероде) процент собственно углерода уменьшается (от дерева к углю, к нефти, к природному газу)! Это приводит к тому, что снижаются вредные выбросы. Но после природного газа углеродных альтернатив больше нет.

Далее рассказывается о водороде, которому прочат будущее в виде топлива для машин в виде так называемых "топливных элементов" (fuel cells).

Рассказывается об истории турбинных двигателей для авто, которые должны были заменить ДВС - если бы те не прогрессировали с конца пятидесятых до середины семидесятых, убив на корню преимущество турбин.

Плюс, водородная экономика потребует значительного увеличения производства электроэнергии для расщепления воды и природного газа (чтобы получать водород) - автор подсчитал, что для этого понадобится около 350 новых атомных электростанций, которые никто не позволит построить (я уж не говорю про ограниченное количество урана для топлива). Плюс, система заправок по всей стране.

Он приходит к выводу, что в течение ближайших 10-20 лет водород не будет панацеей, которая спасет от нефтяной зависимости.

Завершают главу мысли о том, что технология в краткосрочной перспективе скорее позволит увеличить эффективность имеющейся цепи/структуры, нежели приведет к замене одного на другое.

Также упоминается, что за последние несколько лет выросла цена не только нефти (в 5 раз, как и газ), но и урана (в 3 раза), и угля (в 2 раза).
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 06.10.2007, 07:58   #7
Маричка
нудная блондинко
 
Аватар для Маричка
 
Регистрация: 28.04.2007
Сообщений: 4,250
Маричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мираМаричка мозаика мира
Спасибо, Тигрунь, интересно.

Энергия - количественная мера материи, возможность тела совершать работу ( эт все из Википедии), наркотик цивилизации (как называет автор книги ).

Про наркотик. Мы настолько привыкли к благам цивилизации, что без них обречены на гибель. Мне кажется что это тупиковый путь развития человечества. Я уже думала над тем каким может быть другой путь, но пока ничего толкового не придумала. Но, где -то же он есть.

Еще, энергия - это дубИна/аргумент в межгосударственных отношениях.
Думаю, что есть уже научные наработки альтернативного вида энергии, но они пока лоббируются, что бы не мешали нефтяным королям ловить рыбку в мутной воде.
__________________
Жизнь это способ воспоминания.

Последний раз редактировалось Маричка; 06.10.2007 в 17:50.
Маричка вне форума   Ответить с цитированием
Старый 07.10.2007, 04:56   #8
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
Призывать к примитивизму ИМХО бесполезно.

Что же касаемо альтернативных разработок - "нефтяные короли" тут ни при чем. Авторе как раз показывает, какую роль играют экономические механизмы, включая многотриллионную инфраструктуру и отсутствие простых решений.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 22.10.2007, 15:51   #9
SiberianTiger
Englishman in New York
 
Аватар для SiberianTiger
 
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
SiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мираSiberianTiger мозаика мира
Следующая глава - "Следующий великий акт перебалансировки".

Сначала автор заявляет, что мы приближаемся к следующей точки перебалансировки, когда по-прежнему жить будет нельзя. И дело не только в потере прибылей для корпораций и свободных денег для населения. Дело не только в использовании ранее нишевых продуктов (типа битума, горючих сланцев и нефтесодержащих песков). Дело еще и в "безопасности"/стабильности поставок нефти, и, следовательно, стран-потребителей.

Далее он говорит, что, в отличие от многих экспертов, считает, что точки перелома происходят не тогда, когда экономика "замедляется", а тогда, когда иначе нельзя.
Он определяет 4 эволюционные стадии, которые ожидают общество в процессе роста давления перед перебалансировкой:
1. "Ныть, ругаться и платить";
2. Экономить и повышать эффективность;
3. Поиск и ввод в строй альтернативных источников энергии;
4. Трансформация общества, бизнеса и стиля жизни.

Естественно, они не являются строго последовательными, и часто перекрываются.

1. "Ныть, ругаться и платить";

Ноют все - и индивидуи, и корпорации. Обвиняют всех - и нефтяные компании, и "арабов", и политиков.

Политики на этой стадии сделать ничего не могут, лоббисты пытаются выторговать налоговые скидки и субсидии для своих клиентов.
но многие политики предпочитают этот период переждать, поскольку эфективные решения приведут к успеху лишь через пару выборных циклов (в США политики избираются в нижние палаты власти лишь на 2 года, причем как на всеамериканском уровне, так и на уровне штатов. В исполнительной власти цикл составляет 4 года, а в верхней палате - обычно 6 лет).

2. Экономить и повышать эффективность;

В какой-то момент начинается экономия, особенно для сильно зависимых от стоимости ГСМ бизнесов и бедных слоев населения.
В США и Канаде все дома кондиционируются и обогреваются (у моих родственников есть джакузи на улице - так они пользуются им рааз в неделю-две, но температура там подерживается автоматически на определенном уровне чуть ли не в любое время). Во многих странах того же технологического уровня стандартом считается обогрев не всех комнат и т.п. Использование общественного транспорта или несколько человек в одной машине - другой метод.

Однако подобные методы - они как диета, которая позволяет сбрасывать вес лишь на период соблюдения диеты.

Один из примеров более постоянного решения - высокое налогообложение. Приводится пример Великобритании, которая оказалась в начале семидесятых в безвыходной ситуации, так как наряду с нефтяным кризисом забастовали шахтеры-угледобытчики. Там вообще до керосиновых ламп дошло - и правительство ввело очень высокие налоги на бензин. Однако когда призис закончился, и в Серевном море нашли нефть, более не нужные налоги все равно не снизили, позволив и дальше стимулировать снижение потребления нефтепродуктов. В этом одно из отличий от США, где любое предложение повышения налогов на бензин равносильно политическому самоубийству.

Далее говорится о том, что увеличение эффективности всего лишь на несколько процентов в одной из областей (автомобили, обогрев/охлаждение, освещение) может привести к значительному экономическому и консервационному эфекту. Естественно, чем централизованней улучшаемые системы, тем легче достичь эффекта - так, легче увеличить эффективность одной ТЭЦ, нежели уговорить 10,000 владельцев индивидуальных котельных вложить деньги в апгрейд).

Между 1973 и 1986 годом изменения были значительны - так, современный холодильник использует на 70% меньше энергии по сравнению с тогдашним, да и множество тяжелых, неэффективных автомобилей постепенно оказались на свалках.

Однако подобные улучшения не всегда могут помочь, так как, скажем, эффективность автомобильных двигателей - как бензиновых, так и дизельных - уже близка к теоретическому максимуму. Потому на сданном этапе улучшения касаются не этих элементов, а совершаемой автомобилем РАБОТЫ - так, новые гибридные машины умеют отключать двигатель в момент стояния у светофоре, когда автомобиль не совершает полезной работы. Другой пример - покупка более легкой машины, чтобы она не тратила бензин на "лишний вес".

Далее говорится о том, как сложно уменьшить количество человекокилометров в США, либо тратить меньше бензина в процессе без изменения стиля жизни.

Ни один из следующих четырех вариантов не является простым:
а) Уменьшение веса автомобилей - мало кто хочет пересаживаться на меньшую машину, теряя возможность перевозить в случае необходимости грузы или друзей. Я уж не говорю о личном пространстве, статусе или прочности в случае аварии.
б) Переход на другое топливо - показывается, как плохая репутация дизельных пассажирских авто и их меньшая экологичность мешают уменьшить расход топлива сразу на 25-30%.
в) снижение скоростей на шоссе и не только - это невозможно (да и не хочу я этого ).
г) Технологические прорывы.
Последним значительным технологическим скачком был переход от карбюраторов к электронному впрыску в восьмидесятых. Далее обсуждаются гибриды и их ограничения - в итоге говорится, что они не решат проблемы, но обеспечат улучшение расхода бензина процентов на двадцать пять (от себя замечу, что они обеспечат экономию в пробках, что очень существенно).

Далее обсуждается замена парка автомобилей, и говрится о том, что даже если каждая новая машина будет гибридной (а в США ежегодно продается 16-17 миллионов новых машин), общий расход бензина будет расти (правда, очень медленно). Не раньше, чем через 10 лет расход начнет падать - когда из парка будут выводиться менее эффективные автомобили.

И это при том, что такой сценарий (все продаваемые машины - гибриды) невозможен без значительного роста бензинов или законодательного мандата. В Китае все проще, так как там меньше парк и больше возможности авторитарного правительства.

(от себя приведу еще пару примеров - "геообменники", позволяющие существенно уменьшить себестоимость обогрева и кондиционирования зданий - система применяется нечасто из-за значительной изначальной стоимости, хотя и обеспечивает от 35% до 70% экономического эффекта; другой пример - лампы дневного света, которые позволяют экономить электроэнергию за счет того, что нужна меньшая мощность для того же субъективного эффекта освещенности).

3. Поиск и ввод в строй альтернативных источников энергии;

Традиционно данный подход случался в форме перехода на другие источники энергии вследствие значительных научных открытий (уголь и паровая машина, или нефть и керосиновые лампы, или уран и ядерные электростанции).

Сейчас Бушка пытается протолкнуть строительство новых АЭС, но после аварии в 79-м году на одной из американских АЭС и Чернобыля это очень сложно, и это не повлияет на цены на бензин (напомню, - нефтепродукты генеритуют лишь 3% электроэнергии в США).

Другим источником замены, способным сократить потребность в нефти, является уголь, которого в США много.
для этого служит разработанный в двадцатые годы в Германии процесс Фишера-Тропша, позволяющий также получать синтетическое топливо из угля, природного газа или даже биомассы. Однако себестоимость этого топлива очень высока, особенно в плане вредных выбросов при переработке угля.

Я рекомендую статью в Википедии по ссылке для оценки применимости и себестоимости (хотя данная книга приводит другую оценку точки, когда данные процессы становятся выгодными - 50$ за баррель нефти).


Другой источник альтернативного топлива - сжиженный природный газ, перевозимый танкерами.
Приводится график энергетических источников в Японии, использовавшей импортируемый сжиженный газ с начала 70-х.

Далее говорится, что машинам нужна не нефть, а бензин - а его можно делать из чего угодно. Рассказывается о буме в канадской Альберте в связи с возможностями переработки битума из тамошних нефтеносных пластов (tar sands/oil sands). Я сам могу подтвердить, что там происходит дикий рост цен на жилье - моя бывшая начальница, переехавшая из Калгари в Портленд, продала там жилье, а через полтора года спустя не смогла вернуться назад и купить жилье даже на повышенную зарплату - так и вынуждена была остаться в Портленде, отказавшись от повышения по службе. Далее идет описание история добычи из этих пластов в Канаде и американских горючих сланцев.

Делается вывод, что это запасы будущего, а в ближайше 10 лет значительной роли они не окажут, равно как и "биологические" источники топлива - особенно этанол. В связи с меньшей эффективностью этанола даже удвоение его производства, обещаемое к 2012 году, обеспечит лишь 3.5% потребности рынка в бензине.

Делается вывод, что все эти варианты будут способствовать перебалансировке, но не смогут оказать значительного влияния на рынок, равно как и ветряки на рынок генерации электроэнергии (он говорит, что нужно 1,500 ветряков, чтобы сгенерировать столько же, сколько одна АЭС).

4. Трансформация общества, бизнеса и стиля жизни.

Все вышесказанное показывает, что необходимы принципиальные изменения образа жизни, нацеленные на снижение потребления энергии.
Далее рассказывается о том, как Япония в 1978 году была второй по объему импорта в мире, и как японцы смогли существенно снизить зависимость от импорта через повышение налогов на бензин и отказ от перехода к централизованному отоплению домов - там зимой обогреваются керосинками или электрообогревателями, а летом кондиционируют отдельные комнаты.

В США это будет куда сложнее, но нация, менее зависимая от какого-либо основного топлива, находится в более выгодном положении во всемирном капиталистическом соревновании .

Дальше развеивается мантра рыночников о том, что всем должен заниматься рынок и бизнесмены.
Перебалансировка под влиянием экономических механизмов уже началась и идет вовсю, однако в тех же США все еще продолжается первая стадия - "Ныть и платить". Даже в случае роста цены нефти до 120$/баррель (а бензина, соответственно, до 4$/галлон) значительный процент населения не перейдет к стадии экономии, хотя некоторые начали экономить уже сейчас. Далее рассказывается, как первым при росте цен пострадает энергоемкий бизнес.

Затем обсуждается производство танкеров для перевозки сжиженного газа (их производство сейчас резко выросло), а в Штаты газ идет в основном из Канады по трубопроводам (кстати, компания, где я работал, и где мне дали почитать эту книгу, называется TransCanada - обратите внимание, чем они занимаются). С 73-го по 85-й их строили для перевозки газа в Японию, потом перестали, а начиная с 93-го их начали вновь строить - как и терминалы в производящих и использующих странах. В США же многие лобби сильно сопротивляются построению терминалов и импорту газа.

Далее рассказывается о том, как балансируют истичники энергии китайцы, где традиционно было много угля и росло потребление нефти.

Сейчас же они строят ГЭС и собираются построить до 40 АЭС (по новой, более эффективной технологии pebble bed) к 2020-му году. Они делают все, чтобы меньше зависеть от нефти, и у них есть шанс избежать "американского пути", расточительно расходующего энергию.

Далее рассказывается о том, как избавилась от нефтяной зависимости Южная Корея, где переломный момент произошел в 1997 году (их фактор нефтяной зависимости был 250 - в 2.5 раза больше, чем сейчас у Индии). Сейчас он равен 20 за счет строительства терминалов для поставки газа и АЭС.

Пример Южной Кореи показывает, как быстро можно перестроить энергетическую систему в условиях кризиса агрессивными действиями правительства.
Также он подтверждает, насколько сильно необходима несть быстрорастущей экономике в связи со своей гибкостью, масштабируемостью, легкостью транспортировки и складирования, универсальностью применения.

В самом конце главы автор опять горько вздыхает по поводу нежелания североамериканцев осознавать необходимость экономии, и приводит сказанные в 1979-м году высокопоставленным работником итальянской государственной нефтяной компании ЭНИ слова "Нефть - товар политический, это не то, что можно целиком доверить рынку и бизнесменам".

У меня остается последняя глава для чтения и конспектирования.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Г. Своуп
SiberianTiger вне форума   Ответить с цитированием
Старый 02.11.2007, 19:01   #10
Андрей ОК
Старожил
 
Аватар для Андрей ОК
 
Регистрация: 13.02.2006
Адрес: Кольский полуостров
Сообщений: 4,442
Андрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаикиАндрей ОК душа мозаики
Тигра, спасибо, хорошая книжица. (А интересно, на армянском эта книжка есть?)

Несколько моих соображений по поводу нефти и энергоресурсов. Я их уже где-то высказывал.

1. По некоторым сведениям, нефть - это возобновляемый источник энергии. Т.е. нефть до сих пор постепенно скапливается - например, появляется на исчерпанных месторождениях.
2. Сейчас в России есть возможность создать технологию, позволяющие искусственно создать нефтяные месторождения заданного качества (за счет ускорения миграции углеводородов в земной коре и их концентрации в ловушках). Правда, подозреваю, что опять эта технология уплывёт на Запад, сцуко.
3. В книжице говорится, что ГЭС и газ на Западе - совсем неосновные энергоносители. Зато, как известно, эти источники энергии играют важную роль в энергетике СССР. Кроме того, у России есть все возможности создать и новые источники энергии, и технологии, позволяющие перейти на новые виды топлива без существенного изменения инфраструктуры.
__________________
Великие мысли о великой Вселенной (с) Н.С. Михалков
Андрей ОК вне форума   Ответить с цитированием
Ответ

Метки
тигр2, энергетика

Опции темы

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать новые темы
Вы можете отвечать в темах
Вы не можете прикреплять вложения
Вы не можете редактировать свои сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.

Быстрый переход


Часовой пояс GMT +4, время: 09:29.