PDA

Просмотр полной версии : 6. Юность


Сэнкс
10.03.2009, 14:11
По главе №9.

По краткому опроснику - были такие вопросы:
5Е2* Расскажите какой-нибудь свой сон.
5Е3* Испытывали ли вы галлюцинации?
5Ж4* Чем вы будете заниматься через пять лет?
5И1* Что вы написали бы на своей футболке, чтобы видели, что это вы?

Посмотрим, насколько эти вопросы соответствуют содержательной части главы.

Ключевое отличие данного этапа развития, Берн озвучивает вопросом:
"Теперь, когда родители и учителя уже не структурируют ваше время, как вы собираетесь его структурировать?"

То есть, на данном этапе, у человека появляется самостоятельность. И он уже больше сам, нежели окружающие, организует свое поведение.

PS
Начиная с этой главы, я собираюсь обозначать вопросы прямым указанием на номер главы и ее раздела, чтобы было понятнее. Предыдущие блоки вопросов я потом (если не забуду) тоже приведу в соответствие.

Сэнкс
10.03.2009, 14:35
В чем же начинает проявляться самостоятельность? Ну, например, в общении. У "сценарно-обусловленного" человека здесь продолжают развертываться "игры".

В полном опроснике есть вопрос: 5А1 О чем вы разговариваете с друзьями?.

Где-то у Берна было написано, что формы общения между людьми зависят от степени их знакомства: "незнакомые" - с ними, скорее, осуществляют "ритуальное" общение. Другой полюс - "близкие" - с ними, возможно, идет общение без игр (как минимум, оно может там быть). Середина - "дружеское" общение. И тут игры могут занимать значительную долю. Типа, "друг" (по Берну) - это человек, который, как бы, "идеальный партнер по играм/времяпрепровождению". За минимальное число транзакций вы получаете максимальный результат.

Однако, друг - это достаточно близкий человек. Т.е. в общении с другом роль игр, наверное, меньше, чем в общении с просто "знакомыми".

Ну да ладно. Попробую слегка видоизменить вопрос, чтобы он более направленно выявлял именно игры и времяпрепровождения.

9А1+ О чем вы чаще всего беседуете со своими приятелями ради развлечения?

Сэнкс
10.03.2009, 15:26
Взрослея, человек постепенно заменяет героев своих излюбленных сказок - реальными персонажами. Наверное, это может быть кто-то из новостей, из документальных фильмов - то есть, реальные люди.

По полному опроснику:
5Б1 Кто сегодня ваш герой?
5Б2 Кто для вас худший человек в мире?

В кратком - нет вопроса про новых героев.

9Б1+ Можете ли вы назвать популярных людей, которых вы назвали бы героями или наоборот, злодеями?

Сэнкс
10.03.2009, 15:40
Про тотема - животное/растение, которое ЗНАЧИМО для конкретного человека, что проявляется в повторяющихся его снах или при идеосинкратических (необычно повышенным/усиленным) реакциях в жизни - вопросов у Берна нет. Даже в полном опроснике.

Зато на эту тему есть кое-что на нашем форуме. А именно:
"Зверство", или о внутреннем звере. (http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=247&highlight=%E6%E8%E2%EE%F2%ED%EE%E5). А если еще конкретнее - то вот, методика. (http://project.megarulez.ru/forums/showpost.php?p=2584&postcount=13)

Соответственно, вопрос будет такой:
9В1+. Кто ваш зверь? С кем вы могли бы отождествить себя?

Сэнкс
10.03.2009, 18:06
На этом этапе в человеке зарождается половое влечение, которое находит выход в мастурбации. Это совершенно новое чувство и ощущение, распорядиться которым юноша должен полностью самостоятельно.
Юноша не вполне сознает, что делать с новым для него половым чувством и как поместить его в общий план жизни, поэтому реагирует на него так, как привык делать с излюбленными чувствами.
Излюбленные чувства - как раньше упоминалось - это те, которые заслуживает одобрение и приносит осязаемые результаты.
Не очень понятно, что означает: "реагировать на него также". Скрывать? Вымогать? Зарабатывать честно?

Здесь же Берн говорит, что юноша
получает «разрешение» испытывать другие чувства, те, которым его не научили дома,

Соотвественно, скорее всего в этой главе важно то, что решает делать юноша со своими новыми чувствами. С чувствами, которые были для него недоступны в семье.

В полном опроснике есть такие вопросы:
5В1 Как вы относитесь к тем, кто мастурбирует?
5В2 Как вы сами себя чувствуете, когда мастурбируете?

Не уверен, что можно обобщить эти вопросы, но все же попробую:

9Г1+ Как вы относитесь к несвойственным вам чувствам, когда проявляете из сами, либо когда их проявляют другие?

Сэнкс
10.03.2009, 18:10
Здесь Берн упоминает именно физические реакции волнения/тревоги, типа
бросает в пот, руки у него трясутся, сердце бьется усиленно;
а в полном опроснике есть такой:
5Г1 Что происходит с вашим телом, когда вы нервничаете?

Однако, если честно, я не вижу связи между проявлениями волнения и сценарием. Поэтому, оставляю этот раздел "неовопрошенным".

Сэнкс
10.03.2009, 18:37
А вот здесь в явном виде Берн упоминает "сценарий" и "антисценарий". (Термин "Антисценарий" у Берна - размыт. Скорее, здесь имеется ввиду не "нечто, разрушающее сценарий", а "нечто такое же сценарное, но противоположное смыслу основного сценария").

В этом разделе Берн добавляет путаницы:
На сценарном языке передняя комната символизирует антисценарий, где властвуют родительские предписания, а задняя представляет сам сценарий, где и совершается подлинное представление.

Передняя комната - на мой взгляд, здесь описывает "личину" родителя. То есть его метод самопрезентации, зона влияния Взрослого. А задняя комната - это место, где проявляет себя Ребенок.

Антисценарий - это у нас что было по предыдущим описаниям? Это влияние "заботящегося Родителя". То есть это посылы "что тебе нужно делать, чтобы у тебя все было хорошо". В этом смысле - да, "передняя комната" как раз являет образец и заповеди целесообразного поведения.

На формирование сценария - особенно влияют контролирующий Родитель и естественный Ребенок родителей. Задняя комната - это место, где резвится естественный Ребенок родителя. Соответственно именно подглядывание в эту комнату дает ребенку/юноше информацию о том "что же от него ожидают, в чем его (скрыто) поддержат родители".

В полном опроснике есть такие вопросы:
5Д1 Как ведут себя ваши родители в обществе?
5Д2 О чем они говорят наедине или с друзьями?

В принципе, они достаточно адекватные.

9Е1+ Опишите, чем отличается поведение ваших родителей на людях и в "узком кругу".

Сэнкс
10.03.2009, 19:03
В этом разделе, Берн обращает внимание на сны. В принципе, он мало внимания уделяет анализу снов, хотя вроде бы и Фрейд и Перлз - придавали снам весьма большое значение. Ну да ладно.

Зачем Берн обращается к снам?

Сны могут в видоизмененной форме нести информацию о желаемой/запрограммированной структуре поведения человека. То есть обстановка сна - может быть любой, а вот функциональная связь элементов обстановки - одинаковой.

Соответственно, если вы можете вспомнить повторяющиеся сны, схожие сюжеты снов - то можно попробовать извлечь из них информацию о принципах вашего поведения наяву.

Какие вопросы?

(Кстати, в полном опроснике пошла полная путаница глав и разделов...)

5Е1 Бывали ли у вас кошмары? а) что за мир видите вы во сне?
5Е2 Расскажите какой-нибудь свой сон.
5Е3 Бывали ли у вас галлюцинации?
5Е4 Как смотрят на вас люди? - Хм? Это блин как к снам то прилепилось?? Это ж про проекции?

Сведем эти вопросы к такому:
9З1+ Если помните, расскажите ваш повторяющийся сон.

Сэнкс
10.03.2009, 19:25
Последний и объемный раздел главы.

Ему соответствует такой вопрос полного опросника:
5И1 Каков ваш жизненный лозунг? а) что бы вы написали на своей футболке, чтобы знали, что это вы? б) что вы написали бы на спине футболки?

Но давайте копнем этот раздел поглубже. Заявка-то серьезная:
Все темы, которые обсуждались в настоящей главе, связаны с поведением пациента, с тем, как он «демонстрирует» себя в жизни. Это называется его "футболкой с надписью". «Футболка» — это одна-две краткие выразительные фразы, говорящие опытному человеку, каково любимое времяпрепровождение пациента, какова его игра, его чувства, его прозвище, что делается в его передней и задней комнатах, в каком мысленном мире он живет, к какой развязке призывает его сценарий, иногда — каков его критический сфинктер, кто герой пациента и каков его тотем.
Сомнительно, что все это уместится в "коротком лозунге". Однако, важность темы - обозначена. И что же там?

"Футболка" имеет две надписи - спереди и сзади. Спереди - лозунг/принцип, исходя из которого человек начинает общение. Сзади - лозунг/принцип, исходя из которого человек заканчивает, резюмирует общение.

Транзакционная или сценарная футболка — это отношение, которое ясно видно из поведения человека, так же ясно, как если бы у него на футболке был написан лозунг. Распространены сценарные футболки "Пни меня", "Не бейте меня", "Я алкоголик и горжусь этим", "Смотри, как я стараюсь",

Если задавать вопрос напрямую, то я уверен, что никто не скажет, что у него, скажем, написано "Пни меня". Он этого просто не понимает. Возможно со стороны это видно, но никак не самому.

Скорее, человек скажет лозунг про свою "личину". То есть про то, каким он хочет казаться при встрече.

А вот задняя надпись - она более доступна человеку. Потому как он по факту, по статистике уже знает, чем обычно заканчивается его общение.

...

Не знаю, как лучше использовать эту вот резюмирующую часть главы. Попробуем, может что-то позже разъяснится:

9И1+ Каким лозунгом вы бы начали знакомство и завершили его?

Сэнкс
10.03.2009, 19:25
За сим пока все.
Ждем ответов.

@spirin
11.03.2009, 00:59
В полном опроснике есть такие вопросы:
5В1 Как вы относитесь к тем, кто мастурбирует?
5В2 Как вы сами себя чувствуете, когда мастурбируете?

Не уверен, что можно обобщить эти вопросы, но все же попробую:

9Г1+ Как вы относитесь к несвойственным вам чувствам, когда проявляете из сами, либо когда их проявляют другие?

Сэнкс, эти вопросы как-то связаны?

Сэнкс
11.03.2009, 11:40
Сэнкс, эти вопросы как-то связаны?
Связаны, хотя я не уверен на 100%. Глава называется "Новые чувства". Мастурбация приведена в связке с "половым влечением", как примером нового чувства. Чувства, которое родители не демонстрировали (вероятно) настолько же открыто и явно, как остальные чувства. Точно также, например, "новым" может оказаться гнев. Или что-то типа этого.