PDA

Просмотр полной версии : Четвёртый угол в «Треугольнике Карпмана»


Иеро
04.06.2006, 15:12
Четвёртый угол в «Треугольнике Карпмана»

Наблюдая за форумными дебатами с применением психологизма, я обнаружил новую разновидность уже известного «треугольного» расклада. А именно появление в рамках «Треугольника Карпмана» новой роли – роли учителя.

Учитель обычно выступает в рамках этого треугольника в любой из старых ролей, как-то роли преследователя, спасателя, а так же жертвы, но в отличие от «карпмановского спасателя», его цель перевести интересующего его человека, как правило, жертвы в позицию ученика, а потенциального преследователя в роль учителя.
Но при всём этом по сути это не является выходом их известного «треугольного расклада», ибо для «загона» в новые роли используется ролевой расклад по Карпману. В результате всего этого не образуется новая фигура и не получается выход из «треугольных» взаимоотношений. Но добавляется лишь новый виртуальный угол к известному треугольнику.

Вот такое у меня родилось наблюдение.

Экзисто
04.06.2006, 16:18
Виртуальная звезда Карпмана.

Когда в рамках треугольника обнаруживается виртуальный четвертый угол, может возникнуть и фигура судьи, который бесстрастно анализирует ситуацию. И пока он не вмешивается в ситуацию, то находится как бы за пределами замкнутой системы - треугольника. А если начинает вовлекаться в процесс, то растягивает треугольник до пятиугольника. Как это происходит?

Есть наблюдатель. Так как все роли уже распределены, Наблюдатель лишь фиксирует различные состояния отношений. Но когда участники процесса замечают присутствие нАблюдателя, отношения между ними видоизменяются. Наблюдателей может быть как угодно много. Участники становятся актерами на сцене, а наблюдатели - зрителями. И тогда участники начинают играть на публику, путаясь в своих ролях. Наступает хаос и неопределенность. Тогда один из наблюдателей надевает на себя мантию и становится судьей. Судья может непроизвольно стать вторым преследователем или спасителем, или заменить собой выбывшего из игры участника...

Иеро
04.06.2006, 23:07
Экзисто, ты видимо, не совсем в курсе, что "треугольник Карпмана" - это игра на двоих, или даже на одного. Третий игрок в этой схеме лишь номинальный и его там может не быть вовсе. Собственно, треугольник определяется внутренними ролями, которые эти двое участников играют в его рамках.

Тома
05.06.2006, 05:19
А именно появление в рамках «Треугольника Карпмана» новой роли – роли учителя.

За собой наблюдал?:D


Ну если серьезно. Не думаю , что стоит выделять один из подвидов "Спасателя" в отдельную роль"Учителя". И функции ролей и принцип ротации одни и те же.

Иеро
05.06.2006, 14:57
ТомаЗа собой наблюдал?В том числе - да.Не думаю , что стоит выделять один из подвидов "Спасателя" в отдельную роль"Учителя". И функции ролей и принцип ротации одни и те же.Нет, в том то всё и дело, что ролевой расклад получается совершенно иным. Учитель не переводит жертву в роль преследователя, плюс он может атаковать и преследователя, переводя его не в роль потенциальной жертвы, а принуждая стать учителем. В этом как раз заключается принципиальная разница с карпмановской основой. В какой то мере - всё это является потенциальным выходом из треугольника на какой-либо новый уровень, но здесь ешё нет полноценного выхода из него.

Левконоя
05.06.2006, 15:39
Я это для себя обозначаю как "играющий тренер". Не стану спасать, но подскажу, как спасти. Не стану преследовать, но намекну, что неплохо бы это сделать...

Sergey
05.06.2006, 16:09
Ну, из треугольника вообще сложно найти полноценный выход, кроме банального выхода. Мне кажется, что позиция учителя заставляет беседу перейти к более конструктивному руслу. Но все-таки интересно:
1. Стоит или не стоит участвовать в треугольнике в этой ипостаси.
2. Что можно сделать из этой позиции, чтобы реально разорвать треугольник.

Иеро
05.06.2006, 17:08
Sergey1. Стоит или не стоит участвовать в треугольнике в этой ипостаси.Стоит, когда у тебя есть свой интерес к человеку, с которым ты образуешь "треугольные" отношения. Просто потом эти отношения можно переделать в какие-либо другие, правда без гарантии.2. Что можно сделать из этой позиции, чтобы реально разорвать треугольник.Только одно - провести грамотную утилизацию. И... "треугольник будет выпит, будь он хоть параллепипед, будь он круг, едрёна вошь..."

SiberianTiger
06.06.2006, 01:49
Мне кажется, четвертого угла в треугольнике все же нет, а позиции учителя и ученика являются сублимацией трех изначальных ролей, - то есть, другим методом "проигрывания/разыгрывания" тех же изначальных импульсов. Это, как ты заметил, не выход из треугольника, но его несколько более конструктивная утилизация.

Насчет Учителя, "оперирующего на энергии Спасателя", я уже думал.

А вот идея о превращении Преследователя в Учителя для себя - это интересно.

Хотя, как мне кажется, Учитель-Преследователь будет прежде всего Преследователем, независимо от того, учит он тебя или нет. То бишь, и учить он будет ИМХО преследовательскими методами.

Зяблик
06.06.2006, 02:40
http://img404.imageshack.us/img404/927/14vu1.jpg
В результате всего этого не образуется новая фигура и не получается выход из «треугольных» взаимоотношений. Но добавляется лишь новый виртуальный угол к известному треугольнику.Я бы назвал это «треугольником с закругленными углами», как на рисунке, идет снижение агрессии взаимоотношений и только. Когда в рамках треугольника обнаруживается виртуальный четвертый угол, может возникнуть и фигура судьи, который бесстрастно анализирует ситуацию. И пока он не вмешивается в ситуацию, то находится как бы за пределами замкнутой системы - треугольника.Экзисто, это ж четкая пирамида! Классический треугольник-основание внизу и наблюдатель-вершина сверху. В какой то мере - всё это является потенциальным выходом из треугольника на какой-либо новый уровень, но здесь ешё нет полноценного выхода из него.
Выход на новый уровень, но не до конца? Если со смещением на 45 градусов и сверху – звезда Давида. Я это для себя обозначаю как "играющий тренер". Не стану спасать, но подскажу, как спасти. Не стану преследовать, но намекну, что неплохо бы это сделать...
Катализатор реакций или дополнительный вектор, вписывающийся в одну из взаимодействующих сторон. Ну, из треугольника вообще сложно найти полноценный выход…А вот, кстати, спираль в виде треугольника. Сверху – он, а если посмотреть сбоку, прогресс налицо. И не то чтобы выход, но и не кольцо. Что можно сделать из этой позиции, чтобы реально разорвать треугольник.…и при этом сохранить отношения? Господин Э.Берн рекомендовал выходить на позицию взрослый-взрослый. Хотя, как мне кажется, Учитель-Преследователь будет прежде всего Преследователем, независимо от того, учит он тебя или нет. То бишь, и учить он будет ИМХО преследовательскими методами.Любой преследователь, по определению учитель, вне зависимости от того, как он сам или окружающие это называют. Преследование имеет место быть, когда есть какая-либо эмоциональная/рациональная вовлеченность или заинтересованность, желание менять, потенция сделать другого объектом воздействия, даже вне зависимости от его желания. По сути, это архиконструктивное и позитивное по природе своей начало. Ну а уж реализация в меру талантов каждого.
Мораль, как и говорит Великий Иеро, в грамотной утилизации.

Sergey
06.06.2006, 10:35
Кстати, если так подумать, то кто по сути есть "учитель" в треугольнике? Думаю, могут быть 2 варианта:
1. Учитель - это позиция родителя. В треугольнике же, если я не ошибаюсь, обычно игры происходят на уровне ребенков.
2. Учитель - в роли взрослого, который грамотно анализирует и раскрывает свою позицию и заставялет раскрыться оппонента.

Судя по тому, что говорит Иеро, тут больше задействован второй вариант. На уровне родитель-ребенок игра прекращаться не будет. Но учитель заставляет менять позицию преследователя. В то же время, преследователь не прекращает игру, а ведет ее в новой ипостаси. Если бы он перешел в позицию взрослого, то и игре конец. Стало быть, кем стал преследователь? Родителем!

Т.е. в ситуации, описанной Иеро, происходит примерно следующее:
Учитель(1) из смешанной позиции взрослого и родителя заставляет преследователя изменить свою позицию - перейти от ребенка к родителю. При этом преследователь сам становится учителем(2), но не таким как учитель(1) - потому что здесь наблюдается чистая родительская позиция. И для преследователя игра продолжается на уровне родителя.

Afa
06.06.2006, 12:27
У.
Интересно.
Учитель - тот, который не даст рыбы - но научит рыбу ловить?
Не вовлекаясь в конфликт - просто пнет ежика - "не только укажет направление, но и придаст необходимое ускорение"?
Мнение. Угол не виртуален. Просто присобачен еще один треугольник.

Маричка
19.02.2011, 14:45
Четвёртый угол в «Треугольнике Карпмана»

]Наблюдая за форумными дебатами с применением психологизма, я обнаружил новую разновидность уже известного «треугольного» расклада. А именно появление в рамках «Треугольника Карпмана» новой роли – роли учителя.
Иногда психологизм становиться психоголизмом, по типу алкоголизма.
Имхо, роль "учитель" - это оч жёсткий треугольник, т.е треугольник, состоящий из множества треугольников, каждый из которых при нарушении его целостности активизирует оставшиеся. Имхо, следует разделять миссию "учитель" и самоидентификацию явную или как бы пунктиром проявляющуюся в мотивации.
Имхо, миссия "кчитель" - это во- первых мужчина, во- вторых, мужчина, сумевший сознательно распутать обезвредить множественный жёсткий треугольник, в - третьих, мужчина, осознавший свою миссию "учитель", вследствие осознания и приятия своего жизненного опыта.качественно другой, нежели написано во всех слащавых, манипулятивных книжках, и в т.ч в Евангелии, в Библии и т.д.

Учитель обычно выступает в рамках этого треугольника в любой из старых ролей, как-то роли преследователя, спасателя, а так же жертвы,
выступает, имхо)
но в отличие от «карпмановского спасателя», его цель перевести интересующего его человека, как правило, жертвы в позицию ученика, а потенциального преследователя в роль учителя.
О целях, которые ставит перед собой учитель, надобно спрашивать у учителя.
[FONT=Times New Roman][SIZE=3]Но при всём этом по сути это не является выходом их известного «треугольного расклада», ибо для «загона» в новые роли используется ролевой расклад по Карпману. В результате всего этого не образуется новая фигура и не получается выход из «треугольных» взаимоотношений.
Какую фигуру тебе представляется нужным образовать из треугольника Карпмана?))
Но добавляется лишь новый виртуальный угол к известному треугольнику
по этому тезису я соглашусь с Афа: Идёт образование ещё одного треугольника, с одной общей стороной с уже имеющимся, так сказать "базового" треугольника.
Вот такое у меня родилось наблюдение.

:) как себя чувствуешь после родов?))))))