PDA

Просмотр полной версии : Сказка о педагогике


Sergey
12.08.2007, 22:08
1. Сказка о педагогике

1.1 Педагогика – что за зверь такой?

Эпиграф: кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека)

На мое увлечение педагогикой оказали влияние два эпизода.
В десятом классе я из обычной средней школы перешел учиться в лицей. Лицей произвел на меня такое же впечатление, как бусы на папуаса. Еще бы. Из подростковых джунглей я попал в место, где учителя относились к ученикам с уважением, общались с нами почти на равных. Ученики свободно разговаривали с учителями на интересные темы, шутили и даже спорили с ними. Одноклассники – просто чудо. И пускай учебные нагрузки были адскими – все равно лицей мне нравился в сто раз больше, чем школа.
Примерно в это же время, я случайно наткнулся на книги Януша Корчака - писателя, который очень проникновенно пишет про детей, их жизнь, их радости и горести, про то, как несправедливы и несносны порою бывают взрослые. Корчак зажег во мне желание узнать, что не так в этом мире и можно ли хоть что-то в нем изменить.

Справедливости ради стоит сказать, что в педагогически ВУЗ я поступал не потому, что хотел стать учителем. Но меня радовала возможность больше узнать об этой профессии. Я надеялся, что педагогика даст ответы на мои вопросы.

Заблуждаться мне пришлось недолго.
На занятиях педагогики мы узнали, что такое обучение и воспитание. При этом ничего не узнав, как нужно обучать и воспитывать. Узнали, что развитие человека, «как личности и субъекта деятельности» обязательно включает в себя: развитие эмоциональной сферы, развитие уверенности в себе и т.д. При этом мы понятия не имели, каким образом нужно развивать эмоциональную сферу и уверенность у учеников.

Или, хотя бы, в себе самих.
Уже на первом курсе я изрядно разочаровался в педагогике. На третьем курсе мое мнение немного улучшилось, когда мы стали изучать историю педагогики, педагогический опыт других стран и педагогические инновации. Это было хотя бы интересно.
На третьем же курсе я прочитал две отличные книги: «Педагогическую поэму» Макаренко и «Сердце отдаю детям» Сухомлинского.

Сейчас я думаю, что эти две книги – наибольшая ценность, которую я вынес из курса педагогики.
Я не хочу сказать, что ВУЗ совсем не готовит будущих учителей к работе в школе. Кроме педагогики была еще методика, где нас тренировали как нужно вести занятия, планировать уроки и составлять конспекты. Курс психологии, в основном, был немногим лучше педагогики. Но возрастную психологию я по-настоящему уважаю. Она помогает понять, как взрослеет ребенок и к чему нужно быть готовым взрослым.

И все-таки, из всех предметов, которые нас готовили к работе учителя, педагогика оказалась самой бесполезной.

Sergey
12.08.2007, 22:09
1.2 Педагогика, которой нет

Эпиграф: Кто не умеет работать – тот учит, как надо работать. Кто не умеет учить – тот учит, как надо учить.

Откроем, для примера, какой-нибудь ВУЗовский учебник по педагогике.

«Педагогика» — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

Педагогика представля*ет собой науку о сущ*ности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека

Пока все здорово. Мне нравится, как звучит «Искусство воспитания». Практически у всех людей есть или будут дети. Почитаем подробнее, что нужно знать об их воспитании.

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима*ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей.

Воспитательные факторы: наследственность, биография, культура и др. По-видимому, эти факторы важно учитывать, когда я занимаюсь воспитанием.

Критерии воспитанности: добро, истина, красота. Мда... И как же нам с такими критериями определить, кто воспитан, а кто нет? С тем же успехом можно было сказать: спроси у Господа Бога.

Методы воспитания. Наконец-то, дошли до методов! Сейчас расскажут что-то более практичное... Погодите. Еще до того, как упомянуть хоть один метод нам рассказывают о двух классификациях методов - Щукиной и Пидкасистого. Далее перечислены пять методов, для которых, по видимому, и понадобились две классификации.

Напоминает анекдот про украинцев, которые втроем создадут четыре группировки.
Итак, воспитательные методы: требование, приучение, пример, поощрение, наказание. Ни слова о том, кого, когда и как нужно воспитывать. Ни единого примера.


Зачем же автор пытается систематизировать знания, которых в его книге просто нету?
Некоторые фразы из книг по педагогике вызывают у меня смех. Например, глава Познание педагогом учащихся начинается с утверждения, что эта проблема традиционно актуальна, решить ее совсем не просто. И в подтверждение этой мысли приводится цитата:
«Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности». Ф. Ларошфуко.
Да, такая позиция очень характерна для педагогов-теоретиков. Вникать в чьи-то проблемы – слишком хлопотно. Проще разрабатывать концепции воспитания идеально упругого сферического ребёнка в условиях вакуума.

Почему эксперты педагогики, специалисты по обучению, не умеют качественно обучать собственному предмету? Почему эксперты воспитания воспитывают лишь скуку у своих студентов?

Sergey
12.08.2007, 22:09
1.3 Наука педагогика

Эпиграф: Педагогика – не наука, а искусство. (К.Д. Ушинский)

Учительница Марина Федоровна не очень ладила со своей ученицей Катей. Когда у Марины Федоровной был открытый урок, Катя решила отомстить «зловредной училке». Прямо во время занятия Катя делала замечания в адрес Марины Федоровной насчет качества ее урока и ее учительских способностей. В обычной ситуации учительница начала бы орать, но на открытом уроке вынуждена была терпеть и сдерживаться. Только злой взгляд, который она бросала на строптивую ученицу, выдавал ее гнев.

Инспектор, который присутствовал на открытом уроке, заметил бессилие учительницы. Заметил и гримасы, которыми Марина Федоровна награждала Катю. В рецензии к уроку он написал «учитель не смогла создать достаточный уровень мотивации учащихся».

Вот в чем, оказывается, была проблема. Нужно было поработать над уровнем мотивации. В результате всего случившегося, педагогический разряд Марины Федоровной была понижен.

Эту историю нам рассказывали в ВУЗе как пример того, что не только учитель может наказывать учеников. Ученики тоже могут наказать плохого учителя. Я же слушал эту историю и думал совсем о другом. Да, учительницу наказали, уменьшив ее и без того мизерную зарплату. При этом, она по-прежнему работает в школе. Все ее проблемы остались при ней. Как она не умела с ними справляться, так не умеет и сейчас.

Может быть, замечания инспектора помогут учительнице? Сомневаюсь. Инспектор наказал учительницу, но значит ли это, что он понимает, чем вызваны ее проблемы в отношении с учениками? Нет. За сорок минут открытого урока в этом трудно разобраться. Инспектор просто почувствовал неладное и сделал формальную отписку. На самом деле, как решать проблемы Марины Федоровной инспектор знает не больше, чем она сама.

Единственный смысл подобных проверок – защита от дураков. Только очень слабые учителя проваливают их.
Научный язык и системный подход педагогики сами по себе вовсе не гарантируют каких-то особых знаний. Все это работает скорее на имидж. Педагогическая научность часто не только не проясняет сути происходящего, но и скрывает отсутствие знаний и понимания сути происходящего.

Педагогика слишком поторопилась оформится как научная дисциплина. Это произошло до того, как она успела набрать достаточный объем знаний. «Научность» педагогики сыграла с ней злую шутку. Теперь перед учителями, которые действительно что-то знают и умеют, которые могут поделиться своим опытом, встали прочные барьеры научной педагогики. Сейчас развитием этой науки заняты лишь теоретики.

Практикам остается лишь обходить педагогику стороной.

Sergey
12.08.2007, 22:09
1.4 Практическая педагогика

Эпиграф: теория без практики мертва.

Я хочу, чтобы читатель не испытывал иллюзий насчет педагогики. Не верьте в авторитет педагогов. Да, среди учителей есть много замечательных душевных людей. Если повезет, то вы или ваши дети встретитесь с ними. Но, все-таки, звание учитель или педагог вовсе не гарантирует, что этот человек лучше вас понимает, как нужно общаться с ребенком, обучать или воспитывать его.

Что же получается? Может быть, педагогика – это действительно не наука, а искусство, требующее особого таланта? Если есть талант, то сам поймешь, как надо, а если нет, то по книжкам да лекциям все равно не выучишься.

Подобные рассуждения не редки среди вузовских педагогов. Для меня же они звучат, как отмазка, оправдание своей некачественной работы.
Давайте проведем аналогию с искусством рисования. Можно ли научить человека рисовать? Конечно. Даже если у человека нет таланта и художник из него не получится, то рисовать он будет вполне сносно. Проблема в том, что педагогика – это отнюдь не «школа для художников».

Представьте, что вы пришли в художественную школу. Вы ожидаете, что вам объяснят, как обращаться с инструментами, научат разным техникам рисования. Вместо этого учитель подводит вас к холсту и начинает рассказывать о том, какие «художники» были в прошлом. Затем прочитает правила безопасности о том, чего ни в коем случае нельзя делать с кистями, красками и холстом. Затем приведет множество классификаций для кисточек и красок. Потом будет долго рассуждать о том, как тяжела и ответственна работа художника, какие профессиональные качества необходимы, чтобы с ней справляться. И, под конец, устроит вам строгий устный экзамен.
Как бы вы оценили качество обучения в этой школе?

Фигня.
В книге «Как относиться к себе и людям» Н.И. Козлов предложил разделять психологию на теоретическую и практическую. Точно также я предлагаю разделять педагогику. Разница между теоретической и практической педагогикой также велика, как разница между игрушечным и настоящим автомобилем.

Теоретическая педагогика дает мало полезных знаний, но это не значит, что их нельзя найти в других источниках. Если интересно, вот список литературы, по практической педагогике, который я могу порекомендовать читателю:

Гиппенрейтер Ю. Б. "Общаться с ребенком – Как?"
Байярд Роберт Т., Байярд Джин «Ваш беспокойный подросток»
Владимир Леви «Нестандартный ребенок»
Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины»
Карен Прайор. «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей»
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
Януш Корчак «Как любить ребенка», «Когда я снова стану маленьким», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых»
Любая из этих книг содержательнее, чем целый курс педагогики, изучаемый в ВУЗе.

Sergey
12.08.2007, 22:10
1.5 Правдивая история детства

Эпиграф: о чем молчит педагогика?

Каждая наука начинается со своей истории. В центре внимания вузовской теоретической педагогики всегда находятся педагоги прошлого и их теории. Ну что ж, история, как история, иногда даже интересная, но... Какая-то пресная. Описываются теории, но очень уж скупо повествуется о том, как жили современники педагогов, как они относились к детям. Создается впечатление, что отношения родителей и детей прошлого не так уж отличались от современных.

Конечно же, это впечатление обманчиво.
Ну да, Демокрит придавал большое значение личному примеру, Руссо – свободному воспитанию, а Лесгафт – воспитанию в семье. А современные педагоги (вот молодцы!) обобщили весь опыт прошлых поколений и, поэтому, стали самыми умными.

Ура?
Настоящая история практической педагогики – это история детства, история эволюции отношений родителей и детей. Эта история содержит много страниц, описывающих тысячи лет невежества и предрассудков.

Почему я считаю необходимым ознакомить вас с этой мрачной историей? Не потому, что желаю шокировать. Я считаю, что, только зная прошлое, можно по достоинству оценить то, чего мы достигли в настоящем.

Я изложу лишь основные факты из истории детства. С более подробной версией вы может познакомиться, прочитав книгу Ллойда Демоза «Психоистория» (главе «Эволюция детства»).

История детства - это кошмар, от которого мы только недавно стали пробуждаться. Чем глубже в историю - тем меньше заботы о детях и тем больше у ребенка вероятность быть убитым, брошенным, избитым, терроризированным и сексуально оскорбленным.
Ллойд Демоз


В древности ребенка легко могли убить из-за физического недостатка или из опасений, что ребенка будет трудно прокормить. Родители чаще оставляли в живых мальчиков, чем девочек. В 79 семьях, получивших гражданство Милета около 228-220 гг. до н. э., было 118 сыновей и 28 дочерей

Детей часто приносили в жертву богам. Такой обычай существовал у многих народов: ирландских кельтов, галлов, скандинавов, египтян, и др. Даже в Риме, оплоте цивилизованного мира, детские жертвоприношения полулегально существовали.
Умерщвление детей считалось нормой вплоть до четвертого века нашей эры. Лишь 374 г. н.э. стараниями церкви был принят закон, осуждающий убийство детей. Тем не менее, убийство незаконных детей было обычным делом вплоть до девятнадцатого века.
В средневековье, на смену убийству пришли другие способы отказа от детей. Ребенка отправляли к кормилице, в монастырь, в дом другого знатного рода в качестве слуги или просто продавали в другую семью.
Традиция отдавать детей была столь сильна, что существовала в Англии и в Америке до восемнадцатого века, во Франции - до девятнадцатого, в Германии - до двадцатого. В 1780 г. глава парижской полиции дает такие ориентировочные цифры: каждый год в городе рождается 21000 детей, из них 17000 посылают в деревни кормилицам, 2000 или 3000 отправляют в дома для младенцев, 700 вынянчиваются кормилицами в доме родителей, и лишь 700 кормят грудью матери.

Дети всегда и везде плохо питались.Даже в богатых семьях считалось, что рацион детей, особенно девочек, должен быть очень скудным, а мясо лучше давать в очень небольших количествах или не давать вовсе.
Со времен Рима мальчики и девочки всегда прислуживали родителям за столом, а в средние века все дети, за исключением разве что Членов королевской семьи, использовались как слуги. Лишь в девятнадцатом веке использование детского труда стало предметом обсуждения.
До восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Орудиями битья были разнообразные кнуты и хлысты, палки и многое другое. Даже принадлежность к королевской семье не освобождала от побоев. Уже будучи королем, Людовик XIII часто в ужасе просыпался по ночам, ожидая утренней порки. В день коронации восьмилетнего Людовика высекли, и он сказал: «Лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли».

Только в эпоху Возрождения стали всерьез поговаривать, что детей не следует бить так жестоко, и то люди, говорившие это, обычно соглашались с необходимостью битья в разумных пределах.
Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где до сих пор 80% родителей признаются, что бьют своих детей.
Когда наказание битьем стало выходить из моды, потребовалось другие наказания, чтобы делать детей послушными. К примеру, в восемнадцатом и девятнадцатом веках стало очень популярном запирать детей в темноте.
Еще с древних времен чтобы сделать детей послушными, взрослые пугали их всякого рода страшилищами. Большинство древних соглашалось, что было бы хорошо постоянно держать перед детьми изображения ночных демонов и ведьм, всегда готовых их украсть, съесть, разорвать на куски.
В средневековье детей часто выводили всем классом из школы, чтобы они посмотрели на повешение, родители также часто брали детей на это зрелище. Считалось, что вид казней и трупов полезен для воспитания детей.
Одно время, роль «пугала» для детей брала на себя церковь. После Реформации сам Бог, который «обрекает вас геенне огненной, как вы обрекаете пауков или других отвратительных насекомых огню», был главным страшилищем для запугивания детей.

Когда церковь перестала возглавлять кампанию по запугиванию, появились новые страшные персонажи: приведения, вервольфы и др. «Нянька взяла моду утихомиривать капризного ребенка следующим образом. Она нелепо наряжается, входит в комнату, рычит и вопит на ребенка мерзким голосом, раздражающим нежные детские уши. В это же время, подойдя близко, жестикуляцией дает понять ребенку, что он будет сейчас проглочен».

Традиции запугивания детей стали подвергаться нападкам лишь в девятнадцатом веке.
До двадцатого века маленьких детей было принято оставлять одних. Родители редко заботились о безопасности детей и предотвращении несчастий.
До восемнадцатого века детей не приучали ходить на горшок, а ставили им вместо этого клизмы и свечи, давали слабительное и рвотное, независимо от того, были ли они здоровы или больны. Считалось, что в кишечнике детей таится нечто дерзкое, злобное и непокорное по отношению ко взрослым. То, что испражнения ребенка плохо пахли и выглядели, означало, что на самом деле где-то в глубине он плохо относится к окружающим.

Известный педиатр восемнадцатого века Уильям Бачэн сказал: «Почти половина человеческого рода погибает во младенчестве из-за неправильного ухода или его отсутствия».

Sergey
12.08.2007, 22:10
1.6 Уроки прошлого

Эпиграф: Нужно бороться со старыми предрассудками, чтобы победили новые.
Владимир Голобородько.

Какими бы дикими ни казались деяния наших предков, не спешите их осуждать. Да, детям в прошлом приходилось нелегко, но и у взрослых жизнь была не райская. Методы родителей кажутся бессмысленно жестокими. Но наши предки так не думали. Напротив они считали свои методы правильными и полезными. И детей своих они пусть по-своему, но любили.

Дикости, к сожалению, хватает и в наше время. Старые предрассудки заметно ослабли, но не исчезли. Да и то, перемены произошли далеко не везде. В некоторых африканских странах учителя в школах используют хлыст, чтобы наказывать детей и загонять их в школу на занятия. В глубинке Китая, где живут крестьяне, до сих пор сильны традиции прошлого. Здесь могут убить ребенка, если родителям не понравится его пол.

Зачем далеко ходить? Разве не дикость то, что происходит в некоторых отечественных детских домах?
Каждый народ должен пройти свой собственный путь, прежде чем избавится от дикости и предрассудков. То, что мы сейчас живем в более благополучном обществе – заслуга наших предков, а не наша собственная. Давайте же своими силами в своей стране (или хотя бы семье) поможем изжить хоть часть современной дикости. Тогда и у нас будет повод для гордости.

Ура!
Кстати, один из самых вредных предрассудков прошлого, актуален и в наши дни. В психологии это явление называется проекцией. Проекция – это эмпатия наоборот. Эмпатия к ребенку означает, что взрослый может представить себя на месте ребенка, понять его чувства. Проекция же означает, что взрослый неосознанно воспринимают ребенка как будто он тоже взрослый, приписывает ему свои собственные чувства и желания, наказывает за домыслы.
«Посмотрите, как она строит глазки! Как снимает мужчин - она настоящая секс-штучка!» - говорит мать о побитой дочери двух лет.

Проекции были обычным явлением в отношениях родителей и детей прошлого. Значительное ослабление проекций произошло лишь в 18 веке. До этого времени, мало кто из родителей мог сблизиться с ребенком, понять его чувства.

По этой причине, я не слишком доверяю авторитету педагогов прошлого. Не случайно, самые выдающиеся педагоги-воспитатели появились уже в 20 веке.
В наши дни, проекции все еще встречаются достаточно часто.
– Ну, поймите! Послушайте меня! – с полными слез глазами просит ученик.
– И слушать тебя не хочу! Нет тебе оправдания! – отвечает учитель.
В этой ситуации учитель, уже домыслил за ученика мотив и вынес приговор. Но и дома в семьях, подобное встречается настолько часто, что впору писать переводчик для взрослых - что означают слова и действия ребенка.

Разумеется, дети тоже далеко не всегда понимают взрослых. Не удивительно – они же берут пример с нас – взрослых.

Sergey
12.08.2007, 22:11
1.7 Эпоха гуманизма

Эпиграф: "Война - это акт гуманизма" (Д. Рамсфилд, министр обороны США)

Самые значительные изменения в отношении родителей и детей произошли в двадцатом веке. Пришло время международных соглашений, деклараций, конвенций и манифестов. Людей стали интересовать вопросы защиты прав человека, женского равноправия, прав ребенка и др. Наступила эпоха гуманизма*.
*Сноска внизу страницы: Вообще-то движение гуманизма возникло в эпоху Возрождения, но современный гуманизм имеет с тем гуманизмом мало общего.

Как произошло, что в 20 веке взрослые стали уделять больше внимания детским проблемам? Вспомним историю. Обе мировые войны оставили огромное количество детей-сирот. Многие из них впоследствии оказались связаны криминальным миром.

Тяжелые времена родили педагогов-героев, таких как А.С. Макаренко и Януш Корчак. Для решения проблемы требовались активные действия на государственном уровне.

В 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую Декларацию прав ребенка. Смысл декларации был в том, что детям нужно предоставлять условия для нормального развития, защищать от эксплуатации, оказывать поддержку в тяжелое время испытаний.

В 1946 г. был создан детский фонд ООН - организация ЮНИСЕФ. Первоначально Фонд предназначался для помощи обездоленным малолетним жертвам Второй мировой войны. Позже, организация взяла на себя решение задач по оказанию помощи детям во всем мире.

В 1959 году ООН приняла новую Декларацию прав ребенка. По сравнению с Женевской декларацией, в ней более жестко указывалось, что общество должно защищать ребенка, его честь и достоинство. Общество должно предоставить ребенку все условия для его развития, включая питание, жилище, развлечения, медицинское обслуживание. Ребенок должен воспитываться в условиях любви, понимании дружбы на благо обществу.

20 ноября 1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. С этого времени весь мир ежегодно отмечает 20 ноября, как Всемирный день ребенка.

Декларации, принятые до этого, имели рекомендательный характер. Другое дело конвенция, которая является правовым стандартом. В конвенции впервые заявлено, что ребенок имеет право, а родители и государство отвечают за то, чтобы это право соблюдалось. В конвенции особо подчеркивается, что решать проблемы ребенка нужно в семье.

Конечно же, декларации и конвенции ничего бы не стоили, если бы у людей не менялись представления о детях и их воспитании. Эти представления нашли отражение в литературе. Вспомните добрые детские книжки: «Алиса в стране чудес» (Льюис Кэрролл, 1864), ««Приключениях Тома Сойера» (Марк Твен, 1876) «Король Матиуш Первый. Король Матиуш на необитаемом острове.» (Януш Корчак, 1923), «Мэри Поппинс» (Памела Трэверс, 1934), «Маленький принц» (Антуан де Сент-Экзюпери, 1945), «Пеппи длинный чулок» (Астрид Линдгрен, 1945), «Малыш и Карлсон» (Астрид Линдгрен, 1955).

Это ведь не только книги для детей, но и книги взрослым о детях! С середины двадцатого века, к книгам подключилось и телевидение: фильмы, мультфильмы, детские передачи.

Учителя, психологи и даже детские врачи начали разрабатывать новые концепции обучения, воспитания и развития ребенка.

Именно сейчас, трудами этих людей, практическая педагогика обретает свой облик.

Sergey
12.08.2007, 22:12
1.8 Гуманистическое воспитание

Эпиграф: Спаси дерево - убей бобра! (какой-то гуманист)

Идеи гуманизма помогли справиться с предрассудками прошлого. Тем не менее, гуманизм оказался палкой о двух концах. Некоторые современные гуманисты в своих убеждениях доходят до абсурда.

В штате Флорида Кэт и Харланд Барнард, родители 17-летнего Бенджамина и 12-летней Кит, объявили забастовку в связи с тем, что их дети не помогают им по хозяйству.
По словам 45-летней К.Барнард, она и ее 56-летний муж испробовали все методы, чтобы заставить детей вести себя как следует: плакаты воспитательного содержания, лишение карманных денег, консультации у психолога. Каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что Бенджамин не предложил матери помочь скосить траву на газоне, хотя ей только что сделали операцию.
Неделю назад родители установили перед домом палатку и несколько лозунгов, один из которых гласит: "Бастуют родители". Спят они на надувных матрасах в палатке, едят барбекю и заходят в дом только для того, чтобы помыться в душе. Дети живут в доме, едят то, что приготовят себе сами из замороженных полуфабрикатов.
За противостоянием отцов и детей наблюдает местная полиция, учителя и работники социальных служб. Местные стражи порядка три раза приезжали к дому Барнардов, но не пытались вмешаться.
17-летний Бен не очень доволен забастовкой и вниманием прессы. Однако его сестра говорит, что понимает родителей и намерена исправиться, передает Би-би-си.

Забавная ситуация? Только не для американских родителей, связанных по рукам и ногам множеством запретов Речь идет не только о физических наказаниях (кстати, если вздумаете шлепать ребенка, пока находитесь в западных странах, рискуете оказаться за решеткой). Но, даже такие наказания как лишение карманных денег, сладкого или возможности играть со своими игрушками, может быть сочтено слишком жестоким.
Американские дети знают свои права. В этой стране считается нормальным, когда дети доносят на своих родителей. Нужно ли говорить, что воспитание детей во многих семьях превращается в проблему?

Я не против запретов. Но запреты должны быть разумными. Множество запретов на тему, как нельзя воспитывать ребенка, не научат родителя, как можно. И вовсе не гарантируют, что результат воспитания будет удовлетворительным.
Но некоторые родители пошли даже дальше. Представьте себе школу, в которой дети могут делать все, что вздумается: рисовать на стенах, ездить на велосипеде, нецензурно ругаться. Ни экзаменов, ни контрольных. Любой урок можно пропустить. Ученик может выбить школьное окно и его не накажут. Все учителя преданы идеям развития у детей врожденных творческих способностей. Их задача не научить ребенка, а заинтересовать.

Это не вымысел, такая школа действительно существовала в США, в городе Сиэтл. Школа «Море и песок» начала свою работу в 1970 году. Это был экспериментальный проект учителей и родителей, которые придерживались общих убеждений, что ребенку необходима свобода, его нельзя принуждать. Школа была платной, обучение ребенка обходилось в кругленькую сумму.

Эх, на что не пойдешь ради своего ребенка?
Вот некоторые принципы, которых старались придерживаться учителя и родители:
1. Взрослые не имеют права требовать от ребенка послушания. Дети должны быть свободны, а взрослые должны относиться к ним, как к равным.
2. Строго запрещаются любые наказания.
3. Не следует просить детей выполнять какую-либо работу, пока им не исполнится 18 лет.
4. Родители не должны требовать, чтобы дети говорили им "спасибо" и "пожалуйста".
5. Нельзя вознаграждать ребенка за хорошее поведение. Вознаграждение - это скрытая форма принуждения.
6. Успеваемость ребенка в школе является его личным делом, родители не должны вмешиваться в этот вопрос.

Запреты, запреты, запреты. По сути, запреты свелись к следующему: «Если взрослые не будут мешать, из ребенка обязательно вырастет талантливый творческий человек!»
Вот воспоминания одной из учениц:
Если мне надоедало заниматься математикой, меня мирно отпускали в библиотеку сочинять рассказы. Историю мы изучали путем воспроизведения самых маловажных ее элементов. В течение одного года мы толкли кукурузу, строили вигвамы, ели буйволятину и выучили два индейских слова. Это была ранняя история Америки. На другой год мы мастерили причудливые костюмы, лепили горшки из глины и богов из папье-маше. Это была культура Греции. А еще через год мы все изображали прекрасных дам и закованных в броню рыцарей, и это означало, что мы изучаем средневековье. Мы пили апельсиновый сок из оловянных кубков, но так и не узнали, что такое средние века. Они остались для меня некой Терра Инкогнита.

Не обучение, а сказка. Проблемы начались через несколько лет, когда учеников выпустили в жизнь. Воспоминания той же самой ученицы:
Когда мы покинули стены школы, недавние счастливые дети оказались никому не нужными. У нас появилось ощущение своей полной никчемности... Куда бы мы ни пытались поступать, мы неизбежно оказывались слабо подготовленными и недостаточно развитыми в культурном отношении.
Некоторым из нас реальная жизнь оказалась не по силам. Один из моих школьных друзей покончил с собой два года назад, после того как его в двадцать лет исключили за неуспеваемость из самой слабой школы в Нью-Йорке...
Преподаватели часто интересовались, как мне удалось поступить в старшие классы. Однако я сумела, хотя и с большим трудом, осилить не только среднюю школу, но и высшее образование (сначала закончить двухгодичный колледж, потому что на полный курс обучения меня нигде не хотели принимать, а потом Нью-Йоркский университет), испытывая к науке то неизменное отвращение, которое мне было привито в школе. Меня до сих пор поражает, что я получила степень бакалавра гуманитарных наук, и я предпочитаю считать себя бакалавром естественных наук...
И теперь я понимаю, что действительная задача школы заключается в том, чтобы увлечь ученика многообразием знаний, а если увлечь не удается, то втянуть его в этот процесс насильно. И жаль, что со мной так не поступили.

Грустная история. Особенно грустно, что подобные «альтернативные» школы до сих пор существуют в США и закрывать их никто не собирается.

Sergey
12.08.2007, 22:12
1.9 Воспитание или принцип?

Эпиграф: Если человек никак не хочет поверить в ваш гуманизм, то можно
попробовать пытки.

Интересно, в чем же все-таки просчитались основатели школы «Море и песок»? Добрые родители и учителя делали все с заботой о детях. Почему же вместо того, чтобы помочь детям, они создали им проблемы?

Родитель рассуждает так. Если кто-то насильно ограничивает мою свободу, он нарушает мои права. Я никому не позволю нарушать свои права! А разве мой ребенок хуже меня? Он тоже имеет право на свободу. Значит, я не должен его принуждать.

Родитель поступает так, будто маленький ребенок ровня ему, будто он обладает его умом, знаниями и опытом. Родитель видит в ребенке самого себя. Это - проекция, эмпатия наоборот.

Истинная забота о ребенке должна строится не на проекциях, мнимой заботе, а на эмпатии, на понимании его реальных потребностей и проблем, а не тех, которые мы сами себе выдумываем. И эти реальные проблемы иногда требуют от родителя жестких действий. Довольно часто, родители по идейным соображениям, оказываются на эти действия не способны.

Мне вспоминается передача «Суперняня», про воспитательницу, которая приходит в семьи и помогает решать проблемы с воспитанием детей. Семья, где родители слишком слабые и не справляются с маленьким ребенком, представляет собой плачевное зрелище. Ребенок не слушается и постоянно закатывает истерики, родители подавлены. Уговоры, подкуп, наказания – все пасует перед своевольным ребенком. Покормить ребенка, поиграть с ним, сводить на прогулку, уложить спать – все оборачивается проблемой. Ребенок знает болевые точки родителей и без зазрения совести использует их, чтобы управлять родителями. Жизнь в семье превратилась в кошмар, и этот кошмар может длиться годами.

И вот приходит Суперняня. Поначалу она просто живет в семье, наблюдая картины семейной жизни. Несколько дней спустя, у нее уже достаточно информации и она начинает действовать. Она дает указания родителям и те их выполняют. С удивлением они обнаруживают, что методы няни действительно работают. Конечно, сами бы они их ни за что не применили бы. У них «принципы», они не готовы к решительным действиям. Благодаря суперняне, они на своем опыте убеждаются, что все классно работает, а ребенок не несет никакого ущерба.

Через неделю этой классной жизни няня уходит, чтобы дать возможность родителям самим попробовать делать то, чему они научились. Подавляющее большинство родителей после ухода суперняни совершают одну и ту же ошибку. Они возвращаются к прежним отношениям с ребенком, пытаясь использовать приемы, которым научились. Приемы конечно хороши, но работают они только в системе. А они эту систему нарушают! Через неделю жизнь в семье возвращается к привычному кошмару.

Родители искренне не могут понять, почему в присутствии суперняни все работало, а без нее – перестало. Причина же в том, что родители хотели избавиться от своих проблем, но не хотели менять свою жизнь и свои гуманистические взгляды на воспитание. А это, увы, невозможно.

К счастью, суперняня все это знает. Она возвращается в семью и проводит работу над ошибками. Родители, которые уже вкусили хорошей жизни, не хотят возвращаться к прежнему кошмару. К тому же теперь они поняли, что вся их прежняя система воспитания, все их прежние взгляды – ничего не стоят. Так что со второй попытки все получается как надо.

Если родители слишком озабочены своими гуманистическими принципами, то и воспитание ребенка ведется ради этих принципов, а не ради пользы для ребенка и родителя.

«Ну хорошо», - скажет читатель, - «Так – неправильно, эдак – неправильно. А как правильно?». Что ж, это законный вопрос. Предлагаю вместе поискать на него ответ. Но уже не в этой сказке.

Sergey
12.08.2007, 22:12
1.10 Воспитание детей в разных странах

Эпиграф: Пролетарии всех стран – соединяйтесь!

Завершить сказку я хочу рассказом о том, как воспитывают детей родители в разных странах мира. Каждая страна по-своему уникальна. Воспитание детей неотделимо от культуры и условий жизни людей. В одних странах воспитанию детей уделяют больше внимания, в других – меньше.
И все же, есть страны (к которым, без сомнения, относится и Россия) в которых вопросы воспитания детей имеют особое значение. Я напишу только о четырех странах: Германия, Финляндия, Япония и США.

Немецкое воспитание

Воспитание в семье
Немцы часто говорят: «Порядок – это половина жизни». Немецкий стиль воспитания - четкая организация и последовательность.

Маленьких детей обычно укладывают спать в 20.00, а то и раньше. Телевизор - строго по расписанию. Днем - обязательная прогулка. Ребенок должен быть на свежем воздухе, даже, если он сопливит и температурит (на температуру до 38 градусов здесь никто не обратит внимания). Дети гуляют только в специально отведенных местах – на детских игровых площадках, в парках и скверах.

С самого первого дня жизни ребенка, родители много внимания уделяют обустройству его быта. В каждой немецкой квартире есть детская комната, которую ребенок украшает вместе с мамой и папой. Там его территория и позволено все. Что касается остальной квартиры – строгость и порядок. Малыш не должен трогать папины вещи или валяться в постели родителей. Чужое брать нельзя, играть только в те предметы, которые находятся в детской.

Да, мы к подобному порядку не приучены. Но может быть поэтому немцев так удивляет наша универсальность мышления?
Никто не оставляет малыша с бабушкой или соседкой. Это просто не принято. Маленького ребенка мама берет с собой. Очень часто можно встретить молодую маму, путешествующую с малышом, которому и месяца еще нет, в "сумке-кенгуру" или вообще, привязанным к маме большим платком. Младенец спокойно спит, а мама прогуливается по городу, посещает супермаркет, останавливаясь у цветных витрин, или просто попивает кофе с приятельницами.

Немцам больше свойственны эмоциональная близость и «принятие» своего ребёнка таким, как он есть. Молодые родители очень трепетно относятся к своим чадам, но чрезмерной опекой не балуют: Упал? – Вставай сам! Мокрые штанишки? - Не беда, после прогулки сменим, испачкал руки или залез в лужу? - Ребенок познает мир!

Это замечательное качество немецких родителей. В нашей стране, к сожалению, гораздо чаще встречаешь закомплексованную мамашу, которая отругает ребенка за любую ошибку.
У каждого малыша есть своя копилка Sparschwein. Даже маленькие дети законно получают от родителей карманные деньги, копят, учатся экономить и планировать свои собственные маленькие покупки. На рождество каждый малыш получает не только подарки, но и небольшие денежные суммы, для пополнения своего бюджета.

Детские сады
Детские сады в Германии – это одна из достопримечательностей этой страны.

Детские сады хорошо обустроены. В каждом детском саду обязательно есть большая комната, где много строительных кубиков, конструкторы, машины - дети строят замки, железную дорогу. Еще одна отдельная комната - кукольный дом, где много кукол и всевозможных игрушек для игр в куклы. Там же стоит большой стол для рисования.
Есть в садике и комната для отдыха. В этой комнате почти нет мебели, просто на полу лежат много матрасов и подушек, здесь дети по желанию отдыхают или играют в спокойные игры. Здесь целый день звучит музыка. В этой комнате читают книги, отдыхая от шумных развлечений и прогулок. Имеется специальная комната-спортзал для активных игр, там стоят детские тренажеры, снаряды, мячи. Конечно, при каждом детском саду есть большой и обустроенный двор. На прогулке детям выдают велосипеды, машины для катания, в каждом дворе устроены песочницы, летом – маленькие бассейны.
Игрушек в детских садах очень много, сломанные просто выбрасываются. А родители повзрослевших воспитанников часто приносят в детский сад надоевшие домашние игрушки.

У детей в детском саду абсолютная свобода. Если ребенку надоели общие игры и развлечения, он может спокойно заняться своим делом. Или просто выбрать игрушку и посидеть тихонечко в своем уголке.

Немецкие малыши постоянно что-то мастерят: на праздниках, в детских садах, в своей комнате. Очень популярны, поэтому, многочисленные и разнообразные выставки детских работ, с вручением призов и подарков. А воспитательницы постоянно совершенствуют свои креативные способности, посещая всевозможные курсы, а потом, внедряют все новое и интересное в работе с детьми.

В детских садах очень популярны детские базары. Там родители могут принести и продать за символическую сумму старые вещи своих детей, а сами дети продают свои поделки, а потом, на выручку, устраивается торжественное чаепитие, где родители могут спеть, потанцевать и поиграть со своими детьми и при участии всего коллектива воспитателей.


Школа
Критерий готовности к школе у немцев – вовсе не умение читать и писать, а достаточная социальная зрелость ребенка: его способность совместно с другими ребятами выполнять задания, понимать и соблюдать правила игры, концентрировать внимание, подчиняться дисциплине, доводить до конца начатое дело до конца.

С точки зрения немецких педагогов, незнание алфавита в шестилетнем возрасте – совсем не беда, на то и школа, чтобы этому научить, а вот если ребенок отправится в класс, не будучи психологически готовым к школьной жизни, он вполне может стать тем самым трудным учеником, с которым годами мучаются родители и педагоги.

Немецкие учителя начальной школы довольно строго оценивают знания учеников и не склонны баловать их отличными оценками. «Отметки надо не в подарок получать, а зарабатывать!» - считают они. С ними солидарны и детские психологи: «Если детям слишком легко будут доставаться отличные оценки в начальной школе, то в средней школе им не миновать стрессов».

Детей постоянно пересаживают. Постоянная смена соседей позволяет детям не замыкаться на одном-двух друзьях, а лучше узнать одноклассников, и главное - воспитывает в них терпимость, сдержанность и психологическую гибкость.

Нет возможности сравнить успехи нашего ребенка с результатами его одноклассников: успеваемость детей является в классе «военной тайной». Немецкий учитель обычно не хвалит во всеуслышание лучших учеников, не отчитывает публично худших, не сравнивает успехи детей, даже не объявляет вслух оценки за очередную контрольную работу, одним словом, не делает ничего такого, что могло бы травмировать ребенка, унизить его достоинство. Даже шестилетний человек имеет право на то, чтобы его личные достижения или неудачи не становились всеобщим достоянием

Праздники
Что такое детский праздник в Германии? Творчество!
Очень популярны на праздниках гримерные работы. Дети с удовольствием подставляют лица для раскрашивания. Это увлечение немецких детишек поддерживается и используется, как один из видов развлечений, на городских праздниках. В парках устанавливаются гримерные, дети терпеливо стоят в очереди к художнику, выбирают в красочных альбомах свой образ. Дети разгуливают по городу в образе смешных котят, загадочных фей, страшных монстров и веселых клоунов.

Главная забава во всех детских парках – надувные батуты и горки для лазанья – все бесплатно. В разных местах парка устанавливаются мастерские: гончарные, художественные, швейные, цветочные, по плетению корзин – отдых и творчество одновременно! С праздников дети уносят домой собственные поделки, призы и сладости. Все это, повторюсь, совершенно бесплатно. Организацией этого процесса занимаются многочисленные общественные организации, которые финансируются частично городскими учреждениями, частично членами этих обществ.

Финское воспитание

Воспитание в семье
Финляндии отношение к ребенку с момента его появления на свет – как к полноправному гражданину страны. Сразу после рождения он получает паспорт. Заботы о воспитании детей в финской семье супруги несут более или менее поровну, хотя выращивание младенцев все-таки считается женской обязанностью.

Родители не имеют права повышать голос на ребенка в общественных местах. «Воспитывать» можно только дома. А за попытку отшлепать чадо при всем честном народе можно схлопотать солидный штраф или даже срок. Детей в раннем детстве практически не воспитывают, позволяют "стоять на ушах".

Право на детский сад имеют все малыши страны по достижении ими 10 месяцев жизни. Детское питание в садике бесплатное. В обычные сады принимают еще и детей-инвалидов. Дети с ущербным здоровьем тянутся за сверстниками, а в итоге многим из них еще в раннем возрасте удается восстановить жизненные функции.

Предполагается, что дети, существа талантливые, в дошкольном возрасте должны естественным путем усвоить два языка, как правило - финский и шведский.

Школа
Финская школа – это что-то действительно необычное.

Полное доверие ребят к учителям, чувство защищенности от покушений на свободу личности – основа основ здешней педагогики. Главное, по мнению учителей, мотивировать, а не заставлять учиться. Учеников щедро хвалят и поощряют за их успехи. Наказания же наоборот – редкость. "Плохих" учеников нет.

Кстати об учителях. Средняя зарплата школьного педагога в Финляндии составляет 2 500 евро в месяц для учителя полного дня. Высокая зарплата платится учителю не просто так. Практически все школьные преподаватели страны обладают степенью мастера наук или ученым званием профессора по своему предмету. Работают учителя много. Кроме проведения уроков, два часа в день у учителей уходит на консультации учеников, встречи с родителями, подготовку к завтрашним занятиям, общие с детьми творческие проекты, педсоветы.

В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту. Профессия учителя считается очень почетной. Иногда на одно место претендуют до 12 человек. Предпочтение отдается молодым - в пенсионном возрасте, который для женщин и мужчин начинается с 60 лет, уже никто не работает.

В стране нет школьных инспекторов. Учителям принято доверять, а бумажная волокита сведена к минимуму. На самом деле, надзор присутствует, но в другой форме. В Финляндии все дети, с ясельного возраста и до достижения совершеннолетия, состоят на учете в социальной службе. Ее представитель ежемесячно навещает подопечных дома и проводит своеобразный мониторинг семей - заносит в компьютер возраст, образование родителей, уклад семьи и испытываемые ею проблемы.

Не правда ли, изящное решение? Не за учителями надо следить, а за детьми. Проверять, чтобы у ребенка все было хорошо, и не только в школе, но и в семье.
Родители принимают активное участие в жизни школы. Каждую неделю по средам проводится родительский день. Родители заранее получают приглашения, в которых они должны отметить, в какую среду и в какое время они придут в школу. Вместе с приглашением родители получают анкету, в которой им предлагается ответить на вопросы: «Как ученик чувствует себя в школе?», «Какие темы приносят ему радость?», «Какие вызывают тревогу?», «Каковы отношения с одноклассниками?».

«Больше полезных знаний!» - вот девиз финских педагогов. Учеников готовят к реальной жизни и дают те знания, которые действительно могут пригодиться. Например, финские дети со школьной скамьи реально представляют, например, что такое налоги, банки, справки.

Если на уроке литературы демонстрируется учебный фильм, но ученику не хочется его смотреть, он может взять любую книгу и читать. Важно не мешать другим. На экзамен можно приносить любые справочники, книги, пользоваться Интернетом. Важно не количество заученных текстов, а умеет ли ученик справочником или Сетью – то есть привлекать все нужные тебе ресурсы к решению текущих проблем.

Каждый четвертый школьник Финляндии нуждается в дополнительных занятиях с учителем. И они имеют такую возможность, каждый ребенок – индивидуально. В среднем, дополнительные занятия проводятся по два-три раза в неделю.

Отдельно стоит упомянуть совместные проекты в финских школах. Школьники вместе планируют, воплощают и обсуждают результат. Например, организуют детское кафе, для дворовых малышей. И чтобы приносило прибыль. Или решают, сколько надо посадить деревьев, чтобы спасти экологию в окрестностях школы. Один высчитывает смету, другой бежит в муниципалитет прояснять ситуацию с качеством воздуха, третий заказывает в Интернете саженцы, четвертый фотографирует, пятый готовит репортажи с места событий, творческое сопровождение и устную презентацию проекта. Потом собирают школу или класс и публично отчитываются, делятся нажитым опытом с товарищами. По принципу: «Приобретение – в отдаче!»

Думаю, у многих родителей и учителей появился законный вопрос: не получится ли так, что с подобным подходом ученики на выходе из школы окажутся безграмотными? Практика показывает, что нет. Финские школьники в среднем показали самый высокий уровень знаний среди школьников из других стран во всем мире.

Сколько людей критикуют школу за то, что она дает мало полезных знаний. Опыт финских учителей показывает, что школа может быть другой – действительно полезной. И, самое главное, уровень знаний от этого не пострадает.
Японское воспитание

Воспитание в семье
До 5 лет японцы обращаются с ребенком, как с королем, с 5 до 15 лет – как с рабом, а после 15 – как с равным. Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать.

Если с маленьким ребенком что-то случается, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт.

Японка не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. Как правило, дети настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности. Дом и семья с детства воспринимаются местом психологического комфорта, а мать - олицетворением его.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. До 5 лет ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо».

Мальчики и девочки воспитываются по-разному. В сыне видят будущую опору семьи. Его учат преодолевать трудности. Девочек готовят к домашней работе.

Школа
Задача средней школы – воспитание, задача старшей школы – подготовка к поступлению в вуз.

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Детей учат избегать прямого соперничества, т.к. победа одного неминуемо может означать «потерю лица» другого. Пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. Также для этой цели применяют спортивные игры.

В школе должны быть все похожи. В японских школах не будут поощрять творчество и стремление отличаться от других. Более того, такое поведение со стороны кого-то из учеников может вызвать жесткие нападки со стороны одноклассников. Это явление в японских школах и получило название «идзимэ». Сегодня в японской педагогической печати подчеркивается наличие «острой потребности в творческой личности».

Группы детей поочередно проводят уборку своего класса, коридоров, туалетов и школьного двора. Цель - формировать трудолюбие, старание, умение преодолевать себя, подчинять свои чувства интересам коллектива, управлять своими эмоциями.

В Японии в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников: доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья. Особо тщательно разрабатывается меню для детишек. Рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Советы о «вкусной и здоровой пище» даются родителям воспитателями и даже заведующими детских учреждений.

Для японского учителя все дети равны. Среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Поэтому, нет специальных программ, как для одаренных, так и для отстающих детей. Нет в школах и «второгодников».

Исследования учителей показывают, что 95% детей способны отлично освоить любой школьный материал, если учитель его хорошо объяснит. К сожалению, объяснять материал так, чтобы его освоили все ученики, занимает слишком много времени. Как же с этой проблемой справились Японские учителя?
Дело в том, что кроме обычных школ, существуют еще и репетиторские – так называемые «дзюку». Обычная школа дает знания массово, Дзюку рассчитана на индивидуальный подход. То, что не понял утром в школе, вечером объяснят в Дзюку.

Японцы вообще очень заботятся о том, чтобы их дети получали хорошее образование. Для Японца образование - это билет в жизнь.
Недавно в японских школах была введена замечательная традиция: привлекать старых японцев и японок, чтобы они преподавали детям ручные ремесла. От такого нововведения все выиграли. Старики довольны тем, что их помнят и ценят. Молодые японцы, привыкшие больше к работе с компьютером, с интересом учатся делать что-то своими руками.


Американское воспитание

Воспитание в семье
Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

Американская семья - живое воплощение демократии. Американские родители на каждом шагу советуются со своими чадами, обсуждая с ними разные вопросы. Детей сызмальства приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти сгодятся сегодня на обед или куда податься отдохнуть - во Флориду или в Калифорнию. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить досуг.

Американские дети могут спорить и с родителями, и с учителями. Для индивидуалистов-американцев это всего лишь форма выражения собственного мнения и активного восприятия того, что слышишь, равно как и способ утвердиться в своих правах.

Трудовой этике детей обучают с малых лет. Путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги); продолжается этот путь, когда мальчуган подрабатывает почтальоном, а девчушка - сиделкой, ну а вытекает все в первый самостоятельный поход в магазин или ресторан. Впервые купив на свои собственные деньги бутылку лимонада в придорожной палатке, ребенок, из какой бы семьи он ни был, в первый же раз вкушает прелесть финансовой независимости.

Наказывать ребенка физически запрещается строго-настрого. «Пускай в ход слово, а не руки», - так принято в Америке. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб).
В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия, то и уголовному наказанию.

Школа
С помощью системы школьного и семейного воспитания детям стараются прививать чувство независимости и уверенности в себе, а также умение самовыражаться. Этот идеал внушают детям начиная с детского сада - в процессе игры «покажи-ка - расскажи-ка!», помогающей ребенку обрести самоуверенность и самоуважение в разговоре с воспитателем или учителем о том, что ему нравится больше всего и чего он добился сам. В данном случае упор делается не на механическое запоминание, а на то, чтобы учить детей самостоятельности, прививая им умение искать, анализировать и находить выход из того или иного положения самостоятельно.

Чувство независимости воспитывается пocтeпенно - на освященных временем традициях, равно как и чувство ответственности. Детей с шестилетнего возраста приучают оставаться в гостях на ночь. Школы, общественные и частные организации предоставляют детям возможность отправиться на выходные в путешествие и провести лето в лагере отдыха. Высший знак независимости - собственные «колеса». Во многих штатах подросткам разрешается водить автомобиль с шестнадцати - семнадцати лет. Вождение считается делом настолько серьезным, что в большинстве американских школ даже ввели специальные водительские курсы.

Американцы придают большое значение воспитанию патриотизма. Даже в подготовительном классе каждый день занятия начинаются с хорового прочтения "pledge of allegiance", клятвы на верность Соединенным Штатам.

Детей приучают быть законопослушными гражданами и следить за тем, чтобы их товарищи тоже были законопослушными. Принято доносить и это считается нормальным.

Америка – как большой котел, в котором варятся представители разных национальностей и культур. Поэтому, проблема воспитания терпимости – одна из основных для американской педагогики. Например, состав класса и закрепляемый за классом учитель меняются здесь каждый год. Перед началом каждого учебного года школа сознательно переформировывает классы, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников.

Тест — это важнейшее звено американской системы обучения. По существу, весь учебный процесс нацелен на натаскивание школьника на тест, на привитие тех навыков, без которых сдача теста будет невозможной. Как результат — из школьной программы удаляются все ненужные предметы. Или преподаются, но в минимальном объеме.

Тома
13.08.2007, 07:34
можешь не продолжать. Смысл твоих стенаний и так ясен.
"В рот положили, но не разжевали.....приходится самому....вот гады....."

Sergey
13.08.2007, 08:37
Спасиб тебе, Тома, на добром слове. :D

"В рот положили, но не разжевали.....приходится самому....вот гады....."
Сколько жвачку вообще жуй не жуй - все равно ничего не изменится. :rolleyes:

можешь не продолжать.
Собственно, критическая часть моих стенаний почти закончена. Педагогику и критиковать то больше не за что. Есть еще многое из того, что можно с пользой разжевывать. ;)

А вот какое впечатления производит текст, мне действительно интересно. Пишу то, что думаю, но не уверен, насколько это интересно другим читателям. Тома, например, восприняла как жалобу. :)

Сэнкс
13.08.2007, 08:54
Стиль мне нравится. Читать интересно. И примеры есть исторические, и из собственной жизни примеры. Понравилось замечание про эмпатию.

Метафора про художественную школу - очень понравилась.

Есть интуитивное представление о том, что название "сказка" и номера пунктов для всех разделов - не совместимы.

Еще есть подозрение, что эта сказка появилась в результате работы по предложению НИКа над общей книгой про воспитание.

Che
13.08.2007, 18:45
Сергей, интересные идеи, обобщение, форма. Создается ощущение целостности. Стиль - гладкий, четкий, написано по-печатному. :yes:

Shved
13.08.2007, 22:26
Познавательно Сергей!
Теперь я знаю, чего я избежал, не поступив, в педогогический ВУЗ. А ведь пед. ВУЗы были в списках на поступление... ГЫ... )))

Sergey
14.08.2007, 01:03
Друзья, спасибо за ваши отзывы. Скоро будет продолжение. :)

Тома
14.08.2007, 03:25
Еще есть подозрение, что эта сказка появилась в результате работы по предложению НИКа над общей книгой про воспитание

Есть еще подозрение, что копируется стиль НИКа......


Тома, например, восприняла как жалобу.

Стенания-все же более точное слово.

Sergey
14.08.2007, 09:56
Еще есть подозрение, что эта сказка появилась в результате работы по предложению НИКа над общей книгой про воспитание.
:yes:

Есть еще подозрение, что копируется стиль НИКа......
Даже не сомневайтесь - так оно и есть! ;)

Иеро
14.08.2007, 12:39
Sergey

Пасиб, весьма интересно. Нечто подобное я сам испытывал, изучая академические учебники и академические курсы психологии. Слава обстоятельствам, что меня не занесло учиться по этой теме в ВУЗ, иначе бы отбил он мне охоту полностью.

Возвращаясь к педагогике, могу сказать, что она так же как и психология находится сейчас в развивающейся стадии. Да, хотя педагогика уже имеет тысячелетнюю историю, но по ней так и хочется сказать:
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.

Тома
15.08.2007, 07:18
Сергей, вдумайся, за что ты критикуешь педагогику, точнее её преподование в ВУЗах.
Ты критикуешь своих учителей за то. что они не дали тебе Абсолютно Всегда Правильного Метода Воспитания. ....А есть ли он вообще?

Ты спасибо должен сказать своим учителям за то, что они не навязали тебе какой то один способ как Абсолютно и Всегда Правильный, они оставили тебе свободу выбора, свободу собственного творчества.

Иеро
15.08.2007, 12:18
ТомаТы критикуешь своих учителей за то. что они не дали тебе Абсолютно Всегда Правильного Метода Воспитания. ....А есть ли он вообще?Ты в этой теме несколько невнимательна, ИМХО. Лично я вижу куда больше другую направленность критики Сергея. Не в методы воспитания, а в общий подход к преподаванию педагогики вообще. То есть к тому, что

использующийся подход преподавания и построения учебного материала скорее отдаляет учащихся от понимания возможных принципов, по которым можно строить свою педагогическую практику, чем приближает к ним.

Антуанетта
15.08.2007, 12:36
Sergey

С интересом почитала, спасибо. :)

Я согласна с тобой в главном - педагог имеет дело с живыми людьми, а наука педагогика полна сухой теории, во многом формальна и оторвана от жизни - но значит ли это, что теории не должно быть вообще? Идея твоя очень интересна и актуальна, стиль изложения легкий, читабельный. А вот стиль критики науки педагогики, по-моему, несколько категоричен.

По твоему общению на форумах, мне ты представлялся человеком лояльным, доброжелательным, поэтому меня сразу покоробил твой неожиданный смелый стеб над педагогикой - издевательства, насмешки, прямые обвинения в некомпетентности. Ну, например:

так, воспитательные методы: требование, приучение, пример, поощрение, наказание. Ни слова о том, кого, когда и как нужно воспитывать. Ни единого примера.

Точно также педагогика лихо разбирается с приемами воспитания. Большая глава о стилях и моделях воспитания сводится, по сути, к тому, что бывают три стиля: авторитарный, демократический и попустительский. На этом заканчивается раздел книги, посвященный воспитанию.

Зачем же автор пытается систематизировать знания, которыми сам не владеет?
На основании чего такие выводы? Чем данные классификации плохи, кроме того, что к ним нет примеров? Ты бы предложил другие - или ты вообще за то, чтоб обойтись без каких бы то ни было классификаций?
Стиль похож на то, как НИК стебется, например, над абсурдностью Библии, но он это делает очень ловко, логично, после чтения же твоих насмешек лично у меня порой остается недоумение.
Не очень поняла главу 1.3 Педагогика – защита от дураков, в твоем примере на открытом уроке инспектор сделала (на мой взгляд, справедливо) заключение, что «учитель не смогла создать достаточный уровень мотивации учащихся», ты посчитал это формализмом, отпиской. А ЧТО, на твой взгляд, она должна была написать, сделать, будь она компетентна - этого я не поняла.

А вообще, с интересом жду продолжения.:)

Sergey
15.08.2007, 18:54
Антуанетта
Я согласна с тобой в главном - педагог имеет дело с живыми людьми, а наука педагогика полна сухой теории, во многом формальна и оторвана от жизни - но значит ли это, что теории не должно быть вообще?
На мой взгляд, современные педагоги слишком поторопилась оформить Педагогику в научную дисциплину. Педагогика еще не прошла этап накопления знаний. Научность, декларативность, ссылки на авторитеты прошлого (у которых, на самом деле, нечему учиться)... Я не имею ввиду, что все это вообще никому не нужно. Но если говорить о накоплении действительно полезных педагогических знаний, то я говорю однозначно - весь этот балласт не только не помогает, но и мешает.

На основании чего такие выводы? Чем данные классификации плохи, кроме того, что к ним нет примеров? Ты бы предложил другие - или ты вообще за то, чтоб обойтись без каких бы то ни было классификаций?
Я говорил не о классификации, а подводил итоги раздела, посвященного воспитанию.

Что касается классификации – она нормальная. А вот глава, посвященная этой классификации – хоть и большая, но на редкость бесполезная.

после чтения же твоих насмешек лично у меня порой остается недоумение.
Ну что ж, буду стараться писать понятнее. :)

А ЧТО, на твой взгляд, она должна была написать, сделать, будь она компетентна - этого я не поняла.
Так я не к инспектору цепляюсь. Скорее, к сложившейся системе. И к педагогике, которая эту систему обслуживает.

Какая у этой системы может быть альтернатива – отдельный вопрос. Но, как показывает опыт наших финских коллег, альтернатива действительно есть.

А вообще, с интересом жду продолжения.
Пишу. :) Правда, уже не на тему педагогики. Там все больше насчет истории.

Sergey
15.08.2007, 19:21
Тома
Ты спасибо должен сказать своим учителям за то, что они не навязали тебе какой то один способ как Абсолютно и Всегда Правильный, они оставили тебе свободу выбора, свободу собственного творчества.
Да, твои слова разумны.
Но цель «сказки» - не в том, чтобы устроить крестовый поход против педагогики. Я пишу свои собственные размышления о том, как я смотрю на сложившуюся систему, почему она меня не устраивает. Обосновываю необходимость другой педагогики, которая будет собирать практические знания.

То же самое можно написать и без «стеба» над педагогикой, но... Почему бы и да? :)

Собственно, вся сказка лишь прелюдия, к тому, над чем я буду работать дальше.

Андрей ОК
16.08.2007, 13:34
В общем, по поводу формы и языка изложения хочу присоединиться к вышеизложенным похвалам.

По смыслу вот какое замечание. Ты прямо отвергаешь все прошлые "народные" методы воспитания, употребляя слова "ужас", "кошмар". Не боишься выплеснуть с водой прошлой "педагогики" и объект педагогики - ребенка?

ИМХО, во многих "недиких" странах маятник качнулся в противоположную сторону - не менее извращенную. Я уже высказывал свое возмущение по поводу того, что в Америке и кой-где в Европе нельзя оставлять детей одних дома до 12 лет. Также есть и другие законодательные (общественно-воспитательные) инициативы, которые мне кажутся очень вредными.

Что ты об этом думаешь?

Sergey
16.08.2007, 13:47
Я думаю, что ты верно говоришь. Этому и будут посвящена следующая глава - современному гуманизму и проблемам, которые он порождает.

Sergey
21.08.2007, 01:23
Написал продолжение. Еще две главы к сказке. Кроме того, подправил предыдущие главы в соответствии с полученными замечаниями.

Тома
21.08.2007, 06:53
Из за "рваного" стиля а-ля Козлов мысль автора ускользает от меня. Может это сделано для того, что бы я задумалась над этим вопросом, но я и так думала и свое мнение имею, а приведенная аргументация и примеры слишком слабые.

Sergey
21.08.2007, 09:58
Согласен. Восьмая глава получилась запутанной, особенно в конце. Я еще буду дорабатывать

Che
22.08.2007, 21:43
Сергей, а как воспитать в детях эмпатию? :)

Sergey
25.08.2007, 23:48
Che (http://project.megarulez.ru/forums/member.php?u=545) (http://project.megarulez.ru/forums/member.php?u=545)
Сергей, а как воспитать в детях эмпатию?
Хороший вопрос. :) На мой взгляд, основной способ - это личный пример родителя. В этом смысле, интереснее вопрос: как воспитать во взрослых эмпатию.

Подробно на эту тему я пока писать не буду. Но этот вопрос обязательно будет затронут в другой части книги.

Кстати, я на черновик закончил "Сказку о педагогике" (см. первую страницу темы).


Так что жду ваших отзывов.