Che
13.10.2008, 07:16
Книжка "How to Talk So Kids Can Learn" by Adele Faber and Elaine Mazlish.
В общем, что-то похожее уже неоднократно обсуждалось, но вспоминание и перечитывание по-прежнему действует вдохновляюще, поэтому продолжу.
(У тех же авторов есть книга "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.")
Глава 1. Как взаимодействовать с чувствами, которые влияют на учебу
Вместо отрицания чувств -> обозначать чувства словами:
когда негативные чувства отрицаются, ученик может упасть духом; когда негативные чувства идентифицируются и принимаются, ученику легче продолжать стараться и прилагать усилия.
Вместо критики или советов -> проявлять чувства словами и звуками ("ой", "ммм", "эээ", "ясно")
Когда ученик получает порцию критики или советов, ему сложно думать о своей проблеме и принимать ответственность за нее; отвечая на проблему ученика с участием и пониманием, мы позволяем ему сфокусировать свое внимание на его проблеме и, возможно, решить ее самостоятельно.
Вместо объяснений и уговоров -> давать в фантазии то, что не можем дать в реальности
Ученики часто отклоняют уговоры и объяснения; когда мы выражаем желание ученика в фантазии, ему становится легче действовать в реальности.
Вместо игнорирования чувств -> принимать чувства, даже когда приходится прекращать неприемлимое поведение
Детям тяжело поменять поведение, когда их чувства совершенно игнорируются; детям легче поменять поведение, когда их чувства принимаются.
Другие "непомогающие" реакции взрослого на проблемы ученика:
философское замечание
распрашивания
защита другого человека
жалость
любительский психоанализ
Помогающие реакции:
идентификация чувств, выражение их словами
принятие чувств, выражение звуком
принятие желаний ребенка и выдача желаемого в фантазии (выдача разрешения на желание)
различение поведения и чувств.
В общем, что-то похожее уже неоднократно обсуждалось, но вспоминание и перечитывание по-прежнему действует вдохновляюще, поэтому продолжу.
(У тех же авторов есть книга "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.")
Глава 1. Как взаимодействовать с чувствами, которые влияют на учебу
Вместо отрицания чувств -> обозначать чувства словами:
когда негативные чувства отрицаются, ученик может упасть духом; когда негативные чувства идентифицируются и принимаются, ученику легче продолжать стараться и прилагать усилия.
Вместо критики или советов -> проявлять чувства словами и звуками ("ой", "ммм", "эээ", "ясно")
Когда ученик получает порцию критики или советов, ему сложно думать о своей проблеме и принимать ответственность за нее; отвечая на проблему ученика с участием и пониманием, мы позволяем ему сфокусировать свое внимание на его проблеме и, возможно, решить ее самостоятельно.
Вместо объяснений и уговоров -> давать в фантазии то, что не можем дать в реальности
Ученики часто отклоняют уговоры и объяснения; когда мы выражаем желание ученика в фантазии, ему становится легче действовать в реальности.
Вместо игнорирования чувств -> принимать чувства, даже когда приходится прекращать неприемлимое поведение
Детям тяжело поменять поведение, когда их чувства совершенно игнорируются; детям легче поменять поведение, когда их чувства принимаются.
Другие "непомогающие" реакции взрослого на проблемы ученика:
философское замечание
распрашивания
защита другого человека
жалость
любительский психоанализ
Помогающие реакции:
идентификация чувств, выражение их словами
принятие чувств, выражение звуком
принятие желаний ребенка и выдача желаемого в фантазии (выдача разрешения на желание)
различение поведения и чувств.