Любовь к чистосердечным признаниям
С.291:
"Недаром приглянулся Некрасову и жанр стихотворного некролога — кого только не проводил он своим рыдающим стихом в последний путь: Белинского, Добролюбова, Шевченко, Писарева ... . Но все эти безумные рыдания над могилами выводят нас и к другой теме. Почему поэт так об этих людях скорбел? Отчего ему так важно было сказать о них не просто доброе, но и бесконечно идеализирующее их жизнь слово? Дело тут, очевидно, не в одном пристрастии к теме смерти, но еще и в разрывающем чувстве вины перед ними."
Второй раз после "Жизни и похождений Тихона Тростникова" М.Кучерская находит у Некрасова чистосердечное признание - царицу доказательств, как полагал Генеральный прокурор СССР А.Я.Вышинский.
Позволю себе не согласиться с ними обоими.
Знаю немало людей, которые совершив гадкий поступок, вовсе не испытывали чувство вины за него.
И знаю немало людей, которые сомневались в своих поступках совершенно незаслуженно, испытывали чувство вины, не совершив чего-то предосудительного.
Видимо, читатель тоже извлечёт людей обоего рода из своей памяти.
То есть, по моемУ разумению, из чувства вины у человека, не следует однозначно, что он виноват.
Верно и обратное: отсутствие чувства вины не означает его безвинности.
Тогда о чём этот пассаж М.Кучерской?
Зато по этому двойному упоминанию чистосердечных признаний можно говорить об исследовательском методе М.Кучерской (а равно А.Я.Вышинского): Шерлок Холмс, извлекавший тонкие наблюдения из окружающей реальности и делавший из них точные выводы, - не их жизненный сценарий, не их прототип.
С.291 (продолжение цитаты):
"Они-то, в отличие от него, и правда жили в нужде, и почти все (за исключением разве что Шевченко) умерли молодыми. А он продолжал жить широко, настоящим русским барином ... зимой плотнее занимался делами журналов, одного, потом второго ... ."
Нет бы Н.А.Некрасову умереть и не заниматься журналами!
__________________
Если человек лишён чувства юмора, значит было за что. (с) JIuca
|