|
Технологии передачи знаний или всё о обучении, воспитании, о учетелях и учениках всех возрастов. |
|
Опции темы |
01.02.2007, 00:13 | #1 |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
О разнице между научным и инженерно-конструкторском подходами
Эта тема посвящена тому, что в современном мире появилась опаснейшая тенденция путать научное мышление с инженерно- конструкторским мышлением, для примера привожу схемы научного мышления и инженерно- конструкторского мышления.
Схема научного мышления следующая. АБ -> АН -> СР -> ОБ. АБ - абстрагирование. АН - аналогия. СР - сравнение. ОБ - обобщение. Вот такая схема научного мышления. Схема инженерно- конструкторского мышления следующая. А -> С -> М. А - анализ. С - синтез. М - моделирование. Вот такая схема инженерно- конструкторского мышления. Как видно из этих схем научное мышление и инженерно- конструкторское мышление это есть принципиально разные виды мышления и между ними нет и не может быть в принципе ничего общего. Скажем научное мышление приводит к следующей схеме. ПИ -> И -> Г -> Т -> НФ. ПИ - поиск идеи. И - идея. Г - гипотеза. Т - теория. НФ - научный факт. Вот такая схема последовательности научного познания. А теперь схема последовательности инженерно- конструкторского метода. ИНТ -> РНТ -> ВНТ -> ОНТ. ИНТ - идея новой технологии. РНТ - разработка новой технологии. ВНТ - внедрение новой технологии. ОНТ - обслуживание новой технологии. Вот такая схема последовательности инженерно- конструкторского метода. Тоесть как видно из этих схем научное мышление и научный метод и инженерно- конструкторское мышление и инженерно- конструкторский метод это абсолютно разные типы мышления и методов хотя и помогающие друг другу, но тем не менее путать их ни в коем случае нельзя. П. С. Также научное мышление можно назвать теоретическим мышлением, а инженерно- конструкторское мышление можно назвать прикладным мышлением, тоесть задача научного мышления это поиск новых знаний, задача прикладного мышления это систематизация и поиск способов использования новых знаний, как видите типы мышления совершенно разные и функции они выполняют совершенно разные. |
06.02.2007, 23:14 | #2 |
Дед Мозай
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 11,274
|
Интересно, а кто ещё из форумчен замечал эту, весьма значительную разницу в подходах?
Лично мне неоднократно приходилось сталкиваться с этим при общении с разными людьми, как либо причастными к науке и технике. И когда я этого не замечал, то далеко не всегда это общение было результативным или удобным. Возвращаясь к близкой нам психологии, можно сразу выделить два основных подхода: Психологию академическую (научную) и психологию практическую. Вроде бы одной темой люди занимаются, но... Получившие классическое психологическое образование (научное) имеют у себя скорее "научное мышление" и часто катастрофически далеки от реального применения психологии на практике. А психологи-практики, про эзотериков вообще молчу, обычно имеют чёткое "инженерно-конструкторское мышление" и не могут адекватно использовать накопленные научной психологией знания на практике. Вот такие у меня имеются наблюдения.
__________________
При необходимости личного обращения стучитесь в скайп по нику dimontsi |
06.02.2007, 23:23 | #3 |
нет меня
Регистрация: 12.06.2006
Сообщений: 2,751
|
Иеро
Я замечала. Только на примере электроники. Инженеры-практики зачастую высмеивали именно научный подход к решению многих вопросов. И наоборот, люди науки всегда были шокированы подходом к решению задач практиков. А между тем, когда они объединяли свои усилия (что бывало и бывает, увы, нечасто) то могли горы свернуть. Кстати, когда-то даже бродила юмористическая картинка. Схема от теоретиков и схема от пркатиков - абсолютно разные схемы. Вопрос - какая заработает быстрее. (Жаль не сохранила, хорошая иллюстрация к темке была бы) |
06.02.2007, 23:59 | #4 | ||
Местный
Регистрация: 04.02.2006
Сообщений: 275
|
Цитата:
"Нет ничего практичней, чем хорошая теория" - говорил Больцман. Кстати, в науке факт обычно предшествует идее, гипотизе и теории. Хотя факт родится в результате эксперимента, который ставят уже не без идей. А примеры можешь привести чёткого проявления научного мышления и, наоборот, инжерерно-технического. А то хочется уточнять и уточнять термины твои, чтоб ясней понять корни описываемого различия. Вот чем, к примеру, отличается анализ от обобщения, обобщение от абстрагирования, а абстрагирование от анализа? Я просто таки уверен, что по поводу каждого термина мнения существенно разнятся. Цитата:
|
||
07.02.2007, 00:14 | #5 |
Местный
Регистрация: 04.02.2006
Сообщений: 275
|
Я вот по себе скажу. Новые идеи рождаются интуитивно, через аналогии. Моделирование позволяет добавить строгости, уточнить, понять, что было непонятно, даёт, опять же, поаод для новых аналогий и новых направлений поиска. Перевод на научный язык способствует более глубокому осмыслению, позволяет понять, что в идеях действительно нового.
В сторону создания новой практической технологии тянет по двум причинам, во-первых работоспособность - это свидетельство истинности, источник наслаждения - типа вот, получилось, а во вторых - это источник материальных благ. В сторону же научно-теоретической составляющей тянет любопытство приладить свой узорчик на картину уже созданного научного знания, поделиться добытым с учёными на понятном им языке, похвастать, чтоб оценили потаённую внутреннюю прелесть.Творение кулинара или психолога любой человек оценит, а научный результат приходится нести на суд учёным. |
07.02.2007, 06:40 | #6 | ||
Мохнатый Красношёрстный
Регистрация: 01.04.2006
Адрес: Красноярск
Сообщений: 2,476
|
Цитата:
Цитата:
Вот за что я люблю Ричарда Коннера, на первый взгляд, прожжёнейший практик, а как поговоришь, тут как раз и выясняешь что с теорией у него всё Ок. |
||
07.02.2007, 08:45 | #7 | ||
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Цитата:
А инженерное мышление - это достижение цели любым путем. И, как мне кажется, гармонично развитый человек должен владеть обеими формами мышления. П.С. А еще есть мышление эстетично-художественное . Цитата:
Инженер - унюхав запах гари, выбегает в коридор, подбегает к пожарному гидранту, и быстро заливает огонь водой. Физик - поняв, что отель горит, оценив запасы горючих материалов и приняв во внимание теплоемкость воды и все такое прочее, тушит пожар минимально необходимым количеством воды затратив минимум энергии. Математик - осознав, что все кругом полыхает, задумчиво смотрит на пожарный гидрант. И воскликнув: "О! Решение существует!" - спокойно возвращается к себе в номер!
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп |
||
07.02.2007, 10:14 | #8 |
Мохнатый Красношёрстный
Регистрация: 01.04.2006
Адрес: Красноярск
Сообщений: 2,476
|
Актёр на том же пожаре - картинно заламывает руки и сказать: "таки нет в жизни щасья".
Художник - вдруг проникает в самую суть своего я и удаляется в номер творить бессмертное. |
07.02.2007, 11:25 | #9 | ||
Старожил
Регистрация: 13.02.2006
Адрес: Кольский полуостров
Сообщений: 4,442
|
Цитата:
И в научном, и в инженерно-конструкторском мышлении первому пункту (Поиск Идеи или ИНТ) предшествует - Необходимость Нового Стереотипа Действия/Мышления. Ибо научные модели разрабатываются не просто так, а из-за того, что либо предыдущие модели не работают, либо вообще не существует модели процесса (а значит, процессом нельзя управлять и извлекать из него пользу). Поэтому существенной разницы здесь ИМХО нет. Вот обобщенная схема научного и ИК-мышления: ННС - ПИ - НИ - РМНС - ЭП - далее по вкусу и необходимости. ННС - необходимость нового стереотипа ПИ - поиск идеи нового стереотипа НИ - новая идея РМНС - разработка модели функционирования нового стереотипа ЭП - эмпирическая/экспериментальная проверка Далее - по необходимости: либо сначала создается работоспособный агрегат/метод, а потом обобщая его свойства, вносится новое в уже существующую универсальную научную картину мира. Либо наоборот - сначала уточнение, а потом (может быть, даже через сотню лет) работоспособный агрегат/метод (как было, например, с Булевой алгеброй). Цитата:
ИМХО, один из ключевых вопросов для научного мышления.
__________________
Великие мысли о великой Вселенной (с) Н.С. Михалков |
||
07.02.2007, 12:20 | #10 |
иллюзия
Регистрация: 15.11.2006
Адрес: Омск
Сообщений: 91
|
Есть одна поговорка "Было гладко на бумаги, да забыли про овраги".
Инженерный подход более прогматичен (на выходе то изделие д.б.), научный более теоретизирован.
__________________
Всегда есть что-то большее ... |
07.02.2007, 12:30 | #11 | |
планеты Плюк
Регистрация: 04.02.2006
Сообщений: 2,596
|
Цитата:
__________________
Плесень размножается спорами. Не спорьте с плесенью! |
|
07.02.2007, 13:07 | #12 | ||
Старожил
Регистрация: 13.02.2006
Адрес: Кольский полуостров
Сообщений: 4,442
|
Цитата:
****** еще одна разница между научным подходом (НП) и ИКП. ИКП чаще всего комбинирует символы в уже существующей "картине мира". НП часто развивает (уточняет, меняет, дисквалифицирует) "картину мира". Но часто бывает так, что в результате комбинирования символов сущестующей картины мира "инженеры-конструкторы" кардинально преобразовывали ее. Яркий пример - Карно. Был инженером, разрабатывал тепловые машины. В результате создал базу равновесной термодинамики. И наоборот. Нынче многие ученые занимаются просто сопоставлением и взаимной увязкой частей существующей картины мира. И зачастую это просто логическая увязка, без эмпирической проверки, т.е. в этом случае критерием истины является не "практика", а соответствие определенной теории. В итоге не создается ни практического результата (т.к. это не является задачей фундаментального ученого), ни новых деталей картины мира. Получается, что модель существует сама для себя, такое вот искусство для искусства. (Об этом хорошо писал Томас Кун в книге "Структура научных революций". ) Мне кажется, что именно об этой опасности говорит Логонетик, а также Тигра, когда говорит о "Религии наукизма" и о соответствии знания "телу наукову". Цитата:
__________________
Великие мысли о великой Вселенной (с) Н.С. Михалков |
||
07.02.2007, 13:07 | #13 |
Дед Мозай
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 11,274
|
А если сказать более кратко, то "научный подход" - это поиски ответов на общие вопросы "почему?", а "инженетрый" - на конкретные вопросы "как?".
Именно это и рождает базовые установки и подходы.
__________________
При необходимости личного обращения стучитесь в скайп по нику dimontsi |
07.02.2007, 13:25 | #14 | |
Старожил
Регистрация: 13.02.2006
Адрес: Кольский полуостров
Сообщений: 4,442
|
Цитата:
Отличие-то небольшое.
__________________
Великие мысли о великой Вселенной (с) Н.С. Михалков |
|
07.02.2007, 13:33 | #15 | |
Старожил
Регистрация: 12.05.2006
Адрес: Г.Брянск
Сообщений: 8,852
|
Цитата:
Возможно инженер больше отличается кругозором, большим количеством возможных методов для моделирования. Научный же подход требует копания вглубину и в большей степени специализирован. И еще, инженерный подход менее требовательный к точности резульатата - достаточно того, чтобы модель выполняла поставленные перед ней задачи. |
|
07.02.2007, 13:53 | #16 |
Дед Мозай
Регистрация: 03.02.2006
Адрес: Москва
Сообщений: 11,274
|
Sergey, Триз большей частью исповедует инженерный подход. Там научное знание используется преимущественно в прикладном аспекте.
__________________
При необходимости личного обращения стучитесь в скайп по нику dimontsi |
07.02.2007, 15:21 | #17 | |||
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Кста, пришли мысли о том, что НЛП - это чисто инженерная штучка . Особенно в прикладном варианте.
Пришли также мысли о том, что научный подход появился с человеком, тогда как инженерный свойствен всем живым существам. Цитата:
Цитата:
Цитата:
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп |
|||
07.02.2007, 15:34 | #18 | ||
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Цитата:
Цитата:
|
||
07.02.2007, 15:36 | #19 | |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Цитата:
|
|
09.02.2007, 19:43 | #20 |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Давайте поразмышляем о том каковой должна быть схема мышления подлинно разумного существа, на мой взгляд схема мышления подлинно разумного существа должна выглядеть следующим образом.
АБ <-> А <-> С <-> М. АБ - абстрагирование. А - анализ. С - синтез. М - моделирование. <-> - взаимодействие между ними. На мой взгляд из всех схем мышления такая схема мышления наиболее соответствует высокому званию подлинно разумного существа. |
09.02.2007, 19:45 | #21 |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
На мой взгляд подлинно разумное существо должно представлять из себе процесс взаимодействия информации с сознанием, памятью, мышлением и продолжение этого процесса в виде осознанных изменений себя и окружающего мира, схема этого процесса следующая.
И <-> С <-> П <-> М <-> ОИ. И - информация. С - сознание. П - память. М - мышление. ОИ - осознанные изменения. <-> - взаимодействия между элементами процесса. Тоесть согласно этой схеме подлинно разумное существо должно быть самоуправляемым процессом осознанных изменений себя и окружающего мира. |
25.05.2007, 07:13 | #22 |
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Сейчас просмотрел заново тему, и обнаружил у тебя просто таки ВОПИЮЩУЮ ошибку в схеме инженерного мышления!
До анализов и синтезов идет выбор цели и настройка на нее! (НЛПеры вот представляют ее в ВАКе). Ведь инженер - он прежде всего определяет путь на карте к тому, что он хочет. То есть, цель ему известна априорно. В отличие от него, исследователь нередко не знает, к чему он придет. Его задача куда как менее определенна - это прежде всего задача уточнения карты.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп |
25.05.2007, 14:11 | #23 |
Пророк без порток(с)Тутти
Регистрация: 27.04.2006
Адрес: Ближнее Замкадьё
Сообщений: 10,445
|
Учёный, Инженер-Конструктор и Девушка.
Пьеса. Явление 1. Учёный. Сейчас я вам прочту лекцию "Некоторые особенности поведения некоторых девушек в свете их прелестности". (читает) ... . ... Явление 3. Инженер-Конструктор (устало отдуваясь). Спасибо, Ваша теория оказалась очень практичной, как сказал Владимир Ильич Больцман. |
25.05.2007, 17:19 | #24 | |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Цитата:
|
|
25.05.2007, 17:20 | #25 | |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Цитата:
|
|
25.05.2007, 18:49 | #26 | |
Расширяю чужие заблуждени
Регистрация: 14.03.2006
Сообщений: 8,433
|
Цитата:
|
|
25.05.2007, 22:38 | #27 |
Пророк без порток(с)Тутти
Регистрация: 27.04.2006
Адрес: Ближнее Замкадьё
Сообщений: 10,445
|
|
26.05.2007, 02:16 | #28 | |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Цитата:
|
|
26.05.2007, 02:17 | #29 | |
Старожил
Регистрация: 19.12.2006
Сообщений: 4,692
|
Цитата:
|
|
26.05.2007, 02:38 | #30 |
Пророк без порток(с)Тутти
Регистрация: 27.04.2006
Адрес: Ближнее Замкадьё
Сообщений: 10,445
|
Полюбить она может любого. Но теоретик будет теоретизировать. А практик пользоваться плодами практичной теории.
Правда, встречаются инициативные девушки... Лого, если у тебя есть радикальные противопоказания - такие, какие были у Буало (а он взял и стал этиком-эстетиком), как у Милтона Эриксона (а он взял и изобрел уникальную систему гипноза), лежачие бабушки и дедушки на руках и проч. - то ты можешь развить супер-пупер-способности - там, где у людей в них есть потребность. А если нет радикальных противопоказаний - ты теряешь время. Позже - все проблемы те же, но выбор меньше. |
26.05.2007, 12:35 | #31 | |
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Цитата:
И разница между научной и инженерной - еще и в том, что инженер априори знает, какой результат он хочет. А исследователь или теоретик - он не знает, что у него получится. Его задача - это не поиск пути в конкретную точку, а брождение по карте в надежде найти что-то интересное . Так что цель - инженер без нее не может.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп |
|
26.05.2007, 12:50 | #32 | |
Расширяю чужие заблуждени
Регистрация: 14.03.2006
Сообщений: 8,433
|
Цитата:
|
|
28.05.2007, 14:21 | #33 |
Местный
Регистрация: 16.02.2006
Адрес: Минск
Сообщений: 140
|
Измерение сопротивления проводников при охлаждении. Что привело к открытию сверхпроводимости. Изначальной цели открыть сверхпроводимость небыло. Цель была одна результат получили другой.
В науке достаточно примеров когда просто из любопытства что то делали и получали в результате некие открытия или теории. У инженера цель не может изменятся. Если стоит задача уменьшить сопротивление значит и решать её будут чтобы получить заданный результат. То же с кучей других физических эффектов.
__________________
Чем больше нас, тем меньше их... Чем толще наши рожи..., тем теснее наши ряды :):) |
03.06.2007, 15:13 | #34 | ||
Следопыт
Регистрация: 29.03.2006
Адрес: В лесу
Сообщений: 6,078
|
Иеро
Цитата:
А вот, к примеру, в менталитете американцев я вижу корни менталитета древних римлян. Цитата:
её в оборудование как целое. Технократы совершенно не интересуются искусством, художественной литературой, поэзией, живописью, музыкой - всё это никак не соответсвует образу технократической цивилизации, нивелирущей личность. Поэтому снивелированную личность можно запускать под общие тренинги - для всех подойдет, поскольку для технократов все люди до примитивности одинаковы. Не зря же родоначальник Синтона считает, что художественные произведения - это пустая трата времени. |
||
03.06.2007, 15:42 | #35 |
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Я счел нужным скопировать сообщение Экзисто о технарском и гуманитарном мышлении в эту тему, поскольку именно здесь обсуждаются его типы, а также достоинства и недостатки разных типов.
Что вообще можно сказать о гуманитарном мышлении? Я вот вижу его как нечто чисто человеческое, как и научное мышление (в отличие от свойственного всем более-менее сложным животным мышления инженерного). Что оно дает нам? Как оно возникло? Какие проблемы возникают у тех, у кого этого самого гуманитарного мышления нет, или оно развито слабо?
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп |
03.06.2007, 18:43 | #36 |
Старожил
Регистрация: 24.10.2006
Сообщений: 7,710
|
Тигр, погугли по "Гуманитарное мышление", найдешь много интересного
|
11.07.2007, 18:10 | #37 | |
Старожил
Регистрация: 13.02.2006
Адрес: Кольский полуостров
Сообщений: 4,442
|
Цитата:
Для каждого отдельного исследования создать образ "интересного" - отнюдь не тривиальная задача. Не создав такой образ (=не поставив цели) - многие проходят мимо выдающихся открытий.
__________________
Великие мысли о великой Вселенной (с) Н.С. Михалков |
|
12.07.2007, 01:00 | #38 |
Englishman in New York
Регистрация: 08.02.2006
Адрес: Сегодня здесь, а завтра там
Сообщений: 8,254
|
Однако все эти цели изначльно неконкретны. Ты все равнозанимаешься поиском, а не маршрутизацией.
__________________
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться. Г. Своуп |
05.08.2007, 00:14 | #39 |
Новичок
Регистрация: 01.07.2006
Адрес: Питер
Сообщений: 25
|
Интересно, что в рассуждениях опущена деятельность изобретателя как первоисточника чего-то и его функция присваивается инженеру. На самом деле здесь функции разных людей и разных мозгов. Изобретатель дает новое, не существовавшее ранее знание. Инженер должен знать как продвинуть новое знание на основе уже имеющихся стереотипных знаний. Если эти функции соединяются в одном человеке, то это еще не значит, что их не нужно разделять. По статистике большинство значимых открытий в технике, философии делают неспециалисты. Причем прирост эффективности в изобретениях специалистов исчисляется единицами и долями процента, а неспециалистов десятками, сотнями и тысячами процентов.
Разница же в деятельности изобретателя и ученого состоит лишь в физическом существовании чего-либо и объяснении существования этого. Причем интересно, что иной раз объяснения ученых в невозможности чего-то противоречат созданию этого в натуре изобретателем. Сам сталкивался неоднократно. С учетом этого структура рассуждений и событий в творчестве должна, вероятно, выглядеть как-то иначе, чем описывается. |