16.11.2013, 19:07 | #1 |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
А.И. Мещеряков "Слепоглухонемые дети"
Начинаю разбор книги Александра Ивановича Мещерякова "Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения" 1974 год.
(книгу можно найти в интернете) * * * Об авторе Александр Иванович Мещеряков - советский психолог и дефектолог. В 1953 году защищает кандидатскую диссертацию на тему: "Нарушения взаимодействия двух сигнальных систем в формировании простых реакций при локальных поражениях головного мозга"; С 1955 года работает в НИИ дефектологии старшим научным сотрудником; В 1960 году организует лабораторию изучения и воспитания слепоглухих детей в НИИ дефектологии АПН СССР. В 1963 году А.И. Мещеряков стал создателем специального учебного учреждения для слепоглухих детей в г. Загорске (ныне Сергиев-Посад). В 1971 году защищает докторскую диссертацию на тему: "Слепоглухие дети (психическое развитие в процессе воспитания)"; Александр Иванович является учеником и продолжателем другого известного советского дефектолога Ивана Афанасьевича Соколянского. Кстати, известная ученица Соколянского - Ольга Ивановна Скороходова - ученый, педагог и литератор, которая в возрасте пяти лет полностью лишилась зрения и слуха. О книге Предлагаемый труд – первая попытка систематизированного изложения педагогического эксперимента, проводившегося в экспериментальной группе слепоглухонемых учащихся при Институте дефектологии АПН СССР с 1955 по 1970 г. и в Загорском детском доме для слепоглухонемых с 1963 по 1970 г. Именно советские педагоги добились особо выдающихся результатов в деле воспитания слепоглухонемых детей. Западные психологи, во всяком не могли похвастать подобными достижениями. Отдельные удачные случаи - были, а какой-то системы, позволяющей добиваться результат - не было. Советские педагоги создали уникальную систему воспитания таких детей. В чем особенность воспитания слепоглухонемых детей. Отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота лишают ребенка возможности (без специального обучения) общения с окружающими людьми. В результате одиночества слепоглухонемой ребенок психически не развивается. При обучении такого ребенка возникает уникальная задача целенаправленного формирования всей человеческой психики. А известно, что там, где возникает задача целенаправленного формирования явления, создаются благоприятные условия для установления его закономерностей. Замысел книги: попытаться показать некоторые закономерности возникновения и развития человеческого поведения и психики вообще исследование проблем первоначального психического развития ребенка в процессе обучения его практическому поведению. Закономерности развития психики ребенка изучаются на слепоглухонемых детях, но применимы они ко всем детям. И в этом смысле предлагаемое исследование выходит далеко за рамки дефектологии. |
16.11.2013, 19:34 | #2 |
Вольная мастерица
Регистрация: 26.11.2008
Адрес: Пока Кармиэль
Сообщений: 26,047
|
Первая книга, написанная слепоглухонемой
Хелен Келлер "История моей жизни"http://nkozlov.ru/library/s221/helen.../#.UoeTYNKmi8g Полностью здесь
__________________
Плохой купил ты телевизор - В нем лишь убийства и разврат. Верни наш старый чёрно-белый Про мир гагарин и мосфильм. Предпочитаю вежливость. |
16.11.2013, 19:52 | #3 |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
Опыт Хелен Келлер и ее известной воспитательницы Сулливан были проанализированы Соколянским и послужили одним из источников для создания советской методики. Об этом рассказано во второй главе.
Последний раз редактировалось Sergey; 16.11.2013 в 19:56. |
17.11.2013, 00:32 | #4 |
Алиса 2.0
Регистрация: 07.11.2007
Адрес: Пограничье
Сообщений: 12,861
|
Я почитала несколько страниц. Мне думается, что в ряд ли это на самом деле возможно. Скорее всего, книгу очень сильно дополнили и литературно обработали другие люди. Слишком много слов,в т.ч. абстрактных и глаголов, которые маловероятно мог бы использовать человек без слуха и зрения. Всей жизни не хватит, чтоб понять и выучить, не соотнося с реальным миром НИКАК все те слова, которые используются в книге. Человек с ограничениями по слуху и зрению будет использовать больше слов, которые он понимает лучше - осязательные и обонятельные сравнения. И меньше визуальных и аудиальных образов. Текст сбалансирован. ИМХО всё же сильно обработан человеком со всеми работающими органами восприятия Мира.
__________________
Всем, кто окончил школу жизни, вручают мраморный диплом :rofl: © бес "Это мир недостроенных иллюзий. Пусть в нём никого не будет. Только я одна... Среди этих руин... Но здесь не будет фальши.." (с) Е. Рыбакова |
17.11.2013, 00:59 | #5 |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
Давайте не путать книгу Хелен Келлер по ссылке Алисканы, и книгу Мещрякова "Слепоглухонемые дети".
По поводу того, что Келлер действительно не все слова понимала из того, что использовала - про это тоже есть в книге Мещрякова. Но про то, что слепоглухонемного человека можно очень многому научить, в том числе абстрактному мышлению - это никаких сомнений не вызывает. Например, почитайте про Скороходову: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...B2%D0%BD%D0%B0 Правда, есть нюанс: Скороходова ослепла и почти оглохла в возрасте 5 и что-то немного могла слышать до 10 лет. |
17.11.2013, 01:09 | #6 | ||
Алиса 2.0
Регистрация: 07.11.2007
Адрес: Пограничье
Сообщений: 12,861
|
Цитата:
Цитата:
Я просто почему в дискуссию вступила. Я некоторое время назад писала статью по заданию про социальную адаптацию семей с детьми-инвалидами. Я много историй семей читала на их тематических форумах. Особое детство, инвамама, дети-ангелочки.. Там и в менее серьёзных случаях, чем слепоглухонемые детки, родители такую титаническую работу проделывают, чтоб хоть как-то поднять малышей до возможности посещать хотя бы коррекционную школу. Столько пепаратов, столько реабилитационных центров проходят, операций. Даже при незначительных нарушениях работы мозга человек не может полностью восстановиться и подтянуться до уровня, который я вижу в этой книге. И, увы, если с 1,5 года малыш и слеп, и глух, уже к трёхлетнему возрасту довольно много нейронных связей в мозге становятся нефункциональными, как бы целыми остовками клетки умирают. Это необратимо, если до трёх. Если после трёх случается горе, у детей сильно больше шансов на адаптацию в окружающую реальность.
__________________
Всем, кто окончил школу жизни, вручают мраморный диплом :rofl: © бес "Это мир недостроенных иллюзий. Пусть в нём никого не будет. Только я одна... Среди этих руин... Но здесь не будет фальши.." (с) Е. Рыбакова |
||
17.11.2013, 09:06 | #7 | |
Нетолерантный социопат
Регистрация: 12.04.2008
Адрес: Центр циклона
Сообщений: 21,897
|
Цитата:
У детей с нарушениями ЦНС в период пубертата на фоне гормональных изменений начинается регрессс... И практически всю, проделанную в детстве работу - надо начинать сначала... Об этом этапе очень мало литературы и очень мало данных...
__________________
Сочту за честь называть себя русским. (с) Я Я не участвую в войне. Война - участвует во мне. (с) Зеркала & Отражения, Nota Bene! |
|
17.11.2013, 11:11 | #8 | |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
Ирис
Цитата:
Мещряков пишет: Все слепоглухонемые дети – больные. У них может не быть какого-то текущего патологического процесса, но у всех имеются остаточные явления перенесенного заболевания, следствием которого и явилась их слепоглухонемота. Нет даже двух одинаковых детей. Один астеничен, быстро утомляется, другой излишне подвижен, расторможен, у третьего бывают припадки, у четвертого – двигательные нарушения. И для каждого необходим свой темп, свои оптимальные условия обучения. А регресс у слепоглухонемых детей без специального обучения начинается гораздо раньше пуберанта. И связан он в первую очередь с отсутствием социальных контактов. Мещряков пишет Прекращение развития ребенка при наступлении слепоглухонемоты не означает, что его психика остается на том уровне, который был до наступления слепоглухонемоты. Нет, наступившая изоляция влечет за собой деградацию психики. Ребенок может разучиться ходить, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом. Если ребенок теряет слух и зрение до того, как он научился грамоте, при отсутствии специальных занятий он обычно теряет речь.Т.е. деградация психики происходит даже у тех детей, которые уже успели чему-то научиться. Глухота или слепота отдельно не приводит к столь катастрофическим последствиям. Потому что слепой и глухой человек сохраняют возможность для активного контакта с окружающими людьми. Слепоглухонемота не является простой суммой особенностей, имеющихся отдельно при слепоте и глухонемоте. При слепоглухонемоте отсутствует компенсация слуха за счет зрения, как это имеет место у глухонемых, и отсутствует компенсация зрения за счет слуха и речи, как это бывает у слепых.Есть специальные критерии, по которым определяют, является ли человек слепым или глухим. Определяется чувствительность глаза или чувствительность уха. Но для слепоглухонемых детей аналогичные критерии не работают. Здесь используют критерий качественный, а не количественный. Слепоглухонемым может быть признан слепой человек, который имеет какой-то остаточный слух, но недостаточный для социального общения с другими людьми. Или глухой, у которого есть какое-то остаточное зрение, но недостаточное для социальных контакта с другими людьми. |
|
18.11.2013, 12:53 | #9 |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
Часть первая. Проблемы слепоглухонемоты
Глава I. Проблемы и методы исследования Тезисно. 1. Если для нормально видящих и слышащих детей характерны индивидуальные темпы развития, то слепоглухонемым индивидуальность темпов и особенностей их развития присуща в еще более значительной степени Нет и двух слепоглухонемых детей, которые были бы одинаковы как по темпам, так и по общему характеру развития. 2. Как следствие: метода среднестатистических исследований не подходит 3. Вместе с тем, определенная логика развития слепоглухонемых есть. Основной метод нашей работы – так называемое клиническое исследование. Содержанием его в данном случае было прослеживание развития одного и того же ребенка на протяжении длительного периода. 4. В данной книге содержится в основном исследование проблем психического развития слепоглухонемого ребенка в процессе формирования у него первоначального человеческого поведения. В книге обобщаются результаты обучения более чем 50 воспитанников. 5. Основными психическими новообразованиями на начальном периоде воспитания и обучения слепоглухонемых детей являются образования системного типа: первые человеческие потребности. Образно-действенное мышление возникает в процессе перестройки органических нужд в человеческие потребности. Мышление с использованием жестов и слов формируется при овладении детьми средствами общения. 6. А вот это я бы выделил отдельно. Вся совокупность факторов, так или иначе воздействующих на ребенка и формирующих его психику, чрезвычайно велика, многообразна и вследствие этого трудно доступна полному учету.Таким образом, на примере развития слепоглухонемых детей можно обнаружить те закономерности развития психики человека, которые крайне сложно обнаружить в развитии психики обычных людей. У слепоглухонемых каждое психическое приобретение должно быть особой целью специально направленной педагогической деятельности 7. Развитие слепоглухонемых детей отличается не только от развития нормальных зрячеслышащих детей, но и от развития детей, имеющих один дефект – слепоту или глухоту. Своеобразие слепоглухонемых детей сводится к двум основным особенностям. - слепоглухонемой ребенок все свои представления о внешнем мире формирует посредством осязания - такой ребенок лишен обычных способов общения с окружающими его людьми, и если это общение специально не организовать, то он обречен на абсолютное одиночество 8. Слепоглухонемой ребенок – это существо без человеческой психики, но обладающее возможностью полного ее развития. Слепоглухонемота – это и есть острейший эксперимент над человеком, созданный самой природой, эксперимент, который позволяет проникнуть в одну из самых трудных и величественных проблем – в проблему внутреннего механизма становления человеческого сознания, в порождающие его объективные отношения (А.Н. Леонтьев, 1948) Последний раз редактировалось Sergey; 24.11.2013 в 14:10. |
24.11.2013, 14:48 | #10 |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
Глава II. Из истории обучения слепоглухонемых
В этой главе Мещеряков вкратце рассказывает, как обстояло дело с воспитание слепоглухонемых детей вплоть до 20 века. Более подробно эта история описана в докторской диссертации и в других работах А.В. Ярмоленко (1947, 1954, 1961). Мещеряков пишет, что в эпоху до модерна воспитанием слепоглухонемых занималась церковь. При этом техника обучения слепоглухонемых в основном сводилась к дрессировке. Смысл в том, чтобы научить слепоглухонемого изображать молитву. При этом то, что они бормотали было невнятным и бессмысленным. Веками слепые не обучались. Считалось, что обучать их невозможно. В конце XVIII в. в печати стали появляться описания отдельных случаев успешного обучения слепых. Лора Бриджмен, воспитанница Перкинсовской школы в Бостоне (США), была первой слепоглухонемой, успешное обучение которой разрушило господствующее мнение об их необучаемости. Но произошло это почти в середине 19 века. И уже после этого различные заведения для обучения слепоглухонемых начали появляться в разных странах. Американец В. Вейд (W. Wade, 1903) издал монографию «Слепоглухонемота», где описываются 83 слепоглухонемых ребенка. Некоторые из них были учащимися Перкинсовской школы слепых (США, Бостон).И т.д. При этом, поскольку воспитанием таких детей традиционно занималась церковь, и даже первые успешные случаи проходили под эгидой верующих людей, то церковные взгляды нашли отражение и в концепции воспитания таких детей. Наиболее полно и прямо идею религиозного воспитания 19 слепоглухонемых выразил немецкий пастор Риманн (G. Riemann, 1895, 1900, 1905, 1907, 1909), сам занимавшийся организацией такого воспитания в Германии. Эта идея, по его мнению, должна заключаться в том, что слепоглухонемых – надо научить «нести свой крест и свои страдания», научить их «со спокойной совестью и надеждой ожидать счастливой и свободной жизни на том свете».Однако, как бы там ни было, примеров успешного воспитания слепоглухонемых детей были единицы. И эти единичные случаи объяснялись гениальностью обучаемого. Монография В. Ерузалема (W. Jerusalem, 1890), вышедшая и а немецком языке, была посвящена психологическому анализу материалов, связанных c развитием первой обученной слепоглухонемой – Лоры Бриджмен.Мнение о невозможности обучения и развития слепоглухонемых оставалось в силе даже и тогда, когда уже были известны первые, в какой-то степени успешные попытки обучения детей с потерей слуха и зрения. В 1913 г. французский исследователь Лемуан (Н. Lemoine, 1913) в своей докторской диссертации говорил, что слепоглухонемые от рождения являются вырожденцами, близкими к идиотам, нормальное психическое развитие которых невозможно, при любом педагогическом вмешательстве они остаются глубоко недоразвитыми и могут быть только объектом призрения.Все авторы, наблюдавшие слепоглухонемых до обучения, видели, что эти дети без специального вмешательства психически не развиваются. Это не помешало этим же авторам сводить весь процесс обучения и развития ребенка к спонтанному саморазвитию некой внутренней сущности, или, скажем, как это выражено у В. Штерна (W. Stern, 1905), к «спонтанному раскрытию человеческого потенциала». Эту концепцию спонтанного раскрытия раскритиковали советские ученые. Они доказывают, что никакого самораскрытия нет, а есть постепенное – ступенька за ступенькой – формирование психики человека, которое становится возможным в деятельности слепоглухонемого (деятельностный подход). Последний раз редактировалось Sergey; 24.11.2013 в 15:50. |