Иеро
15.08.2006, 18:57
Думаю, лично мне, практически потомственному очкарику, писать о восстановлении зрения и отказе от очков - это сродни тому, как если алкоголику разглагольствовать о величии трезвости и курильщику о тотальной чистоте дыхания. Но всё же именно мне пришлось в своё время серьёзно озадачиться вопросами работы со зрением и методиках его исправления. Были и качественные результаты всей этой работы, но... о этом я напишу более подробно чуть ниже.
От чего портится зрение, какие есть к этому предпосылки? Какие обстоятельства влияют на зрение самым непосредственным образом?
Медики и физиологи сейчас имеют множество различных толкований ответов на эти вопросы. Но единого мнения, общей теории я пока не встречал. Поэтому имею желание рассказать о том взгляде, который я почерпнул из собственной психологической практики.
Итак, большинству из нас с самого рождения дана возможность видеть этот мир через собственные глаза. И эта возможность видеть, являясь врожденной, тем не менее, в целом, не является чем-либо изначально генетически определённым. И наше зрение, как и способность ходить на двух ногах, является некоторым приобретённым навыком, который мы все приобретаем посредством контакта с окружающим миром, будучи детьми. Этот навык включает в себя управление той физиологией, которая досталась нам по праву рождения, но физиология совсем не полностью определяет именно навык использования.
к примеру, если бы мы видели полностью вертикально перевёрнутую картинку, если бы с рождения "ходили на голове", то реально воспринимаемое нами изображение всё равно коррелировало с внутренним ощущением вертикали и горизонтали.Наш мозг обрабатывая поступающую зрительную информацию, доводит её до сознательного представления личности в форме, когда она полностью соответствует внутреннему представлению о окружающем пространстве, которое формируется ещё и через другие органы восприятия.
Более того, детализация воспринимаемого нами изображения прямо коррелирует с основным видом нашей наиболее активной деятельности.
Вот это самое, последнее свойство и приводит к тому, что острота зрения не является какой-либо определённой для всех людей константой, а является отражением скорее образа жизни конкретного человека.
Исходя из этого понимания, можно догадаться, что потенциальные очкарики с плохим зрением (близорукостью) были практически во все времена. Хотя бы потому, что некоторым людям часто приходилось всю жизнь, начиная с малых лет, заниматься деятельностью, не связанной с необходимостью смотреть вдаль. И наоборот, другим требовалось очень внимательно обозревать дальние окрестности, так что у себя перед носом они ничего не замечали. Всё это находило своё самое непосредственное отражение в остроте зрения этих людей.
Чёткое зрение практически на всех уровнях дистанции - это скорее исключение, чем норма для человека.Так продолжалось всегда до момента изобретения очков, которые позволили корректировать до условной нормы те или иные отклонения в остроте зрения у разных людей. Так продолжается и сейчас, разве что наука подарила человечеству контактные линзы и корректирующую зрение хирургию.
Теперь самое время рассмотреть динамику формирования остроты зрения.
Это не единовременный процесс, он может протекать в течении всей жизни человека. Но у этого процесса обычно наблюдаются несколько особо активных периодов, в которые происходят заметные изменения, которые после закрепляются на достаточно продолжительное время.
Итак, грудные дети видят очень плохо. Мало того, что они различают только крупные объекты, но ко всему этому, они видят не дальше метра от себя. Впрочем, в их возрасте, зрение им, в общем, и не к чему, всё что важно в их жизненном моменте воспринимается через другие органы чувств. Взрослея, дети начинают всё больше уделять внимания на зрительное восприятие. Оно становится дополнительным, важным фактором определения положения своего тела в окружающем пространстве. Именно в это время происходит основное формирование той формы зрительного восприятия, которая в дальнейшем будет лишь дополняться, но не изменяясь принципиальным образом. Зрение становится более детальным, более чётким, но часто вплоть до полутора лет дети крайне близоруки. Только позже, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир, уже твёрдо встав на свои ноги, он начинает обращать внимание на всё то, до чего не может дотянуться, то есть смотреть вдаль. Именно в это время у детей около трёх лет, происходит формирование условно нормального зрения, когда хорошо видно как вблизи, так и вдали. Иногда этот процесс в силу разных причин может затягиваться вплоть до шести лет, или даже нарушаться, в следствии каких-либо жизненных обстоятельств. Вообще, острота зрения у детей до десяти лет очень подвижна. Они могут быстро легко переходить от стадии близорукости до дальнозоркости и наоборот.
Как это происходит?
Ребёнок, занимаясь какой-либо деятельностью, подстраивает своё зрение под неё, как правило, отсекая всё лишнее, не актуальное. То есть, когда работаем руками в двадцати сантиметрах от своего носа, то видеть далёкие предметы просто не нужно, ибо мешают. И наоборот, разглядывая находящееся вдали, чётко видеть то, что находится под ногами просто незачем. Только благодаря тому, что дети очень редко продолжительно сосредотачиваются на какой-либо одной деятельности, их зрение остаётся нормальным, без застревания в близорукости или дальнозоркости.
А вот тут, начиная с 19 века, наша цивилизация приподнесла детям свой "подарок цивилизации" - книгу. Книгу, в которую можно убежать от жестокого и несправедливого мира, от злых и требовательных родителей, да мало-ли от чего можно убежать, когда есть такие прекрасные миры, скрываемые за книжными обложками. Сейчас книгу может заменять экран телевизора, компьютера, не суть важно чего, главное, что, располагаясь на небольшом расстоянии от лица всё это забирает максимальное внимание человека на большой период времени. Плюс ко всему этому, от всего лишнего, что окружает взгляд, особенно от всего того, что доставляет дискомфорт, хочется защититься. То есть просто не замечать, не видеть этого. И тут наша способность управлять остротой своего зрения приходит на помощь. Фокусное расстояние, в котором происходят основные операции восприятия, снижается, ограничиваясь зоной книги, экрана монитора, и т.п. Всё лишнее отсекается и человек способен воспринимать то что ему важно в условном комфорте.
Но восприятие мелкого текста, да и вообще мелких объектов, одновременно с мыслительной деятельностью, особенно направленной на понимание, создают значительную нагрузку на мозг. И через какое-то вренмя мозг и психика оказывается просто перегруженной. Что бы справиться с возникшей перегрузкой, мозг начинает высвобождать лишние ресурсы. Но так как основное восприятие идёт через зрение и именно оно вызывает перегрузку, то самым действенным выходом из сложившейся ситуации является снижение детализации восприятия. А сделать это снижение детализации проще всего снизив дистанцию фокусного расстояния.
Многим из вас должно быть знакома ситуация, когда вы читаете интересную книгу, практически уткнувшись в неё носом. Даже если вы начинали её читать, распологая её на значительном расстоянии от глаз, то потом часто обнаруживали себя в очень странной позе, когда ещё чуть-чуть и вы будете буквально касаться носом страниц.Вот таким образом происходит качественная настройка на восприятие зрительной информации исключительно вблизи. Всё бы ничего, и ничего страшного для зрения в этом нет, если бы периодически отвлекаться от исключительно близкого восприятия, меняя род деятельности и форму восприятия. Зрение пластично и оно может быстро приходить в норму, но...
При длительном сосредоточении и регулярных перегрузках, начинают работать дополнительные компенсационные механизмы, призванные обеспечить восполнение временных потерь чёткости зрения. Эти механизмы, в первую очередь, направлены на увеличение качества внутреннего представления об окружающем пространстве. То есть на развитие внутреннего мира в ущерб восприятию внешнего.
В какой-то мере всё это приводит к развитию сознательной деятельности и абстрагированного "ума". Но всё эта умственная деятельность на определённом этапе своего формирования является фактически паразитической для реального восприятия зрительной информации. В результате мозгу очень сложно воспринимать полную детализацию окружающего пространства вне рамок типичной деятельности, что приводит к прогрессии и закреплению эффекта снижения фокусного расстояния, то есть формирование устойчивой близорукости.
В народе есть мнение, что очки - признак ума. И это народное мнение-наблюдение не лишено практических оснований. Близорукие дети вынуждены компенсировать недостаток реального восприятия внутренним пониманием (представлением, моделированием) и уметь сосредотачивать свои ограниченные ресурсы зрения и восприятия на чём-либо конкретном и важном. И все эти качества вкупе, создают новый качественный уровень развития мозга и психики, а вынужденную потерю зрения позже можно скомпенсировать, надев очки. Плюс ко всему этому немаловажным фактором является общая начитанность и навык работы с информацией.Любое ограничение восприятия приводит к ощущаемой определённой внутренней ущербности, которую человек, так или иначе, стремится компенсировать. Те же очки, мало того, что могут быть просто неудобными, они ещё вызывают дополнительные изменения образа жизни в силу своего постоянного использования. Но и это изменение подлежит компенсации на других уровнях. В результате компенсации могут образоваться множественные дополнительные "вторичные выгоды", которые закрепляют дополнительную зависимость уже от средств компенсации потерь зрения.
Ношение очков или контактных линз - это по сути такая же патологическая привычка (зависимость), которую вполне можно сравнить с курением или потреблением каких-либо лёгких наркотиков.Часто очки становятся своеобразным способом подчеркнуть свою личностную особенность, как-либо позитивно выделиться среди окружающих людей.
Я давно определил, что лично мне очки хорошо идут как часть моего образа. Они уже давно являются частью моей персональной харизмы, которая активно используется для общения. Даже имея реальную возможность в течении одного дня полностью нормализовать своё зрение, я не делаю этого, так как ощущается, что это приведёт к потере необходимости ношения очков и потери "харизматических баллов".Именно благодаря всему вышеописанному, потеря зрения и механизмы его компенсации создают устойчивую систему, которая закрепляет нарушение зрения чуть ли не на всю жизнь человека.
Но даже понимание всех возможных бонусов от того, что имеется в ситуации с нарушенным зрением, это не повод оставлять тот порядок вещей, который уже сложился. Ибо для развитого и гармоничного человека вполне нормально иметь 100% зрение без использования каких-либо компенсаторов.
Прежде чем подойти к вопросу коррекции собственного зрения, требуется снова рассмотреть динамику возникновения нарушений. Ибо подходы и методики исправления всё же достаточно различны и часто являясь эффективными для одних людей и в определённые периоды жизни, являются просто бесполезными в других случаях. Более того, для тех, кто находится в стадии ухудшения зрения самих методик недостаточно, ибо есть внешние психогенные факторы, непосредственным образом влияющие на остроту зрения.
Итак, я уже писал, что закрепление (фиксация) потери остроты зрения могут происходить только в определённые периоды времени жизни или под воздействием определённых жизненных обстоятельств. Так что даже имеющиеся в жизни конкретного человека зрительные перегрузки и внешние факторы воздействия, которые, с одной стороны, вроде, обязательно должны были повредить зрение, а с другой, оказавшись просто несвоевременными, не оказали какого-либо влияния вообще.
Этим, к примеру, можно легко объяснить некоторые явления, что находясь в похожих условиях одни люди теряют остроту зрения, а другие нет. А так же то, что одни выходцы из интелигенции являются потомственными очкариками, а другие всю жизнь имеют острое зрение.Наиболее опасными с точки зрения потери зрения являются жизненные периоды, когда происходит формирование нового образа жизни и образа мышления.
отчасти эти периоды совпадают с описанными в психологии "возрастными кризисами личности.Можно выделить периоды "опасных для зрения возростов", такие как 3 года (возраст формирования речи и сознания), 5 (возраст обретения автономии), 6-7 (период адаптации и социализации в коллективе), 10 (время окончения основных процессов формирования сознания), 13-14 лет (возраст полового созревания) в детстве и 16-17 (романтический период) в юности. В более зрелом возрасте кризисных точек меньше, но они то же могут быть. Ориентировочно это 19 лет (выбор жизненного пути), 22-25 лет (переоценка ценностей и прежней жизни), 27-29 (возрастной кризис продуктивности), 35 (завершение предыдущего кризиса и выбор новых путей), 45. Дальше уже могут действовать возросные изменнения, которые приводят к общему снижению тонуса глазных мышц, обеспечивающих фокусировку, что приводит в итоге, к появлению дальнозоркости.
В принципе, опасные для своего зрения периоды можно определить по тому, силе и яркости эмоциональных переживаний жизненных обстоятельств, по отношению к типичному уровню переживаний в более стабильные периоды.
К примеру, возникшая нежная влюблённость вполне способна закрепить на последующую жизнь близорукость, если во время переживания этой влюблённости имели место зрительные перегрузки или убегание от окружающей реальности, к примеру, от той же влюблённости.Пришло время разобраться с различными видами упражнений, разного рода гимнастик, которые используются для коррекции зрения. Наиболее распространённой является «офтальмологическая гимнастика», так же известная как «Норбековский курс». Основная суть её заключена в том, что предлагается периодическое переключение формы зрительной нагрузки то вблизь, то вдаль. К примеру, берутся два разноудалённых объекта, две точки, и периодически переключается внимание между ними. Так же ко всему этому рекомендуется делать «глазное вращение» то есть переключать внимание на объекты, расположенные по кругу, относительно положения человека. Таким способом, при регулярных тренировках, достигается коррекция близорукости за счёт включения механизма контроля внимания, переключение внимания и снятия актуальных зрительных перегрузок. Но данный метод помогает далеко не всем. И дело даже не в упорстве и последовательности, с которым конкретный человек выполняет подобные упражнения, а в том, что данный подход просто не учитывает многих персональных особенностей конкретных людей.
Замечено, что близорукость нередко тесно связана с сутулостью и общим обращением человеком своего внимания вниз. То есть, если смотреть всегда в пол, принимая вид подчинённой кому-либо (подавленной) позы, то, как бы не стараться, но зрение останется слабым. Отчасти, долговременная потеря зрения (близорукость) – это признак подавленности человека кем-либо или чем-либо. И наоборот, если поднять голову, расправить плечи, начать смотреть «поверх голов» обращая основное внимание на что-либо дальнее, и воспринимая остальное лишь боковым зрением, то зрение начнёт достаточно быстро восстанавливаться. То есть, в случае удачного своевременного выхода человека из-под внешнего давления, даже если он испытывал заметные зрительные и психические перегрузки, у него не происходит закрепления близорукости, и зрение остаётся острым. Это немаловажный психогенный фактор формирования близорукости.
Короче, отработка известного упражнения «царственная осанка и сиятельная улыбка» является, ко всему прочему, ещё хорошим упражнением по восстановлению зрения.
Вы можете представить настоящего царя в очках? Лично я с большим трудом.Если разобраться более внимательно, то станет ясным, почему при выборе позиции подчинённости теряется зрение. На инстинктивно-обусловленном уровне первобытных людей, подчинённым не надо смотреть вдаль, у них для этого есть лидер. Отчасти весь этот расклад мы все ощущаем интуитивно. Этим хорошо объясняется нежелание многих людей, имеющих потерю зрения, носить очки. Они для них фактор не только портящий их внешний вид или помеха на лице – это вызывает для них ощущение потери собственного достоинства и независимости.
Отчасти это привело к большому успеху контактные линзы.Понимание глубинной психологической сути потери зрения и ношения очков – хороший повод задуматься над восстановлением собственного зрения и собственного достоинства.
Так же стоит заметить, что продолжительная работа за компьютером или с чем-либо другим, приводящим к позе сутулости, тем самым активируют и закрепляют потерю зрения. Поэтому при правильной позе и осанке можно практически не опасаться возможных проблем с глазами, даже в случае напряженной и продолжительной работы. Подбор грамотной позы и осанки - это своеобразная профилактика большинства проблем с глазами и нервами.
Но это ещё не всё. В случае достаточно долговременно существующей близорукости, могут быть явно выраженными два фактора, которые её удерживают. Первый – это, собственно, психологический. В нём может заключаться работа вторичных выгод разного свойства и действие той же «подчинённой позы», связанной с сутулостью. И этот психологический фактор достаточно быстро может быть скорректирован той же «офтальмологической гимнастикой» для глаз и работой со своей позой и отношением к жизни. Иногда зрение частично или полностью восстанавливается само, в случае смены работы или условий на работе, изменения семейного фактора, что при своём действии приводило к угнетению и перегрузкам. Это нередко проявляется как бы само собой, к примеру, после сна какое-то время (несколько минут) зрение остаётся острым, но потом падает вновь. Что бы закрепить позитивный эффект следует озадачиться сменой своего чувственно-эмоционального имиджа, заняться работой со своей осанкой и отношением к окружающим людям. Иногда стоит пойти на телесно-ориентированный тренинг или поработать с массажистом. Всё это снимет типичные психосоматические блоки и зажимы и это позволит зрению восстановиться самостоятельно.
Однако, особенно при больших диоптриях носимых очков, кроме психологического фактора присутствует ещё и физиологический. Ибо за долгое время жизни, в определённом тонусе, глазные мышцы и управляющие ими участки мозга, нашли свою оптимальную форму взаимодействия. Эффект как бы закрепился, стабилизировался и уже не определяется одним психологическим фактором. Вот в этом случае, снятие психологической зависимости не позволяет зрению полностью восстановиться. Да, может произойти уменьшение потерь фокусировки (снижение необходимых диоптрий для коррекции), но вот полного исправления зрения нет. В этом случае придётся озадачиться более плотной работой со зрением.
Можно использовать в повседневной жизни и, особенно продолжений занятий с глазами, очки недостаточные для полной коррекции зрения на одну-полторы диоптрии. Это будет постепенно формировать новый тонус для глазных мышц и управляющих систем мозга.
Но можно рассмотреть ещё несколько продуктивных комплексов.
Окончание
В базовую задачу нижеописанных техник входит, как основная цель, нарушение сложившегося и закреплённого баланса потери зрения и его коррекции. Если просто снять очки или линзы, то система не начнёт восстанавливаться сама собой. Вернее начнёт, но недостаточно активно. Для успеха требуется более значительное «расшатывание». Это можно сделать, использовав принцип усугубления нарушения имеющегося зрения, внесения дополнительных помех и ограничений. К примеру, если в течение суток носить очки на две-три диоптрии превосходящие необходимую компенсацию, а потом одеть очки на полторы диоптрии недостаточные, то в большинстве случаев ваше зрение исправится на диоптрию-полторы в течении этих двух дней. Правда эффективно работает этот приём при нарушениях зрения не менее четырёх диоптрий, с меньшими нарушениями эффекта может и не возникнуть, хотя тут всё индивидуально, так что по любому можно попробовать.
Но этот способ не единственный. Так же для «расшатывания» хорошо работают принципы ограничения обзора, которые можно реализовать, наклеивая на очки полоски светонепроницаемой бумаги, оставляя для обзора лишь небольшие щели. В этом случае лучше всего взять очки на полторы-две диоптрии ниже, чем требуются для коррекции, и заклеить большую часть стёкол бумагой. Оставлять свободной требуется не более 10% обзора, по возможности ограничивая, в первую очередь, центральную часть. Самый главный принцип в заклеивании заключается в том, что оно ни в коем случае не должно быть симметричным для глаз. Именно асимметричность ограничения обзора в самой большей степени напрягает мозг, и он включает все имеющиеся у него механизмы компенсации этого неудобства, тем самым, попутно начиная исправлять дефекты фокусировки. Каждый день в течение недели требуется менять конфигурацию ограничения, оставляя доступными разные зоны обзора. Это будет держать психический тонус коррекции на высоком уровне. А по окончании недели можно будет проверить зрение, и если оно ещё не достигло нормы, взять другие очки снова на полторы-две диоптрии ниже, чем ранее. Снова повторить технику ограничения обзора. Более того, подобная схема работы исправляет не только дефекты фокусировки, но и существенно снижает другие нарушения, типа астигматизма.
Таким образом, за месяц можно практически полностью восстановить даже очень большую потерю зрения.
Но это ещё не всё. В случае позитивного эффекта крайне не рекомендуется сразу выбрасывать привычные очки. Лучше всего какое-то время носить очки без диоптрий, а ещё лучше очки светозащитные. Окончательное восстановление зрения лучше всего проводить в условиях чередования пониженного освещения и нормального. Для этого опять же можно использовать пары очков, с нормальными и сильно тонированными стёклами. Такую процедуру «стабилизации и закрепления успеха» можно проводить в течении месяца, и тогда вероятность рецидивных случаев потери зрения, будет минимальной. Так же рекомендуется сочетать выполнение этих комплексов со всеми другими методами и рекомендациями, которые были описаны в течение этой статьи.
PS…. Я уверен, что после того, как вы достигнете успеха, и ваше зрение станет острым, вы возьмёте свою коллекцию очков, которая вам помогала ранее, и разобьёте их вдрыск, об асфальт, с большим прочувственным удовольствием. Это будет тем финалом, для которого и была написана эта «Ода разбитым очкам». Успехов!
От чего портится зрение, какие есть к этому предпосылки? Какие обстоятельства влияют на зрение самым непосредственным образом?
Медики и физиологи сейчас имеют множество различных толкований ответов на эти вопросы. Но единого мнения, общей теории я пока не встречал. Поэтому имею желание рассказать о том взгляде, который я почерпнул из собственной психологической практики.
Итак, большинству из нас с самого рождения дана возможность видеть этот мир через собственные глаза. И эта возможность видеть, являясь врожденной, тем не менее, в целом, не является чем-либо изначально генетически определённым. И наше зрение, как и способность ходить на двух ногах, является некоторым приобретённым навыком, который мы все приобретаем посредством контакта с окружающим миром, будучи детьми. Этот навык включает в себя управление той физиологией, которая досталась нам по праву рождения, но физиология совсем не полностью определяет именно навык использования.
к примеру, если бы мы видели полностью вертикально перевёрнутую картинку, если бы с рождения "ходили на голове", то реально воспринимаемое нами изображение всё равно коррелировало с внутренним ощущением вертикали и горизонтали.Наш мозг обрабатывая поступающую зрительную информацию, доводит её до сознательного представления личности в форме, когда она полностью соответствует внутреннему представлению о окружающем пространстве, которое формируется ещё и через другие органы восприятия.
Более того, детализация воспринимаемого нами изображения прямо коррелирует с основным видом нашей наиболее активной деятельности.
Вот это самое, последнее свойство и приводит к тому, что острота зрения не является какой-либо определённой для всех людей константой, а является отражением скорее образа жизни конкретного человека.
Исходя из этого понимания, можно догадаться, что потенциальные очкарики с плохим зрением (близорукостью) были практически во все времена. Хотя бы потому, что некоторым людям часто приходилось всю жизнь, начиная с малых лет, заниматься деятельностью, не связанной с необходимостью смотреть вдаль. И наоборот, другим требовалось очень внимательно обозревать дальние окрестности, так что у себя перед носом они ничего не замечали. Всё это находило своё самое непосредственное отражение в остроте зрения этих людей.
Чёткое зрение практически на всех уровнях дистанции - это скорее исключение, чем норма для человека.Так продолжалось всегда до момента изобретения очков, которые позволили корректировать до условной нормы те или иные отклонения в остроте зрения у разных людей. Так продолжается и сейчас, разве что наука подарила человечеству контактные линзы и корректирующую зрение хирургию.
Теперь самое время рассмотреть динамику формирования остроты зрения.
Это не единовременный процесс, он может протекать в течении всей жизни человека. Но у этого процесса обычно наблюдаются несколько особо активных периодов, в которые происходят заметные изменения, которые после закрепляются на достаточно продолжительное время.
Итак, грудные дети видят очень плохо. Мало того, что они различают только крупные объекты, но ко всему этому, они видят не дальше метра от себя. Впрочем, в их возрасте, зрение им, в общем, и не к чему, всё что важно в их жизненном моменте воспринимается через другие органы чувств. Взрослея, дети начинают всё больше уделять внимания на зрительное восприятие. Оно становится дополнительным, важным фактором определения положения своего тела в окружающем пространстве. Именно в это время происходит основное формирование той формы зрительного восприятия, которая в дальнейшем будет лишь дополняться, но не изменяясь принципиальным образом. Зрение становится более детальным, более чётким, но часто вплоть до полутора лет дети крайне близоруки. Только позже, когда ребёнок начинает активно изучать окружающий мир, уже твёрдо встав на свои ноги, он начинает обращать внимание на всё то, до чего не может дотянуться, то есть смотреть вдаль. Именно в это время у детей около трёх лет, происходит формирование условно нормального зрения, когда хорошо видно как вблизи, так и вдали. Иногда этот процесс в силу разных причин может затягиваться вплоть до шести лет, или даже нарушаться, в следствии каких-либо жизненных обстоятельств. Вообще, острота зрения у детей до десяти лет очень подвижна. Они могут быстро легко переходить от стадии близорукости до дальнозоркости и наоборот.
Как это происходит?
Ребёнок, занимаясь какой-либо деятельностью, подстраивает своё зрение под неё, как правило, отсекая всё лишнее, не актуальное. То есть, когда работаем руками в двадцати сантиметрах от своего носа, то видеть далёкие предметы просто не нужно, ибо мешают. И наоборот, разглядывая находящееся вдали, чётко видеть то, что находится под ногами просто незачем. Только благодаря тому, что дети очень редко продолжительно сосредотачиваются на какой-либо одной деятельности, их зрение остаётся нормальным, без застревания в близорукости или дальнозоркости.
А вот тут, начиная с 19 века, наша цивилизация приподнесла детям свой "подарок цивилизации" - книгу. Книгу, в которую можно убежать от жестокого и несправедливого мира, от злых и требовательных родителей, да мало-ли от чего можно убежать, когда есть такие прекрасные миры, скрываемые за книжными обложками. Сейчас книгу может заменять экран телевизора, компьютера, не суть важно чего, главное, что, располагаясь на небольшом расстоянии от лица всё это забирает максимальное внимание человека на большой период времени. Плюс ко всему этому, от всего лишнего, что окружает взгляд, особенно от всего того, что доставляет дискомфорт, хочется защититься. То есть просто не замечать, не видеть этого. И тут наша способность управлять остротой своего зрения приходит на помощь. Фокусное расстояние, в котором происходят основные операции восприятия, снижается, ограничиваясь зоной книги, экрана монитора, и т.п. Всё лишнее отсекается и человек способен воспринимать то что ему важно в условном комфорте.
Но восприятие мелкого текста, да и вообще мелких объектов, одновременно с мыслительной деятельностью, особенно направленной на понимание, создают значительную нагрузку на мозг. И через какое-то вренмя мозг и психика оказывается просто перегруженной. Что бы справиться с возникшей перегрузкой, мозг начинает высвобождать лишние ресурсы. Но так как основное восприятие идёт через зрение и именно оно вызывает перегрузку, то самым действенным выходом из сложившейся ситуации является снижение детализации восприятия. А сделать это снижение детализации проще всего снизив дистанцию фокусного расстояния.
Многим из вас должно быть знакома ситуация, когда вы читаете интересную книгу, практически уткнувшись в неё носом. Даже если вы начинали её читать, распологая её на значительном расстоянии от глаз, то потом часто обнаруживали себя в очень странной позе, когда ещё чуть-чуть и вы будете буквально касаться носом страниц.Вот таким образом происходит качественная настройка на восприятие зрительной информации исключительно вблизи. Всё бы ничего, и ничего страшного для зрения в этом нет, если бы периодически отвлекаться от исключительно близкого восприятия, меняя род деятельности и форму восприятия. Зрение пластично и оно может быстро приходить в норму, но...
При длительном сосредоточении и регулярных перегрузках, начинают работать дополнительные компенсационные механизмы, призванные обеспечить восполнение временных потерь чёткости зрения. Эти механизмы, в первую очередь, направлены на увеличение качества внутреннего представления об окружающем пространстве. То есть на развитие внутреннего мира в ущерб восприятию внешнего.
В какой-то мере всё это приводит к развитию сознательной деятельности и абстрагированного "ума". Но всё эта умственная деятельность на определённом этапе своего формирования является фактически паразитической для реального восприятия зрительной информации. В результате мозгу очень сложно воспринимать полную детализацию окружающего пространства вне рамок типичной деятельности, что приводит к прогрессии и закреплению эффекта снижения фокусного расстояния, то есть формирование устойчивой близорукости.
В народе есть мнение, что очки - признак ума. И это народное мнение-наблюдение не лишено практических оснований. Близорукие дети вынуждены компенсировать недостаток реального восприятия внутренним пониманием (представлением, моделированием) и уметь сосредотачивать свои ограниченные ресурсы зрения и восприятия на чём-либо конкретном и важном. И все эти качества вкупе, создают новый качественный уровень развития мозга и психики, а вынужденную потерю зрения позже можно скомпенсировать, надев очки. Плюс ко всему этому немаловажным фактором является общая начитанность и навык работы с информацией.Любое ограничение восприятия приводит к ощущаемой определённой внутренней ущербности, которую человек, так или иначе, стремится компенсировать. Те же очки, мало того, что могут быть просто неудобными, они ещё вызывают дополнительные изменения образа жизни в силу своего постоянного использования. Но и это изменение подлежит компенсации на других уровнях. В результате компенсации могут образоваться множественные дополнительные "вторичные выгоды", которые закрепляют дополнительную зависимость уже от средств компенсации потерь зрения.
Ношение очков или контактных линз - это по сути такая же патологическая привычка (зависимость), которую вполне можно сравнить с курением или потреблением каких-либо лёгких наркотиков.Часто очки становятся своеобразным способом подчеркнуть свою личностную особенность, как-либо позитивно выделиться среди окружающих людей.
Я давно определил, что лично мне очки хорошо идут как часть моего образа. Они уже давно являются частью моей персональной харизмы, которая активно используется для общения. Даже имея реальную возможность в течении одного дня полностью нормализовать своё зрение, я не делаю этого, так как ощущается, что это приведёт к потере необходимости ношения очков и потери "харизматических баллов".Именно благодаря всему вышеописанному, потеря зрения и механизмы его компенсации создают устойчивую систему, которая закрепляет нарушение зрения чуть ли не на всю жизнь человека.
Но даже понимание всех возможных бонусов от того, что имеется в ситуации с нарушенным зрением, это не повод оставлять тот порядок вещей, который уже сложился. Ибо для развитого и гармоничного человека вполне нормально иметь 100% зрение без использования каких-либо компенсаторов.
Прежде чем подойти к вопросу коррекции собственного зрения, требуется снова рассмотреть динамику возникновения нарушений. Ибо подходы и методики исправления всё же достаточно различны и часто являясь эффективными для одних людей и в определённые периоды жизни, являются просто бесполезными в других случаях. Более того, для тех, кто находится в стадии ухудшения зрения самих методик недостаточно, ибо есть внешние психогенные факторы, непосредственным образом влияющие на остроту зрения.
Итак, я уже писал, что закрепление (фиксация) потери остроты зрения могут происходить только в определённые периоды времени жизни или под воздействием определённых жизненных обстоятельств. Так что даже имеющиеся в жизни конкретного человека зрительные перегрузки и внешние факторы воздействия, которые, с одной стороны, вроде, обязательно должны были повредить зрение, а с другой, оказавшись просто несвоевременными, не оказали какого-либо влияния вообще.
Этим, к примеру, можно легко объяснить некоторые явления, что находясь в похожих условиях одни люди теряют остроту зрения, а другие нет. А так же то, что одни выходцы из интелигенции являются потомственными очкариками, а другие всю жизнь имеют острое зрение.Наиболее опасными с точки зрения потери зрения являются жизненные периоды, когда происходит формирование нового образа жизни и образа мышления.
отчасти эти периоды совпадают с описанными в психологии "возрастными кризисами личности.Можно выделить периоды "опасных для зрения возростов", такие как 3 года (возраст формирования речи и сознания), 5 (возраст обретения автономии), 6-7 (период адаптации и социализации в коллективе), 10 (время окончения основных процессов формирования сознания), 13-14 лет (возраст полового созревания) в детстве и 16-17 (романтический период) в юности. В более зрелом возрасте кризисных точек меньше, но они то же могут быть. Ориентировочно это 19 лет (выбор жизненного пути), 22-25 лет (переоценка ценностей и прежней жизни), 27-29 (возрастной кризис продуктивности), 35 (завершение предыдущего кризиса и выбор новых путей), 45. Дальше уже могут действовать возросные изменнения, которые приводят к общему снижению тонуса глазных мышц, обеспечивающих фокусировку, что приводит в итоге, к появлению дальнозоркости.
В принципе, опасные для своего зрения периоды можно определить по тому, силе и яркости эмоциональных переживаний жизненных обстоятельств, по отношению к типичному уровню переживаний в более стабильные периоды.
К примеру, возникшая нежная влюблённость вполне способна закрепить на последующую жизнь близорукость, если во время переживания этой влюблённости имели место зрительные перегрузки или убегание от окружающей реальности, к примеру, от той же влюблённости.Пришло время разобраться с различными видами упражнений, разного рода гимнастик, которые используются для коррекции зрения. Наиболее распространённой является «офтальмологическая гимнастика», так же известная как «Норбековский курс». Основная суть её заключена в том, что предлагается периодическое переключение формы зрительной нагрузки то вблизь, то вдаль. К примеру, берутся два разноудалённых объекта, две точки, и периодически переключается внимание между ними. Так же ко всему этому рекомендуется делать «глазное вращение» то есть переключать внимание на объекты, расположенные по кругу, относительно положения человека. Таким способом, при регулярных тренировках, достигается коррекция близорукости за счёт включения механизма контроля внимания, переключение внимания и снятия актуальных зрительных перегрузок. Но данный метод помогает далеко не всем. И дело даже не в упорстве и последовательности, с которым конкретный человек выполняет подобные упражнения, а в том, что данный подход просто не учитывает многих персональных особенностей конкретных людей.
Замечено, что близорукость нередко тесно связана с сутулостью и общим обращением человеком своего внимания вниз. То есть, если смотреть всегда в пол, принимая вид подчинённой кому-либо (подавленной) позы, то, как бы не стараться, но зрение останется слабым. Отчасти, долговременная потеря зрения (близорукость) – это признак подавленности человека кем-либо или чем-либо. И наоборот, если поднять голову, расправить плечи, начать смотреть «поверх голов» обращая основное внимание на что-либо дальнее, и воспринимая остальное лишь боковым зрением, то зрение начнёт достаточно быстро восстанавливаться. То есть, в случае удачного своевременного выхода человека из-под внешнего давления, даже если он испытывал заметные зрительные и психические перегрузки, у него не происходит закрепления близорукости, и зрение остаётся острым. Это немаловажный психогенный фактор формирования близорукости.
Короче, отработка известного упражнения «царственная осанка и сиятельная улыбка» является, ко всему прочему, ещё хорошим упражнением по восстановлению зрения.
Вы можете представить настоящего царя в очках? Лично я с большим трудом.Если разобраться более внимательно, то станет ясным, почему при выборе позиции подчинённости теряется зрение. На инстинктивно-обусловленном уровне первобытных людей, подчинённым не надо смотреть вдаль, у них для этого есть лидер. Отчасти весь этот расклад мы все ощущаем интуитивно. Этим хорошо объясняется нежелание многих людей, имеющих потерю зрения, носить очки. Они для них фактор не только портящий их внешний вид или помеха на лице – это вызывает для них ощущение потери собственного достоинства и независимости.
Отчасти это привело к большому успеху контактные линзы.Понимание глубинной психологической сути потери зрения и ношения очков – хороший повод задуматься над восстановлением собственного зрения и собственного достоинства.
Так же стоит заметить, что продолжительная работа за компьютером или с чем-либо другим, приводящим к позе сутулости, тем самым активируют и закрепляют потерю зрения. Поэтому при правильной позе и осанке можно практически не опасаться возможных проблем с глазами, даже в случае напряженной и продолжительной работы. Подбор грамотной позы и осанки - это своеобразная профилактика большинства проблем с глазами и нервами.
Но это ещё не всё. В случае достаточно долговременно существующей близорукости, могут быть явно выраженными два фактора, которые её удерживают. Первый – это, собственно, психологический. В нём может заключаться работа вторичных выгод разного свойства и действие той же «подчинённой позы», связанной с сутулостью. И этот психологический фактор достаточно быстро может быть скорректирован той же «офтальмологической гимнастикой» для глаз и работой со своей позой и отношением к жизни. Иногда зрение частично или полностью восстанавливается само, в случае смены работы или условий на работе, изменения семейного фактора, что при своём действии приводило к угнетению и перегрузкам. Это нередко проявляется как бы само собой, к примеру, после сна какое-то время (несколько минут) зрение остаётся острым, но потом падает вновь. Что бы закрепить позитивный эффект следует озадачиться сменой своего чувственно-эмоционального имиджа, заняться работой со своей осанкой и отношением к окружающим людям. Иногда стоит пойти на телесно-ориентированный тренинг или поработать с массажистом. Всё это снимет типичные психосоматические блоки и зажимы и это позволит зрению восстановиться самостоятельно.
Однако, особенно при больших диоптриях носимых очков, кроме психологического фактора присутствует ещё и физиологический. Ибо за долгое время жизни, в определённом тонусе, глазные мышцы и управляющие ими участки мозга, нашли свою оптимальную форму взаимодействия. Эффект как бы закрепился, стабилизировался и уже не определяется одним психологическим фактором. Вот в этом случае, снятие психологической зависимости не позволяет зрению полностью восстановиться. Да, может произойти уменьшение потерь фокусировки (снижение необходимых диоптрий для коррекции), но вот полного исправления зрения нет. В этом случае придётся озадачиться более плотной работой со зрением.
Можно использовать в повседневной жизни и, особенно продолжений занятий с глазами, очки недостаточные для полной коррекции зрения на одну-полторы диоптрии. Это будет постепенно формировать новый тонус для глазных мышц и управляющих систем мозга.
Но можно рассмотреть ещё несколько продуктивных комплексов.
Окончание
В базовую задачу нижеописанных техник входит, как основная цель, нарушение сложившегося и закреплённого баланса потери зрения и его коррекции. Если просто снять очки или линзы, то система не начнёт восстанавливаться сама собой. Вернее начнёт, но недостаточно активно. Для успеха требуется более значительное «расшатывание». Это можно сделать, использовав принцип усугубления нарушения имеющегося зрения, внесения дополнительных помех и ограничений. К примеру, если в течение суток носить очки на две-три диоптрии превосходящие необходимую компенсацию, а потом одеть очки на полторы диоптрии недостаточные, то в большинстве случаев ваше зрение исправится на диоптрию-полторы в течении этих двух дней. Правда эффективно работает этот приём при нарушениях зрения не менее четырёх диоптрий, с меньшими нарушениями эффекта может и не возникнуть, хотя тут всё индивидуально, так что по любому можно попробовать.
Но этот способ не единственный. Так же для «расшатывания» хорошо работают принципы ограничения обзора, которые можно реализовать, наклеивая на очки полоски светонепроницаемой бумаги, оставляя для обзора лишь небольшие щели. В этом случае лучше всего взять очки на полторы-две диоптрии ниже, чем требуются для коррекции, и заклеить большую часть стёкол бумагой. Оставлять свободной требуется не более 10% обзора, по возможности ограничивая, в первую очередь, центральную часть. Самый главный принцип в заклеивании заключается в том, что оно ни в коем случае не должно быть симметричным для глаз. Именно асимметричность ограничения обзора в самой большей степени напрягает мозг, и он включает все имеющиеся у него механизмы компенсации этого неудобства, тем самым, попутно начиная исправлять дефекты фокусировки. Каждый день в течение недели требуется менять конфигурацию ограничения, оставляя доступными разные зоны обзора. Это будет держать психический тонус коррекции на высоком уровне. А по окончании недели можно будет проверить зрение, и если оно ещё не достигло нормы, взять другие очки снова на полторы-две диоптрии ниже, чем ранее. Снова повторить технику ограничения обзора. Более того, подобная схема работы исправляет не только дефекты фокусировки, но и существенно снижает другие нарушения, типа астигматизма.
Таким образом, за месяц можно практически полностью восстановить даже очень большую потерю зрения.
Но это ещё не всё. В случае позитивного эффекта крайне не рекомендуется сразу выбрасывать привычные очки. Лучше всего какое-то время носить очки без диоптрий, а ещё лучше очки светозащитные. Окончательное восстановление зрения лучше всего проводить в условиях чередования пониженного освещения и нормального. Для этого опять же можно использовать пары очков, с нормальными и сильно тонированными стёклами. Такую процедуру «стабилизации и закрепления успеха» можно проводить в течении месяца, и тогда вероятность рецидивных случаев потери зрения, будет минимальной. Так же рекомендуется сочетать выполнение этих комплексов со всеми другими методами и рекомендациями, которые были описаны в течение этой статьи.
PS…. Я уверен, что после того, как вы достигнете успеха, и ваше зрение станет острым, вы возьмёте свою коллекцию очков, которая вам помогала ранее, и разобьёте их вдрыск, об асфальт, с большим прочувственным удовольствием. Это будет тем финалом, для которого и была написана эта «Ода разбитым очкам». Успехов!