PDA

Просмотр полной версии : Типология личности в риск-анализе


квит
20.05.2015, 17:01
Есть задача - выявление однородных групп риска с различных сферах человеческой деятельности

как пример прикладной задачи - анализ рисков в автостраховании

сейчас в качестве факторов, влияющих на риск, учитываются

1. характеристики авто - модель, год выпуска, мощность двигателя
2. характеристики водителя - стаж, возраст, пол

в каких то страховых компаниях набор факторов больше, в каких то меньше


В связи с последними темами по типологии, возникли вопросы

1. существует ли связь (причинно-следственная или корреляционная) между различными классами в какой-либо классификации и рисками

2. как оценить влияние принадлежности индивида к классу на риск? (если оно существует)

3. какая типология лучше подходит под такую задачу?


приглашаются все желающие :)

DENYA
20.05.2015, 21:36
В связи с последними темами по типологии, возникли вопросы

1. существует ли связь (причинно-следственная или корреляционная) между различными классами в какой-либо классификации и рисками

До исследования на этот вопрос достоверно ответить невозможно... И вряд ли кто-то такое проводил, разве что где-то в рамках курсовой....


2. как оценить влияние принадлежности индивида к классу на риск? (если оно существует)


Пойти от обратного. Изучить характеристики индивидов, уже разбитых на классы по степени риска. Готовых. Или же, например, собрать водителей, которые за 5 лет попали в несколько аварий. Которые попали в 1 аварию и которые не попадали вообще. Проверить их хотя бы с помощью тестирования по какой-либо методике. Ну хотя бы тест Кетелла. Или MMPI. Затем уже смотреть к какой класс какие результаты попадают. Ну и оценить статистическую достоверность этого. Но опять же в строгом смысле влияние мы не изучим. Лишь какую-либо вазимосвязь, например, корреляционную.


3. какая типология лучше подходит под такую задачу?


приглашаются все желающие :)

Да мне кажется, что изначально тут не от типологии личности надо плясать, а от более элементарных вещей. Например, локус контроля. Переключаемость внимания. Ну это мое мнение. А так надо подумать. Типология же - чем проще, тем лучше, и под которую существуют нормальные вменяемые тесты. Например, Личко.

квит
21.05.2015, 09:52
локус контроля. Переключаемость вниманиянавскидку какие особенности могут влиять

- склонность к опасностям, потребность в адреналине

- повышенная нервозность (одна граница)

- повышенная заторможенность (другая граница)

Типология же - чем проще, тем лучше

это да

DENYA
21.05.2015, 10:03
Навскидку для начала мне кажется стоило бы для начала покопаться в типах не характера, а темперамента (сила, уравновешенность, подвижность нервной системы, экстраверсия-интроверсия). Подойдет, думаю, для этого, даже опросник Айзенка. Можно добавить локус контроля (человек считает, что все, что происходит вовне - вне зоны его контроля, или же он склонен считать, что все зависит от него).
Опять же вопрос склонность к риску - тут, мне кажется, слишком ограничивающая формулировка. Человек, к примеру, может водить и осторожно, и вовсе не жаждать рисковать, но по какой-то причине попадать в аварии.
Еще можно попробовать измерять уровень личностной тревожности.

Вот примеры исследований:

http://studopedia.net/12_100686_sklonnost-k-risku-i-lichnostnie-kachestva.html
"Водители с послужным списком аварий и нарушений изучались Хойос (Hoyos, 1965) на предмет мотивации достижения и привычек вождения. Высокомотивированные испытуемые чаще всего действовали после предварительного расчета риска, их нарушения не касались непосредственно вождения (как, например, перегрузка машины, вождение без прав, нарушение правил стоянки). В отношении самого вождения люди, предпочитавшие чрезмерно высокий риск и стремившиеся свести риск к минимуму, тем реже были виновниками ДТП, чем выше был их уровень мотивации достижения. Ориентированные на неудачу люди более сознательно относились к выполнению всех правил дорожного движения, в то время как мотивированные на успех поступали так, только если считали это разумным и целесообразным.
Хекхаузен Х. 2001, с. 83–84"

http://www.abw.by/archive/190/v-bisuk.htm
"- Могли бы вы дать психологическую характеристику постоянных нарушителей Правил дорожного движения?
- Водители, часто совершающие ДТП, менее общительны, имеют более низкий интеллектуальный уровень, недовольны жизнью, напряженны, вспыльчивы и раздражительны. На безопасность движения влияет общее состояние водителя. К примеру, лица с повышенным артериальным давлением в три раза чаще оказываются нарушителями правил дорожного движения. "


http://tukachev.flogiston.ru/blog/?p=418
"Еще в 70х годах прошлого века Л.Шоу и Г. Сайкел в своих исследованиях обнаружили, что водители, часто попадавшие в аварии, имели высокие показатели нейротизма и экстраверсии, чем водители, которые в авариях не оказывались (см. график ниже).
Иными словами, вероятность попадания в ДТП у эмоционально стабильных интровертов-водителей (флегматиков) ниже, чем у нейротичных экстравертов-водителей (холериков)."

http://www.zavedi.ru/articles/?id=528
Портрет «безаварийного» и «водилоопасного» водителей
Обобщая сделанные выводы в единое описание можно сказать, что реже попадают в аварии нетревожные, неагрессивные, средне энергичные водители. Как правило, они – выраженные экстраверты с уровнем интеллекта не ниже среднего. Они не слишком скованны, но эмоционально устойчивы. Решения принимают самостоятельно, не ориентируясь на мнение общества.
Виновниками же аварий чаще всего становятся конформные и эмоционально неустойчивые личности.



А вот даже диссертация "Психологические особенности личности водителя и статистика ДТП": http://www.myshared.ru/slide/130588/

квит
21.05.2015, 10:07
Опять же вопрос склонность к риску - тут, мне кажется, слишком ограничивающая формулировка. Человек, к примеру, может водить и осторожно, и вовсе не жаждать рисковать, но по какой-то причине попадать в аварии.

ну, можно расширить - склонность притягивать неприятности :)

BOBA
21.05.2015, 10:21
прикольно. страхуешься на КАСКО, а тебе горку тестов.... для начала.... потом - беседу с психологом для правильной расшифровки. а если кредит берешь, + полиграф.

Mirana
21.05.2015, 10:42
Здесь скорее на стрессо-устойчивость стоит посмотреть. На поведение в условиях некоторого давления на психику. Первым изменяющим поведения фактором является посадка за руль:) Пешеходы и другие водители сразу превращаются в "козлов".

Второй момент - внимательность. Точнее, объем и детальность массива внешней реальности, который человек в состоянии отслеживать.

Существуют ли какие-то методики для оценки этих моментов... наверное, существуют, не знаю.

Хотя и при таком подходе "принцип люфта" никто не отменял.

Mirana
21.05.2015, 10:43
прикольно. страхуешься на КАСКО, а тебе горку тестов.... для начала.... потом - беседу с психологом для правильной расшифровки. а если кредит берешь, + полиграф.
На самом деле, горку тестов имеет смысл применять в ходе обучения вождению. Ещё лучше сажать за симулятор, и проверять реакции.

Red
21.05.2015, 11:13
Здесь скорее на стрессо-устойчивость стоит посмотреть. На поведение в условиях некоторого давления на психику. Первым изменяющим поведения фактором является посадка за руль:) Пешеходы и другие водители сразу превращаются в "козлов".



Проекции?

квит
21.05.2015, 12:33
прикольно. страхуешься на КАСКО, а тебе горку тестов.... для начала.... потом - беседу с психологом для правильной расшифровки. а если кредит берешь, + полиграф.

на кредит уже опросник есть - посмотри мою тему скоринг

ну а в качестве полиграфа сотрудник банка выступает пока

квит
21.05.2015, 12:38
год назад интервью представителя Ингосстраха на эхе


про сбор статистики через глонасс

отсюда
http://echo.msk.ru/programs/insurance/1328736-echo/

И.ЯМОВ – Да та же самая тема. Речь идет о том, что рынок только учится справедливо тарифицировать каждого конкретного водителя. Это зависит от двух вещей: как эксплуатируется автомобиль, то есть характер его использования, и от того, кто как водит. Поэтому есть некий средний показатель, который определяется по водителю, и мы на пороге революции, которая фактически уже состоялась. С появлением мониторинговых блоков на базе GPS, ГЛОНАСС запуск новых продуктов позволяет устанавливать справедливую цену и она для хороших водителей упадет драматически. У нас есть блистательные примеры, когда с помощью этого оборудования очень крупный корпоративный клиент снизил количество ДТП по вине своих водителей на десятки процентов, что фактически означает снижение цены полисов. Эти операторы есть. В данном случае мы говорим о 3S-Telematica, которая продвигает ГЛАНАСС, и мы этот ГЛАНАСС подвигаем,в том числе, через ОСАГО, и это будет, действительно, прорыв, когда человек, который, действительно, хорошо водит, платит меньше. Это принцип, который – мы бы очень хотели – состоялся. Хорошо ездишь — платишь меньше. Разница в цене будет 60-70%.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Анализировать, что будут – аварии, или то, как человек водит?

И.ЯМОВ – Будет выведена зависимость… Это просто настолько интересная и увлекательная работа. Мы сейчас меряем 16 параметров, и влияние каждого параметра в конечный тариф, который определяется количеством страховых случаев, оно просто потрясающее. Здесь не только здравый смысл будет работать, но и математические, реально подтвержденные данные. Вы понимаете, что если вы резко тормозите и резко ускоряетесь, вероятность того, что либо вы стукните, либо вас стукнут, она выше.

А.ДЫХОВИЧНЫЙ – Вот я это и хотел узнать. То есть это будут анализироваться и аварии, и то, как человек водит. То есть конечный результат плохого вождения и непосредственно результат плохого вождения.

И.ЯМОВ – Будет анализироваться, – какие параметры водительского поведения привели к тому, что у этого класса водителей аварий больше, чем у другого класса водителей. Уверенно можем говорить, что люди, которые гоняют, они бесконечно более рисковые, чем…. Люди, которые превышают разрешенный порог скорости – есть конечное значение, оно прямо скачкообразное, пороговое – если вы ездите быстрее, чем на 30 километров больше, чем разрешено, вы значительно более рисковый водитель, который уважает 60 километров в час. И таких ключевых характеристик очень немного, они есть, но работа потрясающе интересна. Как влияют ли пятна на солнце на аварийность? Влияют, но процент этого влияния не очень значителен. Но он есть.

DENYA
21.05.2015, 14:55
Здесь скорее на стрессо-устойчивость стоит посмотреть.

Второй момент - внимательность. Точнее, объем и детальность массива внешней реальности, который человек в состоянии отслеживать.

Существуют ли какие-то методики для оценки этих моментов... наверное, существуют, не знаю.



На внимание есть методики, разумеется. Например, таблицы Шульте. Есть методики и на стрессоустойчивость. Хотя бы даже опросники.

квит
21.05.2015, 21:07
А вот даже диссертация "Психологические особенности личности водителя и статистика ДТП": http://www.myshared.ru/slide/130588/

интересно, спасибо

ну вот в ней некоторые признаки учитываются, типа интроверсия/экстраверсия



Анализ различий частоты ДТП между подгруппами со средними, низкими и высокими показателями психологических характеристик Частота ДТП (в целом и с виновностью) у водителей с низкой выраженностью экстраверсии выше, чем у людей, высоко экстравертированных. Возрастает частота ДТП, не зависимо от виновности, от низкого к высокому уровню тревожности. Виновниками ДТП все они могут стать независимо от степени тревожности. Люди с высоким уровнем интеллекта попадают в ДТП (в целом) реже, чем люди со средним и низким. Водители с высоким уровнем эмоциональной устойчивости становятся виновниками аварий реже, чем те, у кого этот показатель низкий. Конформные люди чаще становятся виновниками аварий. Люди, сильно себя контролирующие (с высоким уровнем самоконтроля) попадают в ДТП чаще, чем те, у кого самоконтроль низкий (Возможно искажение? Стремление к самоконтролю) Чаще в ДТП попадают в целом и становятся их виновниками, как низко напряженные и неэнергичные, так и сильнонапряженные и энергичные водители.

Итого: Реже попадают в аварии нетревожные, неагрессивные, средне энергичные водители. Как правило, они – выраженные экстреверты с уровнем интеллекта не ниже среднего. Они не слишком скованны, но эмоционально устойчивы. Решения принимают самостоятельно, не ориентируясь на мнение общества. Виновниками же аварий чаще всего становятся конформные и эмоционально неустойчивые личности.


Разработка теста-опросника, включающего вопросы по шкалам: Агрессивность Самоконтроль Напряженность Экстраверсия Тревожность Интеллект Эмоциональная устойчивость Конформность Напряженность, энергичность

DENYA
21.05.2015, 21:30
В принципе, результаты-то, навскидку, есть уже, получается. А по последней презентации - пока вижу, что все основные признаки, по которым проводилась оценка, так или иначе относятся к свойствам нервной системы, как та же экстраверсия или тревожность.

квит
21.05.2015, 21:55
В принципе, результаты-то, навскидку, есть уже, получается.

получается да, даже если пока нету, копают в этом же направлении

с небольшими доработками те же результаты можно перенести на другие виды страхования

страхование от пожара - рассеянность, невнимательность (кстати, как ее измерить?)

страхование от несчастного случая - осторожность, ответственность (не пойдет по темным улицам)

предпринимательский риск - напористость, агрессивность, целеустремленность

как то так примерно

DENYA
21.05.2015, 22:07
страхование от пожара - рассеянность, невнимательность (кстати, как ее измерить?)

Хм, ну если не давать специализированные методики на измерение внимания непосредственно, как уже вышеупомянутые таблицы Шульте, то можно подыскать соответствующий опросник. Название навскидку не скажу, копаться надо.


страхование от несчастного случая - осторожность, ответственность (не пойдет по темным улицам)

предпринимательский риск - напористость, агрессивность, целеустремленность

как то так примерно

Вообще, если говорить про инструментарий, то он, думаю, уже есть. И опросники специальные, например, на склонность к риску. Основная проблематика, думаю, больше будет в адаптации полученных результатов для того, чтоб они позволяли актуариям страховых компаний делать прогноз или, к примеру, рассчитать скоринговый балл или поправочный коэффициент для оценки стоимости страховки.