PDA

Просмотр полной версии : 2. Сердце сказки. Как написать сказку


Sergey
04.05.2009, 20:58
http://forum.shadrinsk.net/albums/albums/userpics/15972/normal_1201191079_yarb_05.jpg

Сердце сказки
В книге В.Г.Кротова «Пиши по-своему» есть изящное определение:
Сказка — это чудесное происшествие.

И действительно, чудесное происшествие – это сердце сказки. Придуманные персонажи могут быть сказочными или самыми обычными, но сказка оживет только тогда, когда с этими персонажами произойдет что-то необычное.

Давайте посмотрим на примере маленькой сказки В.Г. Кротова:
Асфальтовый заповедник
Журналиста Боза послали в научный городок. Там красота. Улицы травой покрыты, воздух цветами пахнет. Тихо. Соловьи поют. Удивляется Боз. Где асфальт? Где машины? «Это все в заповеднике», – показывают ему на стеклянный купол. Под куполом асфальт, бетон, машины ревут, воздух сизый от дыма… «Там наши любители городской жизни время проводят, – говорит провожатый. – Из угарного газа оттуда мы получаем кислород и алмазы. Хотите зайти?» Но Боз отказался. Только алмазик взял на память.


В основе сказки находится идея. Попробуем ее сформулировать.
Современные города – шумные, загрязненные, некрасивые. И в этих городах встречаются живые островки, где можно отдохнуть от цивилизации.
А мы представим, что все наоборот – в городе все замечательно, и только в заповеднике асфальта все как у обычно. Получили идею для новой сказки.

Как обыграть эту идею? В действии. Однажды журналист Боз приезжает в удивительно чистый, красивый, зеленый город. Это и есть чудесное происшествие, от которого строится сказка. Для нас – современных людей – зеленый город все равно что чудо. Если наши потомки когда-нибудь будут жить в чистом мире, они вряд ли поймут суть этой сказки.

Если приглядеться внимательно, чудесное происшествие присутствует практически в любой сказке. Я не говорю про все, потому что сказки бывают разные. Например, в сказках-притчах суть может раскрываться не в действиях героев, а в игре словами и смыслами.
В более крупных произведениях можно встретить целую цепь происшествий. Одно из них будет ключевым. Какое? То, которое наилучшим образом говорит, о чем это произведение – когда вы беретесь передать суть одной фразой.

Как написать сказку
Хотите создать сказку? Найдите персонажа или идею, которая вас цепляет; и затем придумайте чудесное происшествие. Это уже половина дела.

Что делать дальше? Возникшую ситуацию нужно разрешить. Про это очень хорошо сказал профессор Толкиен: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». В любой сказке есть место чуду, и наша задача так описать происходящее, чтобы правила игры были понятны и интересны читателю.

В сказке требуется найти равновесие между понятным и необычным. Это не значит, что нужно все подробно объяснять, но у повествования должна быть логика. В качестве примера приведу «Алису в стране чудес». В этом произведении столько всего необычного, и на эти чудеса мы смотрим глазами обычной (в смысле - понятной читателю) девочки Алисы. Это и есть равновесие.

В сказке «Асфальтовый заповедник» журналист Боз приехал в необычный город – это чудесное происшествие. Конечно же, ему интересно, почему город зеленый и чистый. Вполне понятно, почему он не захотел посетить асфальтовый заповедник. И то, что он захватил сувенирчик, тоже понятно – точно также люди берут домой желуди, каштаны, шишки на память о природе. Почему бы не взять "алмазик" на память об асфальтовом заповеднике?

Еще одна маленькая сказка В.Г. Кротова:
Эколюдик
Лев Львович Лютик так любил природу, что всегда переживал за нее. Увидит, что траву топчут, деревья рубят, гнезда разоряют, – и вздыхает: «Экие вы люди!» Его даже прозвали Эколюдиком. И природа так полюбила Льва Львовича, что когда он облысел от возраста, у него на голове выросла густая трава. В карманах его птицы гнездились. Он даже перестал уходить домой из леса. Укоренился там и только листвой шелестел, когда видел какое-то безобразие: «Экие вы люди!..»

Завязка сказки – человек, который любит природу. Наверное, такому человеку трудно жить среди других людей, которые к природе относятся с пренебрежением. Его переезд в лес закономерен. Развязка – природа полюбила этого человека, и он превратился в дерево. Согласитесь, в этом тоже есть своя сказочная логика.

Найдите точку равновесия в своей сказке. К вам сразу же придет понимание правил игры, и вы узнаете, что будет происходить дальше. Этот момент можно считать моментом рождения сказки.

Новорожденную сказку нужно украсить. На практике это означает не только добавить украшения, но и убрать ненужное – выкинуть лишнее и отшлифовать фразы.
Чтобы сказка стала интереснее, в нее можно вставить диалоги, описания чувств и мыслей персонажей; можно придумать забавные слова («эколюдик»), сделать у сказки неожиданную концовку (например, человек, который становится деревом).

Любую мысль можно развернуть перед собеседником. Также и маленькую сказку можно вырастить, превратить в большое произведение.

Методика НОВУР
Итак, для того, чтобы написать сказку, нужно сделать пять шагов:
1. Найти хорошую идею.
2. Обыграть идею в действии (чудесное происшествие).
3. Взвесить идею.
4. Украсить сказку.
5. Развернуть сказку.

По первым буквам получаем название НОВУР, которое можно также перевести новая сказка у меня родилась.
Следующие несколько занятий мы посвятим разбору каждому пункта в отдельности.

Проверка гармонии математикой
Теперь вы знаете, как создается сказка. Предлагаю вам на собственном опыте убедиться, что таким способом можно создавать понравившиеся вам сказки. Каким образом? Нет, я не предлагаю вам пробовать методику прямо сейчас - всему свое время. Вспомните сказки, которые вы опубликовали в домашнем задании. Давайте посмотрим на них, и попытаемся представить, как бы они создавались при помощи методики НОВУР.

Сначала вам понадобится отыскать сердце сказки – чудесное происшествие, которое лучше всего описывает суть.

Затем нужно вернуться на шаг назад: подумайте, какая сказочная идея стоит за чудесным происшествием? Мысль, образ или ощущение. Эта идея – семечко, из которого выросла сказка.

Теперь мы готовы снова двигаться вперед. Ваша задача «взвесить» идею автора, т.е. понять, по каким правилам должна развиваться ситуация после чудесного происшествия. Вполне возможно вы придумаете другие варианты развития той же истории. Что ж, это нормально. Это означает, что логика, по которой вы развиваете произведение, несколько отличается от логики, предложенной автором.

Обратите внимание, каким способом автор украсил сказку. Украшениями могут быть интересные образы, мысли, слова, диалоги, неожиданные сюжетные повороты - все то, что цепляет читателя.

И, наконец, последний пункт. Сказка перед вами уже развернутая. Попробуйте мысленно ее «свернуть». Уберите лишнее, оставьте только самое основное. В результате из большой сказки получится маленькая. Вы сразу же поймете, как ее можно вырастить в большое и основательное произведение.
Если выбранная вами сказка маленькая, подумайте о том, как ее можно развернуть.

Домашнее задание
Задание минимум (обязательное)
Проанализируйте три понравившиеся вам сказки точки зрения методики НОВУР.
Выберите одну из трех понравившихся вам сказок, и проведите письменный анализ.
Опишите чудесное происшествие, идею сказки, украшения и маленькую сказку из которой можно вырастить большую.
Опубликуйте анализ в комментариях к теме для домашнего задания.

Задание максимум (необязательное)
Для тех, кто выполнил задание максимум предыдущего занятия.
Вспомните, как вы сочиняли сказку, и попробуйте сопоставить порядок действий с тем, который предложен в методике НОВУР.

Любовь
05.05.2009, 23:32
Сережа, а где создавать тему с ответами на твои вопросы?

Sergey
05.05.2009, 23:38
Можно здесь же на этом же форуме.

Впрочем, делайте как удобно. В случае чего я, как модератор, сам могу перенести сообщения в отдельную темы. Ну и если кого-то смущает публичность - можно через ЛС.

Любовь
06.05.2009, 00:41
Нет, я имела ввиду, в каком разделе? Можно в своем?

Sergey
06.05.2009, 00:44
Можно и в своем разделе. Только если нужна обратная связь - нужно где-нибудь написать, т.к. я могу и пропустить тему в другом разделе.

RI
12.05.2009, 23:07
Серёж, смотри, что я нашла. Лит. приёмы для сюжетов. Я ж заморочилась терь о том, как придумывать сюжеты, и вот что накопала. МОжет, тебя тоже заинтересует. И всем, кто занимается на курсе пригодится в копилочку:

http://sergeikozlovsky.narod.ru/Lit_suget_tech_v25.html

Sergey
12.05.2009, 23:48
Любопытная ссылка. Правда, это все уже не столько к написанию сказок, сколько к писательскому делу вообще. На эту тему еше много всего можно накопать. Однако, у моего обучающего курса несколько другая цель.