PDA

Просмотр полной версии : Комплекс отличника


Михаль
17.06.2008, 01:37
Чем опасен «комплекс отличника»?

«Была пора - я рвался в первый ряд,
И это все от недопониманья…»*


Порой мы удивляемся: отчего наш одноклассник, закончивший школу с медалью и университет с отличием, которому, казалось бы, должен быть подвластен весь мир, вдруг погружается в пучину беспричинной депрессии, становится нервным и раздраженным, а то и уходит в запой. «Плохая погода, стрессы, бытовые неурядицы, да мало ли что» - думаем мы. Но на самом деле причина, приводящая к таким, а иногда и более трагичным последствиям, может скрываться глубоко в детстве, и называется она «комплекс отличника».

«Комплекс отличника», как правило, формируется в связи со слишком завышенными требованиями к ребенку в семье. Родители всегда хотят, чтоб их чадо было самым лучшим, причем во всех сферах деятельности, что уже само по себе вряд ли возможно. А ребенок, стараясь доставить родителям радость (а иногда от страха порицания) лезет из кожи вон, чтобы соответствовать этим, по сути искаженным, требованиям. Со временем человек настолько вживается в навязанную ему роль, что даже при отсутствии «оценщика», уехав далеко от родителей и построив свою жизнь, он продолжает ставить перед собой завышенные требования. Ведь глубоко в подсознании уже отложилась крамольная мысль: любовь окружающих нужно заслужить, любят только лучших.

Все, за что берется «отличник», должно быть выполнено на высшем уровне. Любой провал воспринимается как катастрофа и повод для самоедства. Хуже всего, когда необоснованно высокие требования человек предъявляет не только себе, но и окружающим, стараясь все выстроить по некому «высшему стандарту». Несоответствие близких этому стандарту причиняет "отличнику" невыносимую боль и приводит к разочарованию в людях.

Такой «отличник» не признает ни за собой, ни за другими права на ошибку, и поэтому панически боится неудач. Нередко в результате завышенных требований и невозможности полностью им соответствовать появляются психосоматические реакции: головные боли, бессонница, нарушения работы внутренних органов, депрессия, синдром хронической усталости, раздвоение личности и пр.

Ученые выяснили, что на формирование этого комплекса влияют два основных фактора – генетический и психологический. Обычно они тесно взаимосвязаны. Например, если родители были в свое время «отличниками», то у ребенка тоже есть достаточно большой шанс стать таким (генетический фактор). Но это происходит не столько в силу биологических причин. Ведь родители-отличники непременно будут показывать подрастающему чаду свои дневники, испещренные пятерками, похвальные грамоты, золотые медали и красные дипломы, добытые потом и кровью (а это уже серьезный психологический фактор).

Ребенку таким образом задается определенная жизненная программа, навязываемая извне. И далеко не всегда она соотносится с желаниями и возможностями ребенка. Родители-отличники обычно чрезмерно опекают и контролируют своего отпрыска, и в то же время налагают на него слишком большую ответственность. «Ты должен», «ты обязан», «тебе необходимо», «как тебе не стыдно не знать таких простых вещей» – вот типичные фразы для взращивания «комплекса отличника».

Психологи считают, что этот комплекс чаще обнаруживается у прекрасной половины человечества (поэтому часто его называют «комплексом отличницы»), так как она более внушаема и послушна. Именно «отличницам» свойственно ждать «принца на белом коне». Если такового не находится, женщина или полностью разочаровывается в мужчинах (вот откуда растут ноги у расхожей фразы «Все мужики - козлы!») или начинает терроризировать окружающих мужчин на предмет соответствия идеалу. А причиной всему - опять же та самая нелепая уверенность, что любить можно только идеал!



Я должна сказать,что мне этоткомплекс -мешает.Как бороться посоветуете?Всегда именно так и воспитывали-быть самой лучшей..Без права на ошибку..:confused:

Рыжий Кот
22.06.2008, 00:53
Отличник - это тот, кто может сделать себе интересным любой предмет. Например, "как избавиться от "комплекса отличника"". И добиться в предмете "избавление от комплекса отличника" искомого результата.
Родители смотрят на Вас, Михаль, и ждут, когда Вы отличнически избавитесь от их власти и ОСВОБОДИТЕ ИХ от воспитания Вас.
Enter

Настасья
22.06.2008, 01:36
Михаль, то,о чем ты заявляешь,называется перфекционизм.
Возникает как компенсация заниженной самооценки. Вид депрессии,компульсивное стремление достигать недостижимое в перманентном бегстве от себя. Признак нарциссической личности(сказку помнишь),гипертрофированного Я

"Лечится" бережным отношением к такому вот свойству собственной личности,честностью ,принятием себя.

Хотя по собственному опыту знаю,что лучшее лекарство - признать,что ты, как все обычные люди, ходишь в туалет, и делаешь там (О БОЖЕ) тоже,что и все
(страшный сон нарцисса - он затесался в толпе)
Любимое занятие - ВЫДЕЛЯТЬСЯ. Хоть чем нибудь.
Самой модной одеждой.
Самым острым умом.
Новой(самой страшной,ни у кого такой нет) формой шизофрении.
самымидлиннымиинуднымидепрессиямиичтобвсеонихзнали .
А ЛУЧЧЕ - ВСЕМ СРАЗУ
(и чтоб никто не догадалса что я думаю о себе на самом деле);)

Рыжий Кот
22.06.2008, 17:03
Ах, право же, Настасья, скорее гиперответственность, сверхжалость, сверхскорая сверхпомощь. "Кто, если не я"... Какой уж тут выделяться - переломом позвоночника от сверхусилий?
ИМХО, конечно.

Настасья
22.06.2008, 18:49
сверхперелом сверхпозвоночника :)

Александр Бы ,а как же все те выгоды,кот получает незаменимый?

Лара
23.06.2008, 10:42
"Комплекс отличницы" не всегда надо лечить. Он особенно полезен окружающим человека близким. Гипертрофированная ответственность не только за свои действия (Сделать все лучше всех), но и частое взваливание на себя ответственности за других, позволяют "отличнице" быть замечательной "рабочей лошадкой". Вот только ее очень легко загнать. так что иногда из лошадки, стоит перевоплощаться в "упрямого ослика" (хотя бы для видимости). А морковку просто нюхать и наслаждаться покоем.

Рыжий Кот
23.06.2008, 12:41
"Комплекс отличницы" не всегда надо лечить. Он особенно полезен окружающим человека близким. Гипертрофированная ответственность не только за свои действия (Сделать все лучше всех), но и частое взваливание на себя ответственности за других, позволяют "отличнице" быть замечательной "рабочей лошадкой". Вот только ее очень легко загнать. так что иногда из лошадки, стоит перевоплощаться в "упрямого ослика" (хотя бы для видимости). А морковку просто нюхать и наслаждаться покоем.
Отличник - это функционал в обществе или диагноз? :confused::confused::confused:

Рыжий Кот
23.06.2008, 12:47
сверхперелом сверхпозвоночника :)
Александр Бы ,а как же все те выгоды,кот получает незаменимый?
Приходит мужик в отдел кадров. Его спрашивают:
- Что Вы можете делать?
- Могу копать.
- (С некоторым разочарованием) А ещё что можете?
- Могу НЕ копать.

Вот Отличник в версии Михаль может НЕ копать?

Настасья
23.06.2008, 13:33
Приходит мужик в отдел кадров. Его спрашивают:
- Что Вы можете делать?
- Могу копать.
- (С некоторым разочарованием) А ещё что можете?
- Могу НЕ копать.

Вот Отличник в версии Михаль может НЕ копать?

В версии Михаль - не может. Не может сказать нет .
В ее версии,и в моей отличник не определяет свои желания и потребности,как важные,да и вообще,как..
живет долженствованиями. Жуть.

Рыжий Кот
23.06.2008, 17:11
((Коварно)) А про кого анекдот изначально, Настасья?

Настасья
23.06.2008, 17:19
Ах вот оно что....
(улыбается)

Михаль
23.06.2008, 18:51
Приходит мужик в отдел кадров. Его спрашивают:
- Что Вы можете делать?
- Могу копать.
- (С некоторым разочарованием) А ещё что можете?
- Могу НЕ копать.

Вот Отличник в версии Михаль может НЕ копать?
Нет.Без вариантов.Возьмет на себя большую долю работы,практически все сам организует..:confused::eek:

Modus
24.06.2008, 00:07
Мне кажется, вообще есть обратная корреляция между ботанизмом и умением жить. Раздолбаи всегда лучше устраиваются. Правда, существуют отличники-раздолбаи - это самые счастливые люди.

Рыжий Кот
24.06.2008, 15:56
Нет.Без вариантов.Возьмет на себя большую долю работы,практически все сам организует..:confused::eek:
Михаль!
Большую долю работы и организует
или
большую часть работы и организует
?

Modus
24.06.2008, 19:02
Ботан точно ничего не организует... Легче самому поработать за всех, чем кого-то заставить

Планета N
25.06.2008, 00:36
Комплекс отличника усложняет жизнь ужасно. Трудно жить без права на ошибку.Ну не может человек никогда и нигде не ошибаться. :yes: Руководит нами ведь не компьютерная программа. Мы подвластны чувствам и эмоциям. И от этого зависит как мы поступим в какой-либо ситуации. Сами иногда объяснить не можем,почему.:)

Бороться со своими комплексами может не каждый.Просто не каждый их у себя замечает. И вобще,борьба с собой - самая нелегкая.:yes:
Наверное человеку-отличнику просто надо полюбить себя и позволить себе ошибаться,и научиться прощать себя за эти ошибки.:yes:

Комплекс отличника,казалось бы,не такой уж и вредный для жизни. Разве плохо делать всё только на отлично?;) Повышенная амбициозность помогает сделать карьеру,достичь цели,но она мешает дружбе,любви,простому семейному счастью...

Afa
25.06.2008, 03:14
вспоминаю старенький журнал. технику-молодежи.
там публиковали программы для Б3-34. с небольшими рассказиками-вводными к каждой.
так вот. там была одна очень правильная фраза: "у любого человека есть право на ошибку. и право эту ошибку исправить."
переформулируя под привычное мне - жить так, чтобы ошибки помогали решению задач.
так вот. этому умению не научиться живя по-отличниковски.

Настасья
25.06.2008, 03:39
Ботан точно ничего не организует... Легче самому поработать за всех, чем кого-то заставить
Аха. Фиг кому доверит такое ответссное дело.

мария
04.07.2009, 15:25
:confused::confused: комплекс отличника вмешивается в твою жизнь и заставляет зависеть от оценки людей, и после школы ты понимаешь, что совершенно не приспособлен к жизни в обществе

Любовь
05.07.2009, 00:38
А невозможно обойтись без оценок...Хоть тресни. Наша жизнь начинается с них, сначала в семье, потом продолжается в социуме и заканчивается ими же на кладбище... И хорошо, если тебе повезет и эти оценки дадут тебе веру в себя. А если не повезет, тогда на всю жизнь можно получить такую травму, что самым лучшим местом на земле тебе покажется какой-нибудь темный угол, в который можно забиться и спрятаться от всех и вся.

И дай Бог, если хватит однажды мужества выйти на свет, поборов свои страхи перед чужими оценками, и все-таки найти себя и свое место в мире, где ты сможешь быть самим собой, любимым и любящим...

Комплекс отличника - это и есть первый сигнал о том, что у человека с самооценкой не все в порядке, а вернее, все совсем не в порядке и надо срочно принимать меры...Имхо.

Modus
05.07.2009, 01:02
Мне кажется, тут дело не в самооценке.

Скорее, причинно-следственная связь заключается в том, что если человек не умеет жить, он стараестся компенсировать это формальными достижениями. Которые на самом деле не заменяют реальной самореализации. А "самооценка" - это попытка интерпретировать это в обратном порядке. Не так, что человек, не умеющий жить, поэтому становится отличником, а так, что человек, являющийся отличником, поэтому не умеет жить.

Сложность этой импликации с логической точки зрения заключается в том, что мы не имеем дела с абсолютными утверждениями: не все отличники не умеют жить и наоборот.

И делать всё придётся самому не потому что некому доверить такое ответственное дело. Просто человек не чувствует, где надо поднажать, а где отпустить, и не может правильно себя поставить в коллективе. И если такой человек кому-то что-то доверит, на него положат большой х...й. Если и сделают, то отписку, а не то, что надо. Вот и верь после этого людям!

Codlin
30.07.2009, 16:51
И как же с этим бороться?

Механик
30.07.2009, 17:00
спрашивают:[/I]
- Что Вы можете делать?
- Могу копать.
- (С некоторым разочарованием) А ещё что можете?
- Могу НЕ копать.

Вот Отличник в версии Михаль может НЕ копать?

Прапорщик: рядовой Пупкин! Команды копать не было! Была команда НЕ копать!

Незарегистрированный
28.01.2011, 17:15
"Ученые выяснили, что на формирование этого комплекса влияют два основных фактора – генетический и психологический. Обычно они тесно взаимосвязаны. Например, если родители были в свое время «отличниками», то у ребенка тоже есть достаточно большой шанс стать таким (генетический фактор). Но это происходит не столько в силу биологических причин. Ведь родители-отличники непременно будут показывать подрастающему чаду свои дневники, испещренные пятерками, похвальные грамоты, золотые медали и красные дипломы, добытые потом и кровью (а это уже серьезный психологический фактор)".

Не согласен.

Моя мама была отличницей и не напрягает меня по поводу учебы.
Я троечник))

Технолог
13.09.2011, 08:39
Не согласен.

Моя мама была отличницей и не напрягает меня по поводу учебы.
Я троечник))
Видимо, она сделала правильные выводы из своего опыта...:D

Михаль
17.09.2011, 03:18
Странно видеть свои темы открытыми..Но приятно..

Modus
12.04.2012, 23:58
Познав соционику, я могу сказать вот ещё что:

болевая чёрная сенсорика.

Zab
13.04.2012, 05:22
Что-то не припомню я ни одного отличника в творческих профессиях. Даже более того, ни одного отличника на работах связанных с принятием решений. Отличники все где-то на вторых ролях, исполняют инструкции, составленные другими. И страшно переживают проблемы, которые проблемами то не являются, с точки зрения человека креативного.

ALLINA
13.04.2012, 05:35
Что-то не припомню я ни одного отличника в творческих профессиях. Даже более того, ни одного отличника на работах связанных с принятием решений. Отличники все где-то на вторых ролях, исполняют инструкции, составленные другими. И страшно переживают проблемы, которые проблемами то не являются, с точки зрения человека креативного.
Странно, мне это кажется стереотипом.
Отличники бывают разные. Есть прилежные и исполнительные, а есть и вовсе бунтари, а так же творческие и всяко одаренные.

Отличник - это далеко не всегда просто отличный исполнитель.

Aliskana
13.04.2012, 06:06
Я в школе была отличницей.:( Сейчас занимаюсь креативом и постоянно принимаю решения. Знаю еще несколько аналогичных примеров. Так что это лечится, хотя не просто и не быстро.

Jur
13.04.2012, 08:47
Что-то не припомню я ни одного отличника в творческих профессиях.

Стереотипы.
На самом деле многое зависит от педагогов.
Т.е. отличник это превосходная степень соответствия какому-то образу.

Получается, что всё дело в навязываемом образе.

Aliskana
13.04.2012, 11:48
Стереотипы.
На самом деле многое зависит от педагогов.
Т.е. отличник это превосходная степень соответствия какому-то образу.

Получается, что всё дело в навязываемом образе.

Это реально мешает креативности, способности рисковать и принимать решения. Страх ошибки. Страх выпасть из образа. Отличники за ошибки и неудачи грызут себя сильнее, чем троечники. К тому же они привыкли, что им учитель ставит высокие оценки.

Zab
13.04.2012, 12:09
Отличник подчиняется правилам, придуманным другими. И даже не задает себе вопроса зачем ему это. Не делит правила на глупые и умные, вообще их не оценивает. Потому и отличник, оценивается то степень следования правилам.

Изредка случается, что отличные оценки сами собой получаются, не пытается человек их получить. Так это не отличник, как стереотип.

Припоминаются школьные времена, когда у меня сначала были средние оценки 3-4, потом вдруг стали пятерки. При этом, ничего во мне не изменилось. Просто перестали ставить двойки за невыполненные задания. От этого я отличником не стал, мне как было плевать на оценки, так это и осталось.

Все пятерки - недостаточный критерий для выявления отличника.

JIuca
13.04.2012, 12:25
Отличник подчиняется правилам, придуманным другими. И даже не задает себе вопроса зачем ему это. Не делит правила на глупые и умные, вообще их не оценивает.

Отсюда вывод:
отличники - самые тупые люди в классе :lol:

Jur
13.04.2012, 12:41
Отличник подчиняется правилам, придуманным другими.

А что, есть другие правила?

И даже не задает себе вопроса зачем ему это.
Не делит правила на глупые и умные, вообще их не оценивает.

Откуда следует этот вывод?

Потому и отличник, оценивается то степень следования правилам.

:confused: Правила бывают разные…
Как переходить дорогу, соответствие половому стереотипу :)…..


Это реально мешает креативности, способности рисковать и принимать решения.
Страх ошибки. Страх выпасть из образа.

Повторяю, это зависит от учителей. Встречаются, знаете ли садюги…
Случается и что учителя требуют “креативности”…
Однако Учителя встречаются редко, поэтому и возникает такая тенденция.

Случается и что для соответствия образу ученику требуется вести сложнейшую работу с собственными недостатками.

Отличники за ошибки и неудачи грызут себя сильнее, чем троечники.

Т.е. да здравствует безответственность и прочее разгильдяйство?

Отсюда вывод:
отличники - самые тупые люди в классе :lol:
Не…
IQ у них обычно выше :)
Только вот в жизни, так сказать, скотство /или если угодно примативность и прочая альфа доминантность/ обычно больше ценится.

http://www.liros.ru/obuch/participants-reviews/primativnost.php

Zab
13.04.2012, 14:20
Отсюда вывод:
отличники - самые тупые люди в классе :lol:
Дело не в уме, а в приоритетах.
Понятно, что необходим некоторый уровень развития, чтобы суметь выполнить требования. Важно что отличник считает нужным требования выполнять. А другие не считают нужным.
Любые требования считает нужным выполнять, иначе он не стал бы отличником.
Стоит начать думать, откуда эти требования взялись, и половину выполнять не захочется, ибо бредовые. Выход - не думать.

JIuca
13.04.2012, 14:29
Заб, да я поняла, что ты хотел сказать. Просто фраза смешная вышла.

И тем не менее, не думаю, что следование правилам ставит крест на умении их оценивать.
Человек может все понимать ( и быть на голову выше всех в интеллектуальном и во всех других планах), но следовать правилам (в том числе и тупым)безукоснительно, потому что:
- давал присягу
- ему это выгодно
- он не хочет лишних конфликтов в данный период - ему важнее что-то другое
- он в недружественной среде и ему опасно не подчиняться правилам (скажем, еврей в фашистской Германии)
- и т.д.

Мало ли резонов? Короче: можно считать нужным выполнять правила по ряду абсолютно разнообразных мотивов, которые ничего не говорят о том, что ты не способен адекватно оценить ситуацию.
i.e. отличник может вполне себе считать нужным следовать правилам, потому что его (далеко идущие) цели того требуют. А не потому, что правило - это святое.

Продвинуться в эпоху СССР по партийной линии (начиная с комсомольства) можно было подчиняясь правилам и являясь образцом и примером. Далеко не все активисты не ведали, что творят. Многие делали то, что делали вполне сознательно.
Как-то так.

Jur
13.04.2012, 14:30
Важно что отличник считает нужным требования выполнять.
Любые требования считает нужным выполнять, иначе он не стал бы отличником.
Стоит начать думать, откуда эти требования взялись, и половину выполнять не захочется, ибо бредовые. Выход - не думать.

1 Имеется план по числу отличников;
2 Имеются назначенные отличники, которых тянут;
3 Имеются индивиды, которых не тянут, но они хотят…

Дело не в уме, а в приоритетах. Понятно, что необходим некоторый уровень развития, чтобы суметь выполнить требования. А другие не считают нужным.

А некоторые так вообще с детства на учете или на условном сроке…

Jur
13.04.2012, 14:36
И тем не менее, не думаю, что следование правилам

но следовать правилам (в том числе и тупым) безукоснительно

Кстати, что имеется в виду? Стучать в гестапо? Или приходить в школу к началу первого урока? Выполнять домашнее задание? Мыть руки?

Zab
13.04.2012, 14:51
Пока учатся, многие не понимают, что после окончания учебы никого не будет интересовать какие у тебя там были оценки. Вообще ни разу в жизни такого вопроса не зададут и на страничку с оценками в дипломе не посмотрят.

Не для всех эта ситуация обломная. Настоящий отличник гоняется за оценками не "для чего", а "почему". Но обломавшихся тоже видал. Человек старался, капитал нарабатывал, а потом выяснится что это никакой не капитал, локальный успех был.

Zab
13.04.2012, 15:00
Человек может все понимать ( и быть на голову выше всех в интеллектуальном и во всех других планах), но следовать правилам (в том числе и тупым)безукоснительно, потому что:
- давал присягу
- ему это выгодно
- он не хочет лишних конфликтов в данный период - ему важнее что-то другое
- он в недружественной среде и ему опасно не подчиняться правилам (скажем, еврей в фашистской Германии)
- и т.д.

Думаю, у такого человека никакого "комплекса отличника" нет. Захотел выполнять какие то из правил - выполняет, не захотел - не выполняет. Вряд ли у него войдет в привычку следовать всем правилам подряд, если он рационально их принимает.

JIuca
13.04.2012, 16:00
Думаю, у такого человека никакого "комплекса отличника" нет. Захотел выполнять какие то из правил - выполняет, не захотел - не выполняет. Вряд ли у него войдет в привычку следовать всем правилам подряд, если он рационально их принимает.
Насчет комплекса согласна.
Насчет правил - нет. Иногда жизнь заставляет выполнять правила. В том числе очень неприятные.
В том плане, что если я рационально и критически принимаю правило "Не ходить на работу в джинсах", то я понимаю, что это фигня. Но я буду выполнять это правило, если дорожу работой. На моих мозгах и успехе, думаю, это не отразится никак.


Не для всех эта ситуация обломная. Настоящий отличник гоняется за оценками не "для чего", а "почему". Но обломавшихся тоже видал.
Это верно.

Просто когда ты писал вот это
Отличник подчиняется правилам, придуманным другими. И даже не задает себе вопроса зачем ему это. Не делит правила на глупые и умные, вообще их не оценивает. Потому и отличник, оценивается то степень следования правилам....

ты не пометил, что речь идет о "комплексе отличника", то есть о тех, кто с этим "обломался".

Поэтому получилась общая фраза. А в общем виде она неверна. Для частных случаев (людей с комплексом) - пожалуй, верна.
Даже ты сам написал, что "не всех жизнь обламывает". Человек мог стремиться быть суперпятерочником, трястись на предмет дисциплины - не приведи господь, где-нибудь не выполнить правило (любое), но несмотря на это преуспеть в жизни.

Если сублимировал свои знания, ответственность в выполнении поставленных задач во что нужно. Удачно вложил)

Ирис
13.04.2012, 19:56
Вообще-то, мне сейчас подумалось, что в определённом смысле отличнику, привыкшему следовать всем правилам, жить проще. Он воспринимает их не критично и пунктуально. За исключением случаев, когда требуется нестандартное решение...

Aliskana
13.04.2012, 20:22
Насчет комплекса согласна.
Насчет правил - нет. Иногда жизнь заставляет выполнять правила. В том числе очень неприятные.
В том плане, что если я рационально и критически принимаю правило "Не ходить на работу в джинсах", то я понимаю, что это фигня. Но я буду выполнять это правило, если дорожу работой. На моих мозгах и успехе, думаю, это не отразится никак.



Отразится в лучшую сторону, ибо это свидетельствует об умении гибко и адекватно приспосабливаться к реальной ситуации.

Но это не имеет отношения к "комплексу отличника". Потому что в школе этому умению не учат. Его скорее приходится осваивать троечникам, чтобы их не слишком долбали и стыдили.

Aliskana
13.04.2012, 20:29
Т.е. да здравствует безответственность и прочее разгильдяйство?

Нет, не следует. Хотя для учителя (с маленькой буквы) такой вывод вполне возможен. Либо для него перфекционизм - синоним ответственности и трудолюбия, либо это просто манипулятивный прием для того, чтобы навесить ярлык "безответственного разгильдяя" для тех, кто ищет нестандартных решений и представляется ему неуправляемым и опасным.



Только вот в жизни, так сказать, скотство /или если угодно примативность и прочая альфа доминантность/ обычно больше ценится.



Интересный переход от креативности к скотству и альфа доминантности.
Насчет IQ: вообще-то существует 12 видов интеллекта, так что противопоставление IQ скотству, мягко говоря, говорит о недостаточной информированности.

Zab
13.04.2012, 20:39
Вообще-то, мне сейчас подумалось, что в определённом смысле отличнику, привыкшему следовать всем правилам, жить проще. Он воспринимает их не критично и пунктуально. За исключением случаев, когда требуется нестандартное решение...
Где же проще то... Постоянно требуют то исполнения взаимоисключающих правил, то бредовых, то вредительских. Бедняга отличник всеми силами старается вписаться во все. Получиться такое во взрослой жизни никак не может, переживает, за сердце хватается, в депрессии впадает. Рубить узлы не приучены, никакие радикальные решения невозможны. Даже послать куда подальше хреновое начальство, дело разваливающее, и то не могут. А менеджмент среднего звена у нас сами знаете какой, он именно дело разваливает. При том, что эти менеджеры сами никто, наемные работники, управу на них всегда найти можно.

Aliskana
13.04.2012, 20:56
Вообще-то, мне сейчас подумалось, что в определённом смысле отличнику, привыкшему следовать всем правилам, жить проще. Он воспринимает их не критично и пунктуально. За исключением случаев, когда требуется нестандартное решение...

Если отличник довольствуется ролью подчиненного, на котором ездят все, кому не лень, в том числе бывшие троечники, - тогда легче. Но самооценка сильно упадет.

Если он в какой-то момент задумается: "А почему этим двоечникам везет, а мне, такому правильному, нет?" или попытается выйти за флажки - тогда не проще.

Впрочем, в первом случае есть сильный риск приобрести букет психосоматических заболеваний, так что в итоге тоже не проще.

JIuca
13.04.2012, 20:57
Отразится в лучшую сторону, ибо это свидетельствует об умении гибко и адекватно приспосабливаться к реальной ситуации.
Нет, не отразится. Это свидетельствует о гибкости, да - но это умение УЖЕ есть. Оно уже проявилось при выборе такой стратегии поведения.

А менеджмент среднего звена у нас сами знаете какой, он именно дело разваливает. При том, что эти менеджеры сами никто, наемные работники, управу на них всегда найти можно.

Хех) Потому что отличников среди них единицы - в основном троечники))) Не потому что менеджеры, а потому что отличников ваще мало. По жизни. 2-3 из 30 в классе. Если школа липу не гонит.


А с чего вдруг разговор съехал на быть отличником=подчиняться правилам? Можно быть отличником от большого ума. Правила, знаете ли, не решающий фактор. Если школа нормальная, то оценки за знания, а не за поведение.
Сын ездил в лагерь и в соседнем отряде, был парень, при вести о котором персонал схватился за голову - гроза лагеря, каждое лето приезжает и всех на уши ставит.
Короче, круглый отличник оказался. Победитель олимпиад и все такое) полная оторва)


Короче, не стоит говорить наверное про отличников так уж сразу обо всех.
Допустим, в классе три отличника. Из них один задрот на учебе, для которого неуспех - фиаско и трагедия. Второй - отличник, который как-то спокойно имеет свои пятерки. Без фанатизма. И третий - отличник, которому его отличничество в жизни поможет. Сформирует нужные умения, создаст базу знаний, научит стремиться к успеху.

То есть 1:3 - комплекс. И то не факт.

Aliskana
13.04.2012, 21:02
Нет, не отразится. Это свидетельствует о гибкости, да - но это умение УЖЕ есть. Оно уже проявилось при выборе такой стратегии поведения.





Так с этим умением же не рождаются. Оно приобретается. А "комплекс отличника" этому приобретению не способствует. Входило бы это умение в программу обучения - способствовал бы.

JIuca
13.04.2012, 21:06
Мы о разном. Ты не поняла мою фразу и ответила на свои мысли.

Ирис
13.04.2012, 21:06
Где же проще то... Постоянно требуют то исполнения взаимоисключающих правил, то бредовых, то вредительских. Я - не отличница и с правилами дружу плохо.

Но вот, скажем, бухучёт... та отрасль - в которой нельзя не дружить с правилами. И там как раз требуется умение выполнять одновременно, в том числе, и взаимоисключающие друг друга правила... А навык выполнять все правила - или формируется с детства, или уже никогда..

JIuca
13.04.2012, 21:09
Думаю, у такого человека никакого "комплекса отличника" нет. Захотел выполнять какие то из правил - выполняет, не захотел - не выполняет. Вряд ли у него войдет в привычку следовать всем правилам подряд, если он рационально их принимает.

Чет я щас подумала, что не знаю людей, которые следуют ВСЕМ правилам подряд. Особенно отличников. Они наверное в младенчестве гибнут))) Потому что ВСЕМ правилам следовать нельзя. Они иногда взаимоисключающие.
Отличники хорошо умеют выбирать, каким правилам следовать для достижения успеха. То, что иногда впоследствии они обламываются - это не уникальное явление.
Средние ученики обманываются и преуспевают не реже))) Просто почему-то общественное мнение лишает отличников права на ошибку - а это неправильно.

Aliskana
13.04.2012, 21:12
Просто почему-то общественное мнение лишает отличников права на ошибку - а это неправильно.

Судя по моему немалому практическому опыту работы с перфекционистками, они сами себя его лишают. А окружающие подтягиваются.

JIuca
13.04.2012, 21:17
Пока учатся, многие не понимают, что после окончания учебы никого не будет интересовать какие у тебя там были оценки. Вообще ни разу в жизни такого вопроса не зададут и на страничку с оценками в дипломе не посмотрят.

Ну не совсем))) Если окончить с отличием юридический, и работать парикмахером - то да, на твой диплом всем чихать)))
А некоторым отличный диплом помогает получить престижную работу, отличный аттестат - место в хорошем вузе.
В США таких отслеживают и приглашения в какие-нибудь Гарварды шлют)))

Мне аттестат помог поступить с одним экзаменом на иняз. Без репетиторов и курсов. Если бы пришлось 4 экза сдавать, я б может и не поступила - потому как надо было бы какое-нить общество учить, а я ленивая. Диплом помог мне получить стартовую зарплату на 15% выше, чем однокашникам) Так что я не в обиде на красные корочки)

JIuca
13.04.2012, 21:20
Судя по моему немалому практическому опыту работы с перфекционистками, они сами себя его лишают. А окружающие подтягиваются.

Не все отличники - перфекционисты. Мы тут вроде о первых, а не о вторых.
Но сами лишают - это да. Бывают и такие. Бывает, что права на ошибку себя лишают и неотличники. С такой же частотой) Просто их никто не считает.

Zab
13.04.2012, 21:36
Отличники хорошо умеют выбирать, каким правилам следовать для достижения успеха.
Боюсь, успехи отличников очень незначительны, в конечном итоге.
В школе отличник на виду, вроде как успешен.
В институте отличник аккуратно ходит на занятия, выполняет вовремя все задания, тем самым лишая себя возможности полноценно обучиться по специальности. ВУЗ не дает и половины того, что нужно, самим надо добирать. Самое забавное, что все это понимают, включая самих отличников, но иначе они не могут.
На работе отличник - серенькая рабочая лошадка, никем не ценимая, поскольку заменить легко. Права голоса не имеет.

Может это только в инженерной деятельности так, в других местах все иначе? На работе отродясь не водилось служебных инструкций. Каждый вынужден быть сам себе технологом. А технологи из отличников никакие.

Aliskana
13.04.2012, 21:42
Не все отличники - перфекционисты. Мы тут вроде о первых, а не о вторых.
Но сами лишают - это да. Бывают и такие. Бывает, что права на ошибку себя лишают и неотличники. С такой же частотой) Просто их никто не считает.

Насколько я поняла, тема не об отличниках (людях, имеющих золотые медали и красные дипломы), а о людях с "комплексом отличника". В первом посте автор темы описала свойства этого комплекса.

Я именно эту категорию людей имею в виду.

JIuca
13.04.2012, 21:45
А технологи из отличников никакие.
А ты многих технологов-отличников знаешь?
Просто лично я ну человек может пять. Отличников, я имею в виду. Как-то их не пруд пруди. Технологом чет никто не работает.

Боюсь, успехи отличников очень незначительны, в конечном итоге.
А почему они должны быть значительны-то, объясни ради бога?
Нормальные средние успехи. У кого супер, у кого так себе. Как и у троечников, как и у двоечников.
Кому-то удавалось все в школе, кому-то в напротив после школы. Кому-то и там и там. Кому-то нигде.

Отличники - обычные люди. Которые отлично учились. А далее - может быть по всякому. Как у любого неотличника. Бывают отличники - серенькие лошадки на работе, бывают и звезды.
Ломоносов блистал в учебе. И звездой и остался.

Боюсь, успехи отличников очень незначительны, в конечном итоге.
А какими он должны быть?))) Кому должны?))))
У меня есть одноклассница, отличница, которая сразу после школы вышла замуж - и далее занималась семьей. Ты считаешь, у нее неуспех?))) А если это то, что ей хочется и нужно?) Успехи незначительны... По каким меркам? По меркам Заба? Или работодателя?

Алискана, оки.
Я все пытаюсь вырулить с отличников вообще на тех, кто с комплексом. Но чет туго идет))) Заб как писал обо всех скопом, так и пишет. Это ж надо "отличник на работе серая лошадка". И всех так сразу похерил))) Хоть вывод делай - не учись!!!

Zab
13.04.2012, 21:53
Видимо, это наша система инженерных ВУЗов такова... Рассчитана на самообучение. Если просто отрабатывать все что скажут - окажешься без специальности, но с красным дипломом.
Когда на работу принимают - про опыт выспрашивают, а не по оценки на учебных занятиях. Хоть какой-нибудь реальный опыт работы по специальности, пусть в инициативных проектах, пусть в неудачных.
Допустим даже возьмут... и что он делать будет на рабочем месте? Задания то из серии "сделай что-нибудь на тему". Неопытными некому руководить. Так и болтается никому не нужный, пока не уволят или не приживется на бумажной работе, вдали от настоящих дел.

JIuca
13.04.2012, 21:58
Порой мы удивляемся: отчего наш одноклассник, закончивший школу с медалью и университет с отличием, которому, казалось бы, должен быть подвластен весь мир, вдруг погружается в пучину беспричинной депрессии, становится нервным и раздраженным, а то и уходит в запой.

Угу) а когда то же самое делает бывший троечник - то все норм)))
Не надо ждать от отличников сверхуспехов, тогда и удивляться не придется)))
А то вот такие со стороны "Ну как же ты, Маруся? - в школе так хорошо училась - и... работаешь продавщицей?" ай-яй-яй :lol: и создают комплексы на пустом месте.
В общем, я за равноправие отличников со всеми прочими людьми. :gevil:
Нефиг их судить по спецмеркам. Ошибаются, не делают карьеру - дык имеют абсолютно такое же право, как и любой другой. С любым аттестатом.

JIuca
13.04.2012, 22:05
Заб, вот тебе в пример:
Среди преуспевших отличников можно назвать Льва Ландау (в школе учился на "отлично") и Андрея Сахарова (окончил школу с золотой медалью).

Мало вам трех имен, загляните на сайт "Великие ученые ХХ века" - http://iomn.net/
Там - краткие биографии, и очень легко посмотреть, кто из великих ученых в детстве в школе не учился, кто учился плохо, а кто - хорошо. Наверное, есть где-то инфа и про творческие профессии.
Максим Галкин вроде супер как учился) И ничего - преуспевает вполне себе.

А есть великие ученые и неученые, которые учились из рук вон плохо и тем не менее преуспели.
Поэтому факт таков - успехи в школе и в последующей жизни не всегда связаны напрямую. Не надо выбирать отдельную группу (отличников) и конкретно их шпынять за неудачи.

Aliskana
13.04.2012, 22:13
Алискана, оки.
Я все пытаюсь вырулить с отличников вообще на тех, кто с комплексом. Но чет туго идет))) Заб как писал обо всех скопом, так и пишет. Это ж надо "отличник на работе серая лошадка". И всех так сразу похерил))) Хоть вывод делай - не учись!!!

Есть у меня подозрение, что изначально комплекс не совсем верно обозначен. Точнее было бы говорить о перфекционизме. Который может быть свойственен не обязательно отличникам.

(Скажем, девочка может идеально помогать родителям, вести хозяйство и считать, что малейшая пылинка непростительна, а если у родителей плохое настроение - это ее вина и обязанность их сделать щастливыми. Или мальчик может считать, что всегда, в любых ситуациях должен быть сильным и не имеет права на слабость, не то что на слезы).

Но так как перфекционизм приписали отличникам, то тема и перешла на отличников, которые далеко не всегда перфекционисты.

JIuca
13.04.2012, 22:19
Точнее было бы говорить о перфекционизме. Который может быть свойственен не обязательно отличникам.
Но так как перфекционизм приписали отличникам, то тема и перешла на отличников, которые далеко не всегда перфекционисты.

Однозначно. Комплекс отличника это не совсем про учебу. Со спортсменами это гораздо чаще случается.

Aliskana
13.04.2012, 22:27
Однозначно. Комплекс отличника это не совсем про учебу. Со спортсменами это гораздо чаще случается.

Множество отличников и перфекционистов пересекаются. Возможно, выводы делаются именно на основе пересечения.

Лично мне сильно портил жизнь вовсе не комплекс отличницы, а комплекс "Нельзя огорчать родителей, надо сделать всем хорошо, ты же можешь".

Zab
13.04.2012, 22:56
"Отличник" - не тот, у кого отличные оценки, а тот, кто вокруг этих оценок свою жизнь пытается выстроить.

У меня же тоже почти все пятерки были во многие периоды. Случайно получалось. Или не случайно, но в этом не моя заслуга, а преподавателей, которые почему-то считали нужным подобные оценки ставить. Я для этого ничего не делал. Индивидуальный подход, понимаешь ли... Если он был, были и пятерки. Пытались загнать в общие рамки - были тройки-двойки.
На старших курсах института вообще обнаглел, выстраивал свою программу обучения, если не устраивал какой-либо курс. А потом шел сдавать, по своему плану. Получалась отличная оценка, но это разве "отличник"? Послал на хрен все правила.

Jur
16.04.2012, 07:00
Есть у меня подозрение, что изначально комплекс не совсем верно обозначен. Точнее было бы говорить о перфекционизме. Который может быть свойственен не обязательно отличникам.

Тогда можно говорить о комплексе старших сестер-братьев.

Aliskana
16.04.2012, 15:08
Тогда можно говорить о комплексе старших сестер-братьев.

Перфекционизм бывает и у старших детей в семье, и у младших, и у тех, у кого вообще сестер-братьев нет.

Jur
28.04.2012, 09:43
Ещё на похожую тему:
http://psilog.ru/dvoechniki-i-otlichniki.html

Отличники работают в системах. Им это важно. При этом им важно, чтобы в системе, где они работают, их ценили. Если в системе, где они работают, их не ценят, отличники ищут новую систему. Самая большая награда для отличника — когда система их сначала не ценила, а теперь ценит. Самое страшное наказание — провалиться в глазах системы. Если отличника спросить «кто ты», он честно ответит: «инженер-технолог».

Если спросить «кто ты» двоечника, он ответит «Вася».

Основная причина всех действий отличника — убежденность, что так надо. Надо хорошо учиться, надо получать хорошие оценки за экзамены, надо найти хорошую работу (а как же иначе?), а на этой хорошей работе надо сделать карьеру, потому что карьеру делать надо. Да, еще по той же причине они моют грязную посуду.

Двоечники тоже моют грязную посуду. Когда заканчивается чистая.

Первичное расслоение происходит в школе. Отличника узнать легко, и вовсе не по очкам или по умному лицу. Отличник — это тот, кто Делает Уроки. Каждый день. Приходит домой после школы, переодевается в домашнюю одежду, разогревает обед, обедает — и садится. Иной отличник скор и легок, поэтому садится он на полчаса, и за полчаса у него всё готово. Другой отличник основателен и упорен, поэтому его уроки делаются целый вечер. Есть даже такие, которые ежедневно делают Уроки на Послезавтра — но это особая категория человечества, и речь сейчас не о них.

Aliskana
28.04.2012, 10:12
Я в школе была отличницей. Уроки делала каждый день. И хотела, чтобы меня ценили.

Посуду регулярно не мыла, правда.

Сейчас я, видимо, двоечница. Насчет посуды точно. Уроки тоже делаю как попало.

А вот высокую оценку хочу. Из чисто корыстных соображений. Чем выше репутация, тем больше клиентов.

Так двоечница я или не совсем? Непонятно. Может, бывают смешанные типы?

Jur
28.04.2012, 10:45
Я в школе была отличницей. Уроки делала каждый день. И хотела, чтобы меня ценили.
Посуду регулярно не мыла, правда.
Сейчас я, видимо, двоечница. Насчет посуды точно. Уроки тоже делаю как попало.
А вот высокую оценку хочу. Из чисто корыстных соображений. Чем выше репутация, тем больше клиентов.
Так двоечница я или не совсем? Непонятно. Может, бывают смешанные типы?

Всё может быть :)
Также можно дочитать статью до конца :)


Высший пилотаж двоечника — сделать домашнее задание самому, причем на том самом уроке, на который он задан. Желательно сидя не на последней, а на первой парте. Сделать блестяще, с выдумкой, с переподвыподвертом и, сделав, немедленно вызваться отвечать. Ответить так, что преподаватель заплачет от восторга, получить законную пятерку с бантиком и, сев на место, углубиться наконец в чтение второго тома сочинения Освальда Шпенглера «Закат Европы». Ради которого и нужно было ответить добровольно, чтоб потом не дергали. На такое способен только истинный, глубинный, не побоюсь этого слова, духовный двоечник. Которому в общем-то все равно, чем заниматься, лишь бы было интересно и не дергали. К сожалению, сочетание «интересно» и «не дергали» в школе (да и в жизни) бывает редко, поэтому ради своего смысла жизни двоечнику приходится трудиться куда упорней, чем отличнику. Если он, конечно, достаточно трудолюбив, чтобы это делать.

Оценки не говорят нам ни о чем. На доске «Гордость школы» висят вперемешку как портреты отличников, так и портреты двоечников. У последних ничуть не меньше высоких оценок, похвальных грамот и побед на физико-математических олимпиадах, а среди первых есть масса хмурых середнячков. Дело не в баллах, дело в подходе.

Отличник на любое
— Зачем?
отвечает
— Надо!

Двоечник на любое
— Надо!
отвечает
— Зачем?

По окончании школы отличники и двоечники выкатываются в большую жизнь. Отличникам там легко, слово «надо» ведёт их за собой. Двоечникам сложнее: им приходится изо всех сил думать, как бы выкрутиться так, чтобы ничем не поступиться. Поступаться двоечники не любят. Это, пожалуй, второе существенное различие между двумя классами: отличник твёрдо знает, чем нужно и должно поступиться, дабы достичь того, чего Надо достичь. Двоечник абсолютно уверен, что поступаться не имеет смысла ничем, поэтому поступается он только тем, что ему неважно. Ему многое неважно. Собственно, ему по-прежнему важно исключительно чтобы было интересно и особо не дёргали. В слове «особо» проявляется последняя уступка, которую двоечник делает обществу.

Aliskana
28.04.2012, 11:18
Я двоечница. Адназначна.:)

Jur
28.04.2012, 11:39
Я двоечница. Адназначна.:)
Бывает.

Кстати, вспомнилась мантра для отличников:

Умейте лениться

Aliskana
28.04.2012, 11:54
Ой, как классно я это умею...

Jur
28.04.2012, 12:12
Ой, как классно я это умею...
ОК!
Тогда мантра для двоечников:

Разве может что-то идти правильно /а уж тем более правильно завершиться/, если оно начато криво /неправильно/.

Modus
28.04.2012, 13:46
По-моему, это очередное название юнговской дихотомии "рационал / иррационал".

Aliskana
28.04.2012, 15:42
Не думаю. Знаю отличников - Жуковых и Наполеонов - и двоечников Гамлетов, Джеков и Достоевских.

Jur
02.05.2012, 06:59
По-моему, это очередное название юнговской дихотомии "рационал / иррационал".

А почему....

Почему Вы выбрали именно эту дихотомию?
Почему не отличники-этики и двоечники-логики?
Почему не дихотомия сенсорика-интуиция? Двоечники в какой-то степени прекрасно накладываются на интуитов.
А можно сопоставить и с верностью.

Modus
02.05.2012, 13:25
Почему не отличники-этики и двоечники-логики?Не наоборот?
Почему не дихотомия сенсорика-интуиция? Двоечники в какой-то степени прекрасно накладываются на интуитов.Кстати, вот это похоже на правду. С учётом примеров Алисканы тоже :).

Aliskana
02.05.2012, 13:34
Двоечники в какой-то степени прекрасно накладываются на интуитов.


Вообще-то гиперактивные дети, которые не могут на уроках усидеть и "хулиганят" - волевые сенсорики. Жуки и Напы в основном. О Напах даже статья была какого-то соционика "Не заставляйте Наташу Ростову учить алгебру!" И Габенов-двоечников знаю.

А Джеки, Робы и Гамлеты вполне могут быть отличниками.

Может, по признакам Рейнина поискать?

Modus
02.05.2012, 13:38
не могут на уроках усидеть и "хулиганят" А Доны?

Modus
02.05.2012, 13:40
Может, по признакам Рейнина поискать?Вряд ли уже получится, поскольку ты Джеков и Гамлетов уже отнесла к обеим категориями.

Jur
02.05.2012, 13:59
Не наоборот?

От цвета может зависеть :)

Кстати, вот это похоже на правду. С учётом примеров Алисканы тоже :).

Попробуйте четко изолировать дихотомии :)

Вообще-то гиперактивные дети, которые не могут на уроках усидеть и "хулиганят" - волевые сенсорики. Жуки и Напы в основном.

Гиперактивные дети не обязательно двоечники.

Может, по признакам Рейнина поискать?

В смысле подогнать под ответ :)

Aliskana
02.05.2012, 15:16
Мне почему-то кажется, что это с социотипами не очень связано. Хотя, наверное, бывают такие типы, в которых большинство отличников или двоечников. А бывают такие, которые могут быть и теми, и другими с равной вероятностью.