PDA

Просмотр полной версии : FAQ для начинающего мессии


Губернатор
19.02.2007, 15:06
Вопрос: я открыл самую полную и всеобщую теорию всего на свете. Все, что этот мир знал ранее в корне неверно. Однако он, убогий, не хочет почему-то это признавать и зубами держится за свои старые мифы. Что делать?

Ответ: выпейте 0.5 л. огуречного рассола. Примите ванну и ложитесь спать. Хорошенько выспитесь. Послушайте успокаивающую музыку. Если не поможет, обратитесь в ближайшую наркологическую клинику. Должно пройти...

Вопрос: Этот мир находится на грани неминуемой катастрофы. Только я знаю как можно спастись! Но этот убогий мир не хочет меня слушать! Что делать?!!!

Ответ: Предоставьте этому миру получить ту судьбу, которую он заслужил. А сами воспользуйтесь советами из предыдущего ответа.

Вопрос: я переполнен великими и грандиозными идеями! Но меня никто не хочет даже выслушать! Что делать?!!!

Ответ: выберете из всех ваших идей одну, наиболее реалистичную и доведите ее до логического конца (до действующей модели, например), оформите панент, защитите диссертацию. Когда ваша идея начнет работать и приносить реальные деньги, вас слушать будут. Причем, чем больше денег, тем внимательнее. Если же ничего не выходит, воспользуйтесь ответом на первый вопрос.

Вопрос: я - гений, не никто меня не понимает. Что делать?!!!

Ответ: попробуйте озаботиться доступной для людей формой выражения своей гениальности. Если вы - художник, напишите, наконец, вашу гениальную картину и продайте на аукционе, если поэт - издайте, наконец, сборник ваших стихов, если психолог - продемонстрируйте на себе эффективность своих технологий... Сделайте ваши идеи легкими для понимания многих, проведите их "пиар", создайте им рекламу, покажите, что они работают. Если вы сами этого не умеете, найдите того, что это умеет и сделает это для вас за плату или по доброте душевной. Если же ничего не выходит, воспользуйтесь ответом на первый вопрос.

Вопрос: я умный, но бедный. Что делать?
Ответ: найдите глупого, но богатого. И скооперируйтесь.

Вопрос: я познал Истину, а никто за мной не идет. Что делать?
Ответ: доставьте другим удовольствие познать ее самостоятельно.

Вопрос: почему никто не верит, что я - воплощение живого Бога на земле?
Ответ: без предъявления чудес в боги не принимаем.

Вопрос: А может...
Ответ: ... лучше не надо!

SiberianTiger
20.02.2007, 13:46
"FAQ для начинающего мессии от консервативного реалиста" ;).

SiberianTiger
01.12.2007, 09:11
Не знал, куда поместить - поместил сюда.

Обычно о пирамиде говорят, имея в виду материальную область (зачинатели сорвали куш, рядовые участники потеряли деньги - АО МММ, либо зачинатели обеспечили себе долговременный доход, а рядовые сотрудники тяжело трудятся, нередко не окупая даже своих затрат - МЛМ). Да и применительно к сектантам говорят о "рядовых участниках, переписавших собственность на руководителей секты". Я же собираюсь поговорить о другой области реальности.


При обсуждении сайентологии у меня возникла мысль о том, что религии и секты, обещающие в той или иной форме личностное развитие и обретение преимущества по сравнению с обычными членами общества, дают его своим членам в очень неравной мере.

Старик привел примеры крутых российских сайентологов и пост-сайентологов - а рядовой сайентолог Армен, взявшийся отвечать на вопросы, признал (в опосредованной форме), что сам больше концентрируется на "общности сайентологов", нежели на обучении в рамках церкви, ОТКРЫТО предоставляющей немалые возможности обучения.

При этом многие из тех, кто стал крутым, в некотором роде был таковым и до вступления в секту, а другие стали еще круче после расставания с оной.


То же самое ИМХО касается и тренинговых организаций, которые просто более честны. Ведь основываясь на материальных транзакциях, - плате за конкретные тренинги, - а не на верованиях и "десятине", они получают клиента в свое распоряжение лишь на некоторое время, и дают ему конкретные навыки и результаты в обмен за заплаченные деньги.

А в рамках таких тренинговых организаций есть те люди, кто на энергетике тренинга несколько улучшил свою жизнь, и на том успокоился; есть те, кто продолжает инвестировать в себя, активно используя навыки; есть же те, кто не ограничивается одним тренингом, и встраивает тренинг(и) в канву своей жизни, осознанно формируя себя, и идя куда дальше, чем могут предложить тренинги для общей массы.


Интуитивно хочется выработать критерии оценки той или иной религии, секты или тренинговой организации на предмет того, что именно они дают рядовым участникам, и какого уровня позволяют достичь верхушке. Также хочется оценить, на кого по сути ориентирована организация/структура.

Рыжий Кот
31.07.2017, 01:56
Свидетели Выготского: как в МГУ завербовали в секту 150 студентов и преподавателей
Тайный эксперимент Летней психологической школы
46 03811

Секта — это что-то нелегальное, далёкое и не со мной. Секту всегда легко вычислить. В секты идут неудачники, психопаты и необразованные люди. Мы ничего не забыли? А поверите ли вы, что за два дня в секту можно завербовать 150 студентов МГУ? К сожалению, поверить придётся.

Каждый год факультет психологии МГУ проводит Летнюю психологическую школу (ЛПШ), на которой за 3-4 дня участники практически нон-стоп трудятся над научными проектами, проводят эксперименты и узнают много нового. Один из проектов ЛПШ в этом году был посвящён сектам, а руководил им Раевский Александр Евгеньевич.

Проект был назван «Вовлечение в тоталитарную секту: опасности и риски». Перед его 18 участниками была поставлена задача создать группировку, максимально приближенную по выделенным параметрам к секте, и привлечь в неё за время ЛПШ как можно больше людей.


Первая стадия жизни секты: создание закрытого сообщества «Свидетели Выготского»

Нами была придумана легенда о том, что современная психология находится в методологическом кризисе, выход из которого будет значить создание «новой психологии». И это высшая цель нашего сообщества. Для неподготовленного читателя отметим, что цель, бесспорно, благородная, но, учитывая сроки проведения ЛПШ, весьма абсурдная по своим масштабам.
Как и в любой другой секте, в нашем сообществе была выделена сакральная фигура, которую все должны почитать и уважать, — Лев Семёнович Выготский («Великий Лев»), было выбрано название — «Свидетели Выготского».
Каноническим текстом стала книга Л. С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».
Каждый член секты получил новое имя путем вытаскивания карточки, на которой был изображён один из иероглифов японского алфавита (хираганы) и слово, которое им обозначается. Так, например, в нашей секте появился «брат костюм», «брат стакан», «брат мотоцикл», «сестра вода», «сестра кошка» и другие.
Нами был придуман священный жест, с помощью которого должны приветствовать друг друга «братья и сестры». С помощью пальцев левой рукой показывается буква V, отсылающая к фамилии Великого Льва, с помощью правой — Ʌ — как отсылка к имени.
Демонстрация этого жеста должна сопровождаться повторением мантры, слова которой в точности повторяют эпиграф из священной книги Великого Льва: «Камень, который презрели строители, стал во главу угла…».
Также в нашей секте был выбран человек, которому «однажды явился Великий Лев» и за которым все должны следовать («Великий Гуру»).
На этом же этапе был тщательно продуман обряд посвящения неофитов: действующий член секты должен убедить непосвященного вступить в секту, убеждая в необходимости создания «новой психологии» и указывая на «очевидные признаки надвигающегося апокалипсиса». После того, как человек соглашался, ему выдавалась карточка с новым именем, которая служила пропуском на обряд посвящения.
Далее все кандидаты должны были прийти в назначенное время в назначенное место (храм «Свидетелей Выготского»). Там, чтобы стать членом секты, человек должен был признаться в своем самом страшном психологическом грехе (например, «подделка данных исследования», «копипаст в дипломе», «отрицание» и прочее), расстаться с какой-то ценностью и вкусить чудодейственный напиток (небольшое количество алкоголя для соблюдения всех формальностей). В большинстве сект их члены употребляют какие-либо ПАВ (психоактивные вещества) для снижения критичности. В качестве альтернативы подходят изнурительные упражнения и медитативные техники с упором на дыхание. Грех, естественно, после всего этого человеку «отпускается» членами секты.

Второй этап существования секты: вербовка новых членов

Продвигают секту с помощью бренда (атрибутики), активной вербовки неофитов, зрелищного обряда посвящения, влияния авторитетов (членами секты постепенно становятся преподаватели).

В это же время проходит разработка некоторых других ритуалов, с помощью которых можно отличить своего человека от не своего (например, молитва перед приёмом пищи). А также начинается подготовка «Великого Проекта», который заключался в призвании Великого Льва в последнюю ночь ЛПШ.


На этом же этапе неофитам пришлось испытать на себе тоталитарное воздействие секты. Нашёлся первый отступник, который был «ритуально убит». Больше желающих выйти из организации не нашлось.

Стоит отметить особо важный момент: хотя, естественно, реально никто не умер, отступник покинул территорию ЛПШ (в том числе за нарушение порядка Школы). С точки зрения стороннего наблюдателя человек просто исчез, и единственными людьми, знающими о реальной причине ухода, оказались члены оргкомитета…поголовно завербованные в секту. Не существовало достоверного источника информации о причинах исчезновения.

На отказавшихся вступить в секту также оказывалось давление в форме вывешивания позорной таблички на двери номера последних, а затем громогласное порицание при личной встрече, которое постепенно подхватили остальные неофиты. Таким образом происходил террор неугодных.


Факторы и механизмы, которые повлияли на решение людей вступить в организацию, называемую сектой

Среди таких факторов участники впоследствии выделили взаимность и последовательность (после того, как неофиты получили карточки, они не могли не прийти на посвящение), дефицит, личную симпатию, социальное доказательство и давление авторитетом.

Не можем не обратить ваше внимание на теоретическую подоплёку всего этого дела. Хотя раскрывать все тонкости культового ремесла мы не будем (это займёт много места), мы сделаем краткую отсылку к некоторым важным моментам.

Большая часть неофитов приходит не из-за уличной вербовки старушками с горящими глазами и «Сторожевой Башней» в руках, а благодаря знакомым-сектантам

Порой бывает так, что опытный сектант специально заводит близкие отношения с человеком, чтобы потом сделать ему интересное предложение (не руки и сердца, хотя это только усилит влияние).

Многие из вышеупомянутых принципов укладываются в теорию «ограниченного выбора» (bounded choice), созданную американским социологом Джаньей Лалич (ранее сама была членом секты).

По теории ограниченного выбора секта состоит из четырёх компонентов

Харизматичный лидер (Великий Гуру),
Высшая система верований (Новая Мировая Психология),
Система контроля (карточки хираганы, иерархичная структура сообщества, террор),

Система воздействия (социальное доказательство и давление авторитетом).
Третий этап существование секты: призвание Великого Льва

Это было заранее подготовленное действие. На нём вынесли атрибутику, перед всеми участниками ЛПШ зачитали заклинание, после чего раздался рык и провозгласили начало новой эры в психологии. Видеозапись этого мероприятия вы можете найти в нашей группе.

Признаки, которые формально позволили причислить созданную группировку к сектам

Ключевыми из подобных признаков мы могли бы назвать монополизацию на коммуникацию, манипуляцию с помощью мистики, требование праведности, упрёк в нечистоте, этос исповеди, оправдание насилия, религиозную экзальтацию, эксклюзивную систему сакральных знаний.

Механизмы, по которым функционировала «секта»

Не последнюю роль в развитии и функционировании секты играли воспроизводимость поведения, кристаллизация насилия, дифференциация, разветвленная система агентов, «демократия»: за всё хорошее против всего плохого с исключительно единогласным «за».

К окончанию ЛПШ была завербована большая часть участников (около 150 человек), в том числе преподаватели, администрация, оргкомитет. Вербовка в секту не воспринималась никем как реальная угроза. Можно отметить тенденцию к появлению стабильного финансового положения у «верхушки» секты: все вложения окупились за полтора дня вербовки (доходы превысили расходы на ритуал посвящения). И, хотя мы не принуждали к расставанию с ценностями и не обещали ничего реального и осязаемого впоследствии, а лишь просили ритуально расстаться с ними для «вступления» в секту, люди всё равно расставались со своим имуществом (деньгами, едой, канцелярской продукцией, алкоголем и даже ключами от номеров).


Основной вывод, который мы сделали к окончанию ЛПШ: формальное прохождение этапов создания секты привело к реальным результатам

На этом наше исследование психологических механизмов сект не заканчивается, а значит, не заканчивается и существование нашей секты.

Поэтому закончить нашу статью мы хотели бы словами, которые неоднократно повторяли свидетели Выготского: будем же за всё хорошее против всего плохого!


Литература, которую мы использовали для проведения исследования

1. Эллиот Аронсон «Ошибки, которые были допущены (но не мной). Почему мы оправдываем глупые убеждения, плохие решения и пагубные действия»

2. Лев Выготский «Исторический смысл психологического кризиса»

3. Виктор Ёлкин, Виктор Глебов «Социально-психологическое насилие в группах с признаками деструктивного культа: коммуникативные и физиологические аспекты»

4. Кирилл Кучмистов «Психологические факторы включенности личности в деструктивные секты: к постановке проблемы»

5. Давид Майерс «Социальная психология»

6. Александр Раевский «Социально-психологические факторы религиозного терроризма в Японии».

7. Роман Силантьев «Аум Синрикё. Народы и религии мира»

8. Надежда Смирнова, Николай Дворянчиков «Использование психологических манипуляций в сфере деятельности религиозных организаций в Интернете»

9. Виктор Франкл «Человек в поисках смысла»

10. Игорь Хохлов «Аум Синрикё (Учение истины АУМ)»

11. Cult Studies — Study of Cults by Dr. Janja Lalich

12. Robert Jay Lifton Destroying the World to Save It: Aum Shinrikyo //Apocalyptic Violence, and the New Global Terrorism

Авторы проекта: Демина Мария, Юдина Евгения, Манаенков Александр (aka Сестра Вода, сестра Гора и брат Стол).

Tytgrom
15.11.2019, 21:58
23223

Tytgrom
29.07.2020, 19:09
25806