PDA

Просмотр полной версии : Млекопитающие: дети мира


Константин Шереметьев
11.08.2008, 21:31
Хотя мозг птиц весьма продвинут, но есть барьер, который птицы преодолеть не могут.

Мозг птиц не восприимчив к новому.

Обучение птиц чему-либо, что они не делают в природе, практически невозможно.

Соображать птицы тоже не любят. Если курице показать зерно за сеткой, то курица будет стучать клювом в сетку, пытаясь добраться до зерна. Сообразить, что сетку можно обойти, она не может.

Впрочем, птицам особо соображать и не надо. Умение летать позволяет сразу покинуть опасное место, не разбираясь, почему оно опасное.

А вот тем, кто летать не может и находится в самой гуще событий, пришлось развивать свой мозг дальше.

Этими несчастными оказались млекопитющие.

Как мы говорили, они оказались в сложной ситуации, с одной стороны они теплокровные, поэтому пищи нужно на порядок больше, поэтому в норе уже не отсидишься.

С другой строны, хищников вокруг немерено. И куда податься бедному зайцу? Сериал "Ну, погоди" - это не веселый мультфильм, а самая что ни на есть документальная хроника.

Что же потребовалось млекопитающим от мозга?

Для успешного выживания нужно ориентироваться прежде всего в том, что реально окружает животное.

Какие хищники живут рядом, какая пища съедобна, где она находится, где устраивать норы, как лучше прятаться. На фоне чего приходится прятаться: снега или листвы.

Все это существенно для животного, но не может быть передано по наследству, так как условия жизни все время меняются.

Такой механизм млекопитающим обеспечила кора головного мозга. Кора, в отличие от других структур мозга, не имеет явно выраженной функциональности.

Ее возможности больше определяются опытом животного, чем наследственными факторами. В то же время коре передаются функции общего управления как поведением животного, так и функционированием его внутренних органов.

Кора головного мозга позволяет оценивать реальную обстановку и действовать с учетом конкретных условий.

Но учет реальной обстановки требует большого количества времени на то, чтобы освоиться в этой обстановке, построить ее модель. Кора мозга может детально отобразить все важные объекты и их поведение. Но на это уходят годы.

У млекопитающих мозг изменился качественно. Кроме развития коры полушарий мозга, сами нейроны покрыты миелиновой оболочкой, которая ускоряет прохождение нервных импульсов.

С другой стороны, появление коры привело к тому, что детеныш годами не может самостоятельно выживать. Наличие коры требует большого периода обучения, хотя результаты обучения позволяют ориентироваться в окружающей среде значительно успешнее. Забота о потомстве достигает высшей степени. В отличие от рыб, где главной задачей было производство множественного потомства, у млекопитающих число детенышей ограничивается единицами, но забота о них приобретает совершенно иные формы. Млекопитающие вынашивают детенышей в своем теле. Сохранность детенышей значительно увеличивается. Кормят детенышей молоком, что опять повышает независимость от внешних условий.

Так что млекопитающие - это первые живые организмы, которые реально воспитываются тем миром, в котором они живут.

Мы - дети мира. Мы рождены и обучены для того, чтобы жить именно в том мире, который нас окружает. И если у нас что-то не получается, то мир в этом не виноват. Значит нам просто не хватает знаний.

Константин Шереметьев
13.08.2008, 21:18
Основной психический процесс млекопитающих состоит в обучении путем сохранения образа окружающей среды в коре головного мозга.

Этот образ имеет очень интересные особенности.

Каждый внешний объект для животного, прежде всего, интересен с точки зрения избегания опасности или добывания пищи. Поэтому детально запоминать и распознавать весь объект смысла не имеет. Гораздо более эффективно выделять некоторый набор ключевых признаков и определять только их. Таким образом кора делает первый шаг к появлению абстракции.

Абстракция позволяет упростить реальность и эффективно действовать даже в сложной обстановке.

Быстро выделить сходные признаки хищника и убежать для зайца гораздо безопаснее, чем, если бы он сел, подпер голову лапой и раздумывал: «Что бы это могло быть?»

Но слишком абстрактное восприятие действительности тоже опасно. Сходные объекты могут вести себя по-разному. Если волк не сможет отличить больного оленя от здорового, то это может кончиться очень печально для волка. Поэтому животное должно иметь возможность уточнения и развития понятий.

Это приводит к особому виду поведения млекопитающих, которое Ротенберг назвал поисковым поведением.

Поисковое поведение выделяет млекопитающих в царстве животных. Менее развитые животные всегда осуществляют поведение, которое непосредственно связано с выживанием и размножением. Поисковое поведение - это поведение особого рода. Оно связано не с конкретным решением определенных задач, а предназначено для знакомства с миром.

Млекопитающие становятся любопытными. В отличие от менее развитых животных, они активно ищут в окружающей среде что-то новое, принюхиваются, прислушиваются, изучают.

Кора головного мозга дает интерес к жизни.

Лета
13.08.2008, 22:22
Мозг птиц не восприимчив к новому.
Обучение птиц чему-либо, что они не делают в природе, практически невозможно.
А как же врановые? Смотрела несколько передач о них - весьма сообразительные птицы, мало того, с каждым поколением становятся все сообразительнее и сообразительнее...

ALLINA
14.08.2008, 00:47
Лет, а конкретные примеры можешь привести? Иначе голословно.
В журнале "Наука и Жизнь", в каком-то из старыз номеров, есть интересная заметка из рубрики "переписка с читателями". Не помню, ворона там или ворон. Расказчик добывал мотыля зимой в проруби и заметил ушами как прица пойт какой-то мотив а опосля это мотив повторяет, только каким-то более грубым голосом. Когда он увидел в чем дело. Одна прица пела, а та, что из врановых повторяла всё, причем идеально, если не считать эту грубоватость звука. Псни менялись и все разнообразие повторялось в точности.
Я спрашивала у нашего препода(всю жизнь он занимается птицами - хороший специалист). Ничего конкретного по врановым он не сказал, но в принципе одни птицы могут обучаться песням у других(другого вида) и это явление зафиксировано и достаточно распространено.
Но можно ли это назвать тем, что они не делают в природе?
Но вот катание попугаев на велике или самокате - изветсные цирковые трюки этих зрелишных птичек - это они точно в природе не делают.
Разделение тут условное, как и везде. И аргументы к развитию мозга мягко говоря слабенькие - в общем, как говорят, - карточный домик.
Мне более нравится аргументы навроде нахождения незанятых ниш.

ALLINA
14.08.2008, 00:57
У млекопитающих мозг изменился качественно. Кроме развития коры полушарий мозга, сами нейроны покрыты миелиновой оболочкой, которая ускоряет прохождение нервных импульсов.


А у немлекопинающих миелина нет?

Sergey
14.08.2008, 10:33
Про ворон нашел несколько статей
статью "Мастера на все клювы" (http://www.runewsweek.ru/rubrics/?rubric=science&rid=1475) - вроде бы там косвенно подтверждается то, о чем говорил Константин Шереметьев.

Вороны тоже умеют считать (http://www.svobodanews.ru/Article/2006/04/18/20060418141304977.html) - а вот здесь немного иной взгляд на птиц. Возможно, Константину будет интересно почитать мнение своих коллег.

Способность к символизации у птиц семейства врановых. (http://pub.khotty.ru/index.php?showtopic=593) - про то, что у вороны есть определенные способности к абстрактному мышлению.

Ты не вейся, черный ворон (http://anomalia.kulichki.ru/text5/319.htm) - популярная статья. Но есть кое-что и об умственных способностях ворон.

Лета
19.08.2008, 23:08
Лет, а конкретные примеры можешь привести? Я запомнила несколько случаев, один из которых меня особенно потряс: вороны промышляет воровством из багажных отделений велосипедов и мотоциклов в парке, а именно - крадет/находит спрятанную связку ключей от багажника и перебирает/пробует их все, находя нужный. Смотреть на это - страшновато...
Я не берусь ничего доказывать, но сама, по личному опыту общения с некоторыми животными, кошками например, убеждена, что среди них встречаются разумные, на уровне 3-4 летнего ребенка, экземпляры. А то что интеллект их не проявляется такими же как у человека способами, можно объяснить тем, то природа, инстинктивные программы у животных столь же сильны как и их разум, в то время как у человека они значительно ослаблены. Но это мое голословное имхо.

Константин Шереметьев
24.08.2008, 09:37
А у немлекопинающих миелина нет?Сама миелиновая оболочка появляется уже у первых позвоночных, но она покрывает не весь аксон и очень малую часть нейронов. У млекопитающих, напротив, практически все аксоны миелинизированы.

А как же врановые? Смотрела несколько передач о них - весьма сообразительные птицы...

Про ворон нашел несколько статейСтатьи отличные! Рекомендую прочитать.

Я в теме про птиц как раз рассказывал, что птицы гораздо сообразительнее, чем о них думают. Более того, я ставлю развитие умственных способностей птиц на более высокий уровень, чем принято в современной науке. Так как сейчас не считается, что птицы имеют глобальную картину мира, а это именно так.

Чуть выше я написал причину, почему ученые низко оценивают птиц. Их нельзя научить тому, что они не делают в природе.

Поэтому научить их пользоваться орудиями можно, они и в природе пользуются колючками для добычи червячков.

Научить переговариваться на уровне привычных им сигналов можно.

Научить считать в пределах числа откладываемых яиц можно.

Но вот катание попугаев на велике или самокате - изветсные цирковые трюки этих зрелишных птичек - это они точно в природе не делают.
Еще как делают. Им необходимо удерживать равновесие на ветках, когда они добывают себе червячков.

Но нельзя: научить передавать сообщения азбукой Морзе, приносить газету, идти (лететь) слева от хозяина и т.д.

А самое главное, в пределах нашей темы, то, что они не могут (или не хотят) решать задачи, которые им не нужно решать в повседневной жизни. То есть ни одна птица не сядет, не почешет в затылке и не подумает: "Куда это побежали антилопы, о чем ругаются макаки и кого сегодня выгонят из Дома-2?"

Но это не повод, чтобы считать их глупыми. Просто им это не нужно. У них это (в прямом смысле) в голове не укладывается.

Константин Шереметьев
24.08.2008, 20:57
Продолжим.

Тема будет трудная, поэтому рекомендуется сначала перечитать тему "Главная тайна мозга (http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=3733)".

Главная особенность коры головного мозга состоит в том, что она имеет реципрокную иннервацию.

Говоря простыми словами нейроны разных областей мозга связаны взаимообменными сигналами. Нейрон А может возбуждать нейрон Б, а тот, в свою очередь, подавлять активность нейрона А.

Вариантов подобных связей множество и теоретически число реципрокных связей в мозге может быть астрономически большим.

Зачем это нужно?

Реципрокность дает возможность коре учиться вместе с реагированием. (Или реагировать, учась).

Каждый стимул для млекопитающего - это и стимул, который меняет поведение, и стимул, который меняет образ мира.

Это дает возможность к практически неограниченному числу вариантов поведения коры.

В практическом виде это означает, что млекопитающее готово к любому повороту событий. Оно может не среагировать мгновенно, но если событие новое, то постепенно выработать правильную линию поведения.

В психике животного это будет отражаться так: сначала появился смутный образ чего-то нового и непонятного. Каждая попытка взаимодействия меняет этот образ в сторону всё большей абстракции, одновременно обрастая практическими деталями. В конце концов это приводит к появлению нового четкого образа внешнего объекта. Животное знает и понимает что это такое.

Очевидно, что данный процесс чрезвычайно труден и сложен, поэтому может давать сбои.

Поэтому природа должна была выделить его в отдельный вид поведения. Она и выделила.

У млекопитающих появляется первый процесс настройки психики, который называется - ИГРА.

Развитие понятий о мире у млекопитающих начинается с самого детства. Но так как детеныш слишком мал и беспомощен, то желательно, чтобы развитие понятий проходило в безопасной обстановке, в противном случае цена ошибки будет слишком высока.

Это приводит к появлению игры. Игра - это необходимое условие развития умственных способностей. В игре происходит формирование понятий, которые затем будут определять поведение животного. Именно игра способствует тому, что понятия о мире будут согласованы, а, следовательно, животное будет психически здоровым.

Игры для млекопитающих - очень важный элемент выживания. Игры особенно развиты у хищников. Для них умение владеть своим телом, отслеживать добычу, прятаться и нападать особенно важно.

Часто игру начинают взрослые животные. Львица дразнит львят кончиком хвоста, павиан корчит юному павианчику страшную рожу. Самки шимпанзе щекочут детёнышей, переворачивают их, кусают понарошку.

Но даже если рядом нет партнера по играм, то животное начинает играть само, используя для этого любые предметы.

Буйволы любят скользить по льду, радостно мыча, лоси любят совершать дикие прыжки в снегу.

Как мы увидим далее, именно игра лежит в основе тонкой настройки интеллекта.

Совсем не случайно распространенным критерием ума считается владение шахматными фигурами. Хотя какое отношение к миру имеют деревянные фигурки?

Как мы увидим позже, самое прямое.

А пока запомним важное правило:

Хотите управлять миром - играйте с ним.

Константин Шереметьев
26.08.2008, 23:50
Реципрокная иннервация имеет еще одно преимущество.

Кора мозга не столь чувствительна к неправильным решениям. Почему?

Потому что ошибка в жестко заданной программе практически летальна. Животное не может изменить поведение, даже если оно явно ведет к опасности. Поэтому в мире насекомых очень много ложных сигналов.

Как пример можно привести личинок жуков стафилины ломехузы (Lomechusa strumosa). Они живут в муравейниках рыжих муравьев, которые их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. Управление муравьями осуществляется путем выделения специальной жидкости, которая меняет поведение муравьев.

В мире животных от таких примитивных ловушек защищает кора мозга. Построение внутреннего образа объекта позволяет легко защититься от попыток внешнего управления.

Любая неудачная попытка поведения, тут же меняет это поведение. Животное теперь будет избегать опасного места.

У животных даже встроены специальные детекторы лиц, которые позволяют быстро и моментально выделять в толпе похожих особей, тех которые могут быть потенциальными друзьями или врагами.

В конечном счете, у животного в коре мозга образуются специальные комбинации нейросетей, которые соответствуют определенным объектам внешнего мира.

Если просветить мозг животного, то при появлении сходных объектов в поле восприятия, в коре мозга зажигаются маленькие лампочки. Это включаются те или иные отражения объектов.

Это приводит к особому виду отражения, которое мы будем называть психикой. Психика - это новый этаж в системе отражения, поэтому нужно рассмотреть его подробнее.

Каждый орган животного выполняет определенную функцию. Например, легкие снабжают кровь кислородом, а сердце обеспечивает кровоснабжение всего организма. Каждый орган имеет сложные взаимосвязи с другими органами. Например, легкие для правильной работы должны быть снабжены мышцами, которые обеспечивают расширение и сжатие грудной клетки, и кровеносной системой, которая подводит кровь для снабжения кислородом.

Функционирование любого органа должно быть согласовано с функционированием всего организма. Если организм выполняет тяжелую работу, то легкие должны работать интенсивнее. Рассогласование означает болезнь.

Психика - это виртуальный орган, необходимый для построения модели мира.

В отличие от мозга птиц, которые основу модели мира получают уже готовой, а затем расставляют в ней увиденные объекты, животные строят модель мира сами, причем каждая особь самостоятельно.

Внутренний мир животного состоит из наборов кубиков-абстракций, которые по мере роста и развития приводят к весьма точной картине того мира, который окружает животное.

Именно поэтому животные восприимчивы к дрессировке и цирковым трюкам. Им интересно попробовать себя в новой области, творчески самовыразиться. Почему бы и нет?