PDA

Просмотр полной версии : Набоков


квит
10.07.2013, 04:53
Приглашение на казнь
http://lib.ru/NABOKOW/invitation.txt

Странный сюр, я, если честно его не понял, и какие-то неопознанные впечатления после прочтения

Может кто-то поделиться, в чем фишка?

Aliskana
10.07.2013, 18:03
Не знаю, правильно ли я поняла, в чем фишка. Может, автор другое имел в виду.

Я так поняла, что это об одиночестве и чуждости героя окружающему миру. И женится он на женщине, которой он на фик не нужен, и для общества он чужой-ненормальный-опасный, заслуживающий смерти. Хотя скорее всего в реальности все не совсем так, а скорее он в своем воображении так мир видит. Все, во что он верит и на что надеется, оказывается предательской иллюзией, любой островок - трясина, все попытки сбежать из тюрьмы ведут назад. И освобождение только через смерть, потому что в посмертном мире он оказывается среди себе подобных. Взрослая вариация "Гадкого утенка", который может стать лебедем лишь после смерти.

Ирис
10.07.2013, 20:58
Читайте комментарии литературоведов...

В романе любопытным образом сочетается внешняя, бутафорски-оперная специфика всех персонажей (кроме Цинцинната и бабочки), реквизита, декораций с его тайной структурой, представляющей парафраз жизни Иисуса Христа. (с)

Aliskana
10.07.2013, 21:31
Ну, литературоведам виднее, конечно, но я там от жизнеописания Христа ничего и близко не чувствую, совершенно другое состояние и образ героя. От Иова или Гамлета - еще туда-сюда.

квит
10.07.2013, 21:33
вот и у меня очень странные чувства были после прочтения, непонятные

но аллюзий с ИХ точно не было

Ирис
10.07.2013, 21:35
Ну, литературоведам виднее...Работа у них такая... ;)

Будучи мальчиком, Цинциннат пошел по воздуху, как по земле. Отец его неизвестен; может быть, он "загулявший ремесленник, плотник", как Иосиф (см. также стихотворение Набокова "В пещере", 1925: "Иосиф, плотник бородатый, сжимал, как смуглые тиски, ладони, знавшие когда-то плоть необструганной доски"). Палачи предлагают Цинциннату "царства", "а он дуется" -- напоминание об отказе Иисуса от предложенных ему дьяволом всех царств мира. Ужин в пригородном доме заместителя управляющего городом в финале -- травестия Тайной вечери. Завершение романа одновременно напоминает о смерти и воскресении Иисуса и -- о том, как оканчиваются первые приключения Алисы в Стране Чудес.(с)

каждый видит свой собственный сюр...

Aliskana
10.07.2013, 21:39
Может, Набоков действительно аллюзии на Новый Завет имел в виду. Но я их не чувствую. Для меня Цинциннат Ц. - печальный шут.

onna
11.07.2013, 02:56
Этот рассказ читала давно, впрочем, давно читала всего Набокова.
Самое сильное впечатление было от "Другие берега" и "Защита Лужина"
Лолиту прочла последней, только чтобы сравнить её с фильмом.

Набокова воспринимаю картинами, как последние фильмы Тарковского.
Он рисует образ маленького человека с большой/сложной/трагической душой.
Мир/автор иронизирует над ним с грустью. Как будто наблюдает в микроскоп, как трепещется умирая красивая бабочка ( Набоков их коллекционировал)
Практически каждое его произведение заканчивается смертью, красиво, поэтично в прозе уходит человек, так мало понявший этот мир, мало любивший.

Irina
11.07.2013, 06:17
а я не люблю сейчас Набокова. и именно потому, что озвучил Квит - не понимаю его, а когда начинаю понимать - у меня съезжает крыша от ужаса. мне он вреден.
ощущение такое же как от Коллекционера Фаулза. http://lib.ru/FAULS/collect.txt
очень тяжёлое впечатление. беспросветность. безысходность. обречённость.
у него ещё такая штучка есть "Аня в стране чудес". Но Кэррол лучше. значительно.

Вообще ощущение от творчества Набокова - какая-то тяжёлая вторичность. Вторичность - в смысле отсылочность к другой культуре, другой литературе, не свойственность. такое впечатление, что его самость где-то не с ним.
хотя, возможно, и всякая культура этим грешна на поздних стадиях своего развития. и мы имеем дело с огромным интертекстом, отсылающим нас к прошлому.
Однако, скажем произведения Макса Фрая или Ван Зайчика - такого ощущения не дают, хотя тоже без конца апеллируют к литературным и вообще культурным ассоциациям. Однако, остаётся какой-то просвет, какая-то надежда.

А от Набокова стойкое ощущение болезненности. мутности какой-то. вот потому и евангельские ассоциации не чувствуются, несмотря на то, что они очевидно есть. Есть, да нету. Алискана права.

Вот взять, к примеру, Томаса Манна "Иосиф и его братья". Ясно и светло. И интертекст отсылает. и ощущение светлое. не угнетает. А ведь эпоха практически та же. Современники они с Набоковым. И какая колоссальная разница.

onna
11.07.2013, 08:51
Ирина хорошо подметила чувство безысходности и иною культуру. Точно такое же рассуждение я слышала о творчестве Достоевского в сравнении с Толстым.

Именно иной культурой и большой образностью слова, почти поэтичного слова мне Набоков был интересен. Прочла у него практически всё, за исключением последних книг, которые как у Павича в Хазарском словаре уже только набор образов без явной сюжетной линии.

Лёлька
12.07.2013, 08:37
Как я вижу Набокова (в плане стиля написания) и конкретно "Приглашение на казнь"... (осторожно, ниже - сплошное ИМХО! :lol:)

Набоков (для меня) - удивительно ловкий игрок, выхватывает из единой картины происходящего одну за другой какие-то яркие, острые, одному ему видимые черты. Точным движением пера он придает этим обыденным оттенкам реальности филигранную ясность и четкость, обдавая какой-то особенной откровенностью. Иногда читая, поневоле понимаешь, что и нет ничего вокруг, кроме этих неуловимых деталей, что мир - гротескная и дискретная картинка из калейдоскопа...

Для меня - (с учетом сказанного о том, что Набоков - приколист) "казнь" - это аналог жизни человека. Любого. В интерьере своих представлений об окружающем мире...
Люди - в этом "мире восприятия" кажутся примитивными, понимание их мотивов - однозначно и безусловно. Рефреном звучит идея "ненастоящести" окружающей действительности.
Особо удручает факт, что загнав себя самостоятельно в мир своих представлений и показав, что именно это - ЖИЗНЬ, человек сам, своими руками (мозгами, подсознанием) лишает себя возможности выбора. "Хомячок загнан в клетку" - всё за несчастного уже решено, решено им же самим... Изменяешь себе - сам, трахаешь мозг себе - сам, казнишь себя - сам, да еще с каким извращенным смаком! (если не можешь выйти за пределы выдуманной собой же игры :yes:)

Остается, правда, ощущение, что кота протягивают за хвост через угольное ушко и он тановится ОООООООООООЧЕНЬ длинным, неестественным и, ко второй половине произведения, банально скучным :yes:

Aliskana
12.07.2013, 12:42
Пожалуй, соглашусь с Лелькой. Есть в этой трагедии что-то пародийное.
Было бы любопытно прочитать ту же историю с точки зрения Марфиньки, начальника тюрьмы, его дочери и других персонажей.

Офф: кстати, обожаю этот жанр (рассказ одной и той же истории от лица разных участников. Таааакой объем появляется... К сожалению, книг в этом жанре не очень много).

Лёлька
13.07.2013, 20:06
Мать

Смеркается. Казнен. С Голгофы отвалив,
спускается толпа, виясь между олив,
подобно медленному змию;
и матери глядят, как под гору, в туман
увещевающий уводит Иоанн
седую, страшную Марию.

Уложит спать ее и сам приляжет он,
и будет до утра подслушивать сквозь сон
ее рыданья и томленье.
Что, если у нее остался бы Христос
и плотничал, и пел? Что, если этих слез
не стоит наше искупленье?

Воскреснет Божий Сын, сияньем окружен;
у гроба, в третий день, виденье встретит жен,
вотще купивших ароматы;
светящуюся плоть ощупает Фома,
от веянья чудес земля сойдет с ума,
и будут многие распяты.

Мария, что тебе до бреда рыбарей!
Неосязаемо над горестью твоей
дни проплывают, и ни в третий,
ни в сотый, никогда не вспрянет он на зов,
твой смуглый первенец, лепивший воробьев
на солнцепеке, в Назарете.

Фамарь
14.07.2013, 20:37
Нет никакой логики, Нет правды. Нет справедливости.
Всё перевернуто с ног на голову. Всё обесценилось и люди тоже.
Кругом обман!
Знакомые мысли, правда? Именно такие у меня и возникли после прочтения
Если уж совсем погрузиться в размышления узника, то ещё один вопрос может невольно возникнуть: " А может и мы потомки Цинцината?"
Там порабощение системой, а у нас? Можно легко провести параллель с реалиями из нашей истории, да и нашей частной жизни.
Такая же двойственность, когда приходится с одной стороны приспосабливаться к мнению окружающих, чтобы выжить, Но наедине с собой можно быть свободным, творческим, остроумным преображаться неузнаваемо.
Одним словам- МАСКАРАД сплошной!
Читать тяжело. Не моё!)

Фамарь
14.07.2013, 20:41
Визуально:

http://24.media.tumblr.com/tumblr_llwznkm2fC1qjotwao1_500.jpg