PDA

Просмотр полной версии : Чайка. А.Чехов


Che
09.02.2008, 00:57
Здесь текст пьесы http://www.lib.ru/LITRA/CHEHOW/chajka.txt

Здесь фрагменты постановки (разных исполнителей), которые мне удалось найти.

http://www.youtube.com/watch?v=_beuX9Sh1Z4
http://www.youtube.com/watch?v=8R7mKY0F3Ic
http://www.youtube.com/watch?v=suy86qhhfaI
http://www.youtube.com/watch?v=36SJucCtnt4
http://www.youtube.com/watch?v=E0zeFqqUxqs
http://www.youtube.com/watch?v=oNeZ4xUvL4Q

Я сначала разберу образы персонажей. Потом, возможно, их взаимодействия.

Che
11.02.2008, 23:06
Ирина Николаевна Аркадина

Она известная актриса, вдова, ей 43 года, у нее взрослый сын.
Словами ее сына:
«...Психологический курьез - моя мать. Бесспорно талантлива, умна, способна рыдать над книжкой, отхватит тебе всего Некрасова наизусть, за больными ухаживает, как ангел; но попробуй похвалить при ней Дузе! Ого-го! Нужно хвалить только ее одну, нужно писать о ней, кричать, восторгаться ее необыкновенною игрой в "La dame aux camelias" или в "Чад жизни", но так как здесь, в деревне, нет этого дурмана, то вот она скучает и злится, и все мы - ее враги, все мы виноваты. Затем она суеверна, боится трех свечей, тринадцатого числа. Она скупа. У нее в Одессе в банке семьдесят тысяч - это я знаю наверное. А попроси у нее взаймы, она станет плакать.

...Она ведет бестолковую жизнь, вечно носится с этим беллетристом, имя ее постоянно треплют в газетах...»

Аркадина чувствует себя молодой. Объясняет это следующим образом: «А почему? Потому что я работаю, я чувствую, я постоянно
в суете, а вы сидите всё на одном месте, не живете... И у меня правило: не
заглядывать в будущее. Я никогда не думаю ни о старости, ни о смерти. Чему
быть, того не миновать.»

«Затем я корректна, как англичанин. Я, милая, держу себя в струне,
как говорится, и всегда одета и причесана comme il faut. Чтобы я позволила себе
выйти из дому, хотя бы вот в сад, в блузе или непричесанной? Никогда. Оттого я
и сохранилась, что никогда не была фефелой, не распускала себя, как некоторые...
(Подбоченясь, прохаживается по площадке.) Вот вам - как цыпочка. Хоть
пятнадцатилетнюю девочку играть.»

Любит говорить о себе, о своем успехе на сцене. Не любит, когда в ее присутствии хвалят других.
Утверждает, что у нее нету денег. («Я актриса, а не банкирша.»)

Она не скрывает свои отношения с Тригориным, говорит, что влюблена в него.

Che
11.02.2008, 23:07
Константин Гаврилович Треплев

Сын Аркадиной. Он пишет пьесы, стремиться сказать новое слово в жанре искусства и театра в частности, ищет новые формы.
Его мнение: «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не
такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах.»
Он влюблен в Нину Заречную. Представление, которое он устраивает в домашнем театре, необычно. Сцена находится прямо на берегу озера, нету никаких декораций. Когда открывается занавес, становится видно озеро. Начало представления выбрано так, чтобы только-только взошла луна. Используются пиротехнические приемы, и т.д.

Он считает, что мать не любит его. Ему жаль, что мать известная актриса:
«бывает жаль, что у меня мать известная актриса, и,
кажется, будь это обыкновенная женщина, то я был бы счастливее. Дядя, что
может быть отчаяннее и глупее положения: бывало, у нее сидят в гостях сплошь
всё знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я - ничто, и
меня терпят только потому, что я ее сын. Кто я? Что я? Вышел из третьего
курса университета по обстоятельствам, как говорится, от редакции не зависящим,
никаких талантов, денег ни гроша, а по паспорту я - киевский мещанин. Мой
отец ведь киевский мещанин, хотя тоже был известным актером. Так вот, когда,
бывало, в ее гостиной все эти артисты и писатели обращали на меня свое
милостивое внимание, то мне казалось, что своими взглядами они измеряли мое
ничтожество, - я угадывал их мысли и страдал от унижения...»

Он страдает оттого, что Нина его не любит. Он связывает это со своим писательским неуспехом.

Che
11.02.2008, 23:10
Нина Михайловна Заречная

Она дочь богатого помещика. Она живет с отцом и мачехой, которые не выпускают ее из дому. По словам Треплева: «Отец и мачеха стерегут ее, и вырваться ей из дому так же трудно, как из тюрьмы.» Ее мать умерла, завещав все громадное состояние отцу Нины. Отец женился во второй раз и уже завещал деньги новой жене, Нина осталась ни с чем.

Она мечтает стать актрисой. Тайком от отца и мачехи она встречается с Треплевым и ездит в усадьбу Сорина. Домашние не одобряют тамошнюю компанию, называя ее «богемой».

В нее влюблен Треплев, но похоже, она не разделяет его чувств. Нине не нравится пьеса Треплева. «В вашей пьесе трудно играть. В ней нет живых лиц. В вашей пьесе мало действия, одна только читка. И в пьесе,
по-моему, непременно должна быть любовь...»

Она боготворит известных людей: актеров, писателей. Удивляется, глядя на Аркадину и Тригорина:
«Как странно видеть, что известная артистка плачет, да еще по
такому пустому поводу! И не странно ли, знаменитый писатель, любимец публики,
о нем пишут во всех газетах, портреты его продаются, его переводят на
иностранные языки, а он целый день ловит рыбу и радуется, что поймал двух
головлей. Я думала, что известные люди горды, неприступны, что они презирают
толпу и своею славой, блеском своего имени как бы мстят ей за то, что она
выше всего ставит знатность происхождения и богатство. Но они вот плачут, удят
рыбу, играют в карты, смеются и сердятся, как все...»

Che
11.02.2008, 23:12
Тригорин Борис Алексеевич

Беллетрист. По словам Треплева: «Человек умный, простой, немножко, знаешь, меланхоличный. Очень
порядочный. Сорок лет будет ему еще не скоро, но он уже знаменит и сыт, сыт
по горло... Что касается его писаний, то... как тебе сказать? Мило, талантливо...
но... после Толстого или Зола не захочешь читать Тригорина.»

Ответ на вопрос Нины о том, как он ощущает известность:
«Как? Должно быть, никак. Об этом я никогда не думал.
(Подумав.) Что-нибудь из двух: или вы преувеличиваете мою известность, или же
вообще она никак не ощущается.

.... Когда хвалят, приятно, а когда бранят, то потом два дня
чувствуешь себя не в духе.


.... Вы вот говорите об известности, о
счастье, о какой-то светлой, интересной жизни, а для меня все эти хорошие слова,
простите, все равно, что мармелад, которого я никогда не ем.»

О своем творчестве:
«День и ночь одолевает меня одна неотвязная мысль: я
должен писать, я должен писать, я должен... Едва кончил повесть, как уже
почему-то должен писать другую, потом третью, после третьей четвертую... Пишу
непрерывно, как на перекладных, и иначе не могу. Что же тут прекрасного и
светлого, я вас спрашиваю? О, что за дикая жизнь! Вот я с вами, я волнуюсь, а
между тем каждое мгновение помню, что меня ждет неоконченная повесть. Вижу
вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в
рассказе, что плыло облако, похожее на рояль. Пахнет гелиотропом. Скорее мотаю
на ус: приторный запах, вдовий цвет, упомянуть при описании летнего вечера.
Ловлю себя и вас на каждой фразе, на каждом слове и спешу скорее запереть все
эти фразы и слова в свою литературную кладовую: авось пригодится! Когда кончаю
работу, бегу в театр или удить рыбу; тут бы и отдохнуть, забыться, ан - нет, в
голове уже ворочается тяжелое чугунное ядро - новый сюжет, и уже тянет к
столу, и надо спешить опять писать и писать. И так всегда, всегда, и нет мне
покоя от самого себя, и я чувствую, что съедаю собственную жизнь, что для меда,
который я отдаю кому-то в пространство, я обираю пыль с лучших своих цветов,
рву самые цветы и топчу их корни. Разве я не сумасшедний? Разве мои близкие и
знакомые держат себя со мною, как со здоровым? "Что пописываете? Чем нас
подарите?" Одно и то же, одно и то же, и мне кажется, что это внимание
знакомых, похвалы, восхищение, - все это обман, меня обманывают, как больного,
и я иногда боюсь, что вот-вот подкрадутся ко мне сзади, схватят и повезут, как
Поприщина, в сумасшедший дом. А в те годы, в молодые, лучшие годы, когда я
начинал, мое писательство было одним сплошным мучением. Маленький писатель,
особенно когда ему не везет, кажется себе неуклюжим, неловким, лишним, нервы
у него напряжены, издерганы; неудержимо бродит он около людей, причастных к
литературе и к искусству, непризнанный, никем не замечаемый, боясь прямо и
смело глядеть в глаза, точно страстный игрок, у которого нет денег. Я не видел
своего читателя, но почему-то в моем воображении он представлялся мне
недружелюбным, недоверчивым. Я боялся публики, она была страшна мне, и когда
мне приходилось ставить свою новую пьесу, то мне казалось всякий раз, что
брюнеты враждебно настроены, а блондины холодно равнодушны. О, как это
ужасно! Какое это было мучение!


..... Когда пишу, приятно. И корректуру читать приятно. Но... едва
вышло из печати, как я не выношу, и вижу уже, что оно не то, ошибка, что его
не следовало бы писать вовсе, и мне досадно, на душе дрянно... (Смеясь.) А
публика читает: "Да, мило, талантливо... Мило, но далеко до Толстого", или:
"Прекрасная вещь, но "Отцы и дети" Тургенева лучше". И так до гробовой доски
все будет только мило и талантливо, мило и талантливо - больше ничего, а как
умру, знакомые, проходя мимо могилы, будут говорить; "Здесь лежит Тригорин.
Хороший был писатель, но он писал хуже Тургенева".


..... Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как
писателя. Хуже всего, что я в каком-то чаду и часто не понимаю, что я пишу...
Я люблю вот эту воду, деревья, небо, я чувствую природу, она возбуждает во мне
страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я ведь
еще гражданин, я люблю родину, народ, я чувствую, что если я писатель, то я
обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о
правах человека и прочее и прочее, и я говорю обо всем, тороплюсь, меня со всех
сторон подгоняют, сердятся, я мечусь из стороны в сторону, как лисица,
затравленная псами, вижу, что жизнь и наука все уходят вперед и вперед, а я все
отстаю и отстаю, как мужик, опоздавший на поезд, и в конце концов чувствую, что
я умею писать только пейзаж, а во всем остальном я фальшив, и фальшив до
мозга костей.
»

Он всюду следует за Аркадиной, и во многом слушается ее.

Che
11.02.2008, 23:16
Сорин Петр Николаевич

Брат Аркадиной. Ему 60 лет. Всю жизнь работал в городе, а на пенсии переехал жить в деревне
Ему не нравится деревенская жизнь, ему там нечем заняться.
Управляющий полностью ведет дела на свой лад. Сорин не вмешивается и не имеет власти над управляющим.
У него взлахмаченная борода и волосы. Он сам считает, что у него всегда был вид будто он пил запоем, и из-за этого его не любили женщины.
Он всегда хотел жениться и стать литератором, но ему не удалось ни то, ни другое.

Сорин о себе:
«Я
прослужил по судебному ведомству 28 лет, но еще не жил, ничего не испытал в
конце концов и понятная вещь, жить мне очень хочется. Вы сыты и равнодушны,
и потому имеете наклонность к философии, я же хочу жить и потому пью за
обедом херес и курю сигары и все.»

Che
11.02.2008, 23:18
Илья Афанасьевич Шамраев

Отставной поручик, управляющий у Сорина. Он не богат, но имеет достаток. Несколько скуп. Он распоряжается усадьбой и деньгами Сорина на свое усмотрение, Сорин не имеет над ним никакой власти. Он сам решает, как вести хозяйство, делает это видимо не совсем умело. По словам Сорина: «Всю мою пенсию у меня забирает управляющий
и тратит на земледелие, скотоводство, пчеловодство, и деньги мои пропадают
даром. Пчелы дохнут, коровы дохнут, лошадей мне никогда не дают...»

Постоянно говорит с Аркадиной об актерах, игравших во времена его молодости, чем злит ее.

Che
11.02.2008, 23:26
Евгений Сергеевич Дорн, доктор

В молодости он был любимцем дам. Ему 55 лет, он по-прежнему нравится женщинам и каким-то образом вызывает их доверие.

У него тайная связь с женой Шамраева, Полиной Андреевной. Он позволяет Полине Андреевне о себе заботиться и выказывать знаки внимания, но делать свою связь открытой не желает. Его все устраивает.

Он доволен своей жизнью.

Как врач он похоже считает, что все болезни от нервов. На любую болезнь у него одно лекарство – валериановые капли.

Che
11.02.2008, 23:31
Полина Андреевна Шамраева

Жена Ильи Афанасьевича, управляющего в доме Сорина. У нее взрослая дочь Маша.

По тому как она заботится о докторе Евгении Сергеевиче Дорне, заметно, что она к нему не равнодушна. Она ревнует его к Ирине Николаеевне Аркадиной и ко всем остальным женщинам.

Она хотела бы «хотя бы на старости лет» пожить с Дорном, не прячась ни от кого.

Мужа она не уважает, осуждает его действия, но ничего не может поделать.

Che
11.02.2008, 23:34
Маша Шамраева

Дочка управляющего Шамраева в доме Сорина.
Всегда ходит в черном, говорит, что это траур по ее несчастной жизни. Она тайно любит Константина, тот ее избегает. Из-за этого она страдает. Ее отец хоть не богат, но живет она в достатке. Манеры ее несколько грубые. Она нюхает табак и пьет водку с коньяком(«перед завтраком пропускает пару рюмочек»). Считает, что многие женщины пьют, только большинство женщин это скрывает.

Отца не любит.

Маша о себе:
«А у меня такое чувство, как будто я родилась уже давно-давно;
жизнь свою я тащу волоком, как бесконечный шлейф... И часто не бывает никакой
охоты жить.»

За ней увивается учитель Медведенко. Она позволяет ему себя любить, но говорит, что не может отвечать взаимностью.

Che
11.02.2008, 23:36
Медведенко

Работает учителем, живет с матерью, двумя сестрами и братишкой. Является единственным кормильцем большой семьи. Жалованье маленькое, его не хватает. Он постоянно говорит о деньгах, интересуется, у кого сколько и жалуется на недостаток денег.

Он влюблен в Машу, ходит к ней каждый день пешком за 6 верст. Маша позволяет ему быть при ней, но говорит, что не может отвечать взаимностью.

Che
13.02.2008, 04:54
Выше я привела информацию о персонажах, почерпнутую непосредственно из пьесы. Теперь я попытаюсь написать, как я сама их понимаю или, скорее, воображаю.


Начну с вопросов, которые для меня не ясны. Скорее, это будет размышление на тему персонажей, чем готовое мнение.


Аркадина

Ее детство. Не понятно, прошло ли оно в деревне, в городе, в какой обстановке. Были ли ее родители богатыми, бедными, чем они занимались. Скорее, не богатыми.

Мне представляется, что у них дома бывало людно, приходили гости. В качестве развлечения для гостей родители просили маленькую Ирочку спеть или станцевать. Она была очаровательным ребенком с белокурыми кудрями. Когда ребенок пел, все гости умилялись, и отец давал девочке кусок пирога. Девочка любила, когда приходили гости. В остальные дни ее жизнь была довольно скучной и однообразной. Мать требовала от нее аккуратности во всем, сама тоже тщательно следила за своей внешностью. Отец был, может быть, врачом и работа забирала у него много времени. С братом у нее разница 17 лет.

Ей нравится, когда вокруг шумиха, и необходимо, чтобы эта шумиха была связана с нею. Тригорина она выбрала, потому что о нем говорят. Когда начинают хвалить кого-то другого, она либо равнодушие выказывает, либо - как в случае с Ниной "Не хвалите, чтобы не сглазить". Для сына она тоже не делает исключения.

Меня поразила сцена, когда она знакомила Нину с Тригориным. Такое ощущение, что она как бы подталкивала Нину к Тригорину.

Нина (выходя из-за эстрады). Очевидно, продолжения не будет, мне можно
выйти. Здравствуйте! (Целуется с Аркадиной и Полиной Андреевной.)
Сорин. Браво! браво!
Аркадина. Браво, браво! Мы любовались. С такою наружностью, с таким
чудным голосом нельзя, грешно сидеть в деревне. У вас должен быть талант.
Слышите? Вы обязаны поступить на сцену!
Нина. О, это моя мечта! (Вздохнув.) Но она никогда не осуществится.
Аркадина. Кто знает! Вот позвольте вам представить: Тригорин, Борис
Алексеевич.
Нина. Ах, я так рада...(Сконфузившись.) Я всегда вас читаю...
Аркадина (усаживая ее возле). Не конфузьтесь, милая. Он знаменитость, но у
него простая душа. Видите, он сам сконфузился.

Треплев считает, что она ревнует Тригорина к Нине. А мне кажется, что она уверена: никуда он от нее не денется. И Нина тут - дополнительный повод утвердится в том, что Аркадина все еще хороша и привлекательна. Скорее, в том первом представлении ей не нравилось, что все смотрят не на нее, а на Нину и потом будут говорить о Нине и о ее сыне, о его пьесе. Если бы пьеса успешно прошла до конца, так и случилось бы, но она срывает пьесу и в итоге все крутится вокруг нее, чего она собственно и добивалась.

Когда она разговаривает с Тригориным, умоляет его от него не уходить, она им ловко крутит: то на жалость давит, то торгуется, то образумливает - и добивается своего: Тригорин послушно следует за ней. Вот эта сцена http://www.youtube.com/watch?v=suy86qhhfaI

Аркадина. У тебя, надеюсь, все уже уложено?
Тригорин (нетерпеливо). Да, да... (В раздумье.) Отчего в этом призыве чистой
души послышалась мне печаль и мое сердце так болезненно сжалось?.. Если тебе
когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее. (Аркадиной.)
Останемся еще на один день!

Аркадина отрицательно качает головой.

Останемся!

Аркадина. Милый, я знаю, что удерживает тебя здесь. Но имей над собою
власть. Ты немного опьянел, отрезвись.
Тригорин. Будь ты тоже трезва, будь умна, рассудительна, умоляю тебя,
взгляни на все это, как истинный друг... (Жмет ей руку.) Ты способна на жертвы...
Будь моим другом, отпусти меня...
Аркадина (в сильном волнении). Ты так увлечен?
Тригорин. Меня манит к ней! Быть может, это именно то, что мне нужно.
Аркадина. Любовь провинциальной девочки? О, как ты мало себя знаешь!
Тригорин. Иногда люди спят на ходу, так вот я говорю с тобой, а сам
будто сплю и вижу ее во сне... Мною овладели сладкие, дивные мечты... Отпусти...
Аркадина (дрожа). Нет, нет... Я обыкновенная женщина, со мною нельзя
говорить так... Не мучай меня, Борис... Мне страшно...
Тригорин. Если захочешь, ты можешь быть необыкновенною. Любовь юная,
прелестная, поэтическая, уносящая в мир грЈз, - на земле только она одна
может дать счастье! Такой любви я не испытал еще ... В молодости было
некогда, я обивал пороги редакций, боролся с нуждой... Теперь вот она, эта
любовь, пришла, наконец, манит... Какой же смысл бежать от нее?
Аркадина (с гневом). Ты сошел с ума!
Тригорин. И пускай.
Аркадина. Вы все сговорились сегодня мучить меня! (Плачет.)
Тригорин (берет себя за голову). Не понимает! Не хочет понять!
Аркадина. Неужели я уже так стара и безобразна, что со мною можно, не
стесняясь, говорить о других женщинах? (Обнимает его и целует.) О, ты обезумел!
Мой прекрасный, дивный... Ты, последняя страница моей жизни! (Становится на
колени.) Моя радость, моя гордость, мое блаженство... (Обнимает его колени.) Если
ты покинешь меня хотя на один час, то я не переживу, сойду с ума, мой
изумительный, великолепный, мой повелитель...
Тригорин. Сюда могут войти. (Помогает ей встать.)
Аркадина. Пусть, я не стыжусь моей любви к тебе. (Целует ему руки.)
Сокровище мое, отчаянная голова, ты хочешь безумствовать, но я не хочу, не
пущу... (Смеется.) Ты мой... ты мой... И этот лоб мой, и глаза мои, и эти
прекрасные шелковистые волосы тоже мои... Ты весь мой. Ты такой талантливый,
умный, лучший из всех теперешних писателей, ты единственная надежда России... У
тебя столько искренности, простоты, свежести, здорового юмора... Ты можешь
одним штрихом передать главное, что характерно для лица или пейзажа, люди у
тебя, как живые. О, тебя нельзя читать без восторга! Ты думаешь, это фимиам? Я
льщу? Ну посмотри мне в глаза... посмотри... Похожа я на лгунью? Вот и
видишь, я одна умею ценить тебя; одна говорю тебе правду, мой милый, чудный.
Поедешь? Да? Ты меня не покинешь?..
Тригорин. У меня нет своей воли... У меня никогда не было своей воли...
Вялый, рыхлый, всегда покорный - неужели это может нравиться женщине? Бери
меня, увози, но только не отпускай от себя ни на шаг...
Аркадина (про себя). Теперь он мой. (Развязно, как ни в чем не бывало.) Впрочем,
если хочешь, можешь остаться. Я уеду сама, а ты приедешь потом, через неделю.
В самом деле, куда тебе спешить?
Тригорин. Нет, уж поедем вместе.
Аркадина. Как хочешь, вместе, так вместе...

Che
13.02.2008, 05:02
Следующим этапом будет представить себя на ее месте (типа если бы я играла ее роль).