Старожил
Регистрация: 12.10.2015
Сообщений: 3,132
|
О конструктивной критике
Цитата:
Основные правила конструктивной критики следующие:
- Не быть слишком настойчивым, категоричным, язвительным и др., Сместить акцент на конструктивные предложения, а не обсуждение личных недостатков;
- Замечания следует делать наедине, чтобы не унижать достоинства того, кого критикуешь;
- Стремиться искренне понять точку зрения критикуемого, проговорить аргументы и «за», и «против», проявить понимание его мыслей и желаний;
- Не останавливать критикуемого резко в изложении его мыслей, даже если эти мысли кажутся вам ерундой; давать ему высказаться до конца; не доводить, а выяснять факты по сути разговора;
- Вести разговор в дружеском, твердом и спокойном ключе, опираться на темы в которых вы достигаете согласия; начинать с вопросов, на которые наверняка получите согласие, потому что когда партнер начнет с ответа «нет» дальнейший разговор скорее всего будет бесперспективным, учитывать его чувство собственного достоинства;
- Чтобы обратить внимание критикуемого на его ошибку, нужно начинать с похвалы и признания его достоинств или успехов;
- Обращая внимание людей на их ошибки, стараться делать это косвенно — вспомнить подобные случаи, примеры из литературы или кинофильмов; проанализировать подобные действия абстрактного, вымышленного человека (критика-рикошет);
- Выдвигать свое мнение не как доказанный факт, а как предложение к размышлению;
- Не употреблять неоправданных и некорректных приемов усиления аргументации («ты всегда такой», «сколько раз можно одно и то же тебе повторять», «я вам еще раз говорю» и т.п.);
- Давать психологические паузы людям, находящихся в состоянии ссоры или готовности к ссоре — это поможет снять напряжение и в конце концов обратиться к логике; не требовать немедленного признания ошибок;
- Собственную ошибку, неточность и т.п. признавать быстро, четко и безоговорочно;
- К критике желательно добавлять аргументированную самокритику, рассказать об аналогичных ошибках из собственного опыта;
- Делать замечания таким образом, чтобы критикуемый видел возможность легко исправиться и видел свои ошибки такими, которые не являются системными, трагическими, неотвратимыми;
- Говорить о действиях, но не переходить на личности, не задевать личностные качества критикуемого.
|
Еще..
Цитата:
Правила конструктивной критики · Не делайте из критики привычки
Когда сотрудника критикуют за все и всегда, постепенно цель критики пропадает из вида. Все начинают понимать: что бы они ни делали, их все равно раскритикуют в пух и прах.
· Не накапливайте критику
Влиять на поведение других лучше понемногу, а критику выдавать маленькими порциями. Если разом вывалить на команду кучу проблем, у них появляется чувство безысходности, бренности мира и несправедливости космоса. Такое происходит, когда руководитель ждет «подходящего момента», чтобы поговорить о проблемах.
· Не срывайтесь на других
Всем тяжело, и вам, наверняка, тяжелее всех. Жесткая критика других снимает раздражение и помогает расслабиться. Но она не улучшает поведение тех, кого вы критикуете. Скорее, наоборот: такая критика создает сопротивление и неприятие.
· Начните с искренней похвалы
Постройте обратную связь вокруг похвалы. Покажите, что человек делает хорошо. И укажите, что из его обязанностей еще нужно развить. Любая обратная связь будет эффективнее, если для начала сосредоточиться на хорошем.
· Сначала послушайте других
Люди, в своей массе, не могут чему-то научиться, если чувствуют, что их не слышат. Хорошая обратная связь требует сочувствия. Чтобы другой человек захотел стать лучше, у него не должно быть ощущения непонятности и недооцененности. Чаще всего мы знаем, что что-то не так. Часто даже понимаем, что именно и как это исправить. Поэтому вместо того, чтобы с порога диктовать другим правильное решение, сначала спросите их, как бы они исправили положение сами.
· Критика должна быть уместна.
Резкое выступление по поводу неудач новичка скорее принесет больше вреда, чем пользы. И вообще - форма критики должна соответствовать задаче. Если человек старался, но ему не хватило опыта, то разнос тут не поможет. А если неудачник и сам сознает свое неумение, то у него опустятся руки и работать лучше он не будет. Иными словами, тут, прежде всего, нужна доброжелательность. Критическое выступление - не эстрадный номер, и зарабатывать на этом популярность не стоит. Ведь ваша цель - помочь товарищу, а не смять его; поправить дело, а не покрасоваться как оратору. Критика не должна убивать в человеке самостоятельности, желания работать лучше.
· Не оглупляйте действия и высказывания оппонента лишь ради того, чтобы поэффектней его разнести.
На передержки вам возразят, и доказывать придется снова, но это уже будет стоить, как говорят шахматисты, потери качества. Если ваша цель - найти истину, не самоутвердиться за счет высмеянного соперника, то помните обычай индусских философов: перед началом спора каждый должен пересказывать взгляды противника так, чтобы тот подтвердил правильность пересказа. Без такого подтверждения споры не ведут.
· Не употребляйте неоправданных приемов усиления аргументации.
Нежелательны аргументы типа: «Сколько раз я вам говорил!». Некорректным способом усиления высказывания является и повышение голоса.
· Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика.
Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках. Признание вины, собственных промахов у критикующего позволяет воспринимать критику не так остро, и самолюбие оказывается менее уязвленным.
· Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
· Соблюдайте регламент.
А. К. Гастев считал, что за пять минут можно изложить самую сложную мысль. Он писал: "Сначала подавайте короткой фразой главную суть. На это потратьте минуту. Потом давайте комментарии и цифры. На это - четыре минуты".
Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.
Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.
Некоторые формы критики
Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.
· Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;
· Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;
· Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
· Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;
· Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;
· Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;
· Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
· Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;
· Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
· Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?» (с)
|
|