PDA

Просмотр полной версии : фантазия


логонетик
19.04.2008, 23:05
ФАНТАЗИЯ – психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Сущность фантазии состоит в преобразовании прошлого опыта, мысленной ситуации. Мысленная ситуация – это неразрывная взаимосвязь субъекта сознания, его Я со всем остальным содержанием сознания (не-Я), с образами, идеями и чувствами, хранимыми в памяти. Прошлый опыт сохраняется в сознании всегда в единстве Я и не-Я. Степень сознания Я колеблется от смутного «чувства Я» до отчетливого образа Я и Я-концепции. Я в любом случае присутствует в сознании. Потеря «чувства Я» характеризует патологическое, больное сознание.

Преобразование мысленной ситуации означает одновременное преобразование Я и не-Я. Нельзя преобразовывать образы, идеи и чувства, не изменяя при этом Я. И наоборот, преобразование Я обязательно сопровождается изменениями в системе не-Я.
Преобразование Я представляет из себя процесс мысленного перевоплощения, или эмпатии. Процесс преобразования не-Я, образов, идей и чувств составляет сущность воображения. Фантазия – это единство эмпатии и воображения.
В процессе преобразования данных сознания с помощью фантазии создаются новые Я, новые образы, идеи и чувства, которых никогда не было в прошлом опыте. Иначе говоря, с помощью фантазии создаются новыемысленные ситуации.
Эмпатия и воображение отличаются друг от друга не только объектами, но и приемами преобразования. Эмпатию характеризуют три основных приема: проекция, интроекция, идентификация. Проекция отличается тем, что в акте эмпатии Я переносится мысленно в ситуацию Другого, как бы занимает его место и протекает в его время. Одновременно Другой занимает мысленно место и время моего Я – это интроекция. В итоге они как бы сливаются, отождествляются – это прием идентификации. Например, полководец или шахматист мысленно ставят себя на место противника (проекция!) или противника на свое место (интроекция!), вживаются в его мысли и чувства и сами размышляют и переживают от «его имени», отождествляя свое Я с его Я. В акте эмпатии наряду с реальным Я формируется второе, вымышленное новое Я, преобразованное в ходе сочетания черт двух личностей.
С помощью фантазии человек может вживаться не только в образы других людей, но и в любые образы предметов и явлений, преобразуя их природу. Это могут быть образы живых существ, тогда человек наделяет их человеческими чертами, персонифицирует их. Так поступает, например, баснописец. Если объектом эмпатии выступают образы неодушевленных предметов, фантазия может придать им облик одушевленных существ. Таков, например Хлеб в Синей птице Метерлинка. С помощью фантазии человеческое «лицо» могут приобретать даже абстрактные понятия и идеи (олицетворение!). Таковы аллегорические образы Истины, Справедливости и Чести.
Персонификация, одушевление, олицетворение – это уже приемы не эмпатии, а воображения, приемы преобразования не Я, а образов.
Широко известны такие приемы («алгоритмы») воображения, как агглютинация, гиперболизация и миниатюризация, заострение, схематизация, типизация и др.
Агглютинация (от латинского слова «агглютинаре», означающего «приклеивать») – соединение несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов, «склеивание» их подряд в причудливых сочетаниях. Таковы русалки, драконы, кентавры и другие сказочные и мифилогические образы. Агглютинация лежит в основе создания и таких машин, механизмов, инструментов, как танк-амфибия, аэросани и др.
Гиперболизация – увеличение предмета или его частей, количества частей. Это великаны в сказках, бробдингнежцы в Путешествиях Гулливера Дж.Свифта (http://www.krugosvet.ru/articles/50/1005073/1005073a1.htm)</B>, многорукие богини в индийской мифологии, шестикрылые серафимы, драконы о шести головах и др.
Миниатюризация характеризуется, напротив, уменьшением размеров предметов или их частей, уменьшение количества и т.п. (карлики в сказках, лилипуты у Свифта, одноглазые циклопы у Гомера (http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000813/1000813a1.htm)</B> и др.).
Заострение акцентирует какие-либо признаки, что сознательно используется, например, при создании дружеских шаржей, карикатур.
Схематизация как прием воображения заключается в том, чтобы мысленно исключить определенные качества и свойства объектов, что позволяет выделить в них главное, существенное. При схематизации представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются. При этом различия уходят на второй план, а на первый план выдвигаются черты сходства. Так, например, художники тогда достигают художественной выразительности в изображении объекта, когда избавляют его от лишних и второстепенных деталей, тех деталей, которые мешают отобразить самое характерное, что свойственно этим предметам. Схематизация, с одной стороны удаляя изображение от действительности, с другой стороны приближает его к реальности, ибо снимает с него случайные наслоения и внешние покровы.
Типизация как прием литературного воображения, подобно схематизации, выделяет существенное, повторяющееся в однородных явлениях, но при этом воплощает результат в конкретном образе.
Приемы эмпатии и воображения позволяют в ходе преобразования накопленного опыта получать новое. Это объясняет тот факт, что фантазия выступает психологической основой всех форм творческой деятельности. В этом заключается ее главная функция. Фантазия необходима не только в художественном, научном и техническом творчестве, но и в игре, спорте, труде, общении – везде, где содержится творческий компонент.
Ценностный критерий требует, чтобы в акте творчества создавалось такое новое, которое имеет общественное значение. Одна из функций эмпатии состоит в том, чтобы обеспечить психологически реализацию этого значения. В процессе эмпатии человек не только может смотреть на мир глазами другого человека, но и принимать близко к сердцу интерес другого человека, его запросы, его потребности, делать «всеобщий интерес» своим личностным интересом, потребностью своей индивидуальности.
Творчество (http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010505/1010505a1.htm)</B> органично, оно напоминает жизнь любого организма. Эмпатия, функционируя как жизнь в образе Другого, обеспечивает не рассудочный, «головной» способ регуляции деятельности, а органичный, естественный, что соответствует природе творчества.
Сама природа творческой деятельности, открывающей новое, неизведанное, предполагает стремление заглянуть в будущее, предвосхитить результат деятельности. Это и делает фантазия, выполняя прогностическую функцию.
Мотивы фантазии в принципе совпадают с мотивами творческой деятельности. Прежде всего это потребность в поисковой деятельности, стремление к новизне, необычному, непредсказуемому. Другим мотивом фантазии оказываются часто неудовлетворенные желания различного характера. Существенным также является мотив самовыражения, желание утвердить свою личность.( См. также ХАРАКТЕР (http://www.krugosvet.ru/articles/114/1011412/1011412a1.htm)</B>)
Творческая фантазия – оригинальная, самостоятельная, активная и целенаправленная. Другие виды фантазии – мечта, грезы, воссоздающая фантазия (по описанию) характеризует пассивность, прихотливость. Такова например, фантазия зрителей и слушателей художественного произведения. В качестве творческой способности фантазию можно воспитывать и совершенствовать путем специальных упражнений (тестов), в процессе участия в самой деятельности. Трудно переоценить роль фантазии в общественном прогрессе.
http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010503/1010503a1.htm

логонетик
19.04.2008, 23:06
ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица (http://www.krugosvet.ru/articles/04/1000462/1000462a1.htm)</B> – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.
Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).
Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.
Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.
Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.
Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.
Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.
Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.
Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.
Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова (http://www.krugosvet.ru/articles/123/1012377/1012377a1.htm)</B>, люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.
Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.
Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.(См.также ФАНТАЗИЯ (http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010503/1010503a1.htm)</B>)
Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.
Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.
Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.
Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.
В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.
Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое. В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.
http://www.krugosvet.ru/articles/105/1010505/1010505a1.htm

логонетик
20.04.2008, 06:13
ВООБРАЖЕНИЕ, психическая деятельность человека, познавательный процесс, состоящий в создании новых образов путем преобразования прошлого опыта человека. Воображение всегда базируется на том, что известно из реальной действительности: вымышленное животное, например, кентавр, не более чем комбинация двух известных существ – человека и лошади. Воображение нередко противопоставляется воспоминаниям, например, когда взрослый спрашивает, рассказывает ли ребенок о вымышленных событиях или вспоминает то, что было с ним на самом деле. Ребенок часто не делает различия между тем и другим, нужно специально учить его не рассказывать о воображаемом событии как об имевшем место в действительности. Даже взрослым трудно не дополнять воспоминания фантазиями. Всем нам знакомы люди, которые несколько преувеличивают то, что с ними произошло; десятки экспериментов подтверждают, что подобная тенденция свойственна любому воспоминанию. Например, если человеку показать ряд довольно простых геометрических фигур, а затем на следующий день попросить воспроизвести увиденное, то на рисунках наиболее существенные свойства исходных фигур могут оказаться преувеличенными, а две или более фигуры могут объединяться в одну новую. Даже под присягой свидетели иногда неосознанно искажают воспоминания, стараясь сделать их более связными и впечатляющими.


</B></I>Образы. Компоненты, составляющие воображаемую человеком картину, носят название образов. Они могут принадлежать к любой из сенсорных систем. У многих людей наиболее яркими и детальными являются зрительные образы. Кроме того, большинство может использовать слуховые образы, например, припоминая голос или мелодию. Некоторые способны вызывать образы обонятельных, вкусовых и тактильных ощущений; вместе с тем ряд людей не в состоянии представить себе эти сенсорные образы и потому сомневаются в возможности их возникновения у других. Наиболее спорным является существование кинестетических образов, или мышечного чувства. Представьте себе, что вы поворачиваете ключ в замке. Вы действительно только представляете себе ощущение движения руки или все-таки немного поворачиваете запястье? В самом деле, даже если движение внешне и не заметно, чувствительные измерительные приборы в такой момент часто регистрируют небольшое напряжение мышц. Таким образом, двигательная реакция тесно связана с воображением. Аналогичные исследования показали, что зрительный образ часто сопровождается движениями глаз. Следовательно, нельзя рассматривать образы как чисто психические структуры, они тесно связаны с телесными процессами.

</B></I>Типы образов. Последовательным образом называют сенсорный или перцептивный образ, сохраняющийся короткое время после прекращения действия стимула. Так, человек может видеть зеленое цветовое пятно после того, как смотрел на красную поверхность. Последовательный образ обычно рассматривается как часть процесса зрительного восприятия, а не как подлинный образ воспоминания, поскольку появляется сразу после стимуляции, а не является воссозданием предыдущего опыта.
Эйдетическим образом называется необычайно яркий и подробный образ, из которого человек может почерпнуть новую информацию. Например, ребенок, на протяжении тридцати пяти секунд изучавший сложную картинку, способен очень подробно описать и даже воспроизвести ее фрагмент с длинным словом на неизвестном ему языке. Такой тип памяти редко встречается у взрослых.
Образ, существующий в памяти – воссоздание события из прошлого. Обычно считается, что из него новые сведения получить невозможно. Он менее отчетлив и стабилен, чем первоначальное ощущение или эйдетический образ.
Синестетические образы представляют собой редко встречающиеся ассоциации двух разных сенсорных полей. Например, известны случаи, когда у человека звучание каждой ноты вызывало ощущение определенного цвета.
Гипнотические образы, обычно визуального характера, отличаются наибольшей полнотой и отчетливостью; они возникают в состоянии, пограничном между сном и явью.
Галлюцинация – очень живой и полный деталей образ, часто принимаемый за реальную действительность. Обычно галлюцинации являются следствием аномальных состояний психики. Кажущаяся реальность событий связана с неспособностью высших функций, обеспечивающих критичность, вступить в действие. Сновидения, в отличие от галлюцинаций, – образы, возникающие во сне, в бодрствующем состоянии они обычно не смешиваются с реальностью. В патопсихологии сны и галлюцинации играют очень важную роль, помогая психиатру добраться до истоков болезни пациента.
http://www.krugosvet.ru/articles/128/1012875/1012875a1.htm