PDA

Просмотр полной версии : Эстетика интегральных состояний


Modus
29.05.2008, 15:58
Мое главное философское сочинение

http://glorguin.narod.ru/intcont.htm

Разбирается абстрактная модель идеального искусства и то, какие отклонения от этой модели возможны в реальности. В заключительной главе на основе проведенной аналитики разобраны причины современного состояния искусства и даны рекомендации, что может сделать для улучшения ситуации любой из нас. В качестве эмпирической основы для этого текста послужил опыт игры в группе и общения с андеграундным контингентом.

В планах продолжение этой работы, "Осевая феноменология", но это уже зависит от многих причин. Текст очень сложный, черновики утеряны, и восстановление их под вопросом.

...Каждый раз, когда появляется новый хит, предыдущий я вспоминаю с тоской. От старых времен остались подлинные шедевры, но из-за того, что массовая культура заполнила СМИ, они почти недоступны подрастающему поколению. Академическое искусство замкнулось на себе, а альтернативщики, при всем своем желании противостоять дурновкусной поп-культуре, по большей части способны лишь спекулировать на эффекте низкого качества, выдавая свой непрофессионализм за оригинальность стиля...

...Проект академизма состоял в том, чтобы создать правила честной игры, чтобы качество продукта определялось измеряемым показателем вложенного труда. Но проблема в том, что мало кто захотел играть по этим правилам. В этом и состоит уютная норка сложности, в которую спрятался академизм от насущных проблем кульутры. Произведения академизма стали предназначаться для профессионалов, а не простых смертных. Реакцией на это стало появление поп-культуры, которая продалась товарно-денежным отношениям и утратила художественные достоинства. Одержимые рессентиментом, творческие неудачники организовали андеграунд и стали производить альтернативную культуру. Но и этот проект в итоге свелся к спекуляции на девиантных потребностях целевой аудитории...

...Пока различные дискурсы в искусстве предлагают свои проекты, каждый из которых ведет в тупик, над ними непорочной бабочкой порхает интегральное состояние, хладнокровно решая, кто останется в истории...

Михаль
29.05.2008, 16:36
Вечное и нетленное останется вечным..
http://www.youtube.com/watch?v=OdewWYe4A38&feature=related

Андрей ОК
31.08.2008, 00:06
Модус, а ты не мог бы это все кратко изложить здесь?

И в чем, собственно, состоит кризис искусства? Я не вижу такового.

Modus
31.08.2008, 19:35
В принципе, три цитаты в первом посте как раз посвящены сути кризиса.
Ну ладно.
1. В основне художественного воздействия лежит феномен интегрального состояния. Оно является содержанием такого впечатления, про которое можно сказать, что оно производится (в смысле, когда мы говорим: это произвело на меня сильное впечатление). Интегральное состояние возникает в результате смены способа кодирования модусов сознания. Для кодирования существует два культурно обусловленных механизма: это семантический канон (точечное кодирование) и оси (линейное кодирование).
2. Для каждого образа, остающегося в истории, интегральное состояние уникально. Но удовольствие может достигаться и некоторыми типовыми ходами, которые можно назвать эффектами.
2.1. Вместо интегрального состояния имеет место восхищение мастерством
2.2. Если произведение несет в себе признаки непрофессионализма, оно будет казаться потрясающим при меньшей выразительности, ибо с профессионала спрос больше.
2.3. Соотношение осей. В двух словах не опишешь, надо читать.
2.4. Вторичность имеет свой вкус, не завсиящий от того, известен ли оригинал. Зачастую вторичность оказывается выиграшной, так как оригинал слишком радикален
2.5. Желание пережить что-то давно забытое воскрешается и удовлетворяется ретро-фишками.
2.6. Содержание художественного произведения - это не пропаганда какой-то идеологии, а интегральное состояние. Но модусы сознания, связанные с идеологическими и этическими переживаниями, обладают презумпцией.
2.7. Наслаждение приносит не само произведение, а чувство собственной важности при потреблении его в социальной среде.
2.8. Чувство вины перед своим народом за собственную устроенность вызывает желание сопереживать концентрированному описанию его страданий.
2.9. Произведение, написанное в прогрессивном направлении, уже за счет этого обладает форой для адептов этого направления.
2.10. Искренность и непосредственность принимается за подлинность чувств.
3. Рецензии + разбор традиционных эстетических категорий в экзистенциальном ключе. Фишка в том, что сама по себе эстетика реализма связана с определенными культурно обусловленными осями, которые сопряжены с наслаждением.
4.1. Каждый раздел углубляет то, что было до него, поэтому для общей картины можно прочитать начало. Остаток, который надо углубить - это связь эстетики с когнитивной психологией, виды материала и классификация типов вкуса, основанная на теории синхронизации (из соционики).
4.2. Описывается, каким образом можно достичь синхронизации по каждому из аспектов. Воля: согласование внешней и внутренней мотивации; наблюдение: для достижения оригинальности необходимо сохранение культурного контекста; способ действия: каждый вид материала предполагает свои требования, но уровень восприятия от них не зависит; отношение: вдохновение и мастерство являются разными схемами творчества, но друг без друга существовать не могут.
4.3. В результате того, что академичные композиторы занялись тем, что нужно только им, музыка ХХ века обратилась к негритянской музыкальной культуре, рассчитанной на более примитивное сознание. В итоге за излишний прогресс пришлось расплачиваться массовым регрессом.
4.4. Поскольку даже разоблаченная спекуляция продолжает доставлять удовольствие через рефлекс, критику необходимо больше налегать на позитивное применение эстетики. Автор должен поддерживать в себе высокую дисциплину, чтобы быть успешным, но не продаваться негативным уровням успеха.

Андрей ОК
31.08.2008, 21:12
три цитаты в первом посте как раз посвящены сути кризиса.
На мой взгляд, нет. 1 и 3 цитаты о субъективных переживаинях автора. А вот 2ая - о кризисе академической музыки.
На мой взгляд (исходя из моего понимания функции искусства), современное исккусство активно развивается и вглубь (осваивает новые средства изменения сознания в заданном направлении; открывает новые состояния сознания) и вширь (идет в массы).


Про статью. Может, я туп, но я так и не понял, что значит интегральное состояние. Ты пишешь: "Оно является содержанием такого впечатления, про которое можно сказать, что оно производится (в смысле, когда мы говорим: это произвело на меня сильное впечатление)." Значит ли это, что интегральное состояние (ИС) - это просто некое состояние сознание, которое запоминается?

Modus
31.08.2008, 21:59
1 и 3 цитаты о субъективных переживаинях автора. 3-я скорее вообще афоризмЗначит ли это, что интегральное состояние (ИС) - это просто некое состояние сознание, которое запоминается?В принципе, можно сказать и так. В этом понятии важна его связь со славянской духовностью и неспосредственностью, которая противостоит западной рациональности. Поэтому его экспликация начинается с "духа" художественного произведения.
Не надо считать себя тупым. Если на одной странице пересказывать сложную книжку объемом 80 страниц, то нет ничего странного и страшного, если что-то непонятно.
На мой взгляд (исходя из моего понимания функции искусства), современное исккусство активно развивается и вглубь (осваивает новые средства изменения сознания в заданном направлении; открывает новые состояния сознания) и вширь (идет в массы).Да, но многие направления в искусстве основаны на различных демагогиях. Которые в этой книжке разоблачаются.

Furkan
01.09.2008, 23:16
Кризис искусства, это только частный процесс общемирового кризиса, разсматривать искусство в отрыве будет ограничением, которое не покажет сколько-нибудь правильные перспективы, ну и конешно же не выявит точные причины кризиса.

Modus
02.09.2008, 14:22
Чем отличается хорошее искусство от плохого, в чем критерий? Тем, что хорошее искусство потребляют хорошие люди, а плохое - плохие (4.4). Поэтому искусство - это не причина, а индикатор (2.6). Но поскольку эстетика интегральных состояний - это, прежде всего, инструмент критики, ее смысл именно в том, чтобы быть таким индикатором. Причем анализировать можно не только отдельные произведения, но и направления (1.2, 3.5).
Вообще говоря, мне кажется, что чем уже тема, тем глубже возможно ее рассмотрение. По поводу общемирового кризиса у меня есть вот что: http://glorguin.narod.ru/arhont.htm

Экзисто
02.09.2008, 15:16
Modus
Чем отличается хорошее искусство от плохого, в чем критерий? Тем, что хорошее искусство потребляют хорошие люди, а плохое - плохие (4.4).
Не понял, хотел бы услышать разъяснений.
Если имелось ввиду именно то, что написано, то написанное выше вообще бессмысленное. А в чем разница между хорошими и плохими? Как относиться к тому, что Гитлер обожал живопись и классическую музыку, а Сталин Пиковую Даму Пушкина, и вообще был "знатоком" литературы? И, напротив, имеются примеры, когда художник, прислуживавший античеловеческому режиму, тем не менее оставался классным художником.
Поэтому искусство - это не причина, а индикатор (2.6).
Искусство - не причина и не индикатор. Настоящее исскуство это как народная песня - она просто выплескивается и своей непосредственной передачей чувств, искренностью и глубиной заражает людей, вызывая в них отклик. Так любовное чувство питается взаимным откликом.

Что касается кризиса искусства, то это связано с тем, что оно стало массовым и рыночно-потребительским.
Если раньше было элитарное искусство и искусство народное, то теперь оно преимущественно создается для массы. Масса есть усредненный обезличенный человек, который легко поглощает и ничего не помнит, но требует снова. Масса - самая рентабельная ниша в рыночной экономике. Но чтобы не потерять массу как своего единственного потребителя, искусство не только служит и угождает ему, но и воспитывает в нем массовый вкус, моду и стиль.

Тем не менее другое искуство остается и не отмирает.

Андрей ОК
02.09.2008, 15:30
Кризис искусства, это только частный процесс общемирового кризиса, разсматривать искусство
Ну если "раЗсматривать", то можно еще и не то "раЗсмотреть": что прикажут увидеть - то и раЗсмотришь.

Нет никакого кризиса - ни мирового, ни в искусстве. Кризис - это когда всё ровно, а потом вдруг херак - и хернуло. А когда постоянно "херак" - то это уже и не кризис, а норма.
*****

Модус, чтобы определить функции и качество функционироавния искусства, ИМХО надо определиться с тем, что же такое "красота", "красиво".
хорошее искусство потребляют хорошие люди, а плохое - плохие
:) Улыбнуло

Экзисто
02.09.2008, 15:42
Модус, чтобы определить функции и качество функционироавния искусства, ИМХО надо определиться с тем, что же такое "красота", "красиво".
Лучшее известное мне определение:
"Красота - это эмоциональное восприятие гармонии, а гармония - это логическое восприятие красоты" (с) (изречение современного русского философа, не помню кого)

С этой точки зрения красота осталась (природа, женщина), но мы перестали ее замечать, точнее стали воспринимать как предмет вожделенных потребительсих желаний.
К тому же стали многие наслаждаться "красотой" технических изделий, отсюда и соврменное искусство: бесчувственное, железное и логическое, цифровое.

Modus
02.09.2008, 17:41
Вы хотя бы введение прочитали, господа. Я же специально в скобочках указал номера разделов.
"Кризис искусства" - это не столько объективная проблема (есть ряд объективных фактов, но трактовка их может быть различной), сколько маркер определенного дискурса. Есть люди, поддерживающие этот дискурс, а есть те, кто поддерживает оппозиционный дискурс. Два оппозиционных дискурса разоблачают друг друга, апеллируя каждый к своим основаниям. И подобные маркеры используются для привлечения "своих". Я убежденный традиционалист, и поэтому использую соответствующий маркер.
Дальше. Вы упомянули о том, что прежде всего надо определиться с понятием красоты. Это близко к истине: прежде всего надо определиться с основаниями. Но требовать от современного искусства красоты в наше время безумие. Гегель мог себе это позволить, но последовавшая за ним художественная практика сделала его эстетику во многом устаревшей. Гегель вообще был убежден, что живет во время "конца истории", когда все, к чему стремилось человечество, сбылось. В каком-то смысле он был прав: с ним закончилась определенная эпоха. Начало деконструктивизму положил Ницше. Поэтому в качестве оснований в искусстве надо брать не красоту, а что-то более современное, ухваченное в профанном дискурсе.
Вот вы говорите - непосредственность, передача чувств (тоже устаревшая идеологема, кстати), красота, гармония... Это все расплывчатые понятия, которые подлежат экспликации. И деконструкции лежащих в их основе механизмов.
И я продолжаю настаивать на том, что искусство - это не причина, а индикатор. В данном случае возражение Экзисто использует осевую конструкцию "да, но...", когда проблемный факт проецируется на различные у двух собеседников оси критериев, а полученные проекции, в свою очередь, проецируются на ось существенной абстракции с различным результатом. Я апеллирую к бинарной оппозиции: искусство определяет характер человека - характер человека определяет искусство, которая для товарища Экзисто не имеет значения. Дело в том, что в любом случае, чтобы говорить о кризисе, необходимо иметь симулякр блага. Я связываю этот симулякр с человеком. Правда, это тоже относительно (там есть приложение "Эстетический тренинг", в котором этот момент показывается), но все таки лучше, чем брать произвольный критерий, хоть и устоявшийся в культуре.

Андрей ОК
02.09.2008, 19:31
Модус
Каковы, по твоему, функции искусства?
Это все расплывчатые понятия, которые подлежат экспликации. И деконструкции лежащих в их основе механизмов.
Ты имеешь в виду их естественно-научное обоснование?

Modus
02.09.2008, 20:02
Ну, что касается "естественно-научного", то с этим сложно. Как вы представляете себе эстетические опыты? Слишком много факторов. Поэтому используются смежные психологические знания + рефлексия.
Искусство удовлетворяет метафизическую потребность людей легитимным способом, не покушающимся на истины науки, так как сопереживание художественному произведению дает ощущение чуда. Искусство является одним из скрепляющих элементов человеческого сообщества, так как дает тему для общения. Искусство является главным носителем национального духа, который необходим для поддержания коллективных мотиваций.

Лара
02.09.2008, 20:09
Философы мыслят в исторической перспективе? У меня простой вопрос, во все времена начиная с Древнего Мира были периоды, когда начинались громкие крики "посвященных" о кризисе искусства, культуры, нравственности. Менялся мир, менялись подходы к искусству. Это называется красивым словом "эволюция сознания"?

Modus
02.09.2008, 20:37
Александр Монтлевич, например, иначе трактует этот вопрос.
Он пишет, что если раньше подлинность носила апофатический характер, и за счет этого соответствующее чувство обладало презумпцией, которая передавалась всем ее симулякрам, то теперь она обрела конкретную реализацию в виде брэндов. Подлинно не то, что соответствует своему божественному предначертанию, а то, что действительно произведено компанией, чей брэнд указан на упаковке.
Суть современного кризиса (кратко) в том, что из-за деятельности культуртрегеров людям навязывается попса. Но виноваты в этом академисты.

Лара
02.09.2008, 21:18
Модус, без обид, но навеяло

Старо как Мир сие преданье.
И разум дан нам в наказанье!!!

моё(с) ;)

Modus
02.09.2008, 22:31
Это типа пример современного искусства?

Экзисто
02.09.2008, 23:07
Влажный Шелк хотела сказать или я так ее понял, что у вас, Modus - горе от ума. То есть вы задаетесь вопросами, слишком далекими от жизни. Наверное, она имела ввиду и этот ваш пассаж: "..если раньше подлинность носила апофатический характер, и за счет этого соответствующее чувство обладало презумпцией, которая передавалась всем ее симулякрам..." :):)

Modus
02.09.2008, 23:53
Профессиональные гуманитарии, как мне кажется, занимаются еще более отвлеченными вещами.

Лара
03.09.2008, 09:04
Модус, в профессиональном сообществе я тоже пользуюсь принятой там терминологией, но здесь на Мозаике стоит приложить усилия, чтобы быть "понятным" и "понятым". Это не форум философов-профессионалов. ИМХО

Modus
03.09.2008, 16:06
Более того, философы-профессионалы, как правило, не очень-то любят форумы.

Андрей ОК
03.09.2008, 20:16
Ну, что касается "естественно-научного", то с этим сложно. Как вы представляете себе эстетические опыты?
Поэтому используются смежные психологические знания + рефлексия.
Психология - естественная наука, раздел биологии. Просто многие психологи этого еще не знают :).

Эстетические опыты? Они, конечно, невозможны, поскольку не существует эстетики. Но это не мешает провести опыты по сравниванию эффективности функционирования искусства. Нужно только определить функции искусства, и задать меры для этих функций.

Ты пишешь, что функция искусства - в удовлетворении метафизических потребностей человека. Но, ПМСМ, это определение не соответствует современному уровню знаний. Метафизика с разных сторон расчленена и проанализирована (в том числе и гуманитарным постмодерном, которому ты симпатизируешь). Сейчас можно дать гораздо более точное и детальное определение функции искусства.

Попробуешь?
Искусство является главным носителем национального духа, который необходим для поддержания коллективных мотиваций.
Термины "нац. дух", "ощущение чуда" и "коллективные мотивации" можно тоже определить гораздо боле точно.

За основу можно взять, например, систематику измененных состояний сознаний. Определить их связь с первичными потребностями человека.

Как-нибудь напишу более подробно.

Modus
04.09.2008, 18:30
Я написал "метафизическая потребность" в единственном числе. Я имею в виду то, что является реакцией на фантазм, сформированный пустым местом у колыбельки. Что до определений, то см. ссылку выше.

RI
26.10.2008, 15:02
Очень мне напоминает небезызвестного строителя Интеграла Д из Замятинского "Мы". Там как раз и гармония была просчитана и музыка была идеальная математическая. Люди жили в прозрачных домах, и "фантазия" иррациональная была признаком болезни. Им мозг прижигали, чтоб всякий иррационал не мешал ИДЕАЛЬНОМУ СЧАСТЬЮ!..

Не хотела бы я жить в том мире..

Modus
26.10.2008, 15:11
Я читал "Мы". Только этого чувака звали Д-503. Никак не думал, что мой трактат вызовет такие ассоциации. Я же программист, хоть и заканчивал эстетическую школу в свое время.