PDA

Просмотр полной версии : Герда заставляет сердце Кея растаять


Антуанетта
18.08.2009, 12:33
Интересная сцена из пьесы Е.Шваца "Снежная королева": Герда поэтапно "разводит" Кея на эмоции, растопляя тем самым ледяное сердце:


Картина первая

Занавес открывается. Зала во дворце Снежной королевы. Стены дворца состоят из снежинок, которые вертятся и вьются со страшной быстротой. На большом ледяном троне сидит Кей. Он бледен. В руках у него длинная ледяная палка. Он сосредоточенно перебирает палкой плоские, остроконечные льдинки, лежащие у подножия трона. Когда открывается занавес, на сцене тихо. Слышно только, как глухо и однообразно воет ветер. Но вот издали раздается голос Герды.
Герда. Кей, Кей, я здесь!
Кей продолжает свою работу.
Кей! Отзовись, Кей! Здесь так много комнат, что я заблудилась.
Кей молчит. Голос Герды все ближе.
Кей, дорогой, здесь так пусто! Тут некого спросить, как пройти к тебе, Кей!
Кей молчит.
Кей, неужели ты совсем замерз? Скажи хоть слово. Когда я думаю, что ты, может быть, замерз, у меня подгибаются ноги, Если ты не ответишь, я упаду.
Кей молчит.
Пожалуйста, Кей, пожалуйста… (Вбегает в залу и останавливается как вкопанная.) Кей! Кей!
Кей (сухо, глуховатым голосом). Тише, Герда. Ты сбиваешь меня.
Герда. Кей, милый, это я!
Кей. Да.
Герда. Ты меня забыл?
Кей. Я никогда и ничего не забываю.
Герда. Подожди, Кей, я столько раз видела во сне, что нашла тебя… Может быть, опять я вижу сон, только очень плохой.
Кей. Вздор!
Герда. Как ты смеешь так говорить? Как ты посмел замерзнуть до того, что даже не обрадовался мне?
Кей. Тише.
Герда. Кей, ты нарочно пугаешь меня, дразнишь? Или нет? Ты подумай, я столько дней все иду, иду – и вот нашла тебя, а ты даже не сказал мне «здравствуй».
Кей (сухо). Здравствуй, Герда.
Герда. Как ты это говоришь? Подумай. Что мы с тобой, в ссоре, что ли? Ты даже не взглянул на меня.
Кей. Я занят.
Герда. Я не испугалась короля, я ушла от разбойников, я не побоялась замерзнуть, а с тобой мне страшно. Я боюсь подойти к тебе. Кей, это ты?
Кей. Я.
Герда. А что ты делаешь?
Кей. Я должен сложить из этих льдинок слово «вечность».
Герда. Зачем?
Кей. Не знаю. Так велела королева.
Герда. Но разве тебе нравится вот так сидеть и перебирать льдинки?
Кей. Да. Это называется: ледяная игра разума. А кроме того, если я сложу слово «вечность», королева подарит мне весь мир и пару коньков в придачу.
Герда бросается к Кею и обнимает его. Кей безучастно повинуется.
Герда. Кей, Кей, бедный мальчик, что ты делаешь, дурачок? Пойдем домой, ты тут все забыл. А там что делается! Там есть и хорошие люди и разбойники – я столько увидела, пока тебя искала. А ты сидишь и сидишь, как будто на свете нет ни детей, ни взрослых, как будто никто не плачет, не смеется, а только и есть в мире, что эти кусочки льда. Ты бедный, глупый Кей!
Кей. Нет, я разумный, право так…
Герда. Кей, Кей, это все советник, это все королева. А если бы я тоже начала играть с этими кусочками льда, и Сказочник, и маленькая разбойница? Кто бы тогда спас тебя? А меня?
Кей (неуверенно). Вздор!
Герда (плача и обнимая Кея). Не говори, пожалуйста, не говори так. Пойдем домой, пойдем! Я ведь не могу оставить тебя одного. А если и я тут останусь, то замерзну насмерть, а мне этого так не хочется! Мне здесь не нравится. Ты только вспомни: дома уже весна, колеса стучат, листья распускаются. Прилетели ласточки и вьют гнезда. Там небо чистое. Слышишь, Кей, – небо чистенькое, как будто оно умылось. Слышишь, Кей? Ну, засмейся, что я говорю такие глупости. Ведь небо не умывается, Кей! Кей!
Кей (неуверенно). Ты… ты беспокоишь меня.
Герда. Там весна, мы вернемся и пойдем на речку, когда у бабушки будет свободное время. Мы посадим ее на траву. Мы ей руки разотрем. Ведь когда она не работает, у нее руки болят. Помнишь? Ведь мы ей хотели купить удобное кресло и очки… Кей! Без тебя во дворе все идет худо. Ты помнишь сына слесаря, его звали Ганс? Того, что всегда хворает. Так вот, его побил соседский мальчишка, тот, которого мы прозвали Булкой.
Кей. Из чужого двора?
Герда. Да. Слышишь, Кей? Он толкнул Ганса. Ганс худенький, он упал и коленку ушиб, и ухо поцарапал, и заплакал, а я подумала: «Если бы Кей был дома, то заступился бы за него». Ведь правда, Кей?
Кей. Правда. (Беспокойно.) Мне холодно.
Герда. Видишь? Я ведь тебе говорила. И еще они хотят утопить бедную собаку. Ее звали Трезор. Лохматая, помнишь? Помнишь, как она тебя любила? Если бы ты был дома, то спас бы ее… А прыгает дальше всех теперь Оле. Дальше тебя. А у соседской кошки три котенка. Одного нам дадут. А бабушка все плачет и стоит у ворот. Кей! Ты слышишь? Дождик идет, а она все стоит и ждет, ждет…
Кей. Герда! Герда, это ты? (Вскакивает.) Герда! Что случилось? Ты плачешь? Кто тебя посмел обидеть? Как ты попала сюда? Как здесь холодно! (Пробует встать и идти – ноги плохо повинуются ему.)
Герда. Идем! Ничего, ничего, шагай! Идем… Вот так. Ты научишься. Ноги разойдутся. Мы дойдем, дойдем, дойдем!
Занавес.

Сэнкс
18.08.2009, 12:45
Герда помогла Кею (хотя я привык называть его КАем) остаться мальчишкой. Не торопись взрослеть, вспомни, что ты еще ребенок, как и твои друзья - вспомни их поименно, как и маленькие котята - не выросли еще... Всему свое время.

Антуанетта
18.08.2009, 13:43
Тоже не знаю, зачем Шварцу было важно поменять одну букву. Можно называть Каем - не суть.
Остаться мальчишкой, не взрослеть? Интересно, может быть... Не замечала именно этого, считая просто, что она пытается вернуть его в простую жизнь, которую он любил, в живой мир, откуда он родом, с настоящими, а не надуманными ценностями...

Сэнкс
18.08.2009, 13:51
Не замечала
Я, кстати, не претендую на истину. Однако, мне кажется достаточно явным то, что Королева навязывала Каю роль сухого/холодного/безэмоционального/рассудительного взрослого. А Герда - всеми своими разговорами - заставляла Кая вспомнить его бесшабашность.

Можно, кстати, много еще чего накрутить на этот диалог.

Например, почему складывалось именно слово "Вечность"? Что ему будет противоположностью? "Мнгновение"? И тогда еще мощнее становится посыл: "Детство - оно как мнгновение, пройдет - и впереди будет целая вечность."

Антуанетта
18.08.2009, 19:14
Однако, мне кажется достаточно явным то, что Королева навязывала Каю роль сухого/холодного/безэмоционального/рассудительного взрослого. А Герда - всеми своими разговорами - заставляла Кая вспомнить его бесшабашность.



Вообще, да... Ты прав.:yes:


Например, почему складывалось именно слово "Вечность"? Что ему будет противоположностью? "Мнгновение"? И тогда еще мощнее становится посыл: "Детство - оно как мнгновение, пройдет - и впереди будет целая вечность."

А я в "мгновении" еще вижу "Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь", типа абстрактной вечности противопоставляется "жизнь здесь и сейчас".

Сэнкс
18.08.2009, 19:21
абстрактной вечности противопоставляется "жизнь здесь и сейчас".
Вот это в диалоге не прослеживается. :) Герда постоянно ссылается на "там и тогда."

Aliskana
18.08.2009, 19:54
А может быть, королева дала Кею неразрешимую задачу, потому что невозможно создать вечность с помощью холодного разума, если сердце оледенело. Что-то вроде попыток Сальери постигнуть алгеброй гармонию. А Герда как раз и принесла настоящую вечность.

У Урсулы Ле Гуин есть замечательный роман "Резец небесный". Там два главных героя - маститый психолог, который пытается изменить мир к лучшему чисто механически-манипулятивно,и его пациент, обладающий магическими способностями. Профессор пытается ипользовать его для своих целей. Атоговорит ему:"Вы пытаетесь изменить мир не изнутри, а снаружи - словно сами Вы не часть этого мира. Вы ничего не чувствуете, Вы не в потоке. Так можно только разрушить".

Антуанетта
18.08.2009, 21:12
Вот это в диалоге не прослеживается. :) Герда постоянно ссылается на "там и тогда."

Рассказывает, как "там и тогда" жили "здесь и сейчас" :D
Ну, или нет...:rolleyes:

Aliskana

А может быть, королева дала Кею неразрешимую задачу, потому что невозможно создать вечность с помощью холодного разума, если сердце оледенело. Что-то вроде попыток Сальери постигнуть алгеброй гармонию. А Герда как раз и принесла настоящую вечность.



Может быть. Как и в "Моцарте и Сальери", и в романе, о котором ты пишешь, в этой пьесе противопоставляется холодный расчет и душа, много других прекрасных сцен пьесы посвящено этому противостоянию.

RI
18.08.2009, 23:43
А, может, Всеенная именно такова - холодна, равнодушна, спокойна и невозмутима. А вот чувства, эмоции, переживания - это всё земное, это жизнь. Герда вернула Кая в жизнь. Он теперь не получит Вечность. И на самом деле ХЗ, что ему больше было нужно... ПРосто маленькая женщина пришла - вопреки всему - и решила всё по-своему. :-)))))))))))))

Aliskana
19.08.2009, 00:16
А, может, Всеенная именно такова - холодна, равнодушна, спокойна и невозмутима. А вот чувства, эмоции, переживания - это всё земное, это жизнь.

Земное и жизнь - тоже часть Вселенной. Значит, не ВСЯ Вселенная холодна, равнодушна, спокойна и невозмутима. Она - всякая-разная. А может быть, их много, и каждый живет в своей.

Антуанетта
19.08.2009, 05:58
Mari

И на самом деле ХЗ, что ему больше было нужно... ПРосто маленькая женщина пришла - вопреки всему - и решила всё по-своему. :-)))))))))))))


Есть такое! ;)

Modus
19.08.2009, 13:41
И вообще, почему мы должны быть на стороне Герды?

А если бы у неё ничего не получилось и бабушка бы осталась одна?

скво
19.08.2009, 15:19
А мне кажется,что Снежная Королева-это образ сатаны, Кай-Иисус, а Герда-Бог.:D

Антуанетта
19.08.2009, 15:39
Modus

Мы не обязаны быть на стороне Герды. Это всего лишь пьеса, ее можно толковать как кому угодно.
Вот что писал Иеро в теме про Солженицына:

Когда я читал его "Архипелаг", у меня почему-то не возникло ни единого проявления жалости к, типа, жертвам. Зато наоборот меня сильно порадовало описание системы, построенной НКВД.

Так что трактовка может быть и нестандартной.
Просто сочувствовать Герде наиболее логично для большинства людей: ее брат, можно сказать, попал в секту, увезен и зазомбирован. Она его находит и возвращает в мир. Ну, и в семью, к любимой бабушке.

скво
Очень интересная ассоциация, правда.

Кстати, задумалась, что разные режиссеры могли бы поставить пьесу по-разному: кто-то в трактовке Скво, кто-то - так, чтоб мы болели бы не за Герду...

Пятница
07.09.2009, 10:59
А мне маленькая разбойница нравилась -- своей непосредственностью.
И удивляла тем, что оставила у себя так понравившиеся ей рукавички (или муфту) -- я сейчас не помню)).
:)

Mirana
07.09.2009, 13:53
Кей - ключ. Может быть:) По крайней мере, к счастью Герды:)
Герда. Кей, Кей, я здесь!
Кей продолжает свою работу.
...

Герда. Как ты смеешь так говорить? Как ты посмел замерзнуть до того, что даже не обрадовался мне?
Кей. Тише.

Кей. Герда! Герда, это ты? (Вскакивает.) Герда! Что случилось? Ты плачешь? Кто тебя посмел обидеть? Как ты попала сюда? Как здесь холодно! (Пробует встать и идти – ноги плохо повинуются ему.)
Герда. Идем! Ничего, ничего, шагай! Идем… Вот так. Ты научишься. Ноги разойдутся. Мы дойдем, дойдем, дойдем!
Занавес.
Сплошной эмоциональный шантаж:) Типа посмотри, что я сделала ради тебя, а ты! У бедного паренька даже ноги отказали практически, настолько дело было ему важнее, чем притязания Герды.
Фся история как-то напоминает историю соблазнения Адама. Куда все после этого пошли - известное дело:)

Антуанетта
07.09.2009, 20:54
Пятница
А мне маленькая разбойница нравилась -- своей непосредственностью.
И удивляла тем, что оставила у себя так понравившиеся ей рукавички (или муфту) -- я сейчас не помню)).
:)

Ага!
Вот маленькая иллюстрация из Шварца:

Атаманша. Здравствуй, дочь! (Дает девочке щелчок в нос.)
Маленькая разбойница. Здравствуй, мать! (Отвечает ей тем же.)
Атаманша. Здравствуй, козочка! (Щелчок.)
Маленькая разбойница. Здравствуй, коза! (Отвечает ей тем же.)
Атаманша. Как поохотилась, дочь?
Маленькая разбойница. Отлично, мать. Подстрелила зайца. А ты?
Атаманша. Добыла золотую карету, четверку вороных коней из королевской конюшни и маленькую девочку.
Маленькая разбойница (вскрикивает). Девочку? (Замечает Герду.) Правда!.. Молодец мать! Я беру девочку себе.
Советник. Я протестую.
Маленькая разбойница. А это еще что за старый сухарь?
Советник. Но…
Маленькая разбойница. Я тебе не лошадь, не смей говорить мне «но!» Идем, девочка! Не дрожи, я этого терпеть не могу.

***

Она прелестна своей простотой, диковатой непосредственностью, она говорит все напрямую - ей не свойственны тонкие манипуляции Герды.

Mirana

Кей - ключ. Может быть:) По крайней мере, к счастью Герды:)
Кстати, да - ключ, может быть такой смысл в измененном имени! :yes:

Сплошной эмоциональный шантаж:) Типа посмотри, что я сделала ради тебя, а ты! У бедного паренька даже ноги отказали практически, настолько дело было ему важнее, чем притязания Герды.

Да, но женские манипуляшечки взяли свое! ;)


Фся история как-то напоминает историю соблазнения Адама. Куда все после этого пошли - известное дело:)


Ну да, что-то есть! :yes:

JIuca
23.11.2012, 23:25
И вообще, почему мы должны быть на стороне Герды?

А если бы у неё ничего не получилось и бабушка бы осталась одна?

Как бы Герда возвращает Каю возможность самоопределиться, которой он был лишен, когда его насильственно подморозили)

А бабушка-то при чем? Дело не в Кае и не в бабушке.
У Герды два близких человека. Один из них в беде, она его спасает. Вот если бы СК бабушку украла, тогда бы она бабушку спасала.
Это такая потребность у определенного типа личности - спасать)

Рыжий Кот
23.11.2012, 23:49
Для кого пишутся сказки про трёх сыновей, из которых младший вначале вроде как дурак, но потом оказывается, что он-то как раз - У-У-У!! Для утешения младших братьев. Старшему и среднему и так хорошо без книг во дворе.

*

Про Кая и Герду - сказка для утешения эмоциональных непсихотехничных маленьких девочек, у которых практичная психотехничная старшая женщина увела ровесника и сексуально инициировала.
Но - говорит сказка! - не печалься, это не навсегда, после инициации ты его себе можешь вернуть!

*

Про смерть Кощея в яйце, которое надо разбить - тот же сюжет с переменой знак М на Ж, но жестокий.

*

Про Адама и Еву и Змия - то же: требуется внешний просветитель "который бы объяснил людям, что они голые", а Отцу Родному кормовых ресурсов и так хватает только впритык. Если трахаетесь - ищите корма своим детушкам сами.

JIuca
23.11.2012, 23:54
Про Кая и Герду - сказка для утешения эмоциональных непсихотехничных маленьких девочек, у которых практичная психотехничная старшая женщина увела ровесника и сексуально инициировала.
Но - говорит сказка! - не печалься, это не навсегда, после инициации ты его себе можешь вернуть!

А почему так?
Почему становится возможно вернуть? И всегда ли?

Рыжий Кот
24.11.2012, 00:03
[quote=Рыжий Кот;529696]Д
Про Кая и Герду - сказка для утешения эмоциональных непсихотехничных маленьких девочек, у которых практичная психотехничная старшая женщина увела ровесника и сексуально инициировала.
Но - говорит сказка! - не печалься, это не навсегда, после инициации ты его себе можешь вернуть!


А почему так?
Почему становится возможно вернуть? И всегда ли?Не для овец - говорит сказка. Требуется целеустремлённость, эмоциональность.

Политическая параллель: Феофан Прокопович, чтоб исправить церковные книги "по правильному", по заданию Петра Первого принял католичество, съездил в Рим выучился, вернулся в Россию, вернулся в православие, с багажом богословских знаний, исправил.
Думаю, и сподвижники Папы Римского были не дураки, знали зачем Феофан Прокопович приезжал, и их это тоже устраивало.

ЗЫ. В моёй юности роль Снежной Королевы в жизни Кая называлась "Арина Родионовна".

Zab
24.11.2012, 00:25
Сколько лет было Шварцу, когда он это писал? Он не молод тогда был, случаем?
По молодости тяга к философии может и существовала, а глубины еще не было, она позже пришла. Можно долго искать смысл, а его там изначально и не было...

Вы гляньте на Макаревича, который всегда к подобному тянулся. По молодости это чаще выглядело демонстрацией, фасадом, за которым нет содержимого. Теперь то все иначе.

Afa
24.11.2012, 01:04
сказочки разбираем?
шок. видео.
http://www.youtube.com/watch?v=qVE60zwXx1k&feature=share

Антуанетта
26.11.2012, 17:56
Как бы Герда возвращает Каю возможность самоопределиться, которой он был лишен, когда его насильственно подморозили)

А бабушка-то при чем? Дело не в Кае и не в бабушке.
У Герды два близких человека. Один из них в беде, она его спасает. Вот если бы СК бабушку украла, тогда бы она бабушку спасала.
Это такая потребность у определенного типа личности - спасать)

Да, все верно :)

Рыжий кот
Про Кая и Герду - сказка для утешения эмоциональных непсихотехничных маленьких девочек, у которых практичная психотехничная старшая женщина увела ровесника и сексуально инициировала.
Но - говорит сказка! - не печалься, это не навсегда, после инициации ты его себе можешь вернуть!

Ну как бы внешне сексуальной подоплеки нет как в сказке, так и в пьесе, но да, конечно, в какой-то мере напрашиваются вопросы о том, почему Снежная королева выбрала именно мальчика и как она его заворожила и зачем забрала себе и не хотела отдавать...:rolleyes:

Zab
Сколько лет было Шварцу, когда он это писал? Он не молод тогда был, случаем?
По молодости тяга к философии может и существовала, а глубины еще не было, она позже пришла. Можно долго искать смысл, а его там изначально и не было...

Вы гляньте на Макаревича, который всегда к подобному тянулся. По молодости это чаще выглядело демонстрацией, фасадом, за которым нет содержимого. Теперь то все иначе.

Не будем спорить есть ли глубина и смысл у Шварца.... Есть герои, есть диалоги, значит, можно анализировать, почему бы нет.:)

Afa
сказочки разбираем?
шок. видео.
Зачем еще это неприятное видео про гориллу, насилующую лягушку? :(

asodax
26.11.2012, 21:20
Совсем недавно читали-перечитывали Дюймовочку Андерсена...
По прочтении последних сообщений, родились стойкие ассоциации ))
...Дюймовочка была настолько хороша, что все хотели её "взять замуж" ))

Рыжий Кот
26.11.2012, 22:51
Рыжий кот
Про Кая и Герду - сказка для утешения эмоциональных непсихотехничных маленьких девочек, у которых практичная психотехничная старшая женщина увела ровесника и сексуально инициировала.
Но - говорит сказка! - не печалься, это не навсегда, после инициации ты его себе можешь вернуть!Ну как бы внешне сексуальной подоплеки нет как в сказке, так и в пьесе, но да, конечно, в какой-то мере напрашиваются вопросы о том, почему Снежная королева выбрала именно мальчика и как она его заворожила и зачем забрала себе и не хотела отдавать...:rolleyes:

Сказка ("текст для всех") в принципе содержит инструкции для ребёнка.
При этом инструкция должна быть записана таким образом, чтобы её понял когда надо - ПОВЗРОСЛЕВШИЙ ребёнок. А ребёнчатый ребёнок чтоб не испытывал отторжения, если вдруг что не так - например, инструкция касается секса, про который ребёнок не должен пока догадываться.

Что-то я писал по этому поводу, про сказки-инструкции.