22.02.2006, 14:33 | #1 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Б.Сергеев. Ум хорошо, а два - лучше.
В книге рассмотрены вопросы межполушарной ассимметрии, подходы к исследованию феноменов специализации полушарий. Интересно написано про историю исследований этой специализации - как, откуда возникло предположение о специализации, как она проявляется, кто стоял у истоков теории, какие эксперименты проводились. Написано про речевые нарушения, ...
__________________
? Последний раз редактировалось Tytgrom; 29.09.2020 в 00:27. Причина: битая ссылка |
22.02.2006, 14:38 | #2 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Симметрия и асимметрия
Эволюция развития мира привела к появлению симметричных форм. Фактором возникновения лучевой симметрии стала сила земного притяжения. Зеркальная симметрия возникла с появлением направленно движущих сил.
Билатеральная/двухсторонняя симметрия - в большей степени относится к симметрии структуры объекта, а не к симметрии формы. Т.е. здесь возникает парность составляющих объект частей, симметрично расположенных относительно оси его перемещения. Парность частей в живых существах выразилась в парности органов, например, движения. Сходство механизма управления и контроля этих и над этими органами стала предпосылкой развития пар нервных узлов. Эта же парность наблюдается теперь и в мозге человека. Итак, мозг имеет симметричную" структуру и содержит два полушария. Они идентичны не на 100% - идеальная симметрия несвойственна органическому миру. В процессе нервной деятельности, в симметричной" структуре мозга возникает функциональная асимметричность. Полушария получают свою специализацию. Дублирование функций - оно, конечно, повышает надежность системы. Но не повышает ее производительность. А производительность оказалась с эволюционной точки зрения более выгодна живому существу - соответственно она закрепилась и на генном уровне. Таким образом мы и получили мозг симметричный по структуре и асимметричный по функциональному распределению.
__________________
? |
22.02.2006, 14:38 | #3 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Речевая специализация
Специализация и функциональная асимметрия были обнаружены в ходе наблюдений за больными с травмами мозга. В дальнейшем локализация функциональных зон осуществлялась не только пассивными наблюдениями, но и активными экспериментами - в частности, электрошоковым или наркотическим подавлением полушарий, избирательной стимуляцией зон коры полушарий мозга.
Из существенных функциоанальных асимметрий - можно выделить речевую. Сенсорная и моторная речевые области локализованы в одном полушарии, преимущественно левом. Речь - это не только процесс говорения, но и процесс чтения, письма и разговорного слушания.
__________________
? |
22.02.2006, 14:40 | #4 | |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Правое и левое
Термины указывающие относительное пространственное положение, имеющие смысл только при одновременном понимании направления.
Исторически сложилось, что эти термины несут дополнительную эмоциональную нагрузку = хорошо/плохо. Имеют связь с понятием мужского/женского. Причины возникновения этих феноменов - неочевидны. Одно из проявлений - застежки на одежде мужчин и женщин - разные. Вероятно, это проявление функционально обусловлено. Мужчина держал в правой руке оружие, Женщина - в левой руке - ребенка. Асимметричное осмысление изображений - очередной феномен. Почему линия слева-направо снизу-вверх понимается большинством людей, как подъем? Линия слева-направо сверху-винз - как спуск? Вероятно, это связано с традиционным направлением движения руки при письме. Если это так, в языках где письменность идет справа-налево подъем и спуск будут пониматься с точностью до наоборот. Чем принципиально правое отличается от левого? В глобальном, физическом смысле? А ничем. Это абстракции. Впрочем, если взять физический объект и естественное направление - например, направление вращения земли - то разница появляется. Одна сторона стремится к центру, другая - от него. Цитата: Цитата:
Какова эволюционная вероятность того, что у человека оказалась бы более развитой ЛЕВАЯ рука? И какая бы была разница, с какой стороны тела эта умелая рука расположена? Вот, в том же тексте был дан еще один коммент: "Слева у человека сердце, убить противника проще правой рукой (попасть в сердце легче)" Насколько я понял, у животных (у обезьян, например) такой вот выраженной разноразвитости рук нет. Это человеку присущее качество. Далее. У левшей более умелая - левая рука. Так? Поэтому буду рассуждать без упоминания слов правая/левая. Одна рука более умелая чем другая. В чем одна рука более умелая? Одна может более точно манипулировать. Контроль сокращений мышц этой руки более управляем мозгом по сравнению с другой рукой. Откуда появилась более умелая рука? Скорее всего это связано с возникновением орудий труда, которыми пользовался человек. С необходимостью совершать над объектами предметного мира различные манипуляции, где одна рука держит, а другая - ковыряет.
__________________
? |
|
22.02.2006, 14:40 | #5 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Аритикуляция
В различных языках имеют место различные отличительные фонетические признаки - те, по которым один элемент звучания отделяется от другого. Это может быть звонкость/глухость, твердость/мягкость, продолжительность, открытость звучания и т.д.
При обучении языку, человек тренирует свою способность воспринимать и воспроизводить звуковые единицы языка - фонемы, учится отслеживать и генерировать границы между ними. Различение и воспроизведение фонем сильно связаны с мышечной памятью речевого аппарата. Возможно, иностранный язык с трудом воспринимается и воспроизводится незнающим этого языка человеком именно потому, что человек не представляет себе мышечное воспроизведение этого языка. "Аяоуууыыыикрбдым" - фиг знает, как это воспроизвести. А уж тем более записать... После изучения второго языка, считается, что третий выучить легче. Наверное, это связано с общим увеличением воспринимаемых и воспроизводимых фонем.
__________________
? |
22.02.2006, 14:40 | #6 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Афазии
Как можно понять то, что трудно себе представить?
Вот существуют нарушения речи - афазии. Связанные с поражением отдельных зон речевого полушария. Например, человек перестает воспринимать слова - словами, а слышит их как просто звуковую последовательность. Ок. Вспоминаю, как слушал испанские песни - имея хороший музыкальный слух - воспроизвести "текст" этих песен я не в состоянии. Запомнить - не в состоянии тоже. Совершенно незнакомые мне фонемы. И звучит для меня именно как простая звуковая последовательность, не более того. Запомнить - не могу. Мелодию слов - могу воспроизвести. Или - человек нормально слышит, понимает, но не может произнести. Ок. Пробую произнести сложную скороговорку. Язык заплетается. Наверное, эффект похожий. Смысловые нарушения - человек не в состоянии понять смысл фразы, путается в ее огико-грамматической конструкции. Ок. Такую фразу представить себе несложно - напичкать кучу перекрестных ссылок, отрицаний, сложных взаимосвязей в одно предложение.
__________________
? |
22.02.2006, 14:41 | #7 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Грусть и веселье
Интересно, что согласно экспериментам, угнетение работы правого полушария приводит к поднятию настроения, а левого - наоборот, к мрачным мыслям.
Понравилось обоснование. Эмоция возникает в результате оценки человеком возможности удовлетворения потребности. Т.е. если человек голоден и ест, то у него возникают положительные эмоции - ибо он уверен, что насытится. Правое полушарие генерирует потребности, а левое - изыскивает средства их удовлетворения. При подавлении правого - соответственно, нет аппарата нахождения путей удовлетворения - вот и депрессия возникает.
__________________
? |
22.02.2006, 14:42 | #8 | |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Феномены зрительного восприятия
Цитата:
Вероятно, это связано с тем, что часть изображения для такого зрителя - "сливается с фоном" - ему кажется, что все существенное он уже отметил и нарисовал. Ну вот, допустим, рисуя пространство перед собой - художник же не рисует панораму? А ведь мог бы повернуть голову и осмотреться! Он выбирает что рисовать. Для левополушарного это "что рисовать" оказывается правой половиной стандартного поля зрения.
__________________
? |
|
22.02.2006, 14:42 | #9 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Зеркальное письмо
Бывает, что левша, начиная писать левой рукой, может писать зеркально. ДаВинчи писал так. Справа налево, все буквы - зеркальны.
Предполагаю, что этот феномен возникает в том случае, если изначально человек учился традиционному письму правой рукой. Процесс написания букв это работа двухкоординатного самописца-руки. Возвратно-поступательное движение строки и движение кисти вверх-вниз. При переходе на левую руку - поступательное движение меняет направление (но остается относительно тем же - от центра тела наружу), а штрихи кисти сохраняются неизменными. Попробовал писать так сам - получается без проблем, зеркально, справа-налево.
__________________
? |
22.02.2006, 14:43 | #10 |
Дух
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: СПб
Сообщений: 10,409
|
Ссылки, доп. литература
Очень сходная по содержанию книжка -
В.В.Иванов. "Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем."
__________________
? |