Мозаичный форум

Мозаичный форум (http://project.megarulez.ru/forums/index.php)
-   Гештальт и гештальттерапия (http://project.megarulez.ru/forums/forumdisplay.php?f=140)
-   -   Читаем и обсуждаем. Ф. Перлз. Практикум по гештальттерапии (http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=1844)

Сэнкс 13.12.2006 19:45

Ф. Перлз. Практикум по гештальттерапии
 
Продолжаем работу с книгами Перлза, начатую книгой "Эго, голод и агрессия".

ПРАКТИКУМ ПО ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ

От переводчика
Введение

I ОРИЕНТИРОВАНИЕ
↓↓ I.1 ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

↓↓ I.2 КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ
Эксперимент 1: Ощущение наличной действительности
Эксперимент 2: Ощущение противоположных сил
Эксперимент 3: Внимание и сосредоточение
Эксперимент 4: Дифференцирование и объединение

I.3 МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ
Эксперимент 5: Вспоминание
Эксперимент 6: Обострение ощущения тела
Эксперимент 7: Переживание непрерывности эмоций
Эксперимент 8: Вербализация
Эксперимент 9: Интегрирующее сознавание

I.4 НАПРАВЛЕННОЕ СОЗНАВАНИЕ
Эксперимент 10: Превращение слияния в контакт
Эксперимент 11: Превращение тревоги в возбуждение
II МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОБОЙ
↓↓ II.1 ИЗМЕНЕННАЯ СИТУАЦИЯ

II.2 РЕТРОФЛЕКСИЯ
↓↓ Эксперимент 12: Исследование ложнонаправленного поведения
↓↓ Эксперимент 13: Мобилизация мышц
↓↓ Эксперимент 14: Выполнение обращенного действия

II.3 ИНТРОЕКЦИЯ
↓↓ Эксперимент 15: Интроецирование и еда
↓↓ Эксперимент 16: Избавление от интроектов и их переваривание
II.4 ПРОЕКЦИИ
↓↓ Эксперимент 17: Выявление проекций
↓↓ Эксперимент 18: Присвоение проекций

Сэнкс 14.12.2006 13:23

I.1 ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ
 
Это вводная статья, описывающая текущее состояние современных Перлзу направлений психологии и позиционирующая Гештальт-терапию относительно этих направлений.

Перлз выделяет "экспериментальную" и "клиническую" психологии. Эти термины путают читателя (меня), т.к. их традиционное понимание несколько отличается от сопоставляемых им в данной главе подходов.
  • ↓↓ "Экспериментальная" психология
  • ↓↓ "Клиническая" психология

Я бы назвал эти два подхода, скорее как "Инструментальный" и "Творческий".

Можно ли объединить достоинства этих подходов? Да, и это будет полезно. Например, результаты "творческого" воздействия можно "инструментально" оценивать.

Что общего у обоих подходов? Наличие терапевта. Перлз предлагает с помощью этой книги стать терапевтом самому себе. В качестве способа терапирования предлагаются "эксперименты" описанные дальше в главах книги. Причем, это занятие не есть ↓↓ интроспекция. Это, скорее, просто варианты техник повышения собственной жизненной эффективности.

Гештальт-подход принимает за точку отсчета, что система тело/ум/окружающий мир - единая и взаимосвязанная. Окружающий мир до некоторой степени субъективен, т.е. формируется человеком (наблюдаемое зависит от наблюдателя и объективно не существует само по себе).

В качестве подтверждения, Перлз приводит картинку-перевертыш, на которой изображено нечто, что может оказаться молодой женщиной, а может - старухой, в зависимости от того, как вы сгруппируете детали картинки (соберете гештальт).

Это примитивный случай, с которым можно согласиться - так как довольно просто показать человеку оба изображения на одной картинке. Сложнее обстоит дело с подобными "картинками" в жизни. Когда разные люди из одних и тех же кусков собирают "старух" и "девушек", причем искренне уверены что их сборка единственно верная и объективно существующая.

Вобщем, в последующих главах вам предлагается заняться проведением психологического самосовершенствования, на основе практических экспериментов с последующим их осмыслением, исходя из целостного восприятия тело/ума/окружения.

Сэнкс 14.12.2006 15:25

I.2 КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМ
 
В этом подразделе книги собраны упражнения, предназначенные для того, чтобы оценить и прочувствовать то, как вы воспринимаете окружающий мир, действительность.

Разбор самих экспериментов - будет отдельный, для каждого.

Направленность экспериментов - экстерорецепция: исследование ощущений, которые дают рецепторы на поверхности тела: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Сэнкс 14.12.2006 18:49

Эксперимент 1: Ощущение наличной действительности
 
Иногда, человек "витает в облаках". Он тут - но при этом - "где то там". Это состояние можно назвать - транс.

А вот можете ли вы сказать - как часто в течение дня вы в трансе? Как это состояние ощущается/переживается и какие есть альтернативные состояния?

Собственно, упражнение "Здесь и сейчас" предназначена для исследования того, как вы воспринимаете действительность. В чем заключается упражнение?

*: Попробуйте в течение нескольких минут составлять фразы, выражающие то, что вы в данный момент сознаете. Начинайте каждое предложение словами "сейчас", "в этот момент", "здесь и сейчас".


Вообще, это элементарное по содержанию упражнение, которое надо сначала выполнить, а потом осмыслять результат. Причем, если заранее рассказать, на что обращать внимание - эффективность упражнения резко снизится. Или вы не заметите что-то персонально характерное.

Обратите внимание на то, что в процессе упражнения важно проговаривать про себя слова Я, Здесь, Сейчас.

Ошибочными будут фразы/мысли типа:
Здесь и сейчас я забыл, что надо купить хлеб.

В ходе упражнения, традиционные сопротивления и сложности заключаются в "забывании его делать", ускользании, в скуке, в нарушении правил отслеживания текущего момента.

Рекомендую сначала сделать упражнение, а потом читать здесь о том, в чем может заключаться ↓↓ польза от этого упражнения.

Сэнкс 20.12.2006 14:23

Эксперимент 2: Ощущение противоположных сил
 
Здесь вспоминаем главу "Дифференциальное мышление".

Как и в предыдущем эксперименте, одна из целей этого - поиск "сопротивлений", конфликтов внутри вас - ↓↓ каких-либо проявлений вашего сознания, нарушающих течение эксперимента. Другая цель, основная - сознательное размышление о противоположностях, равновесии и их сути.

Равновесие - может иметь различное внутреннее напряжение. На одних и тех же весах можно взвесить и перышки и гири. А феномен равновесия проявляет себя в том, что уравновешенные чаши весов даже с гирями сдвинуть не сложнее чем чаши с перышками.

Равновесие может быть активным и пассивным. Активное - предполагает постоянную коррекцию состояния - балансирование с шестом на проволоке. Пассивное - бревно кинули в реку и оно плывет себе, не тонет...

Человеческая психика - предполагает достижение активного равновесия степень внутреннего напряжения которого может быть различной. А сознание может произвольно качать чаши весов уравновешенных сил туда сюда. Из любви в ненависть. ;)

*Итак, часть первая.: Придумайте несколько пар противоположностей, в которых каждый член не может существовать без реального или подразумеваемого существования другого.

Начало/конец. День/ночь. ... ... ...
А дальше, после сбора таких пар - найдите точку равновесия:
Середина, сумерки. ... ... ...

А где ж тут встречаются сопротивления?
Ну, наверное, не всегда удается подобрать противоположность чему либо. Еще сложнее - найти средний термин, точку равновесия.

*Усложняем дело: Рассмотрите какую-нибудь повседневную жизненную ситуацию, какие-нибудь объекты или действия, как будто они являют собой прямую противоположность тому, за что вы их обычно принимаете. Вообразите себя в ситуации, противоположной вашей собственной, в которой вы обладаете склонностями и желаниями, точно противоположными вашим обычным. Рассмотрите объекты, образы и мысли, как будто их функции или значения противоположны тому, чем вы их обычно считаете. Сталкивая их таким образом, воздерживайтесь от своих обычных оценок, что хорошо и что плохо, что желательно и что противно, что осмысленно и что глупо, что возможно и что невозможно. Стойте между противоположностями - точнее, над ними - в нулевой точке, с интересом к обеим сторонам оппозиции, но без предпочтения какой бы то ни было.

По себе могу сказать, что у меня есть проблемы. :D

Например: Слово "Привет", обычно, говорят при встрече. А у меня есть знакомый, который говорит привет при прощании (например, по телефону). И меня это каждый раз вводит в прострацию...

В чем смысл? Учиться делать самостоятельные оценки фактов, событий, последовательностей. Если вы можете произвольно назвать одно и то же как "А" и как "не А" - то вы получаете непредвзятую точку зрения.

*Идем дальше: Представьте себе движения вокруг вас в обращении; как в "кино наоборот", когда прыгун легко спрыгивает с трамплина в воду, а потом также грациозно выпрыгивает из воды на трамплин.

Обратите функции. При каких обстоятельствах на стуле можно есть, а на столе - сидеть? Астроном смотрит в телескоп на Луну; что если с Луны кто-то смотрит на него? Представьте себе потолок полом, переверните стены. Переверните картины вверх ногами. Представьте себе подводные лодки и рыб, летающих в воздухе. Дайте волю шизофреническим возможностям вашего воображения; большинство из них не более странны, чем общепринятое предположение, что люди и общество в целом всегда ведут себя разумно.

И это тоже оказалось делом нетривиальным. По себе - я в очередной раз впал в прострацию... :D Когда попытался ↓↓ "проиграть наоборот" посещение магазина.

После того, как сами проделаете эксперимент - можете отправиться в книжку, почитать там отчеты других экспериментаторов.

А что еще можно извлечь из противопоставлений?
Контекст противопоставления. Его вам никто не навязывает. Он свойственнен вашему мышлению.

Вспомните главу 2, "Психологический подход".
Какие контексты там были для понятия Актер? А почему именно такие? О чем вы думаете, если выбираете такие контексты?

Цитата:

Способность обретать и поддерживать непредвзятый интерес к воображаемым противоположностям, сколь бы абсурдной ни казалась одна из сторон, существенна для всякого творческого решения проблем.

Сэнкс 20.12.2006 14:23

Эксперимент 3: Внимание и сосредоточение
 
Этот раздел полезен для проработки глав третьей части "Эго, голода и агрессии". Начиная с "Сосредоточения и неврастении"

Вспомните, что есть ↓↓ естественное, здоровое - а есть навязчивое, неврастеническое сосредоточение.

Сопротивления, возникающие в процессе предыдущих упражнений наверняка включали непроизвольное ускользание внимания и сосредоточения. Т.е. косвенно символизировали о том, что ваши внутренние ресурсы задействованы еще в каких-то там делах, которые вы могли и не сознавать.

Вообще, сосредоточение и внимание можно поддерживать. Цель данного эксперимента - опробовать различные варианты соответствующего мыслительного процесса.

*Начало: На некоторое время обратите внимание на какой-нибудь визуальный объект. Глядя на него, заметьте, как он проясняется, вырисовывается на мутнеющем фоне окружающего пространства и объектов. Затем обратитесь к какому-нибудь соседнему визуальному объекту и понаблюдайте, как он, в свою очередь, "опустошает" фон. Точно так же вслушайтесь в какой-нибудь звук, звучащий в вашем окружении, и заметьте, как другие звуки отходят в фон. Наконец, "прислушайтесь" к кому-нибудь телесному ощущению, вроде внезапной боли ("колет") или зуда, и заметьте, как и здесь остальные телесные ощущения отходят на задний план.

Заодно, может вспомните случаи туннельного зрения (как при игре в "пятнашки") или периферического внимания (например, как при игре в кошки-мышки")

Далее.

Попробуйте сами зафиксировать туннельное внимание или периферическое внимание. ↓↓ Что получается?

Цитата:

два препятствия к спонтанному сосредоточению - слишком фиксированная фигуря и слишком нагруженный фон
Какова мораль? Внимание - это обязательно динамический процесс. И контроль степени отклонения от центрального объекта может контролироваться вами.

Практическое применение - ↓↓ избавиться от беспокойства.

*Даем оценки: Дайте своему вниманию переходить от одного объекта к другому, отмечая в объекте фигуру/фон, - а также свои эмоции. Каждый раз выражайте эмоции словами, вроде "мне это нравится", или "мне это не нравится". Разделяйте объекты на части: "Это мне в объекте нравится, а это не нравится." Наконец, если это приходит естественно, дифференцируйте свои эмоции, вроде: "Это вызывает у меня отвращение" и т.п.

Это давание оценок - усложняет эксперимент. Вот я смотрю на чей то ботинок. Нравится он мне или нет? А пятно на стене? А звук капель дождя? А что, обязательно надо давать оценки? А все ли можно оценить?
↓↓ Привет, сопротивления!
Цель последней части эксперимента - осознать процесс появления эмоционального отношения к окружающим вещам, событиям, ... Задайте себе вопрос - произвольны ли они?

Сэнкс 20.12.2006 14:24

Эксперимент 4: Дифференцирование и объединение
 
Этот эксперимент является продолжением эксперимента на эмоциональное оценивание (последняя часть предыдущего эксперимента).
↓↓ Две части, два разных подхода к объекту.
Этот эксперимент затем проделайте с любым другим предметом. И попробуйте прочувствовать, что:
Цитата:

уникальность вещи невыразима словами, важность и значимость для вас этой вещи даны в свойствах и функциях, которые можно вербализовать, - т.е. в "абстракциях", отвлеченных обобщениях, которые, будучи словами, охватывают множество случаев за пределами этой уникальной вещи. Вы можете писать многими другими вещами, кроме этого карандаша; многие другие вещи, кроме карандаша, могут продаваться в магазине.
Сложнее, повторить этот же эксперимент с такими вещами, как художественные произведения.
*декомпозиция: Попробуйте поэкспериментировать с картиной, которая вам нравится. Обратите внимание на линии и контуры, независимо от изображенных объектов; потом отдельно - на цветовые пятна и оттенки; например, проследите контуры основных фигур и рисунок, который они образуют. Обратите внимание на рисунок, создаваемый пустотами между контурами основных объектов. Рассмотрите узоры, создаваемые каждым из цветов в отдельности, скажем, красным или голубым. Если картина создает иллюзию трехмерного пространства, последуйте за удаляющимися планами, отметьте, что на переднем плане, что на втором, что вдали. Проследите паттерн света и тени. Обратите внимание на фактуру, на технику мазка. Лишь после всего этого посмотрите на то, что изображено: сцена, портрет, пейзаж и т.п.; обычно с этого начинают смотреть, и на этом фиксируются.

Интересно - по крайней мере для меня - было то, что, например, форма контура дерева воспринимается по другому, если считать объектом небо, а не дерево.
С музыкой - можно поступить аналогично. Попробуйте. Или - ↓↓ обратите внимание на голоса.
Смысл в том, чтобы научиться различать оттенки, детали воспринимаемого и их взаимосвязь. Ту самую взаимосвязь, которая, может быть и делает воспринимаемое - таким и только таким.

Итак, что там про эмоции было? Теперь попробуйте оценить эмоционально не что-то в целом, а каждую деталь по отдельности.

Зачем? Чтобы попробовать выявить характерные причины возникновения у вас эмоций. Т.е. мне не нравится вот это не просто так, а потому, что в этом это - то-то и то-то мне не очень приятно.

Сэнкс 25.12.2006 18:39

I.3 МЕТОДИКА СОЗНАВАНИЯ
 
В этой группе экспериментов, проводится изучение и прочувствование восприятия человеком не внешнего мира, а уже самого себя.

Где грань разделения?

Для осязания, в частности, это расширение чувствования "на поверхности тела" вглубь. Переход к ощущению мышц и внутренних органов.
Цитата:

экспериментирование с "телом" и "умом".
Здесь же идет различение сознательных и непроизвольных движений -
Цитата:

В отношении ощущения собственных движений, люди часто сознают и принимают только то, что связано с произвольно, "намеренно" осуществляемыми движениями. Спонтанные взаимодействия мышц с силой тяжести, твердыми телами и многими другими, выполняются без сознавания.
Перлз предлагает обнаружить разницу между "Сознаванием" и "Интроспекцией". Да, при обращении внимания внутрь собственного "Я" (в широком понимании этого местоимения) здесь есть разница:
Цитата:

Сознавание - это спонтанное ощущение того, что в вас возникает: что вы делаете, чувствуете, планируете. Интроспекция же, наоборот - произвольное обращение внимания на эти деятельности
  • Метафора сознавания - "видение излучаемого света".
  • Интроспекции - "первоначальное направление и последующее видение уже отраженного света"

Условия проведения экспериментов - спокойное место и время, когда никто и ничто не отвлекает.

Сэнкс 12.01.2007 18:32

Эксперимент 5: Вспоминание
 
По сути, эксперимент заключается в мысленном погружении в происшедшие события - в обстановку. Повторное проигрывание действий, представление себе деталей происходящего.

*Вспоминание: Выберите какую-нибудь прошлую ситуацию, не слишком давнюю и не слишком трудную, например, посетите в фантазии дом вашего друга. Закройте глаза. Что вы действительно видите? Дверь: кто-нибудь ее открывает? Обстановку? Других людей? Не пытайтесь "вытаскивать" что-то из ума, искать что-то, что "должно" быть здесь; просто "отправьтесь" в то место, которое вы вспоминаете, и замечайте, что там есть.

Важно - делать эксперимент без напряга. Т.е путем ↓↓ спонтанного сосредоточения(см. Эго голод агрессию, гл. III.2)
Опять таки - как и Перлз - я советую сначала попробовать а потом прочесть ↓↓ комментарии к эксперименту.

Степень визуализации событий будет у всех разной. Предельная степень - это вообще галлюцинирование, наподобие сновидения. Говорят, что есть люди (как Гете, например) у которых развита память до эйдетического уровня - когда просто можно тупо "сфотографировать" страницу текста - а потом ее перечитывать. Мне было бы интересно развить память и обрести возможность эйдетического вспоминания и визуализации.

Т.к. мы обратились к внутреннему чувствованию в противовес восприятию внешнего пора дать еще одно определение Перлза:
Цитата:

Эмоция - это гештальт, объединяющий экстерорецепцию и проприорецепцию
*продолжение эксперимента: Теперь повторите эксперимент вспоминания, но на сей раз не центрируйтесь исключительно на видении, попытайтесь включить как можно больше ощущений: вспомните не только то, что вы видели, но и то, что слышали, нюхали, ощущали на вкус, осязанием, как вы переживали собственные движения; попытайтесь восстановить эмоциональный тон, который сопровождал это переживание.

Это продолжение - в некотором роде "работа над ошибками" совершенными в начале эксперимента. :)

Да. Чуть не забыл.

То, что в воспоминании опущены некоторые подробности или модальности может говорить о наличии внутренних сопротивлений, блоков. Или о том, что у вас не развито восприятие в соответствующей модальности. Или, что для вас не представляло интереса то, что не вспоминается, или, или, или...

Сэнкс 15.01.2007 19:14

Эксперимент 6: Обострение ощущения тела
 
Продолжаем путешествие внутрь себя. На этот раз, определяемся с тем, что такое сознавание. В том числе, что такое сознавание ощущений собственного тела.

Итак, сначала настройтесь на "здесь и сейчас": примите как установку то, что именно вы здесь и сейчас проводите этот эксперимент, что именно вы испытываете здесь и сейчас некие переживания, ощущения и тому подобное.
*Начало: 1. Внимательно следуйте за любым переживанием: "внутренним" и "внешним", абстрактным и конкретным, обращенным в прошлое или в будущее, "желательным", "должным", "просто наличествующим", произвольно создаваемым и спонтанно возникающим.
2. В связи с любым переживанием проговаривайте: "Сейчас я сознаю, что..."

Заметили сходство с экспериментом №1? А в чем ↓↓ разница заметили?

Цитата:

Проговаривание фразы "сейчас я сознаю..." похоже на фрейдовское свободное ассоциирование, цель которого тоже состоит в освобождении от привычных способов переживания и создании возможности обратить внимание на то, что обычно не замечается и не ощущается.
Ага. В некотором роде этот эксперимент позволяет выявить собственные автоматизмы. Некоторые из них бывают ↓↓ забавными.

Вот вариант ↓↓ "проговаривания".

В процессе эксперимента важно постараться не допустить
Цитата:

вмешательство, фальсифицирующее единый поток переживания посредством сдерживания ("цензуры") или принуждения.
Т.е. попросту эксперимент должен регистрировать переживания, не вмешиваясь в них.

Парадоксальный эффект эксперимента таков:
Цитата:

Проговаривание "сейчас я сознаю, что..." в применении ко всему, что вы переживаете, неизбежно приведет к тому, что вы погрузитесь в грезы, "думание" ... Отклонившись, таким образом, от экспериментирования, вы потеряете сознавание, что вы сейчас делаете это, и очнетесь в досаде, что такое простое задание так трудно выполнить.
  • Помните, предпосылку эксперимента? Состояние "здесь и сейчас"?

Далее.
*Продолжение:
Попробуйте сначала обращать внимание только на внешние события - визуальные объекты, звуки, запахи, - но без подавления других переживаний. Теперь, по контрасту, сосредоточьтесь на внутренних процессах: образах, физических ощущениях, мышечных напряжениях, эмоциях, мыслях. Теперь попробуйте дифференцировать эти различные внутренние процессы, сосредотачиваясь на каждом из них так полно, как только вы можете: на образах, на мышечных напряжениях, и т.п. Следите при этом, если удается, за всеми возникающими объектами, действиями, может быть, драматическими сценами, компонентами которых они являются.

Собственно, тут мы и переходим к телесным ощущениям. Особенности осознования ощущений в теле ↓↓ тут.

Прикол от Перлза: Если вам кажется, что этот эксперимент вам почти полностью удался, вы почти наверняка ошибаетесь.

Интересная предпосылка на дальнейшую работу: Невротик создает свои симптомы, бессознательно манипулируя мышцами.

Ссылка на доп. информацию - Эго, Голод, Агрессия: Телесное сосредоточение

И в свете этого понимания природы невротического -
*Заключительная часть эксперимента: Удобно сидя или лежа, сознавайте различные ощущения тела и движения (дыхание, возникающие зажимы, сокращения желудка и пр.); обратите внимание, нет ли во всем этом определенных комбинаций или структур - того, что происходит одновременно и образует связный рисунок напряжений, болей, ощущений. Обратите внимание, когда вы сдерживаете или останавливаете дыхание. Соответствуют ли этому какие-нибудь напряжения рук, пальцев, перистатика желудка, напряжения гениталий? Или, может быть, есть какая-нибудь связь между сдерживанием дыхания и напряжением ушей? Или между задерживанием дыхания и напряжением и каким-нибудь тактильными ощущениями? Какие комбинации вы можете обнаружить?

Пробуйте.

Комбинации обнаружить не так просто. Ведь кроме обнаружения "чего-то" надо еще умудриться понять, что это "Чего-то" проявляется совместно с чем то другим. И что это именно комбинация, а не два независимых ощущения.


Часовой пояс GMT +4, время: 07:02.

Работает на vBulletin® версия 3.8.9 Beta 3.
Copyright ©2000 - 2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot