PDA

Просмотр полной версии : Классификация игр


Che
04.06.2008, 22:53
Имеются в виду развивающие игры, и в основном связанные с речью.


Меня интересует вопрос, каким образом развитие речи влияет на интеллект в целом, как влияет (или не влияет) на восприятие, а также на самочувствие. Много где читала, что зависимость прямая. Пока в языке(в словарном запасе чела) нету соответствующего слова для соответствующего понятия (или же нету способа отделить это понятие от других), чел не распознает это понятие. Чем более сложная речь, тем развитей интеллект и способность к восприятию. Также есть мнение, что структура речи влияет на продолжительность жизни и ее качество.


Вместе с тем, речь может накладывать ограничения на мышление. Из того же ТРИЗа известно, что в формулировке задачи может содержаться ограничение, не позволяющее решить задачу, увидеть новый способ для движения мысли.

Классификацию игр приведу в порядке их усложнения.

1. Функциональные игры. Это по сути не совсем игры. Это такие действия, которые доставляют удовольствие сами по себе, либо существуют для снятия напряжения. К этим играм можно отнести свободное письмо, т.е. записывание всего, что приходит в голову без особого осмысления, без плана и цели. Это может быть свободный танец. Звучит музыка, и человек движется так, как ему нравится, не заботясь о том, попадает ли он в такт, он забывает обо всех танцевальных движениях, которые он когда-либо учил. Он просто движется так, как хочется его телу. Примером такой игры может быть автоматическое рисование черточек и закорючек во время телефонного разговора.

2. Символические игры. Сюда входят составления различных метафор, ассоциаций, построение аналогий, нахождение эпитетов.

3. Игры с правилами. Ну это понятно из названия. Это игры, которые содержат в себе определенные требования, которые надо выполнять. В случае танца это может быть какой-то конкретный танец, например, вальс, требующий соблюдения ритма, определенных шагов, определенной осанки, положения рук, головы. В случае словесных игр, это может быть написание стихов (т.е. чисто техническое) требование соблюдения ритма и рифмы, и т.д.

4. Ролевые (подражательные) игры. Сюда входят игры-имитации, игры-шаржи. Скажем, подражать стилю Толстого - это имитационная игра. Или письмо в стиле "превед медвед". Второе мне кажется более простым.

5. Обобщающие игры. К обобщающим играм можно отнести тоже ролевые, но на другом уровне. На том уровне, когда не просто копируется стиль речи, а простраивается база персонажа, который так говорит, т.е. его ценности, его стиль жизни, его внутренние чувства, и так далее. Также к обобщающим можно отнести создание нового персонажа, используя как материал нескольких реально существующих прообразов, создание такой гармоничной смеси из нескольких таких прототипов.

6. Созидательные игры. Это продолжение обобщающих игр, и игр с правилами, когда эти самые прототипы и правила не выводятся на сознательный уровень, а можно сказать, что происходит то же самое свободное письмо, т.е. функциональная игра, разница лишь в том, что в ней чувствуется, что эти реальные прототипы и правила все же есть, хотя никто не может указать, какие именно это правила и прототипы, кто-то видит одни, кто-то другие.

Вот такая классификация.

Можно ее еще уточнять, либо классифицировать по-другому. Например, можно учитывать ассимиляцию и аккомодацию, т.е. накопление нового опыта и встраивание уже известного. Т.е. это игры, позволяющие замечать что-то новое, а также формировать свое восприятие.

Che
05.06.2008, 20:20
Если применительно к речи, то хотелось бы более точно выражать то, что хочется выразить.

Для этого желательно:
1. Замечать, что и как влияет на восприятие. Два человека хотят передать одну и ту же инфу. Один говорит: этот стакан наполовину пуст, другой говорит: этот стакан наполнен наполовину. Им может казаться, что они сказали одно и то же. Хотелось бы уметь замечать нюансы в передаче инфы. Это игры связанные с ассимиляцией.
2. Обладать способностью замечать изменения в восприятии, происходящие со временем. Это может оказаться даже сложней. Изменение количественных показателей может быть незаметным до тех пор, пока количество не переходит в качество.
3. Обладать некоторым набором средств выражения: словарный запас, ... э... и другие средства. :)
4. Обладать способность пополнять набор средств, т.е не стоять на месте, не законсервироваться, а периодически придумывать/замечать новое. Это нужно для ощущения инсайта. :) Это тот случай, когда полупустой стакан может оказаться предпочтительней заполненного до верху :)

Che
30.06.2008, 09:32
Коммуникационных игр всего три вида, если исключить из рассмотрения функциональные игры (которые суть спонтанные действия в присутствии друг друга) и ритуалы (они же сценарии).

1. Игры на активизацию восприятия. Сюда входит простое наблюдение, или описание наблюдаемого.

2. Игры на формирование и переформирование отношения. Формирование может происходить уже по готовым программам, заложенным в детстве, но здесь я говорю про активное сознательное формирование отношения. Например, такое, как во время гипноза.

3. Игры на совершенствование способов передачи информации (объяснение).


В принципе можно рассматривать эти пункты как элементы коммуникации. Игрой это становится, когда выделяется целенаправленное внимание опредленному элементу.