PDA

Просмотр полной версии : Книги по этологии


SiberianTiger
09.07.2008, 05:03
Наконец нашел в сети:
Виктор Дольник, "Непослушное дитя биосферы". (http://www.denisfilimonov.ru/download/Dolnik.exe)

Еще можно здесь скачать (в другой форме): http://www.ethology.ru/library/?id=321

Ну что, прочитаем и обсудим? ;)

SiberianTiger
02.12.2008, 12:09
http://www.kuzbass.ru/moshkow/win/PSIHO/LORENC/agressiya.txt - "Агрессия, или так называемое зло" Конрада Лоренца.

В отличие от Modus-а, Лоренц подошел к написанию книги не тезисно, а индуктивно: он весьма живописно излагает свои наблюдения, сопровождая их выводами, к которым приходил по мере наблюдения (в самом начале он прямо говорит о такой структуре).

Книга читается легко и непринужденно. Прочитать ее советую всем, - но особенно тем, кто негативно относится к любой агрессии (Зимняя Вишня, Михаль, Sergey) - раз, и два - тем, кто сверхагрессивен (ники называть не буду, - вы сами себя знаете ;)). Стоит ее прочитать и всем модераторам, - ведь она описывает принципы, лежащие в основе поведения как минимум некоторых забредающих на форум жЫвотных ;).

Сам пока прочитал три главы, где рассказывается о поведении рыб в аквариумах и на кораллах, и говорится о внутривидовой борьбе, территориальности и о том, как агрессия "защищает" вид, способствуя его выживанию. Рассказывается про две движущих силы эволюции - изменчивость и отбор. Показывается и то, как агрессивность может завести вид в эволюционный тупик. Также обсуждается вкратце то, как именно наиболее агрессивные особи становятся лучшими родителями, равно как и значение иерархии, и ее корреляцию с обучением.

Sergey
02.12.2008, 12:48
Окстись, Тигр.
Когда это я негативно относился к агрессии? :newconfus:

Лара
02.12.2008, 12:58
Жень, я позволю себе процитировать Лоренца:

От изложения того, что я знаю, я постепенно перешел к описанию того,
что считаю очень вероятным, и, наконец, -- на последних страницах, -- к
исповеданию того, во что верю. Это позволено и ученому -- верить.
Коротко, я верю в победу Истины. Я верю, что знание природы и ее
законов будет все больше и больше служить общему благу людей; более того, я
убежден, что уже сегодня такое знание ведет к этому. Я верю, что
возрастающее знание даст человеку подлинные идеалы, а в равной степени
возрастающая сила юмора поможет ему высмеять ложные. Я верю, что они вместе
уже сейчас способны направить отбор в желательном направлении.
Многие людские качества, которые от палеолита и до самого недавнего
прошлого считались высочайшими добродетелями, многие девизы типа "права иль
нет -- моя страна", которые совсем недавно действовали в высшей степени
воодушевляюще, сегодня уже кажутся мыслящим людям опасными; а тем, кто
наделен чувством юмора, -- попросту комичными. Это должно действовать
благотворно! Если у индейцев-юта, этого несчастнейшего из всех народов,
принудительный отбор в течение немногих столетий привел к пагубной
гипертрофии агрессивного инстинкта, то можно -- не будучи чрезмерным
оптимистом -- надеяться, что у культурных людей под влиянием нового вида
отбора этот инстинкт будет ослаблен до приемлемой степени.
Я вовсе не думаю, что Великие Конструкторы эволюции решат проблему
человечества таким образом, чтобы полностью ликвидировать его внутривидовую
агрессию.
Это совершенно не соответствовало бы их проверенным методам. Если
какой-то инстинкт начинает в некоторых, вновь возникших условиях причинять
вред -- он никогда не устраняется целиком; это означало бы отказ и от всех
его необходимых функций. Вместо того всегда создается какой-то тормозящий
механизм, который -- будучи приспособлен к новой ситуации -- предотвращает
вредные проявления этого инстинкта. Поскольку в процессе эволюции многих
существ агрессия должна была быть заморожена, чтобы дать возможность мирного
взаимодействия двух или многих индивидов, -- возникли узы личной любви и
дружбы, на которых построены и наши, человеческие общественные отношения.
Вновь возникшие сегодня условия жизни человечества категорически требуют
появления такого тормозящего механизма, который запрещал бы проявления
агрессии не только по отношению к нашим личным друзьям, но и по отношению ко
всем людям вообще. Из этого вытекает само собой разумеющееся, словно у самой
Природы заимствованное требование -- любить всех братьев-людей, без оглядки
на личности. Это требование не ново, разумом мы понимаем его необходимость,
чувством мы воспринимаем его возвышенную красоту, -- но так уж мы устроены,
что выполнить его не можем. Истинные, теплые чувства любви и дружбы мы в
состоянии испытывать лишь к отдельным людям; и самые благие наши намерения
ничего здесь не могут изменить.
Но Великие Конструкторы -- могут. Я верю, что они это сделают, ибо верю
в силу человеческого разума, верю в силу отбора -- и верю, что разум
приведет в движение разумный отбор. Я верю, что наши потомки -- не в таком
уж далеком будущем -- станут способны выполнять это величайшее и
прекраснейшее требование подлинной Человечности.

Иеро
02.12.2008, 14:12
А может быть кто возьмётся разобрать эту книзу на форуме?

Ветер
04.12.2008, 13:11
Наконец нашел в сети:
Виктор Дольник, "Непослушное дитя биосферы". (http://denisfilimonov.ru/statistic/click.php?http://www.denisfilimonov.ru/download/Dolnik.exe)

Там троян живет, суда по отзывам моего антивируса :(

SiberianTiger
05.12.2008, 13:08
Разбирать - ой, лениииво ... ;)

Там троян живет, суда по отзывам моего антивируса :(

Где? Прямо в ехе-шнике?

Странно ...

SiberianTiger
13.12.2008, 15:34
Четвертая глава начинается с описания спонтанности инстинктов и объяснения того, что длительное "неисполнение инстинктивного долга" снижает порог раздражения, упрощая возможную инстинктивную реакцию вплоть до ритуализированных действий вообще без всякого стимула.

Дальше описывается, как это применимо к агрессии, которая особо опасна в небоольших замкнутых группах любящих сруг друга людей (то есть, где внутренние конфликты сведены к минимуму).

Пятая глава - ритуалы и церемониальные действия. Показывается, как формируются новые инстинкты из ритуализированного поведения, часто отрываясь от изначальной ситуации. Рассказывается об эволюции ритуалов и возникновении отклика на них. Рассказывается о передаче ритуалов по наследству (ритуал - это как привычка, только для вида). Общность филогенетических ритуалов животных и культурных ритуалов человека.

Показывается, как ритуальные действия могут трансформировать то или иное инстинктивное стремление во что-то другое, создавая "однозначное понимание".

Вообще, как я понял, инстинкт в свете магической картины мира, - это идущее глубоко изнутри стремление, которое хочет "разряжаться", для чего животное/птица "формирует себе условия", соответствующие условиям разряжения этого инстинкта ("Ружье, висящее на стене в первом акте, обязательно выстрелит в четвертом").

Два шага развития, ведущие в ходе культурной ритуализации от
взаимопонимания к сдерживанию агрессии -- а оттуда дальше к образованию
личных связей, -- безусловно аналогичны тем, какие наблюдаются в эволюции
инстинктивных ритуалов, показанной в 11-й главе на примере триумфального
крика гусей. Тройная функция -- запрет борьбы между членами группы,
удержание их в замкнутом сообществе и отграничение этого сообщества от
других подобных групп -- настолько явно проявляется и в ритуалах культурного
происхождения, что эта аналогия наталкивает на ряд важных соображений.


Очень важны тезисы о социальных ритуалах, и о том, что малейшее отступление от этих ритуалов может восприниматься как неприкрытая агрессия. Отсюда - сложности "чужаков" в обществе, где ритуалы отличаются (упоминается и языковой диалект, который тоже служит признаком определения "своих").

Упоминается юношеское "запечатление" своих - тех, с кеми рос вместе.

Это все объясняет мне (http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?t=3494) и то, почему в мой адрес идет столько агрессии, - я же нестандартен, - и мое нестандартное поведение вываливается из общепринятых ритуалов сообществ.

Далее рассказывается о мисинтерпретации культурных ритуалов "чужаков" в соответствии со своим собственным культурным программированием (привет, проекции! ;)).

Правильно и закономерно, что мы считаем "хорошими" те обычаи, которым
научили нас родители; что мы свято храним социальные ритуалы, переданные нам
традицией нашей культуры. Но мы должны, со всей силой своего ответственного
разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным
нормам и ритуалам других культур как к неполноценным. Темная сторона
псевдовидообразования состоит в том, что оно подвергает нас опасности не
считать людьми представителей других псевдовидов. Очевидно, именно это и
происходит у многих первобытных племен, в языках которых название
собственного племени синонимично слову "люди". Когда они съедают убитых
воинов враждебного племени, то, с их точки зрения, это вовсе не людоедство.
Моральные выводы из естественной истории псевдовидообразования состоят
в том, что мы должны научиться терпимости к другим культурам, должны
отбросить свою культурную или национальную спесь -- и уяснить себе, что
социальные нормы и ритуалы других культур, которым их представители хранят
такую же верность, как мы своим, с тем же правом могут уважаться и считаться
священными. Без терпимости, вытекающей из этого осознания, человеку слишком
легко увидеть воплощение зла в том, что для его соседа является наивысшей
святыней. Как раз нерушимость социальных норм и ритуалов, в которой состоит
их величайшая ценность, может привести к самой ужасной из войн, к религиозной войне. И именно она грозит нам сегодня!

Глава кончается тем, что смеяться над ритуалами не надо, так как они создают общую культурную основу, - основу для доверия между людьми ...

SiberianTiger
12.01.2009, 15:15
Глава 6 начинается с упоминания "Великого Парламента Инстинктов" (где каждый инстинкт - как индивидум со своим мнением).
Следом идет наезд на НЛП :D. Лоренц объясняет, что вопрос "зачем?" недостаточне для понимания всей картины, и он не заменяет вопроса "почему?". Другими словами, - понимание функции того или иного инстинкта и т.п. не объясняет целиком его происхождения.
Далее рассказывается, как многие инстинктивные действия проявляются сами по себе, а не для удовлетворения потребностей (охотничьи собаки бегают и копают даже когда не голодны, и т.п.). Лично мне вспоминается обсессивно-компульсивное расстройство :D.

Далее дается иерархическая схема взаимодействия инстинктов между собой и их борьбы за то, что чел или животное будет делать в каждый конкретный момент времени.

Выдается большая четверка инстинктов: голод, размножение, бегство и агрессия. Объясняется, что такое инструментальные действия (использующиеся большими инстинктами, но вылезающие на поверхность и самостоятельно), - и они сравниваются с лошадью (самостоятельным организмом), а не с автомобилем (инструментом, не обладающим собственой волей и инициативой).

Конфликт и взаимодейстиве импульсов рассмотрены на примере выражений морды лица собаки, которая испытывает страх и агрессию одновременно (в разных пропорциях).

Далее приводится схема мотивационного анализа Тинбергена (анализ стимулов; наблюдение проявлений; статистика последовавшего поведения), и сравнивается интуитивный подход с научно-статистическим. Дальнейшие описания примеров наблюдения за гусями и мотивационного анализа меня ужаснули, - настолько кропотливое это занятие, настолько велики затраты времени ...

Интересен и пример взаимодействия нескольких инстинктов одновременно, относящийся и к нам:
Этот мотивационный анализ дал неожиданный побочный результат --
Беатриса Элерт открыла механизм взаимного распознавания полов, который
имеется, конечно, не только у этих рыб, но и у очень многих других
позвоночных. У исследованных рыб самка и самец не только внешне похожи друг
на друга; их движения, даже при половом акте -- при выметывании икры и ее
осеменении -- совпадают до мельчайших деталей. Поэтому до сих пор было
совершенно загадочно, что же в поведении этих животных препятствует у них
возникновению однополых пар. К важнейшим требованиям, какие предъявляются
наблюдательности этолога, относится и то, что он должен заметить, если
какое-либо широко распространенное действие у определенного животного, или
группы животных, не встречается.
Например, у птиц и у рептилий отсутствует координация широкого
открывания пасти с одновременным глубоким вдохом -- то, что мы называем
зевотой,(?) -- и это таксономически важный факт, которого никто до Хейнрота
не заметил. Можно привести и другие подобные примеры.
Поэтому открытие, что разнополые пары у цихлид возникают благодаря
отсутствию одних элементов поведения у самцов и других у самок -- это
поистине шедевр точного наблюдения. У рыб, о которых идет речь, сочетаемость
трех главных инстинктов -- агрессии, бегства и сексуальности -- у самцов и у
самок различна: у самцов не бывает смеси мотиваций бегства и сексуальности.
Если самец хоть чуточку боится своего партнера, то его сексуальность
выключается полностью. У самок то же соотношение между сексуальностью и
агрессивностью: если дама не настолько "уважает" своего партнера, чтобы ее
агрессивность была полностью подавлена, она попросту не в состоянии проявить
по отношению к нему сексуальную реакцию. Она превращается в Брунгильду и
нападает на него тем яростнее, чем более готова была бы к сексуальной
реакции, т.е. чем ближе она к икрометанию в смысле состояния овариев и
уровня выделения гормонов. У самца, напротив, агрессия прекрасно уживается с
сексуальностью: он может грубейшим образом нападать на свою невесту, гонять
ее по всему аквариуму, но при этом демонстрирует и чисто сексуальные
движения, и все смешанные, какие только можно себе представить. Самка может
очень бояться самца, но ее сексуально мотивированных действий это не
подавляет. Она может совершенно всерьез удирать от самца, но при каждой
передышке, какую дает ей этот грубиян, будет выполнять
сексуально-мотивированные брачные движения. Именно такие смешанные формы
действий, обусловленные бегством и сексуальностью, превратились посредством
ритуализации в те широко распространенные церемонии, которые принято
называть "чопорным" поведением и которые имеют совершенно определенный
смысл.
Из-за различных соотношений сочетаемости между тремя источниками
побуждений у разных полов, самец может спариваться только с партнером
низшего ранга, которого он может запугать, а самка -- наоборот -- лишь с
партнером высшего ранга, который может запугать ее; тем самым описанный
механизм поведения обеспечивает создание разнополых пар. В различных
вариантах, видоизмененный различными процессами ритуализации, этот способ
распознавания пола играет важную роль у очень многих позвоночных, вплоть до
человека. В то же время это впечатляющий пример того, какие задачи,
необходимые для сохранения вида, может выполнять агрессия в гармоничном
взаимодействии с другими мотивациями.

В конце главы обсуждается сложность выявления мотивации ритуализированных действий, сплавившихся на базе нескольких мотиваций.