PDA

Просмотр полной версии : Говорить с детьми, чтобы они могли учиться. Как?


Che
13.10.2008, 07:16
Книжка "How to Talk So Kids Can Learn" by Adele Faber and Elaine Mazlish.

В общем, что-то похожее уже неоднократно обсуждалось, но вспоминание и перечитывание по-прежнему действует вдохновляюще, поэтому продолжу.

(У тех же авторов есть книга "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили.")

Глава 1. Как взаимодействовать с чувствами, которые влияют на учебу

Вместо отрицания чувств -> обозначать чувства словами:

когда негативные чувства отрицаются, ученик может упасть духом; когда негативные чувства идентифицируются и принимаются, ученику легче продолжать стараться и прилагать усилия.

Вместо критики или советов -> проявлять чувства словами и звуками ("ой", "ммм", "эээ", "ясно")

Когда ученик получает порцию критики или советов, ему сложно думать о своей проблеме и принимать ответственность за нее; отвечая на проблему ученика с участием и пониманием, мы позволяем ему сфокусировать свое внимание на его проблеме и, возможно, решить ее самостоятельно.

Вместо объяснений и уговоров -> давать в фантазии то, что не можем дать в реальности

Ученики часто отклоняют уговоры и объяснения; когда мы выражаем желание ученика в фантазии, ему становится легче действовать в реальности.

Вместо игнорирования чувств -> принимать чувства, даже когда приходится прекращать неприемлимое поведение

Детям тяжело поменять поведение, когда их чувства совершенно игнорируются; детям легче поменять поведение, когда их чувства принимаются.

Другие "непомогающие" реакции взрослого на проблемы ученика:
философское замечание
распрашивания
защита другого человека
жалость
любительский психоанализ

Помогающие реакции:
идентификация чувств, выражение их словами
принятие чувств, выражение звуком
принятие желаний ребенка и выдача желаемого в фантазии (выдача разрешения на желание)
различение поведения и чувств.

Che
14.10.2008, 04:20
Глава 2. 7 навыков, приглашающих детей к кооперации

Эта глава у меня вызывает сомнения.

Речь идет о кооперации, т.е. как здесь написано, совместной работе по достижению общих целей. В реале здесь речь идет, как мне кажется о том, как сподвигнуть детей делать то, что, грубо говоря, родителя говорят. Хотя есть и элементы совместной деятельности. Ну ладно.
Мне кажется, что если предыдущая глава была о том, что делать, когда детям что-то нужно, и они не могут это выразить иначе кроме как эмоционально, эта глава о том, что делать, когда что-то нужно взрослому, и по идее, он уже может это выразить словами или еще как-то.

Возможная "детская" реакция учителя:
обвинения
сарказм
прямые приказы (это не детская реакция, а скорее просто неучитывание ребенка)
пристыживание
унижения, подколки
отрицательные пророчества, предупреждения
угрозы
чтение лекций

Вместо этого всего - "взрослая" реакция учителя:
описать проблему словами,
дать информацию,
предложить выбор,
вместо длительной лекции или предупреждений сказать что-то одним словом или жестом,
сказать о своих чувствах,
написать письмо или напоминалку в письменном виде,
выразить в игровой форме, например, сказать измененным голосом (спеть как оперный певец, сказать стихотворением).

Che
16.10.2008, 07:57
Глава 3. Ловушки наказания. Альтернативы, которые ведут к самодисциплине.

В чем может содержаться неэффективность наказания.
Наказание не устраняет нежелательное поведение, а делает "нарушителя" более осторожным в совершении "преступления".
Наказание может ограничивать нежелательно поведение, но само по себе оно не учит желаемому поведению.

Вместо наказания можно использовать следующие вещи:
1. Предложить помощь.
2. Четко выразить неодобрение нежелательного поведения.
3. Сформулировать свои ожидания.
4. Предложить способы улучшения ситуации.
5. Предложить выбор.
6. Дать ученику возможность испытать последствия его поведения.
7. Дать ученику возможность исправить последствия.

Примечание: дополнительное поощрение успеха(скажем, академического) может сыграть прямо противоположную роль: ребенок будет учиться не ради совершенствования знаний, а ради поощрения, что в конечном счете может снизить успеваемость.

Che
16.10.2008, 19:03
С наказанием также связана сценарная игра.

Предположим, ребенок подрался, родитель его за это отодрал. С одной стороны родитель говорит, что драться нельзя, но с другой сам поступает этим образом, к тому же приговаривая, что это все исключительно для пользы сына. Ребенок из этого может получить сообщение: "чтобы быть реальным, надо кого-нить драть", в этом случае он заглатывает сценарную наживку и уже за нею - весь остальной сценарий.

Che
18.10.2008, 01:17
Глава 4. Совместное решение проблем. 6 шагов, включающих детское творчество и обязательность

Che
29.10.2008, 21:47
Глава 5. Похвала, которая не унижает, и критика, которая не ранит

Основная идея для похвалы: вместо оценки -> описание действий ребенка.

Например, вместо формального "ты очень красиво рисуешь" можно описать, что именно нарисовано "я вижу поезд, как у него крутятся колеса и дым идет из трубы". В этом случае ребенок сам может сделать вывод, что он умеет рисовать поезда.

Суть не в том, чтобы приучать ребенка к оценке извне, а в том, чтобы он сам мог оценить свои способности. Также, такое описание позволяет ребенку сконцентрироваться на том, что он делает.

Что касается критики: вместо указаний, что плохо -> описывать, что хорошо, и что еще надо сделать.

Например, вместо "ты до сих пор не обулась?" можно сказать "я вижу, ты уже надела куртку, тебе осталось обуться."

Che
30.10.2008, 06:10
Глава 6. Как освободить ребенка, который заключен в роли

Речь по ходу идет прежде всего об "отрицательных" ролях типа "капуха", "обманщик", "сквернослов". Сами того не замечая, учителя зачастую, если не запихивают ребенка в роль, то всячески способствуют его застреванию в роли, по умолчанию считая, что роль - это неотъемлемая часть ребенка. Поэтому рекомендации даются в основном по борьбе учителя со своим собственным стереотипом относительно ученика.

1. Замечать в ребенке проявления неролевого поведения.
2. Создавать ситуации, где ученик может проявить себя по-другому.
3. Показывать на личном опыте, как можно поступить по-другому.
4. Рассказать кому-нить о поведение ребенка, отличном от ролевого, так чтобы он это услышал.
5. Напоминать о прошлых достижениях.
6. Выражать свои чувства по поводу поведения, формулировать свои ожидания.

Бывают также более-менее "положительные" роли, которые тем не менее являются ограничивающими. Например, в семье одна дочь умная, а вторая красивая. Или одна - писательница, вторая - художница. Если скажем вторая четко выучила, что она художница, а не писательница, то у нее могут возникнуть проблемы с написанием школьного сочинения.

В этом случае можно просто позволить ей "выйти из роли" и сконцентрироваться на том, какие у нее есть мысли и чувства по поводу сочинения, которые она хотела бы выразить.


-------
На этом заканчиваю разбор книги.