SiberianTiger
03.05.2006, 07:29
Написано (два года назад) для темы "Самосовершенствование" ( http://www.cofe.ru/Apple/vb/showthread.php?s=&threadid=33405 ).
С тех пор некоторые мои взгляды изменились, и я бы скорее всего структурировал сейчас этот текст по-другому, но переписывать его, если честно, не хочу: пусть будет как будет.
В этой части нашей темы мне хотелось бы поговорить о цветах жизни, то бишь, о детях. При этом я буду говорить не только и не столько о детях как личностях, сколько о том, как работает архетип "Ребенок", - то бишь, о том, как проявляют себя эти цветы жизни, еще не отцветшие в нас - взрослых, обладающих правом голоса, а также правом избираться, от которых требуется ходить на работу, оплачивать счета и т.д. ;)
Что такое ребенок? Это не только растущий организм, но и формирующаяся психика, более гибкая и пластичная. Это и повышенные способности к обучению и восприятию нового (помню, был у меня сотрудник-американец, который совершенно развратил руководство компании, приучив начальничков к тому, что он может на лету освоить что угодно и за вечер подготовиться к экзамену на очердной сертификат), и повышенные способности к творчеству. Так как ребенок не ограничен привычными рамками "знаний" того, что это - возможно, а то - нет, это - правильно, а то - нет, и т.д., он обычно постоянно создает что-то новое - то бишь, новое для себя, а иногда и новое для мира. Поэтому ребенок часто тяготится рутиной и всем тем, что неинтересно.
Главной особенностью и главным отличием детей является "однослойная" психика, так как в их мире нет обмана и лицемерия, подлости и зла как такового. Если ребенок во что-то верит - значит, так оно и есть, и весь его мир может быть построен на этой аксиоме. Отчасти поэтому в их психике не может быть противоречий, все должно быть объяснено - поэтому, если что-то не сходится, "ребенок" будет либо принимать точку зрения оппонента, либо будет спорить до конца.
Поэтому, кстати, практически всегда можно понять, когда ребенок пытается врать - ведь он этого делать не умеет, и потому ложь легко опознается (либо становится правдой). Другим проявлением этого же принципа является черно-белость восприятия - типа человек либо очень хороший, либо - законченный негодяй, в котором не может быть ничего хорошего.
Дети обладают куда бОльшей силой "формирования событий" как во внешнем, так и во внутреннем мире именно в силу однослойности их психики - ведь она по существу более интегрирована (или менее дезынтегрирована ;)) как раз в силу своей бОльшей простоты и меньшего количества разных частей. Таланты включают в себя также умение найти подход к людям, обладающим архетипом "взрослого"/"учителя", да и ко многим другим.
Дети, в отличие от взрослых, часто полагаются на веру/уверенность, а не на знания - ведь они не знают разницу между оными. Однако в силу большей "формировательной способности" (читай, способности концентрации психики на достижении нужного результата) они часто материализуют чудеса - особенно в том, что касается собственного здоровья.
Вообще, если посмотреть на магию, первый ее закон - закон подобия (действие порождает себе подобное - например, воздействие на куколку вуду иголкой вызывает смерть того, кто ассоциируется с куколкой) -
очень похож на детское мышление. Именно поэтому, скажем, купание в ванночке излечивает детей от диабета, так как "вода растворяет сахар" - если ребенок в это верит, именно так это и будет работать (историю с ванночками я прочитал у Норбекова).
Однако у этого есть и обратная, негативная сторона - у детей куда быстрее и в куда более тяжелой форме появляются психосоматические заболевания, основанные, скажем, на вине или на стремлении привлечь внимание. И это как никогда сильно проявляется сейчас - в нашем
обществе тотальной информационной перегруженности, где куда как легче усвоить "вредные архетипы".
Да и не только вредные архетипы - любая подсознательная программа у ребенка проявляется куда сильнее как раз в силу меньшего их количества и умения лучше на них концентрироваться. Например, стремление к ласке, одобрению, вниманию, познанию.
Ребенок куда большую часть времени, нежели взрослый, находится в текущем моменте, и потому любое отвлечение может привести к переключению с потерей мысли. Сколько гениев было убито глупыми взрослыми путем требований вынести мусор или убрать свою комнату, случившимися в неподходящий момент! ;)
Мне вспоминается биография Айзека Азимова, где он говорит о своей первой жене - как я понимаю, типичной "еврейской маме", очень сильно отравлявшей его существование именно в силу ее неспособности уважать
его специфику творца. Мой собственный опыт говорит о том, что еврейская мама в принципе неспособна осознать тот факт, что ее сын может быть занят чем-то важным - то есть, чем-то более важным, нежели то, что она хочет от него в данный момент - да и вообще, что он может принимать решения, с которыми она не согласна ;).
Однако лучше гениального Жванецкого об этом не скажешь - в монологе о писателях у него была строчка:
- Кто такой писатель в семье? Квартирант, под девизом "ты все равно ничего не делаешь, постирал бы че-нибудь" :D.
Все, как говорится, тема закрыта.
Но, несмотря на все это, мы таки прорываемся, закаленные подобным напором - и своеобразным (не)естественным отбором ;).
Ключевым моментом является "знак" ребенка. Ребенок с
положительным знаком - это тот, кого не могут остановить никакие проблемы и удары в его погоне за новым и творчестве.
Я помню, кто-то говорил про две основные возможные мотивации в нашей жизни - погоня за удовольствиями и бегство от шишек. Ребенок (да и человек в целом) с положительным знаком - это тот, кто в своей жизни руководствуется прежде всего первой мотивацией. Он обычно разносторонен и ненасытен в своей жизни, и обычно всего в ней добивается.
Отрицательный же знак - и присущее ему превышение значимости второй мотивации по сравнению с первой - приводят ребенка к неприятностям, причем куда быстрее, нежели взрослого - ведь мысль материальна, и чем больше думаешь о возможных проблемах, тем больше их себе материализуешь. Однослойная психика со знаком минус вообще куда менее устойчива к возможным неприятностям. Поэтому ребенка куда легче запугать и замучить, заставив потерять "драйв", мотивацию, импульс. Если же ребенок замкнулся в себе и
своей неудачливости - дело плохо: ему очень трудно потом будет выйти на контакт.
Если эти проблемы становятся частью мироощущения, мы в результате имеем следующие архетипы:
1) "Обиженный ребенок" - это что-то ужасное.
Подобный товарищ будет постоянно формировать себе встречи либо с "Обидчиками", либо с личностями, в которых очень много вины, и которые под влиянием этой вины наделают ему гадостей, дабы потом мучиться
раскаянием.
На нем постоянно кто-то паразитирует, его периодически
обманывают. Например, вышеупомянутый сотрудник-американец сейчас живет в собственном доме, наполненном нахлебниками - там живет его неработающий брат, больной СПИДом и "брат в законе" с семьей - здоровенный детина 45 лет, который тоже не работает - со своей женой - сестрой его жены - и их ребенком. И Майк все терпит. А до этого он занимался бизнесом со своим чуть ли не единственным, еще
школьным, другом - и тот его по существу обокрал, доведя до банкротства. Ну и так далее.
И подобные события воспринимаются крайне болезненно КАЖДЫЙ РАЗ - даже если ты уже "привык" к подобным "пряникам". Мне случалось как испытывать, так и наблюдать подобные ситуации со стороны - каждый раз в
тебе как будто что-то умирает, что-то опускается. Со стороны видно, каким печальным, неживым становится лицо - ты двигаешься и действуешь механически, отвечаешь односложно, не будучи в состоянии находиться в пространстве, где творится ТАКОЕ. Всякая творческая энергия угасает до того момента, пока ты не оправишься, пока не придешь в себя. В случае особо сильного удара - например, предательства - можно испытать самый настоящий болевой шок.
В основе "обиженного ребенка" лежит один из детских методов защиты собственной психики от "зла" - усвоение постулата "мир плохой".
Ну и, естественно, мир будет выполнять "социальный заказ" подсознания, периодически подтверждая, что он "плохой", жестокий и вообще ...
Небезызвестный японский Наполеон - Yumegoroshi - имел в свое время сигнатурку, выражающую это в трех словах "Ад - это другие" - лучше этот принцип не выразишь ;).
У любого ребенка в принципе куда болезненней реакция на непредвиденное, на результат или расклад, отличающийся в худшую сторону от ожидаемого - когда нельзя ничего изменить. Помню, один мой одноклассник очень хотел пойти в еще советскую армию, готовился, даже окончил курсы радистов, но когда действительность оказалась не такой радужной, как он ожидал, он вообще попытался оттуда сбежать, загремев в итоге в дисбат.
2) "Испуганный ребенок" - человек, мучимый страхами.
Если у ребенка они рационализируются в чудовищ, у взрослого это может проявиться в любой форме, связанной с чрезмерным выбросом адреналина - например, опасных видах спорта, гонках, постоянной смене сексуальных партнеров (о чем я и не только я подробно говорил в кофейной теме "как трахать родное существо (http://www.cofe.ru/Apple/vb/showthread.php?s=&threadid=42134)" ), любви к фильмам ужасов.
Хотя возможен и "прямой, детский" способ - кошмарики, ожидание удара, придумывание себе невесть чего. Естественно, подобная адреналиновая зависимость не обязательно является проявлением "испуганного ребенка", но она частенько идет из детства.
Другой характерный признак адреналиновой зависимости - постоянная зажатость, неспособность расслабить тело.
Совсем крайним случаем - комбинацией испуганного и обиженного ребенка - является "потеряный" ребенок. Этот шаблон в большей степени характерен для женщин ("Спящая красавица", или принцесса, ждущая принца, который ее спасет), и характеризуется пассивностью, слабостью, жизнью по инерции и постоянной нуждой в заботе. Психологи назвали бы такое состояние "отказом от поиска".
3) "Оторва ненасытная".
Помню, много лет назад я прочитал статью о тех детях, которые имели проблемы коммуникации в детстве. Многие из них во взрослом возрасте пытаются "добрать" то, чего недобрали в детстве - и часто не могут удовлетвориться ничем. То бишь, это ситуация, когда попытки "добрать" являются компенсаторным механизмом все еще имеющейся в глубине психики внутренней неуверенности в себе, даже если человек всего добился. Проблема может быть решена только с помощью терапии.
По просьбе читателей расскажу самую малость о компенсаторных механизмах.
Как следует из самого названия, компенсаторный механизм призван компенсировать либо отсутствие чего-то, либо просто ощущение собственной неполноценности в каком-то вопросе. Очень многие компенсаторные механизмы произрастают на почве детских проблем - так, бабушки, выросшие в голодные времена, перекармливают внуков, проецируя на них последствия своего недоедания.
Компенсировать недостаток чего-либо в можно либо достижениями на том же поле (например, повышенная общительность у того, с кем в детстве никто не дружил, или уже упомянутый пример с едой), либо чем-то еще
(например, можно компенсировать большими деньгами сомнения в собственном уме, или умом - физическую слабость. Общеизвестны примеры того, как люди маленького роста становились диктаторами или создавали империи. А уж соционики знают, как болевая функция проявляется у многих людей в виде компенсации по творческой или -3f). Объясняет данная концепция и феномен "домашнего тирана", когда мелкая сошка, будучи унижаемой на работе, отыгрывается на домашних.
Однако чаще всего соответствие критериям, "указанным" компенсаторным механизмом, не ликвидирует сидящее в подсознании ощущение неполноценности, а лишь позволяет его компенсировать в течение некоторого времени. Если же это ощущение достаточно сильно, то может сложиться ситуация, когда никакое действие в принципе неспособно послужить достаточной компенсацией. В этом случае человек может загнать себя, так и не добившись внутреннего мира.
Компенсаторные механизмы часто подвигают нас на поступки, которые мы бы не совершили, не будь у нас этой неполноценности. Естественно, в некоторых случаях результаты можно признать положительными (вспоминается Алеша Пешков, ставший Максимом Горьким ;-), но в какой-то момент данный механизм обязательно становится тормозом, отвлекающим от роста и нормального, гармоничного развития.
На мой взгляд, компенсаторный механизм может послужить причиной развития у человека зависимости, или, по крайней мере, существенно усилить оную. Примеры, я думаю, не понадобятся - у каждого перед
глазами десятки.
Современное западное общество умело использует все эти ощущения неполноценности у населения. Развлечения, путешествия и приобретение массы ненужных или не слишком нужных вещей призваны
компенсировать все - ощущение неполноценности, одиночества, усталости, страха перед будущим и прочих чувств, возникающих у обычных американцев, - а вслед за ними - и у других народов, перенявших дорогу потреблятельства. Были бы деньги - или кредитки, которые услужливо позволят тебе потратить еще не заработанные деньги. Не случайно это самое общество стремится разобщить людей, разбив их группы и оставив каждого наедине с собой. Я об этом писал в кофейной
теме "историческое время (http://www.cofe.ru/Apple/vb/showthread.php?s=&postid=1730328#post1730328)". Кстати, в США по статистике самые высокие долги кредиткам - у возрастной категории 40-60 лет, то есть, возраста кризиса середины жизни и последующих за ним лет выплат наделанных тогда долгов.
Избавление от необходимости компенсировать неполноценность в какой-либо области убирает одну из голов Змея Горыныча, тем самым убирая одну из неоптимальных, а порой и просто вредных мотиваций, приближая человека к целостности. Да и жить тому, кто в себе во всем уверен, куда лучше.
4) "Безответственный ребенок".
Эта программа часто сочетается с программой вины - детского метода защиты психики от "зла" путем постулата "это все случилось из-за меня; я - плохой".
Она выражается в неспособности вести взрослую жизнь с ее рутиной и делами, которые НАДО сделать. В его жизни полно незавершенки всех видов. Он склонен откладывать все неинтересное на последний момент, а потом делать это в условиях стресса.
Другое проявление - несамостоятельность, зависимость, неспособность жить без "командира", "хвостизм".
Подобная программа, на мой взгляд, может быть следствием чрезмерно строгих или ограждающих родителей, родителей-защитников. Подобные родители формируют у детей зависимость от себя - ведь им хочется
кого-то защищать, опекать, руководить. Следовательно, ребенок приучается выполнять "социальный заказ" и нуждаться в руководителе, командире и т.д.
Эти архетипы могут встретиться и у ребенка с положительным знаком. Другое дело, что не они, а творчество определяют большую часть его жизни.
Для того, чтобы быть счастливым и полноценным, необходимо избавиться от всех этих архетипов.
Как все вышесказанное касается взрослых? Да очень просто - наличие в психике сильного, и, особенно, ведущего архетипа "ребенок" делает их во многом детьми со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если совсем честно, "Ребенок" - это не архетип, на что мне указали некоторые более знающие товарищи. Освежив в памяти уже основательно подзабытого
Эрика Берна, я понял, что ребенок - это МЕТОД - метод восприятия мира, реакции на него, мотивации и принятия решений. Это - один из трех основных методов, имеющихся у каждого человека (Ребенок, Взрослый и
Родитель Берна, в некотором роде соответствующие Фрейдовским Иду ("оно"), Эго и СуперЭго). Ребенок - это воплощение хаоса, основанный на "я хочу" и "я не признаю никаких рамок", тогда как Родитель, основанный на "поступать надо так, и не иначе" - порядка. Взрослый ближе к порядку, но и в нем есть место для творчества. Ребенок - это место, где бессознательное и его желания выходят на поверхность в наиболее чистом виде, хотя и здесь многие мотивы могут быть рационализированы и будут казаться чем-то другим.
Тут я отмечу, что наша современная цивилизация - во многом именно "Родительская", и порекомендую прочитать отменную статью Игоря Калинаускаса о спонтанности: http://www.ezoterik.info/fire_flower/library/o_spontan.htm
Существует две основных схемы присутствия "Ребенка" в жизни человека.
Первый - люди, у которых метод "ребенок" является основным методом восприятия мира и проявления себя в нем.
Второй - когда ведущим методом может быть и не Ребенок, но присутствуют отрицательные детские архетипы. В этом случае вполне взрослый и "нормальный" человек может в определенных ситуациях вести себя неадекватно, быть более ранимым, и т.д. Естественно, эти архетипы могут проявляться не в полном спектре жизненных вопросов и ситуаций, а лишь в некотором подмножестве оного. В качестве примера рассмотрим проявление архетипа "потеряный ребенок" - наверняка вам знакомы "спящие красавицы" - вполне успешные в профессиональном плане, но все еще ждущие прЫнца или вообще неизвестно чего, и не проявляющие никакой инициативы на любвном фронте. Распространен и обратный пример, - когда не имеющие проблем в личной жизни люди никак не могут найти себя в профессиональном плане.
Говоря же о конкретных проявлениях "ребенка" у взрослых, одним из примеров может быть то, что "ребенок со знаком минус" будет куда сильнее склонен к депрессиями, самоубийствам, и в целом будет обладать пониженной жизненной стойкостью.
Также "дети" куда как более склонны к некоторым формам проведения досуга и специфическим наркотическим зависимостям - например, от Интернета или компьютерных игр.
Значительный процент "намертво запавших" на определенного мужчину/женщину/мечту (а ля "крыжовник") ИМХО проявляют подобным образом именно детские шаблоны.
Очень интересно проявляет себя однослойность психики - такой человек, разумеется, знает о существовании предательства/подлости/лицемерия и т.д., но каждый раз жутко переживает, столкнувшись с ними лицом к лицу. И, естественно, у вас не может быть более верного друга - и более непримиримого врага, чем "ребенок". Очень много подобных "ребенков" работает во всяких организациях, стремящихся улучшить мир тем или иным путем.
Ну а уж о положительных сторонах говорить не буду - всем известны изобретатели, первооткрыватели, мечтатели, юмористы, сатирики и т.д.
Не случайно те же даосы и некоторые другие эзотерические школы прямо говорят о том, что надо вернуть себя в состояние ребенка. Они подразумевают под этом возвращение способности обучаться, концентрироваться, импровизировать и радоваться жизни так, как ни один взрослый просто не может. При этом, естественно, схема психики даоса неидентична схеме психики ребенка - он, например, по-другому воспринимает информацию, будучи способным "переварить" любую информацию или событие без нанесения вреда своей психике, но об этом - в рекомендациях.
Что заставляет некоторых детей не взрослеть?
На мой взгляд, тут имеется два возможных варианта.
Первый - вам крупно повезло ;-).
Вы сумели сохранить многое из того, что обычные, нормальные люди теряют. Если же вы это сохранили - значит, у вас есть какое-то предназначение - например, творчество или развитие себя - которое легче осуществить, сохранив творческие и адаптивные способности ребенка.
Второй - это для тех, кому не повезло, и кто является ребенком со знаком минус. Если "отрицательные стороны" слишком сильны, они могли
задержать нас в детстве, просто не позволив повзрослеть, выработав метод взаимодействия с реальностью ВЗРОСЛЫЙ (по Берну).
С другой стороны, ничего не мешает и такому "ребенку" начать менять себя в нужном направлении после осознания того, что так можно существенно улучшить свою жизнь. Лично мне удалось очень многое сдвинуть и
поменять - и это еще не конец Пути.
Вы, наверное, уже заметили корреляцию с двумя схемами, описанными выше.
Не мой взгляд, именно архетипом ребенка обладали как Марк Твен (он, кстати, как-то сказал, что любит Гекльберри Финна куда больше, чем Тома Сойера, так как Том станет взрослым и будет врать как все, тогда как
Гекльберри в течение всей своей жизни останется таким, каким он описан в книге), так и Эйнштейн, Льюис Кэролл, Михаил Таль, Майкл Джексон, Сент Экзюпери (судя по Маленькому Принцу).
Среди выдуманных героев таковы ИМХО Дон Кихот, "чудаковатые профессоры" и значительная часть женских образов в классических голливудских фильмах, а также практически все персонажи в исполнении Тома Хэнкса
;). А Питер Пэн - классическая "оторва".
(возможно, к моменту публикации еще кого вспомню. Прошу и читателей этой версии задуматься и прислать мне ваши версии).
Среди кофейщиков таковые есть, и немало, но я тут перечислять не буду - всех тех, кого я вижу, я извещу в привате ;).
Как распознать "ребенка" во взрослом?
По игривости, спонтанности и необычному, "невзрослому", очарованию.
По непримиримости и верности. По эксцентричности,
нестандартности, ненасытности во всем - в еде, работе, сексе, поглощении информации или пребыванию в Кофейне ;).
По гипертрофированности и неадекватности некоторых реакций, по обидчивости. По неспособности "пропустить" что-либо мимо себя - например, по неспособности промолчать в той или иной ситуации (помню, как наша учительница истории, когда ее спросили, что она думает о паре человек из нашего класса, прямо так про одного и сказала - "Х не ребенок, Х - гад" ;), проявив тем самым свой архетип). По потрясающей наивности, временами возникающей в его восприятии. По тому, как тяжело действуют на него действительно злые люди.
По нестабильности и огромному количеству "незавершенки" в их жизни. По быстрой переключаемости и неусидчивости. По кругу общения - в нем наверняка будет немало ему подобных ;). По способности к нестандартным, не имеющим прецедента решениям. Иногда - по глобальности выводов и идей.
Я также заметил, что когда человек рассказывает тебе о своих бедах, "ребенок" вычисляется мгновенно. Другой момент - очень многие "ребенки" очень долго не заводят собственных детей, часто не будучи способными представить себя в качестве родителей.
Хотя все вышеперечисленное - это скорее свойства, чем признаки, корреляция обычно помогает выявить объект без особого труда :D.
Сложности, поджидающие "ребенка" во взрослой жизни:
1) К сожалению, взрослый мир построен на слове "надо", а не на словах "интересно" и "хочу", как мир ребенка;
2) Во взрослом мире масса глупых и ненужных правил и законов, стандартных процедур и фиксированных форм; они нужны этим неспособным поступать ситуативно дядям и тетям как костыли тому, кто не умеет летать :D.
3) О подлости/лжи/лицемерии я уже говорил;
4) Жизнь "ребенка" жутко отравляют всяческие зануды, цепляющиеся ко всяким мелочам. Мелочи ребенку неважны - его творческое мышление обычно способно на ходу разрешить те или иные противоречия уже в процессе применения общих принципов, но стремление к внутренней непротиворечивости может привести к тому, что он не сможет пропустить нападки по мелочам, и погрязнет в спорах с занудами.
Что можно посоветовать "ребенку"?
Это - самая важная часть данной статьи - ведь помимо интересности надо уметь и пользу из всего извлечь. а польза в нашем случае - улучшение своей жизни. Надо ли для этого становиться типичным "взрослым" - занудным, приземленным, бескрылым существом?
Конечно, нет! Надо всего-навсего слегка себя поменять, сохраняя самое ценное и оставаясь собой, и, вместе с тем, куда лучше приспосабливаясь к этому миру.
Например, защита своей психики от неприятных событий. Как это делают взрослые? Да никак - с помощью привыкания к неприятностям и накачивания себя сентенциями типа "Так бывает", "Их так воспитали",
"То, что нас не убивает, делает нас сильнее", "Будет и на нашей улице праздник" - в-общем, разными вариациями на тему "Нас имеют, мы крепчаем".
Нам такой вариант не подходит. Почему? Да потому, что это - вариации того же самого "мир - дерьмо, а ад - это другие". И работает это у них только в силу их большей толстокожести, которая нам совсем не нужна - ведь бегемоты не летают!
Защита эта пассивна, так как по сути говорит "Они - такие, и от нас ничего не зависит". А я говорю - зависит! Зависит от нас многое - и, прежде всего, повторится ли неприятность или нет. А она непременно повторится, если мы сами ее к себе притянем.
Поэтому надо научиться их к себе не притягивать - чего уж проще? ;)
А делается это с помощью активной защиты, позаимствованной у продвинутых этотериков. Она является следствием основного эзотерического постулата причинности "Все, что со мной происходит, нужно мне для чего-то", и заключается она в том, что мы пытаемся
воспринимать реальность на двух уровнях - уровне происходящих событий и уровне поиска смысла - то бишь, сообщения, которое посылает нам Вселенная (или наше подсознание, если такая терминология вам больше
нравится), загнавши нас в эту ситуацию. Таким образом, любая неприятность превращается в ситуацию активного поиска истины, отвлекая нас от собственно обиды и переживаний, и не давая "застревать" в них - и это помимо собственно нахождения истины!
Это со временем поможет избавиться и от притягивающих неприятности "черных дыр" в психике типа "обиженного ребенка" и прочих вредных архетипов. При этом не надо забывать и о том, что "невротическая защита" ребенка отнимает массу сил и внутренних ресурсов.
Изчезновение одного лишь "обиженного ребенка" помимо улучшения жизни в целом в соответствии со сказанным выше существенно увеличивает работоспособность, творческие возможности и общий настрой.
Исчезновение остальных вредных архетипов длжно принести не меньший положительный эффект.
А теперь давайте расширим перечень возможных неприятностей, включив туда всяческих зануд, идиотов, подлецов и просто злобных людишек.
Что нам с ними делать? Да ничего! В большинстве случаев - обходить их стороной, если, конечно, не удается походя раздавить их как клопов. А как их обходить стороной? Правильно, детки, если они нам не будут нужны - они и сами не подойдут к нам, и будут
надоедать друг другу. Помните, как поэт сказал - "Волки от испуга скушали друг друга" :D.
К неприятностям можно отнести и ситуации, в которых мы "застреваем" и поступаем стандартно и предсказуемо - например, "обидели друга", "атаковали твои взгляды на жизнь", "тебя осуждают".
Если нам это будет ненужно - перестанут обижать друзей (кроме тех случаев, кода обидчика можно будет раздавить, как клопа), атаки на твои взгляды перестанут тебя задевать - чего обращать внимания на атаки со
стороны убогих, которым в жизни нечего больше делать, - а осуждающие с пеной у рта будут просто смешны - особенно если ты поймешь, что они уже готовы к тому, чтобы на них надели наконец смирительную рубашку.
А чтобы нам все это стало ненужно, стоит избавиться от "зацепок" подсознательного уровня, которые удерживают нас в подобных ситуациях. Да и отрицательные архетипы, если оные имеются, лучше оставить в старой жизни - ведь это тоже зацепки за наши детские, неосознанные методы защиты. Найдите психолога или Учителя, и постепенно избавьтесь от них - жизнь станет куда лучше.
Еще надо научиться "второй стороне жизни". Китайцы изобрели инь и ян - женское и мужское, слабое и сильное, пассивное и активное.
Каждый из нас изначально относится к одной из этих категорий, которая не обязательно совпадает с полом. Каждому стоит научиться и второй стороне - гиперактивным стоит освоить медитацию, йогу,
расслабление, почаще получать масаж и лежать в ванне. Тихоням же, напротив, помогут более активные методы - бег, аэробика, единоборства.
В идеале и тем и другим можно освоить тай-ци, сочетающее инь и ян - движение тела и внутренне спокойствие. В этом случае вы и сохранитесь долго, и не превратитесь в премудрого пискаря, который прожил сто лет ничего не делая, и лишь сохраня свою никчемную и
бессмысленную жизнь.
Последнее - самое сложное. Научитесь завершать начатое и не откладывать все неинтересное на последний момент ;). Да, да, я знаю - это очень нелегко, и не очень интересно. Однако это позволит нам наслаждаться творчеством или досугом, и при этом хорошо питаться, вовремя оплачивать счета, и, главное, делать все это спокойно, размеренно и расслабленно, как и полагается хорошим деткам ;-).
Успехов всем вам!
С тех пор некоторые мои взгляды изменились, и я бы скорее всего структурировал сейчас этот текст по-другому, но переписывать его, если честно, не хочу: пусть будет как будет.
В этой части нашей темы мне хотелось бы поговорить о цветах жизни, то бишь, о детях. При этом я буду говорить не только и не столько о детях как личностях, сколько о том, как работает архетип "Ребенок", - то бишь, о том, как проявляют себя эти цветы жизни, еще не отцветшие в нас - взрослых, обладающих правом голоса, а также правом избираться, от которых требуется ходить на работу, оплачивать счета и т.д. ;)
Что такое ребенок? Это не только растущий организм, но и формирующаяся психика, более гибкая и пластичная. Это и повышенные способности к обучению и восприятию нового (помню, был у меня сотрудник-американец, который совершенно развратил руководство компании, приучив начальничков к тому, что он может на лету освоить что угодно и за вечер подготовиться к экзамену на очердной сертификат), и повышенные способности к творчеству. Так как ребенок не ограничен привычными рамками "знаний" того, что это - возможно, а то - нет, это - правильно, а то - нет, и т.д., он обычно постоянно создает что-то новое - то бишь, новое для себя, а иногда и новое для мира. Поэтому ребенок часто тяготится рутиной и всем тем, что неинтересно.
Главной особенностью и главным отличием детей является "однослойная" психика, так как в их мире нет обмана и лицемерия, подлости и зла как такового. Если ребенок во что-то верит - значит, так оно и есть, и весь его мир может быть построен на этой аксиоме. Отчасти поэтому в их психике не может быть противоречий, все должно быть объяснено - поэтому, если что-то не сходится, "ребенок" будет либо принимать точку зрения оппонента, либо будет спорить до конца.
Поэтому, кстати, практически всегда можно понять, когда ребенок пытается врать - ведь он этого делать не умеет, и потому ложь легко опознается (либо становится правдой). Другим проявлением этого же принципа является черно-белость восприятия - типа человек либо очень хороший, либо - законченный негодяй, в котором не может быть ничего хорошего.
Дети обладают куда бОльшей силой "формирования событий" как во внешнем, так и во внутреннем мире именно в силу однослойности их психики - ведь она по существу более интегрирована (или менее дезынтегрирована ;)) как раз в силу своей бОльшей простоты и меньшего количества разных частей. Таланты включают в себя также умение найти подход к людям, обладающим архетипом "взрослого"/"учителя", да и ко многим другим.
Дети, в отличие от взрослых, часто полагаются на веру/уверенность, а не на знания - ведь они не знают разницу между оными. Однако в силу большей "формировательной способности" (читай, способности концентрации психики на достижении нужного результата) они часто материализуют чудеса - особенно в том, что касается собственного здоровья.
Вообще, если посмотреть на магию, первый ее закон - закон подобия (действие порождает себе подобное - например, воздействие на куколку вуду иголкой вызывает смерть того, кто ассоциируется с куколкой) -
очень похож на детское мышление. Именно поэтому, скажем, купание в ванночке излечивает детей от диабета, так как "вода растворяет сахар" - если ребенок в это верит, именно так это и будет работать (историю с ванночками я прочитал у Норбекова).
Однако у этого есть и обратная, негативная сторона - у детей куда быстрее и в куда более тяжелой форме появляются психосоматические заболевания, основанные, скажем, на вине или на стремлении привлечь внимание. И это как никогда сильно проявляется сейчас - в нашем
обществе тотальной информационной перегруженности, где куда как легче усвоить "вредные архетипы".
Да и не только вредные архетипы - любая подсознательная программа у ребенка проявляется куда сильнее как раз в силу меньшего их количества и умения лучше на них концентрироваться. Например, стремление к ласке, одобрению, вниманию, познанию.
Ребенок куда большую часть времени, нежели взрослый, находится в текущем моменте, и потому любое отвлечение может привести к переключению с потерей мысли. Сколько гениев было убито глупыми взрослыми путем требований вынести мусор или убрать свою комнату, случившимися в неподходящий момент! ;)
Мне вспоминается биография Айзека Азимова, где он говорит о своей первой жене - как я понимаю, типичной "еврейской маме", очень сильно отравлявшей его существование именно в силу ее неспособности уважать
его специфику творца. Мой собственный опыт говорит о том, что еврейская мама в принципе неспособна осознать тот факт, что ее сын может быть занят чем-то важным - то есть, чем-то более важным, нежели то, что она хочет от него в данный момент - да и вообще, что он может принимать решения, с которыми она не согласна ;).
Однако лучше гениального Жванецкого об этом не скажешь - в монологе о писателях у него была строчка:
- Кто такой писатель в семье? Квартирант, под девизом "ты все равно ничего не делаешь, постирал бы че-нибудь" :D.
Все, как говорится, тема закрыта.
Но, несмотря на все это, мы таки прорываемся, закаленные подобным напором - и своеобразным (не)естественным отбором ;).
Ключевым моментом является "знак" ребенка. Ребенок с
положительным знаком - это тот, кого не могут остановить никакие проблемы и удары в его погоне за новым и творчестве.
Я помню, кто-то говорил про две основные возможные мотивации в нашей жизни - погоня за удовольствиями и бегство от шишек. Ребенок (да и человек в целом) с положительным знаком - это тот, кто в своей жизни руководствуется прежде всего первой мотивацией. Он обычно разносторонен и ненасытен в своей жизни, и обычно всего в ней добивается.
Отрицательный же знак - и присущее ему превышение значимости второй мотивации по сравнению с первой - приводят ребенка к неприятностям, причем куда быстрее, нежели взрослого - ведь мысль материальна, и чем больше думаешь о возможных проблемах, тем больше их себе материализуешь. Однослойная психика со знаком минус вообще куда менее устойчива к возможным неприятностям. Поэтому ребенка куда легче запугать и замучить, заставив потерять "драйв", мотивацию, импульс. Если же ребенок замкнулся в себе и
своей неудачливости - дело плохо: ему очень трудно потом будет выйти на контакт.
Если эти проблемы становятся частью мироощущения, мы в результате имеем следующие архетипы:
1) "Обиженный ребенок" - это что-то ужасное.
Подобный товарищ будет постоянно формировать себе встречи либо с "Обидчиками", либо с личностями, в которых очень много вины, и которые под влиянием этой вины наделают ему гадостей, дабы потом мучиться
раскаянием.
На нем постоянно кто-то паразитирует, его периодически
обманывают. Например, вышеупомянутый сотрудник-американец сейчас живет в собственном доме, наполненном нахлебниками - там живет его неработающий брат, больной СПИДом и "брат в законе" с семьей - здоровенный детина 45 лет, который тоже не работает - со своей женой - сестрой его жены - и их ребенком. И Майк все терпит. А до этого он занимался бизнесом со своим чуть ли не единственным, еще
школьным, другом - и тот его по существу обокрал, доведя до банкротства. Ну и так далее.
И подобные события воспринимаются крайне болезненно КАЖДЫЙ РАЗ - даже если ты уже "привык" к подобным "пряникам". Мне случалось как испытывать, так и наблюдать подобные ситуации со стороны - каждый раз в
тебе как будто что-то умирает, что-то опускается. Со стороны видно, каким печальным, неживым становится лицо - ты двигаешься и действуешь механически, отвечаешь односложно, не будучи в состоянии находиться в пространстве, где творится ТАКОЕ. Всякая творческая энергия угасает до того момента, пока ты не оправишься, пока не придешь в себя. В случае особо сильного удара - например, предательства - можно испытать самый настоящий болевой шок.
В основе "обиженного ребенка" лежит один из детских методов защиты собственной психики от "зла" - усвоение постулата "мир плохой".
Ну и, естественно, мир будет выполнять "социальный заказ" подсознания, периодически подтверждая, что он "плохой", жестокий и вообще ...
Небезызвестный японский Наполеон - Yumegoroshi - имел в свое время сигнатурку, выражающую это в трех словах "Ад - это другие" - лучше этот принцип не выразишь ;).
У любого ребенка в принципе куда болезненней реакция на непредвиденное, на результат или расклад, отличающийся в худшую сторону от ожидаемого - когда нельзя ничего изменить. Помню, один мой одноклассник очень хотел пойти в еще советскую армию, готовился, даже окончил курсы радистов, но когда действительность оказалась не такой радужной, как он ожидал, он вообще попытался оттуда сбежать, загремев в итоге в дисбат.
2) "Испуганный ребенок" - человек, мучимый страхами.
Если у ребенка они рационализируются в чудовищ, у взрослого это может проявиться в любой форме, связанной с чрезмерным выбросом адреналина - например, опасных видах спорта, гонках, постоянной смене сексуальных партнеров (о чем я и не только я подробно говорил в кофейной теме "как трахать родное существо (http://www.cofe.ru/Apple/vb/showthread.php?s=&threadid=42134)" ), любви к фильмам ужасов.
Хотя возможен и "прямой, детский" способ - кошмарики, ожидание удара, придумывание себе невесть чего. Естественно, подобная адреналиновая зависимость не обязательно является проявлением "испуганного ребенка", но она частенько идет из детства.
Другой характерный признак адреналиновой зависимости - постоянная зажатость, неспособность расслабить тело.
Совсем крайним случаем - комбинацией испуганного и обиженного ребенка - является "потеряный" ребенок. Этот шаблон в большей степени характерен для женщин ("Спящая красавица", или принцесса, ждущая принца, который ее спасет), и характеризуется пассивностью, слабостью, жизнью по инерции и постоянной нуждой в заботе. Психологи назвали бы такое состояние "отказом от поиска".
3) "Оторва ненасытная".
Помню, много лет назад я прочитал статью о тех детях, которые имели проблемы коммуникации в детстве. Многие из них во взрослом возрасте пытаются "добрать" то, чего недобрали в детстве - и часто не могут удовлетвориться ничем. То бишь, это ситуация, когда попытки "добрать" являются компенсаторным механизмом все еще имеющейся в глубине психики внутренней неуверенности в себе, даже если человек всего добился. Проблема может быть решена только с помощью терапии.
По просьбе читателей расскажу самую малость о компенсаторных механизмах.
Как следует из самого названия, компенсаторный механизм призван компенсировать либо отсутствие чего-то, либо просто ощущение собственной неполноценности в каком-то вопросе. Очень многие компенсаторные механизмы произрастают на почве детских проблем - так, бабушки, выросшие в голодные времена, перекармливают внуков, проецируя на них последствия своего недоедания.
Компенсировать недостаток чего-либо в можно либо достижениями на том же поле (например, повышенная общительность у того, с кем в детстве никто не дружил, или уже упомянутый пример с едой), либо чем-то еще
(например, можно компенсировать большими деньгами сомнения в собственном уме, или умом - физическую слабость. Общеизвестны примеры того, как люди маленького роста становились диктаторами или создавали империи. А уж соционики знают, как болевая функция проявляется у многих людей в виде компенсации по творческой или -3f). Объясняет данная концепция и феномен "домашнего тирана", когда мелкая сошка, будучи унижаемой на работе, отыгрывается на домашних.
Однако чаще всего соответствие критериям, "указанным" компенсаторным механизмом, не ликвидирует сидящее в подсознании ощущение неполноценности, а лишь позволяет его компенсировать в течение некоторого времени. Если же это ощущение достаточно сильно, то может сложиться ситуация, когда никакое действие в принципе неспособно послужить достаточной компенсацией. В этом случае человек может загнать себя, так и не добившись внутреннего мира.
Компенсаторные механизмы часто подвигают нас на поступки, которые мы бы не совершили, не будь у нас этой неполноценности. Естественно, в некоторых случаях результаты можно признать положительными (вспоминается Алеша Пешков, ставший Максимом Горьким ;-), но в какой-то момент данный механизм обязательно становится тормозом, отвлекающим от роста и нормального, гармоничного развития.
На мой взгляд, компенсаторный механизм может послужить причиной развития у человека зависимости, или, по крайней мере, существенно усилить оную. Примеры, я думаю, не понадобятся - у каждого перед
глазами десятки.
Современное западное общество умело использует все эти ощущения неполноценности у населения. Развлечения, путешествия и приобретение массы ненужных или не слишком нужных вещей призваны
компенсировать все - ощущение неполноценности, одиночества, усталости, страха перед будущим и прочих чувств, возникающих у обычных американцев, - а вслед за ними - и у других народов, перенявших дорогу потреблятельства. Были бы деньги - или кредитки, которые услужливо позволят тебе потратить еще не заработанные деньги. Не случайно это самое общество стремится разобщить людей, разбив их группы и оставив каждого наедине с собой. Я об этом писал в кофейной
теме "историческое время (http://www.cofe.ru/Apple/vb/showthread.php?s=&postid=1730328#post1730328)". Кстати, в США по статистике самые высокие долги кредиткам - у возрастной категории 40-60 лет, то есть, возраста кризиса середины жизни и последующих за ним лет выплат наделанных тогда долгов.
Избавление от необходимости компенсировать неполноценность в какой-либо области убирает одну из голов Змея Горыныча, тем самым убирая одну из неоптимальных, а порой и просто вредных мотиваций, приближая человека к целостности. Да и жить тому, кто в себе во всем уверен, куда лучше.
4) "Безответственный ребенок".
Эта программа часто сочетается с программой вины - детского метода защиты психики от "зла" путем постулата "это все случилось из-за меня; я - плохой".
Она выражается в неспособности вести взрослую жизнь с ее рутиной и делами, которые НАДО сделать. В его жизни полно незавершенки всех видов. Он склонен откладывать все неинтересное на последний момент, а потом делать это в условиях стресса.
Другое проявление - несамостоятельность, зависимость, неспособность жить без "командира", "хвостизм".
Подобная программа, на мой взгляд, может быть следствием чрезмерно строгих или ограждающих родителей, родителей-защитников. Подобные родители формируют у детей зависимость от себя - ведь им хочется
кого-то защищать, опекать, руководить. Следовательно, ребенок приучается выполнять "социальный заказ" и нуждаться в руководителе, командире и т.д.
Эти архетипы могут встретиться и у ребенка с положительным знаком. Другое дело, что не они, а творчество определяют большую часть его жизни.
Для того, чтобы быть счастливым и полноценным, необходимо избавиться от всех этих архетипов.
Как все вышесказанное касается взрослых? Да очень просто - наличие в психике сильного, и, особенно, ведущего архетипа "ребенок" делает их во многом детьми со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если совсем честно, "Ребенок" - это не архетип, на что мне указали некоторые более знающие товарищи. Освежив в памяти уже основательно подзабытого
Эрика Берна, я понял, что ребенок - это МЕТОД - метод восприятия мира, реакции на него, мотивации и принятия решений. Это - один из трех основных методов, имеющихся у каждого человека (Ребенок, Взрослый и
Родитель Берна, в некотором роде соответствующие Фрейдовским Иду ("оно"), Эго и СуперЭго). Ребенок - это воплощение хаоса, основанный на "я хочу" и "я не признаю никаких рамок", тогда как Родитель, основанный на "поступать надо так, и не иначе" - порядка. Взрослый ближе к порядку, но и в нем есть место для творчества. Ребенок - это место, где бессознательное и его желания выходят на поверхность в наиболее чистом виде, хотя и здесь многие мотивы могут быть рационализированы и будут казаться чем-то другим.
Тут я отмечу, что наша современная цивилизация - во многом именно "Родительская", и порекомендую прочитать отменную статью Игоря Калинаускаса о спонтанности: http://www.ezoterik.info/fire_flower/library/o_spontan.htm
Существует две основных схемы присутствия "Ребенка" в жизни человека.
Первый - люди, у которых метод "ребенок" является основным методом восприятия мира и проявления себя в нем.
Второй - когда ведущим методом может быть и не Ребенок, но присутствуют отрицательные детские архетипы. В этом случае вполне взрослый и "нормальный" человек может в определенных ситуациях вести себя неадекватно, быть более ранимым, и т.д. Естественно, эти архетипы могут проявляться не в полном спектре жизненных вопросов и ситуаций, а лишь в некотором подмножестве оного. В качестве примера рассмотрим проявление архетипа "потеряный ребенок" - наверняка вам знакомы "спящие красавицы" - вполне успешные в профессиональном плане, но все еще ждущие прЫнца или вообще неизвестно чего, и не проявляющие никакой инициативы на любвном фронте. Распространен и обратный пример, - когда не имеющие проблем в личной жизни люди никак не могут найти себя в профессиональном плане.
Говоря же о конкретных проявлениях "ребенка" у взрослых, одним из примеров может быть то, что "ребенок со знаком минус" будет куда сильнее склонен к депрессиями, самоубийствам, и в целом будет обладать пониженной жизненной стойкостью.
Также "дети" куда как более склонны к некоторым формам проведения досуга и специфическим наркотическим зависимостям - например, от Интернета или компьютерных игр.
Значительный процент "намертво запавших" на определенного мужчину/женщину/мечту (а ля "крыжовник") ИМХО проявляют подобным образом именно детские шаблоны.
Очень интересно проявляет себя однослойность психики - такой человек, разумеется, знает о существовании предательства/подлости/лицемерия и т.д., но каждый раз жутко переживает, столкнувшись с ними лицом к лицу. И, естественно, у вас не может быть более верного друга - и более непримиримого врага, чем "ребенок". Очень много подобных "ребенков" работает во всяких организациях, стремящихся улучшить мир тем или иным путем.
Ну а уж о положительных сторонах говорить не буду - всем известны изобретатели, первооткрыватели, мечтатели, юмористы, сатирики и т.д.
Не случайно те же даосы и некоторые другие эзотерические школы прямо говорят о том, что надо вернуть себя в состояние ребенка. Они подразумевают под этом возвращение способности обучаться, концентрироваться, импровизировать и радоваться жизни так, как ни один взрослый просто не может. При этом, естественно, схема психики даоса неидентична схеме психики ребенка - он, например, по-другому воспринимает информацию, будучи способным "переварить" любую информацию или событие без нанесения вреда своей психике, но об этом - в рекомендациях.
Что заставляет некоторых детей не взрослеть?
На мой взгляд, тут имеется два возможных варианта.
Первый - вам крупно повезло ;-).
Вы сумели сохранить многое из того, что обычные, нормальные люди теряют. Если же вы это сохранили - значит, у вас есть какое-то предназначение - например, творчество или развитие себя - которое легче осуществить, сохранив творческие и адаптивные способности ребенка.
Второй - это для тех, кому не повезло, и кто является ребенком со знаком минус. Если "отрицательные стороны" слишком сильны, они могли
задержать нас в детстве, просто не позволив повзрослеть, выработав метод взаимодействия с реальностью ВЗРОСЛЫЙ (по Берну).
С другой стороны, ничего не мешает и такому "ребенку" начать менять себя в нужном направлении после осознания того, что так можно существенно улучшить свою жизнь. Лично мне удалось очень многое сдвинуть и
поменять - и это еще не конец Пути.
Вы, наверное, уже заметили корреляцию с двумя схемами, описанными выше.
Не мой взгляд, именно архетипом ребенка обладали как Марк Твен (он, кстати, как-то сказал, что любит Гекльберри Финна куда больше, чем Тома Сойера, так как Том станет взрослым и будет врать как все, тогда как
Гекльберри в течение всей своей жизни останется таким, каким он описан в книге), так и Эйнштейн, Льюис Кэролл, Михаил Таль, Майкл Джексон, Сент Экзюпери (судя по Маленькому Принцу).
Среди выдуманных героев таковы ИМХО Дон Кихот, "чудаковатые профессоры" и значительная часть женских образов в классических голливудских фильмах, а также практически все персонажи в исполнении Тома Хэнкса
;). А Питер Пэн - классическая "оторва".
(возможно, к моменту публикации еще кого вспомню. Прошу и читателей этой версии задуматься и прислать мне ваши версии).
Среди кофейщиков таковые есть, и немало, но я тут перечислять не буду - всех тех, кого я вижу, я извещу в привате ;).
Как распознать "ребенка" во взрослом?
По игривости, спонтанности и необычному, "невзрослому", очарованию.
По непримиримости и верности. По эксцентричности,
нестандартности, ненасытности во всем - в еде, работе, сексе, поглощении информации или пребыванию в Кофейне ;).
По гипертрофированности и неадекватности некоторых реакций, по обидчивости. По неспособности "пропустить" что-либо мимо себя - например, по неспособности промолчать в той или иной ситуации (помню, как наша учительница истории, когда ее спросили, что она думает о паре человек из нашего класса, прямо так про одного и сказала - "Х не ребенок, Х - гад" ;), проявив тем самым свой архетип). По потрясающей наивности, временами возникающей в его восприятии. По тому, как тяжело действуют на него действительно злые люди.
По нестабильности и огромному количеству "незавершенки" в их жизни. По быстрой переключаемости и неусидчивости. По кругу общения - в нем наверняка будет немало ему подобных ;). По способности к нестандартным, не имеющим прецедента решениям. Иногда - по глобальности выводов и идей.
Я также заметил, что когда человек рассказывает тебе о своих бедах, "ребенок" вычисляется мгновенно. Другой момент - очень многие "ребенки" очень долго не заводят собственных детей, часто не будучи способными представить себя в качестве родителей.
Хотя все вышеперечисленное - это скорее свойства, чем признаки, корреляция обычно помогает выявить объект без особого труда :D.
Сложности, поджидающие "ребенка" во взрослой жизни:
1) К сожалению, взрослый мир построен на слове "надо", а не на словах "интересно" и "хочу", как мир ребенка;
2) Во взрослом мире масса глупых и ненужных правил и законов, стандартных процедур и фиксированных форм; они нужны этим неспособным поступать ситуативно дядям и тетям как костыли тому, кто не умеет летать :D.
3) О подлости/лжи/лицемерии я уже говорил;
4) Жизнь "ребенка" жутко отравляют всяческие зануды, цепляющиеся ко всяким мелочам. Мелочи ребенку неважны - его творческое мышление обычно способно на ходу разрешить те или иные противоречия уже в процессе применения общих принципов, но стремление к внутренней непротиворечивости может привести к тому, что он не сможет пропустить нападки по мелочам, и погрязнет в спорах с занудами.
Что можно посоветовать "ребенку"?
Это - самая важная часть данной статьи - ведь помимо интересности надо уметь и пользу из всего извлечь. а польза в нашем случае - улучшение своей жизни. Надо ли для этого становиться типичным "взрослым" - занудным, приземленным, бескрылым существом?
Конечно, нет! Надо всего-навсего слегка себя поменять, сохраняя самое ценное и оставаясь собой, и, вместе с тем, куда лучше приспосабливаясь к этому миру.
Например, защита своей психики от неприятных событий. Как это делают взрослые? Да никак - с помощью привыкания к неприятностям и накачивания себя сентенциями типа "Так бывает", "Их так воспитали",
"То, что нас не убивает, делает нас сильнее", "Будет и на нашей улице праздник" - в-общем, разными вариациями на тему "Нас имеют, мы крепчаем".
Нам такой вариант не подходит. Почему? Да потому, что это - вариации того же самого "мир - дерьмо, а ад - это другие". И работает это у них только в силу их большей толстокожести, которая нам совсем не нужна - ведь бегемоты не летают!
Защита эта пассивна, так как по сути говорит "Они - такие, и от нас ничего не зависит". А я говорю - зависит! Зависит от нас многое - и, прежде всего, повторится ли неприятность или нет. А она непременно повторится, если мы сами ее к себе притянем.
Поэтому надо научиться их к себе не притягивать - чего уж проще? ;)
А делается это с помощью активной защиты, позаимствованной у продвинутых этотериков. Она является следствием основного эзотерического постулата причинности "Все, что со мной происходит, нужно мне для чего-то", и заключается она в том, что мы пытаемся
воспринимать реальность на двух уровнях - уровне происходящих событий и уровне поиска смысла - то бишь, сообщения, которое посылает нам Вселенная (или наше подсознание, если такая терминология вам больше
нравится), загнавши нас в эту ситуацию. Таким образом, любая неприятность превращается в ситуацию активного поиска истины, отвлекая нас от собственно обиды и переживаний, и не давая "застревать" в них - и это помимо собственно нахождения истины!
Это со временем поможет избавиться и от притягивающих неприятности "черных дыр" в психике типа "обиженного ребенка" и прочих вредных архетипов. При этом не надо забывать и о том, что "невротическая защита" ребенка отнимает массу сил и внутренних ресурсов.
Изчезновение одного лишь "обиженного ребенка" помимо улучшения жизни в целом в соответствии со сказанным выше существенно увеличивает работоспособность, творческие возможности и общий настрой.
Исчезновение остальных вредных архетипов длжно принести не меньший положительный эффект.
А теперь давайте расширим перечень возможных неприятностей, включив туда всяческих зануд, идиотов, подлецов и просто злобных людишек.
Что нам с ними делать? Да ничего! В большинстве случаев - обходить их стороной, если, конечно, не удается походя раздавить их как клопов. А как их обходить стороной? Правильно, детки, если они нам не будут нужны - они и сами не подойдут к нам, и будут
надоедать друг другу. Помните, как поэт сказал - "Волки от испуга скушали друг друга" :D.
К неприятностям можно отнести и ситуации, в которых мы "застреваем" и поступаем стандартно и предсказуемо - например, "обидели друга", "атаковали твои взгляды на жизнь", "тебя осуждают".
Если нам это будет ненужно - перестанут обижать друзей (кроме тех случаев, кода обидчика можно будет раздавить, как клопа), атаки на твои взгляды перестанут тебя задевать - чего обращать внимания на атаки со
стороны убогих, которым в жизни нечего больше делать, - а осуждающие с пеной у рта будут просто смешны - особенно если ты поймешь, что они уже готовы к тому, чтобы на них надели наконец смирительную рубашку.
А чтобы нам все это стало ненужно, стоит избавиться от "зацепок" подсознательного уровня, которые удерживают нас в подобных ситуациях. Да и отрицательные архетипы, если оные имеются, лучше оставить в старой жизни - ведь это тоже зацепки за наши детские, неосознанные методы защиты. Найдите психолога или Учителя, и постепенно избавьтесь от них - жизнь станет куда лучше.
Еще надо научиться "второй стороне жизни". Китайцы изобрели инь и ян - женское и мужское, слабое и сильное, пассивное и активное.
Каждый из нас изначально относится к одной из этих категорий, которая не обязательно совпадает с полом. Каждому стоит научиться и второй стороне - гиперактивным стоит освоить медитацию, йогу,
расслабление, почаще получать масаж и лежать в ванне. Тихоням же, напротив, помогут более активные методы - бег, аэробика, единоборства.
В идеале и тем и другим можно освоить тай-ци, сочетающее инь и ян - движение тела и внутренне спокойствие. В этом случае вы и сохранитесь долго, и не превратитесь в премудрого пискаря, который прожил сто лет ничего не делая, и лишь сохраня свою никчемную и
бессмысленную жизнь.
Последнее - самое сложное. Научитесь завершать начатое и не откладывать все неинтересное на последний момент ;). Да, да, я знаю - это очень нелегко, и не очень интересно. Однако это позволит нам наслаждаться творчеством или досугом, и при этом хорошо питаться, вовремя оплачивать счета, и, главное, делать все это спокойно, размеренно и расслабленно, как и полагается хорошим деткам ;-).
Успехов всем вам!