PDA

Просмотр полной версии : Стили воспитания: вседозволенность, опека, свобода выбора


Sergey
04.09.2008, 15:19
Если представить себе шкалу под названием «строгость родителя», то получим такой расклад:

* (Вседозволенность) ---------------* (Свобода выбора) ---------------* (Опека)

Вседозволенность:
- Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям.
- Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка.
- Взрослый считает, что любое принуждение наносит вред развитию личности ребенка.
- Единственной задачей взрослого становится заинтересовать ребенка.

Опека:
- Взрослый сам решает все вопросы, связанные с ребенком.
- Взрослый не предоставляет ребенку возможность собственного выбора. Либо предоставляет, но в такой форме, когда выбор ребенка ни на что не влияет.
- Взрослый не считает необходимым разъяснять ребенку собственные решения.
- Если ребенок начинает бунтовать, взрослый продавливает свои решения силой или авторитетом.

Свобода выбора:
- Взрослый дает ребенку выбрать одну из нескольких альтернатив.
- Взрослый дает выбор ребенку исходя из собственного опыта и собственных представлений о благополучии ребенка.
- Возможен также вариант, когда свою альтернативу предлагает ребенок, а взрослый утверждает ее, если она устраивает обоих.
- Взрослый дает ребенку все необходимые разъяснения, чем вызвана необходимость выбора и какие есть варианты.
- Взрослый не даст ребенку возможность выбора в ситуации, которая может принести серьезный вред ребенку или другим людям.
- За исключением описанной ситуации, свобода выбора предполагает, что ребенок может выбрать любой понравившийся вариант, в том числе и ошибочный с точки зрения взрослого (ошибки – это ценный опыт).

Чаще всего, свободный выбор предполагает более разумный подход, чем вседозволенность и более гармоничный и гибкий, чем опека.

Samirat
04.09.2008, 15:32
Вседозволенность:
- Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям.
- Взрослый исходит из идей гуманизма, которые в представлении взрослого, сами по себе гарантируют благополучие ребенка.
- Взрослый считает, что любое принуждение наносит вред развитию личности ребенка.
- Единственной задачей взрослого становится заинтересовать ребенка.


По моему скромному опыту общения с детьми (3-6 лет), запрещая себе ограничивать выбор ребенка, становится все сложнее и сложнее его заинтересовать. Привыкая к тому, что выбор всегда за ним, ребенок как бы нивелирует авторитет взрослого и даже начинает игнорировать его.

Хотя две мои знакомые воспитывают своих дочерей в режиме вседозволенности и утверждают что так будет до 5 лет. После пяти лет должны вступить в силу строгие правила и ограничения.

Tytgrom
04.09.2008, 16:19
Объясните мне как можно не ограничивать ребенка? Он содержится в замкнутом пространстве, с мягкими стенами, не пользуется никакими острыми или тяжелыми предметами и т.д.?

Samirat
04.09.2008, 17:39
Объясните мне как можно не ограничивать ребенка? Он содержится в замкнутом пространстве, с мягкими стенами, не пользуется никакими острыми или тяжелыми предметами и т.д.?

Ты упустила вот это:


Вседозволенность:
- Взрослый запрещает себе ограничивать выбор ребенка за исключением только ситуаций, чреватых нанесением серьезного вреда ребенку или другим людям.

(Р0)

Лара
04.09.2008, 17:52
Родитель это в первую очередь творец личности ребенка. Поэтому нужно иметь возможность применять различные методы воспитания на различных этапах жизни и равития ребенка.
Ремарочка. Еще не известно, каких мы получим детей по новой системе воспитанных.

(Р1)

Ирис
04.09.2008, 17:57
Выбор всегда должен быть. Поэтому "Да здравствует свобода выбора!!!"

Разумеется в рамках моего представления о свободе. :D

Лара
04.09.2008, 20:28
НормальнаЯ прошу прошения. ;)
У меня дочь 15 лет,

В последнее время (при изменении мышления и рационализации сознания) проскакивают глюки. Для отладки внимания потребуется время, так что извините, если я не всегда адекватно воспринимаю информацию.

По поводу воспитания уменя сейчас море практического опыта. Ребенок поступил в профильный физико-математический лицей. Каждый день открываю для себя ее с новой стороны. Лучшие традиции "советского обучения" в сочетании с новыми информационными технологиями дают очень интересные эффекты, даже на мне. Я вчера помогала ей с алгеброй, оказывается знания никуда не уходят, они из "оперативки" в "долговременную" просто перемещаются.

Дите было засунуто в лицей принудительно. Но ей уже самой нравится, как там будут преподавать. так вот такая "свобода выбора" получилась. Неожиданная.

Гелла
04.09.2008, 20:32
Мой вариант стиля воспитания детей, был (да и остался...) это: Свобода выбора:
- Взрослый дает ребенку выбрать одну из нескольких альтернатив.
- Взрослый дает выбор ребенку исходя из собственного опыта и собственных представлений о благополучии ребенка.

- Возможен также вариант, когда свою альтернативу предлагает ребенок, а взрослый утверждает ее, если она устраивает обоих.
- Взрослый дает ребенку все необходимые разъяснения, чем вызвана необходимость выбора и какие есть варианты.
- Взрослый не даст ребенку возможность выбора в ситуации, которая может принести серьезный вред ребенку или другим людям.
- За исключением описанной ситуации, свобода выбора предполагает, что ребенок может выбрать любой понравившийся вариант, в том числе и ошибочный с точки зрения взрослого (ошибки – это ценный опыт). Так получалось, что дети у меня росли под "своеобразным" контролем: я, по-возможности, запреты как средство воспитания использовала крайне редко. Мы разговаривали, обсуждали... Если сын или дочь принимали какое-либо решение (а я была против), то я предупреждала о том, что может случиться в том или ином случае. Главное, что является ценным в таких отношениях, - это взаимное доверие и уважение. И то, что дети росли с пониманием своей ответственности за свои решения.
Я удивлялась родителям, которые "учились" с детьми: с домашними заданиями мои дети справлялись сами (только уж если было совсем непонятно, тогда просили помочь), портфели/тетрадки - также собирали сами...
Надо сказать, что когда шли в первый класс, - и читать, и писать, и считать уже умели...
Школу закончили оба хорошо, сейчас учатся в институтах. Причём куда пойти учиться решали сами.
Молодцы они у меня...:)

А возраст детей такой: сыну 23 года, дочери 17.
Совсем взрослые.....

Sergey
04.09.2008, 20:35
Количество детей у участников считаю офтопом, поэтому переношу в отдельную тему: Количество детей и качество воспитания (http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=5705)

Андрей ОК
04.09.2008, 21:05
Сергей, одно дополнение к пункту
Свобода выбора:

Родитель дает свободу выбора себе (в том числе, он иногда может выбрать силой заставить ребенка что-то делать/не делать).

Импринтинг. Если ребенку дается вседзволенность (=ограничивается свобода родителя), то и ребенок перенимает "несвободное" поведение.

Che
04.09.2008, 21:24
Блин, читаю и думаю. Я своего сына не воспитываю совсем.:eek:

Sergey
04.09.2008, 21:29
Андрей ОК
Родитель дает свободу выбора себе (в том числе, он иногда может выбрать силой заставить ребенка что-то делать/не делать).
В воспитании детей нет единственно правильных путей. Иногда необходимы и жесткие решения.

Если ребенку дается вседзволенность (=ограничивается свобода родителя), то и ребенок перенимает "несвободное" поведение.
По большому счету, вседозволенность для ребенка - это такое же отсутствие свободы выбора, как и опека.

Вот представьте, что вам нужно выбрать одно блюдо из трех. Представили?
А теперь увеличьте количество блюд до 30. Потом до 300. И т.д. Начиная с какого-то момента, количество вариантов выбора перестает играть какую-либо роль. Бесконечное числов вариантов выбора - это, по сути, отсутствие выбора.

Представьте, что вы пустили шарик катиться - вот он и катится под влиянием заданного ускорения. И направление движения он по своей воле изменить не может. Так и со вседозволенностью. Когда не знаешь вариантов выбора, то и выбор будет сделан по инерции.

Андрей ОК
04.09.2008, 21:33
Че, воспитываешь. Импринтинг. Мемы.

Sergey
04.09.2008, 21:38
Che
Блин, читаю и думаю. Я своего сына не воспитываю совсем.
Если ты имеешь ввиду некие воспитательные мероприятия, то действительно, их может и не быть. Но воспитывают не только действия, но и сама среда, созданная в том числе и твоими стараниями. Так что, скажи какая у тебя среда - и я скажу, что в ней может воспитываться. :)

Впрочем, тут еще и от ребенка зависит. Некоторые дети сами себя воспитают лучше родителей - главное - не мешать. ;)

Лара
05.09.2008, 11:35
Знаете, а мне очень помог Владимир Леви. Его первая книжка "Нестандартный ребенок", я ее прочитала еще до рождения дочки. Сама себя хоть поняла.

Мне сейчас очень смешно, когда мама начинает рассказывать, как она меня "правильно воспитывала". Тапочком. Но она этого не помнит уже. А я помню.

И ребенок и взролый достаточно гибки для того, чтобы выбрать тот "единственно верный стиль воспитания", который подходит именно в их случае. Надо просто иметь информацию в первую очередь о своем ребенке. А не ориентироваться на чужой "абстрактный" опыт.

Мы все очень талантливые родители, надо только разрешить себе быть такими, творчески подходить к своим "родительскми обязанностям".

Nesmeyana
06.02.2010, 22:48
Чесм строже обращаешься с ребенком - тем лучше. Есть такое выражение: "Поверьте нестареющей примете - век плачут избалованные дети".

Иеро
10.02.2010, 01:22
Nesmeyana

Крайности всегда боком выходят... Так что сверхстрогое обращение с ребёнком - приводит к тому, что ребёнок не формирует в отношении родителей и родительского дома "зоны комфорта", "зоны убежища", что не редко может приводить к психическим и социальным деформациям в последствии. Другое дело, патакать капризам то же нельзя. И тут уже требуется уметь отличать каприз от реальной потребности ребёнка.

RI
10.02.2010, 16:41
Ага, а ещё ребёнок начинает думать, что он нужен и любим только, когда он ХОРОШИЙ и оправдывает надежды родителей. И ещё у него формируется "гиперответственность" и повышенные требования к себе. И заниженная самооценка. И - да - отсутствует понятие о "доме" как о "зоне комфорта".

JIuca
10.02.2010, 20:43
Чесм строже обращаешься с ребенком - тем лучше. Есть такое выражение: "Поверьте нестареющей примете - век плачут избалованные дети".
У меня в подъезде такой пример был, девчонка младше меня на полтора года: мы все гуляли, жгли костёр летом за домом, бегали в казаки-разбойники. Лично мне не запрещали никогда и ничего. Её (одну из всех) загонял папаша домой ровно в 8, ей никогда не отмечали ДР, ей нельзя было уходить за дом. Результат: я в жизни не взяла в рот ни одной сигареты и не выпила стакана пива, школу закончила с золотой, инст - с красным, замужем который год за одним и тем же.
Она: еле закончила 9 класс, не доучилась в училище, пила, курила (насчёт кололась фз), моталась с байкерами и меняла мужиков. Семью завела, но поздно.
Далее: мой старший сын - в жизни ему не сказала курить плохо и матом не ругайся. Так он у меня на остановке даже рядом с курящими стоять не может - демонстративно уходит, на мой вопрос, почему там с одним не хочет общаться, ответ: Мам, ты чего, он курит и пиво пьёт!
Бедному своему отцу не даёт стакан пива выпить (про большее я уже не говорю)))

Не надо строже - надо просто самому показывать, как нужно себя вести. И если ребёнок вас любит - он это переймёт. Дрессировать собственных детей - тупиковый вариант.

RI
10.02.2010, 22:14
ну да - лучшее воспитание - собственным примером. И тогда, когда ещё не поздно.

Tytgrom
17.05.2020, 20:01
25086

понравился последний пункт на фоне предыдущих