PDA

Просмотр полной версии : Когнитивная психологика


Che
12.06.2007, 19:08
Чтобы изучить такое довольно сложное явление как человеческая психика, упростим ее сначала до уровня понятных моделей. Постепенно, усложняя модель, можно будет придти к целостному и полному пониманию психики, и не только человеческой, а к общему пониманию, что есть психика.

В качестве простейшей модели рассмотрим машину Алана Тьюринга на бесконечной ленте. Она представляет собой каретку, ползающую по бесконечной расчерченной на клетки ленте. В каждой клетке записан символ. Каретка в каждый момент находится в неком определенном состоянии. Каретка выполняет следующие действия: считывает символ из той клетки, на которой она находится, в зависимости от своего состояния и от считанного символа записывает в клетку новый символ, передвигается влево или вправо по оси.

http://img145.imageshack.us/img145/1734/turingmachine2blz1.gif (http://imageshack.us)

Например, на этом рисунке (http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Turing_machine_2b.gif) показан фрагмент ленты, содержащей символы 0, 1, В, и каретка в состоянии q1.

Машину Тьюринга можно считать простейшей моделью познания, или взаимодействия Субъект - Мир, где в качестве Субъекта выступает каретка, а в качестве Мира - бесконечная лента.

{ Замечу в скобках, что в описание модели познания уже входит модель внешней среды, или мира, ибо она задана с не меньшей точностью, чем сам субъект. :rolleyes: }
Теперь переходим к самому интересному. Рассмотрим машину Исследователя Тьюринга с Памятью, сокращенно машину ИТП (в отличие от ИТД - машины Исследователя Тьюринга Доработанной, которую мы рассмотрим позже).

Машина ИТП кроме собственных состояний обладает еще и памятью о тех клетках ленты, на которых она уже ползала. Процесс познания происходит у нее следующим образом. Свежая каретка помещается в клетку ленты. Будем для удобства считать эту клетку нулевой, состояние каретки - начальным состоянием (условно, "на-сос"), буфер памяти - пустым. Дальнейшее поведение клетки заключается в том, чтобы ползать влево и вправо от нулевой клетки, уползая все дальше то в одну, то в другую сторону, заполняя свой буфер памяти о ленте соответствующими символами, при условии что соответствующая ячейка памяти еще не занята. Символы на ленте и состояние каретки при этом не меняются. Этот процесс может продолжаться бесконечно. Но для интереса внесем в эту модель какой-либо случайный фактор, произвольным образом изменяющий значения символов в клетках. Это может быть, например, другая каретка, к примеру, простая машина Тьюринга, которая тоже ползает по ленте и меняет символы произольным образом. Заползая на уже знакомую клетку, наша ИТП сравнивает написанный там символ с тем, который хранится у нее в буфере памяти. Если эти символы не совпадают, у ИТП возникает когнитивный диссонанс, и, условно говоря, ее начальное состояние меняется на состояние "ког-ди". Теперь уже в зависимости от своего состояния, символа в клетке и записи в памяти ИТП начинает менять символы. Простейшая ИТП при несоответствии всегда меняет символ в клетке на тот, что хранится у нее в памяти. Если каретка попадает на клетку, где символ совпадает с символом в памяти, ее состояние снова меняется на "на-сос".

Нерассмотренным остался вопрос, что происходит, если каретка в состоянии "ког-ди" попадает на клетку, где она еще не была. В таком состоянии, она должна была бы вписать в эту клетку символ из своей памяти, но поскольку соответствующая ячейка еще пуста, а вписать что-то надо, такая ИТП сама становится случайным фактором, и вписывает в клетку некоторое произвольное значение из тех, что хранятся у нее в памяти, и его же записывает к себе в память.

В последнем случае ее знания об окружающей среде перестают пополняться. Зато у ленты начинают пополняться знания о каретке - или иными словами о себе в других местах. Благодаря простоте этой модели, она дает наглядное представление о процессах познания и психике в целом.

:)

Che
13.06.2007, 20:54
На примере ИТП можно пронаблюдать простейшую модель мультиличности. Каретка в состоянии "на-сос" - это одна подличность каретки, спокойная, уравновешенная, познающая, тогда как каретка в состоянии "ког-ди" представляется собой совершенно другую подличность, с другими поведением - более агрессивную и не склонную к познанию ленты.

Иеро
13.06.2007, 21:21
Если честно, то всякие попыткт сравнить психику и машину Тьюринга, как минимум некорректны. Ибо последняя - чёткая, условно говоря - цифровая система, а психическое реагирование - это набор весьма условных весовых сравнений, ассоциативных связей и много другого, что напрямую невозможно перевести в чёткую систему двоичной или вообще - математической логики.

Che
13.06.2007, 22:26
А я и не пытаюсь найти корректное сравнение. :o

Похож на листик мотылек,
Похож на трактор кот урчащий,
Горяч как солнце уголек,
Звучит как речь ручей журчащий.

Похож на льва известный Некто
Хоть сравнивать и некорректно. :p

Che
16.06.2007, 03:27
Общение двух машин Тьюринга происходит не напрямую, а посредством считывания из клеток символов, написанных другой машиной. Такой способ коммуникации является прообразом речевого сообщения.

Например, машина по имени Шеннон заползает на некоторую клетку (назовем ее коммуникационной зоной или, сокращенно, коммунизон), вписывает в нее символ "А" и отползает в сторону. После этого машина по имени Колмогоров заползает в коммунизон и считывает символ. Таким образом, Колмогоров получает некоторую информацию о Шенноне, однако не всю. Состояние Шеннона, а также содержимое его мемо-буфера остаются для Колмогорова загадкой.

Далее Колмоговоров оставляет в коммунизоне свой символ, предположим, "Б", и отползает в сторону. Так происходит общение двух машин Тьюринга. Для теоретических целей мы можем предположить, что этот процесс бесконечен.

Che
04.07.2007, 01:32
Наползавшись и наобщавшись вволю, Шеннон и Колмогоров возжелали усовершенствования до машины ИТД, стали требовать расширения пространства и функционала, а пуще всего желали поиграть. Их Создательница и Творчиха Че взялась за апгрейд не на шутку, доведя его до абсурда.

В первую очередь было расширено пространство для ползания с одномерной ленты до расчерченной на клетки плоскости. Соответственно у машин появилась дополнительная свобода передвижения. ИТД могут перемещаться по четырем направлениям: ЗЮВС (Запад, Юг, Восток и Север). Плоскость была назвала Исходным Уровнем, или 0(нуль)-уровнем. Не удовлетворившись двумя измерениями Че создала бесконечное количество плоскостей-уровней, связаных между собой топологией, отличной от обычной трехмерной, а именно: уровни не упорядоченны, т.е. не возможно сказать, какой из них выше. С 0-уровня можно попасть сразу на 4-уровень, с 4 на 7, а с 7 на -366 (минус триста шестьдесят шесть). Очевидно, что номера присвоены уровням условно, лишь с целью их идентификации до тех пор, пока Шеннон и компания не придумают им более осмысленные названия. Клеточки, из которых возможны транзиты между уровнями, называются порталами.

Расширив пространство, Че усложнила отдельные его ячейки - клетки. Теперь они хранили не один символ, а всю историю записей в клетке, с указанием авторов. Так, ячейка, содержащая в начале символ А и трижды переписанная машинами Белый, Красный и Лесник будет содержать цепочку примерно такого вида:
А - аноним
Б - Белый
Г - Красный
Х - Лесник.

Соответственно этому изменению, у ИТД появилась возможность считывать всю историю в свою память. Уточню, что переписывать историю они пока не могут - не доросли. Изменять они по прежнему могут лишь последний символ. Впрочем, они могут менять содержимое собственной памяти по своему усмотрению.

Внутренние состояния машин преобразовались следующим образом: появилась возможность запоминать частоту изменения сознания и в зависимости от этого присваивать машинам те или иные роли. Например, машина в состоянии на-сос занимается тем, что считывает символы из внешней среды в свой буфер памяти, поэтому ей может быть присвоена роль Читатель. Машина, пребывающая в основном в состоянии ког-ди меняет написанное в клетках, за это она названа Агрессор.


К внутреннему состоянию и ролям добавился также параметр Интенция, т.е. намерение машины. К интенциям относятся стремления попасть на какую-то определенную клеточку(цель), перейти на другой уровень, остановиться (т.н. самотерминирующая интенция), выполнять некоторое определенное действие (мании), избегать определенных клеточек и/или действий (фобии), заполнять свой буфер памяти (стремление к саморазвитию), найти путь, т.е. клеточки, помеченные определенным образом (духовное развитие), изменить состояние (авантюризм) и другие. {Заметим, что в данной версии пространства клеточек, помеченных "путь", не предусмотренно. Соответственно, некоторые из стремлений машин являются нереализуемыми прямо и требуют некоторой изобретательности.}
Поведение машины может соответствовать ее интенции, противоречить, либо не зависеть от нее. Интенция может меняться в зависимости от роли, состояния, считанной клеточной истории и т.д. И наоборот, следование интенции влияет на состояние машины и прочая.

Что может заставить машину отступиться от своей интенции? Тут нет однозначного ответа. Чаще всего это противоречие между интенцией и выполнением действий соответствующих роли. Также свои коррективы вносят другие машины, которые в свою очередь стремяться реализовать свою интенцию. Ясно, что из двух машин, желающих занять одну и ту же клеточку, лишь одна удовлетворит свое стремление. Такое положение дел пораждает неизвестное ранее явление, а именно: соревновательные игры.

Примечание. Создательница Че (она же Демиурка) оставляет за собой право менять условия существования Шеннона и компании по своему усмотрению, даже если изменения идут в пику реализации интенций машин ИТД.

:)

Che
08.08.2007, 22:02
Однажды Шеннон пошел в книжную лавку, а Колмогоров был продавец.

- Что угодно? - спросил Колмогоров.
- Шопенгауэр свежий? - ответил Шеннон.
- Только что привезли.
- Отлично. Мне три килограмма взвесьте, пожалуйста.
- Вот три килограмма. Вам завернуть?
- Да, мне налево завернуть.
- Прекрасно. Налево - отличный заворот. Только будьте осторожны, там ступеньки.
- Сколько?
- Пол-четвертого.
- Благодарю.

И Шеннон ушел.

Che
08.08.2007, 22:27
Шеннон сидел под стулом и дрожал, он был мышь. Его душа сидела на стуле и писала письмо шариковой ручкой с фиолетовыми чернилами. Колмогоров стоял над душой. Он ничего не писал. Он орал. Крик вылетал из глубины его горла. Горло было перехвачено металлическими кольцами и поддерживалось двумя медными подпорками по бокам. Вылетевший крик терял свою целостность, распадаясь на тысячи блестящих заноз. Занозы падали на стол, стул, письмо, шариковую ручку и душу. До Шеннона ничего не долетало. Он сидел под стулом.

Che
08.08.2007, 22:34
Однажды Колмогоров пошел в лес за ягодами с корзинкой и встретил там Шеннона. У Шеннона тоже была корзинка, только он пришел не за ягодами, а за грибами. Воздух пах сосновой смолой, ветер шумел хвоей, из темных ельников тянуло прохладой, от нагретой дороги поднималось тепло. Посмотрите, как они похожи: Шеннон и Колмогоров, Колмогоров и Шеннон.

Che
13.09.2007, 01:20
После нового года Шеннон решил податься в грабители. Взялся за это дело серьезно: поехал в хозяйственный магазин и купил там грабли. Много грабель. Штук тысячу. Или, точнее, примерно двадцать восемь. Привезя все грабли домой, он расставил их вдоль стен, в коридорах, в ванной, в спальне, в прихожей, на кухне, около зеркал, столов, шкафов и пианино. Еще около стульев, трюмо, секретера, сейфа, шреддера(для уничтожения документов, удостоверяющих личность), окон, дверей и из трех грабель устроил каркас треугольной пирамиды прямо посредине комнаты. Закончив все приготовления, он достал из кармана телефон, позвонил Колмогорову и пригласил его в гости.

"Уже еду," - сказал Колмогоров.
"Уже иду открывать дверь," - подумал Шеннон.

Che
25.11.2007, 01:47
Со временем Шеннон и Колмогоров породили целые народы, которые и заселили собою Исходный Уровень и некоторые другие, до каких смогли добраться. Белый, Красный и Лесник также породили целые народы. Их наименования в обратном порядке: лешичи, красичи, беляне, колмые горцы и шенноняне.

Размножение ИТП и ИТД происходило по принципу объектно-ориентированного создания подклассов. Подкласс наследовал часть функционала родительского класса, другую часть перекрывал, а также добавлял некоторые функции от себя. На первых порах ИТДяне и ИТПяне порождали подклассы однополым способом. В последствии эта ситуация поменялась, и подклассы стали возникать сразу от двух или более классов, объединенных вместе.

Народы эти выработали в процессе эволюции свои языки, эпос и мифологию.

Наша настоящая работа посвящена изучению эпоса с целью расшифровки.

Ниже мы приводим одну и ту же легенду на языке шенноняней и колмых горцев, так как они нами лучше всего изучены на настоящий момент.

Вариант шеннонян

Ката-пире пореруле за потитаке. За пире се нют Скарнетке Сопритке.
Порк чомпэске Скарнетке Сопритке стопелетк, за стэ порекэ, му зорекэ.
Пореруле колдэ-колдэ - стэ колдэ.
Потитаке колдэ-колдэ - стэ колдэ.
Порк умштаке порскомаке, помпиком остамаке - стопелетк умпштомаке и фселене.
Пореруле сюкеме.
Потитаке сюкеме.
Му Скарнетке Сопритке потеремке:
Стэ сюкеме пореруле.
Стэ сюкеме потитаке.
Бу чомпэске сови стопелетк, стэ зорекэ, му порекэ.


Вариант колмых горцев

Счэм ы скэм пы жы. Ы жы э ногр фсяф марзуказяпаляф.
Ы бурк фсяф марзуказяпаляф ыыфон, ы онк тю, ы брямкатум.
Счэм лбу лбу, онк олбу.
Скэм лбу лбу, онк олбу.
Ы хмяк ступяборк, суфон оспроборк, ыыфон бряк ы олборк.
Счэм еньк.
Скэм еньк.
Ы фсяф марзуказяпаляф пру:
Онк еньк счэм.
Онк еньк скэм.
Ы бурку гогр ыыфон сю, онк брямкатум, ы тю.

Che
16.01.2008, 22:50
Колмогоров шел всегда прямо, никуда не сворачивая, только вперед.
А Шеннон постоянно ходил вокруг да около, юлил, изворачивался, нарезал круги.
Колмогоров был подобен стреле, выпущенной из лука, лучу, отражающемуся от кристальногладкой поверхности луны.
А Шеннон походил на окружность, дугу или спиралевидную раковину улитки.
Можно сказать, они были противоположностями друг друга, Шеннон и Колмогоров, Колмогоров и Шеннон. Когда пришел Лесник, все изменилось, ибо он взял природу Шеннона и соединил ее с природой Колмогорова, потому что ему надо было сделать телегу, чтобы перевозить сено с полей. Круглые колеса Лесник насадил на прямые оси.
Чтобы сделать для телеги руль, Лесник использовал одновременно противоположные природы Красного и Белого, но это уже другая история - об управлении телегой.

Che
06.10.2016, 22:29
Вчера посмотрели фильм про Алана Тюринга. Называется "The Imitation Game".

Тюринг во время второй мировой войны работал на английское правительство, помогал расшифровывать радиограммы закодированные с помощью немецкой шифровальной машины Энигма. По некоторым оценкам, его криптографическая деятельность способствовала сокращению войны на 2 года и сохранению жизней миллионов людей.

Позже он стоял у истоков современных компьютеров - которые тогда назывались машинами Тюринга.

Он умер в 42 года. Официально было признано, что он покончил с собой (отравился цианистым калием). Но считается, что это могло быть и случайное отравление.

BOBA
07.10.2016, 10:56
да, фильм понравился. а Шеннон - икона, это да
http://book.kbsu.ru/theory/chapter3/shannon.html