Иеро
06.03.2006, 01:35
В наше время, когда обычный привычный уклад семейных отношений, основанных на парном взаимодействии, уже не является идеальным, с точки зрения разума, оставаясь скорее данью традиции в пост христианском обществе, многие задумываются, а что же может быть ещё?
История межличностных отношений, а так же типов семейного взаимодействия достаточно обширна. В разные времена и у разных народов были очень отличные друг от друга традиции, которые позволили этим народам не только выжить, но и доказать состоятельность определённых подходов к устроению семьи. Сейчас пришло время рассмотреть разные традиции и найти что-либо пригодное для себя и своей жизни, отчасти отказавшись от мнения, навязываемого собственной традицией, как однозначно верного. Из всего многообразия имеющегося в истории очень сложно выделить устойчивые типы, ибо всё может быть слишком перемешанным. Но если рассмотреть внимательно, то базовые типы расписать вполне реально, так же реально дать им характеризующие их названия.
Данная статья является скорее описательной, чем классификационной, поэтому рамки типирования весьма произвольные и основываются на моём опыте.
Для начала я хочу рассмотреть привычные нашему социуму формы семейных отношений, которые являются условно-моногамными.
Почему я считаю данные союзы не моногамными, а «условно-моногамными»? Всё просто. Данные формы исключительно парного полового взаимодействия достаточно заметно противоречит инстинктивно-обусловленный желаниям людей иметь разносторонние контакты не только в социальной сфере, но и в сексуальной. Плюс ко всему, человеческому социуму присущ как оптимальный всё же общинный образ жизни, ибо он наименее ресурсозатратен для обеспечения выживания вида. Именно это приводит к тому, что эта исключительно парная моногамность нередко нарушается путём возникновения скрываемых сторонних контактов, или же скрываемых желаний этого. Естественно, что есть исключение из этого правила, которое встречается достаточно редко и часто лишь как временное явление – это так называемый «союз-слияние мужчины и женщины», но об этом будет сказано отдельно.
«Христианский брак»
С исторической точки зрения, данный вид моногамных семейных отношений достаточно молод, по отношению к другим, полигамным, формам брака. Он появился как следствие распространения в Европе смертоносного по тем временам, венерического заболевания – сифилиса, которое стало буквально повальной эпидемией, после открытия Колумбом Америки. До этого в Европе семейные отношения были далеки от моногамных. Создание и укрепление, всяческое оберегание моногамного союза мужчины и женщины, являлось единственно возможным средством противостоять этой эпидемии, что привело к тому, что в дело вмешалась высшая на тот момент духовная власть – церковь. Мало того, что тогдашняя Католическая церковь достаточно серьёзно реформировалась в то время, перестраивая свою структуру, переписывая историю и свои «святые писания», именно она ввела в союз двоих – мужчины и женщины, третьего - Бога. До этого заключение брака было скорее имущественным фактором, так как женщина условно считалась собственностью мужчины. В результате получился устойчивый моногамный союз трёх: Он, Она и Бог. Отчасти деятельность Святой Инквизиции по отношению к ведьмам – это борьба с прежним семейным и духовным укладом жизни Европы, где сексуальные оргии и мистерии, основанные на групповом сексе, были нормой жизни. Все эти факты, говорящие о древних европейских реалиях можно почерпнуть из старых книг по христианскому богослужению тех времён, и где секс был составной частью религиозных практик. Но с приходом смертоносной болезни ситуация резко изменилась и произошел диаметральный поворот отношения к сексу, как в религии, так и в обществе. Это была тогда суровая необходимость, иначе просто произошло быстрое вырождение многих европейских наций. Так практически впервые в известной истории произошло освящение брачного парного союза мужчины и женщины. Именно с этого момента появилась устойчивая традиция чистого парного моногамного союза, где сексуальная жизнь ограничивалась только рамками брачной пары, все возможные контакты в этой сфере на стороне однозначно осуждались и преследовались. Причём преследовались достаточно жестко.
«Светская семья»
Условно-моногамный союз по типу «христианского брака» где на место Бога третьим являются дети. То есть это брачный союз мужчины и женщины, заключаемый ради рождения детей и совместного ведения хозяйства. Самый распространённый тип семьи в наше время, признанный практически всеми странами именно как законный «брачный союз». Это одобряемая практически всеми моралями всех обществ форма сожительства мужчины и женщины. Детальное описание данной формы отношений я приводить не буду, так как это достаточно общеизвестно.
Основной фактор нестабильности в этой форме брака заключён в том, что естественная динамика межличностных отношений может заканчиваться спустя несколько лет, после заключения брака. И тогда ни дети, ни совместное хозяйство и собственность, не могут обеспечить тяги партнёров друг к другу, порождая или сторонние отношения у партнёров или разрыв семейных отношений – развод. По современной статистике до 30% зарегистрированных светских браков распадается после 3-х лет совместной жизни супругов и ещё 25% после 10-и лет.
«Серийная моногамия»
Вариант периодического последовательного заключения обычных «светских браков» после распада предыдущих. В современном «западном» обществе считается социально приемлемым и весьма распространённым.
Иногда встречается вариант, когда у одного мужчины в разных местах могут быть несколько разных семей, которые не пересекаются друг с другом, имеют раздельное хозяйство, и члены семей могут ничего не знать о существовании других семей. Для такого мужчины периодическая смена места жительства и, соответственно семьи, рождает серию моногамных отношений.
«Открытая семья»
Вариант «светской семьи» с открытым приглашением и признанием обеими супругами, дополнительных партнёров – любовников и любовниц, без вхождения последних в саму семью и без совместного с ними хозяйства. Общим у партнёров по браку может быть всё, включая секс, а у сторонних партнёров только секс и развлечения. В наше время это достаточно популярное явление, и иногда это путают со «шведской семьёй». Но это не является, по сути, сложноорганизованной семьёй, так как в её основе всё же лежит парный брачный союз. Иногда такое образование бывает очень стабильным и долговременным.
Типы сложноорганизованной семьи.
Полигиния (многоженство):
«Статусная полигиния или андроцентрическая семья».
Обычно таковой сейчас считается «мусульманский брак», но данные отношения являются одними из самых распространённых вариантов полигинической семьи. К примеру, те же религиозные мормоны, многие африканские племена, обычно имеют такую же структуру семейных отношений. Принципиально данная семья отличается тем, что главным фактором в ней является мужчина, а так же его материальный и социальный статус. Исходя из высоты этого статуса, он может иметь несколько жен и, возможно, наложниц. Данные отношения основаны большей частью на материальной основе, которая безраздельно принадлежит мужчине. Женщины в такой семье являются фактором, подтверждающим статус мужчины.
Такие семьи разделяются на три подтипа: равновозрастные, разновозрастные, и смешанные.
В равновозрастных семьях, супруги мужа обычно имеют близкий друг к другу возраст или статус и живут, как правило, вместе в одном доме. Они ведут общее хозяйство и разделяют его между собой.
В разновозрастных семьях, которые образуются путём периодических заключений браков между мужчиной и более молодыми женщинами, без разрыва браков с прежними женами, образуется плеяда разных поколений женщин. В таких семьях, как правило, женщины живут порознь друг с другом, часто в разных домах, практически не пересекаясь друг с другом вне внешних контактов с мужем. Каждая женщина при этом ведёт своё отдельное хозяйство. Фактически такой вариант семьи во многом эквивалентен одновременной «серийной моногамии».
В смешанной семье могут присутствовать одновременно разные элементы как разновозрастной, так и разновозрастной семьи. Чаще всего именно такая семья является «гаремной», то есть имеющей условно-разделённое проживание женщин в одном доме (гареме, где каждая имеет свою локальную территорию), и при этом совместное ведение хозяйства.
Сексуальные контакты в семьях такого рода, имеют для женщин очерёдность доступа к главному мужчине, который и определяет форму внутрисемейного общения. Отчасти на всё это может иметь влияние внешняя религиозная традиция, которая достаточно сильно может регламентировать жизнь.
«Семья магов и жрецов»
Данный вариант семьи сейчас встречается достаточно редко, как отдельное явление, но при этом встречается достаточно часто вне рамок «потустороннего» образа жизни, отчасти пересекаясь с «богемным сожительством». Это образование очень похоже на «открытую семью» с разницей в том, что помимо основной брачной пары в семью включаются дополнительные, как правило, молодые женщины. Основная суть отношений в такой семье заключена в обучении жриц, магических партнёрш, посредством глубокого мистического и сексуального контакта. В такой семье, как правило, общее ведение хозяйства и чёткая иерархия женщин, по отношению к мужчине. Основная (первая) жена имеет полные права, другие женщины имеют права, которые даёт им основная пара, основываясь на своих интересах. В такой семье может быть постоянная ротация дополнительных женщин, которые, закончив обучение, покидают основную пару, создавая потом свою подобную семью. Иногда в такой семье бывают ученики – мужчины, но к ним, как правило, не применяются сексуальные методы обучения и они могут включаться в семью, как помощники по хозяйству.
«Европейская полигиния»
«Европейская полигиния», как форма семейных отношений, отличается от «мусульманской» тем, что в ней центром семьи являются женщины, и их совместные отношения, а не мужчина. Именно женщины определяют семейную политику, мужчина является в этой семье, как бы дополнительным членом при отношениях женщин друг с другом. Появилась эта форма семейных отношений совсем недавно, начиная с 50-х годов прошлого века в развитых странах Европы, преимущественно в Германии, Франции и Голландии. Сильно поспособствовала этому вторая мировая война, которая сильно сократило количество активных мужчин. В отличии от «шведской семьи», данные отношения включают в себя только одного мужчину на несколько женщин. Сейчас такие отношения распространены в среде активно работающих молодых женщин, которым некогда заниматься семейной, да и домашней то же, жизнью из-за карьеры. Всё это возлагается на одного, как правило, неработающего мужчину, который является домохозяином и одновременно постоянным половым партнёром нескольких активный женщин, живущих вместе. Данные отношения обычно очень редко когда афишируются, поэтому это малоизвестная разновидность семейных отношений.
Полиандрия (многомужество)
«Тибетская семья» и «групповой брак»
Данное явление достаточно распространено в Тибете и основывается оно на том, что материальное имущество там принадлежит и наследуется исключительно женщинами. По сути это похоже на «статусную полигинию» наоборот, но есть отличия в виде того, что свобода перемещения мужчин-супругов не ограничивается. Они как бы числятся супругами определённой женщины, но могут жить отдельно от неё.
Так же такое явление в виде «группового брака» имеет место быть у некоторых горных скотоводов, где мужчины большую часть времени года пасут скот и имеют одну жену на несколько мужчин, которые являются её супругами последовательно лишь определённое время в году, в соответствии со своей очередью.
«Богемное сожительство»
Этот вариант отношений несколько похож на «семью магов и жрецов» наоборот, где центральную роль занимает женщина. В этой семье могут быть несколько мужчин, как правило, разного статуса и возраста. При этом женщина играет роль распределителя ресурсов в семье. Причём далеко не всегда только материальных ресурсов.
Данное явление было достаточно распространённым в Европе и России конца 19 – начала 20 века среди богемы. Сейчас встречается достаточно редко именно в богемной среде деятелей разных искусств, в основном художников и поэтов.
Полигамия:
«Шведская семья»
Под «шведской семьёй» подразумевается сожительство нескольких разнополых партнёров, которые ведут совместное хозяйство и имеют не распределённое сексуальное общение. Как правило, наблюдаются варианты 2М + 2Ж. Иногда женщин больше, чем мужчин. В данной семье половая жизнь является общей и партнёры не образуют чёткие долговременные пары, как в варианте «общежития».
«Общежитие»
Вариант похожий на «шведскую семью», с ключевым отличием, заключённым в том, что при совместном ведении общего хозяйства, половая жизнь членов такой семьи распределена чётко по парам. Как правило, обмена сексуальными партнёрами в парах не происходит. Ключевым является именно совместное хозяйство и проживание на одной территории.
«Клан» или иерархическая семья
Сложноорганизованная семья с произвольным количеством членов. Она может быть организована по типу «шведской семьи» или «общежития». Так же встречаются семейные кланы, имеющие за собой много мест для проживания. Ключевым в клане является противопоставление всей семьи-клана остальному обществу. Вторым основным моментом в клане является внутренняя иерархия, где есть глава клана, который практически единолично принимает все ключевые решения, как по внутрисемейной жизни, так и по общению членов клана с внешним социумом. Члены клана могут иметь значительную разницу в возрасте и социальном статусе, имея общность только на уровне совместного ведения хозяйства в рамках клана и его общей деятельности в социуме. Внутри клана имеется чёткое место для каждого члена, в соответствии с его статусом внутри клана. Половая жизнь в клане регламентируется исходя из решений принимаемых главой клана.
«Община»
Вариант «клана» где внутренняя иерархия строится на более демократической основе с образованием совета старейшин, или совета иерархов, который принимает все важные решения. Так же в общине, в противовес клану, внутренние отношения регулируются не только сверху – вниз, но и используя неиерархические договорённости членов семьи между собой.
«Смешанный тип»
Неопределённый вариант, имеющий те или иные признаки каких-либо вышеперечисленных типов семейных отношений, но который невозможно однозначно классифицировать.
«Союз-слияние мужчины и женщины»
Это именно то, на что ссылаются, когда пытаются отстоять исключительно моногамный подход к построению семьи. Многим современным людям даже неизвестно что же это такое на самом деле, принято считать, что это союз двух влюблённых друг в друга партнёров. Отчасти это во многом истинно. Но влюблённость проходящее явление и устойчивый брак на одной влюблённости создать крайне сложно. Требуется умение образовать союз на всех уровнях отношений, начиная с материального, кончая духовным. Этого современные люди практически не умеют делать, плюс современная социумная жизнь этому совсем не способствует. Но в былые времена это существовало.
Немного истории.
В давние времена, в языческих общинах, молодых людей воспитывали определённым образом, что бы мужчины умели чувствовать женщин, понимая желания без слов и наоборот. Опытные наставники учили этому искусству подростков, начиная с 10 лет, а старейшины подбирали исключительно совместимых друг с другом членов пары. И когда эти пары образовывались, то они становились буквально единым организмом, способным в внутреннему взаимодействию на всех уровнях межличностного общения. И внешняя община только способствовала развитию и укреплению межличностного контакта внутри этой пары. Всё окружающее пару воспринимается её членами не с позиций Я а с позиций МЫ. И такие союзы существовали достаточно долго, обычно пожизненно, без необходимости добавлять в отношения что-либо со стороны.
История межличностных отношений, а так же типов семейного взаимодействия достаточно обширна. В разные времена и у разных народов были очень отличные друг от друга традиции, которые позволили этим народам не только выжить, но и доказать состоятельность определённых подходов к устроению семьи. Сейчас пришло время рассмотреть разные традиции и найти что-либо пригодное для себя и своей жизни, отчасти отказавшись от мнения, навязываемого собственной традицией, как однозначно верного. Из всего многообразия имеющегося в истории очень сложно выделить устойчивые типы, ибо всё может быть слишком перемешанным. Но если рассмотреть внимательно, то базовые типы расписать вполне реально, так же реально дать им характеризующие их названия.
Данная статья является скорее описательной, чем классификационной, поэтому рамки типирования весьма произвольные и основываются на моём опыте.
Для начала я хочу рассмотреть привычные нашему социуму формы семейных отношений, которые являются условно-моногамными.
Почему я считаю данные союзы не моногамными, а «условно-моногамными»? Всё просто. Данные формы исключительно парного полового взаимодействия достаточно заметно противоречит инстинктивно-обусловленный желаниям людей иметь разносторонние контакты не только в социальной сфере, но и в сексуальной. Плюс ко всему, человеческому социуму присущ как оптимальный всё же общинный образ жизни, ибо он наименее ресурсозатратен для обеспечения выживания вида. Именно это приводит к тому, что эта исключительно парная моногамность нередко нарушается путём возникновения скрываемых сторонних контактов, или же скрываемых желаний этого. Естественно, что есть исключение из этого правила, которое встречается достаточно редко и часто лишь как временное явление – это так называемый «союз-слияние мужчины и женщины», но об этом будет сказано отдельно.
«Христианский брак»
С исторической точки зрения, данный вид моногамных семейных отношений достаточно молод, по отношению к другим, полигамным, формам брака. Он появился как следствие распространения в Европе смертоносного по тем временам, венерического заболевания – сифилиса, которое стало буквально повальной эпидемией, после открытия Колумбом Америки. До этого в Европе семейные отношения были далеки от моногамных. Создание и укрепление, всяческое оберегание моногамного союза мужчины и женщины, являлось единственно возможным средством противостоять этой эпидемии, что привело к тому, что в дело вмешалась высшая на тот момент духовная власть – церковь. Мало того, что тогдашняя Католическая церковь достаточно серьёзно реформировалась в то время, перестраивая свою структуру, переписывая историю и свои «святые писания», именно она ввела в союз двоих – мужчины и женщины, третьего - Бога. До этого заключение брака было скорее имущественным фактором, так как женщина условно считалась собственностью мужчины. В результате получился устойчивый моногамный союз трёх: Он, Она и Бог. Отчасти деятельность Святой Инквизиции по отношению к ведьмам – это борьба с прежним семейным и духовным укладом жизни Европы, где сексуальные оргии и мистерии, основанные на групповом сексе, были нормой жизни. Все эти факты, говорящие о древних европейских реалиях можно почерпнуть из старых книг по христианскому богослужению тех времён, и где секс был составной частью религиозных практик. Но с приходом смертоносной болезни ситуация резко изменилась и произошел диаметральный поворот отношения к сексу, как в религии, так и в обществе. Это была тогда суровая необходимость, иначе просто произошло быстрое вырождение многих европейских наций. Так практически впервые в известной истории произошло освящение брачного парного союза мужчины и женщины. Именно с этого момента появилась устойчивая традиция чистого парного моногамного союза, где сексуальная жизнь ограничивалась только рамками брачной пары, все возможные контакты в этой сфере на стороне однозначно осуждались и преследовались. Причём преследовались достаточно жестко.
«Светская семья»
Условно-моногамный союз по типу «христианского брака» где на место Бога третьим являются дети. То есть это брачный союз мужчины и женщины, заключаемый ради рождения детей и совместного ведения хозяйства. Самый распространённый тип семьи в наше время, признанный практически всеми странами именно как законный «брачный союз». Это одобряемая практически всеми моралями всех обществ форма сожительства мужчины и женщины. Детальное описание данной формы отношений я приводить не буду, так как это достаточно общеизвестно.
Основной фактор нестабильности в этой форме брака заключён в том, что естественная динамика межличностных отношений может заканчиваться спустя несколько лет, после заключения брака. И тогда ни дети, ни совместное хозяйство и собственность, не могут обеспечить тяги партнёров друг к другу, порождая или сторонние отношения у партнёров или разрыв семейных отношений – развод. По современной статистике до 30% зарегистрированных светских браков распадается после 3-х лет совместной жизни супругов и ещё 25% после 10-и лет.
«Серийная моногамия»
Вариант периодического последовательного заключения обычных «светских браков» после распада предыдущих. В современном «западном» обществе считается социально приемлемым и весьма распространённым.
Иногда встречается вариант, когда у одного мужчины в разных местах могут быть несколько разных семей, которые не пересекаются друг с другом, имеют раздельное хозяйство, и члены семей могут ничего не знать о существовании других семей. Для такого мужчины периодическая смена места жительства и, соответственно семьи, рождает серию моногамных отношений.
«Открытая семья»
Вариант «светской семьи» с открытым приглашением и признанием обеими супругами, дополнительных партнёров – любовников и любовниц, без вхождения последних в саму семью и без совместного с ними хозяйства. Общим у партнёров по браку может быть всё, включая секс, а у сторонних партнёров только секс и развлечения. В наше время это достаточно популярное явление, и иногда это путают со «шведской семьёй». Но это не является, по сути, сложноорганизованной семьёй, так как в её основе всё же лежит парный брачный союз. Иногда такое образование бывает очень стабильным и долговременным.
Типы сложноорганизованной семьи.
Полигиния (многоженство):
«Статусная полигиния или андроцентрическая семья».
Обычно таковой сейчас считается «мусульманский брак», но данные отношения являются одними из самых распространённых вариантов полигинической семьи. К примеру, те же религиозные мормоны, многие африканские племена, обычно имеют такую же структуру семейных отношений. Принципиально данная семья отличается тем, что главным фактором в ней является мужчина, а так же его материальный и социальный статус. Исходя из высоты этого статуса, он может иметь несколько жен и, возможно, наложниц. Данные отношения основаны большей частью на материальной основе, которая безраздельно принадлежит мужчине. Женщины в такой семье являются фактором, подтверждающим статус мужчины.
Такие семьи разделяются на три подтипа: равновозрастные, разновозрастные, и смешанные.
В равновозрастных семьях, супруги мужа обычно имеют близкий друг к другу возраст или статус и живут, как правило, вместе в одном доме. Они ведут общее хозяйство и разделяют его между собой.
В разновозрастных семьях, которые образуются путём периодических заключений браков между мужчиной и более молодыми женщинами, без разрыва браков с прежними женами, образуется плеяда разных поколений женщин. В таких семьях, как правило, женщины живут порознь друг с другом, часто в разных домах, практически не пересекаясь друг с другом вне внешних контактов с мужем. Каждая женщина при этом ведёт своё отдельное хозяйство. Фактически такой вариант семьи во многом эквивалентен одновременной «серийной моногамии».
В смешанной семье могут присутствовать одновременно разные элементы как разновозрастной, так и разновозрастной семьи. Чаще всего именно такая семья является «гаремной», то есть имеющей условно-разделённое проживание женщин в одном доме (гареме, где каждая имеет свою локальную территорию), и при этом совместное ведение хозяйства.
Сексуальные контакты в семьях такого рода, имеют для женщин очерёдность доступа к главному мужчине, который и определяет форму внутрисемейного общения. Отчасти на всё это может иметь влияние внешняя религиозная традиция, которая достаточно сильно может регламентировать жизнь.
«Семья магов и жрецов»
Данный вариант семьи сейчас встречается достаточно редко, как отдельное явление, но при этом встречается достаточно часто вне рамок «потустороннего» образа жизни, отчасти пересекаясь с «богемным сожительством». Это образование очень похоже на «открытую семью» с разницей в том, что помимо основной брачной пары в семью включаются дополнительные, как правило, молодые женщины. Основная суть отношений в такой семье заключена в обучении жриц, магических партнёрш, посредством глубокого мистического и сексуального контакта. В такой семье, как правило, общее ведение хозяйства и чёткая иерархия женщин, по отношению к мужчине. Основная (первая) жена имеет полные права, другие женщины имеют права, которые даёт им основная пара, основываясь на своих интересах. В такой семье может быть постоянная ротация дополнительных женщин, которые, закончив обучение, покидают основную пару, создавая потом свою подобную семью. Иногда в такой семье бывают ученики – мужчины, но к ним, как правило, не применяются сексуальные методы обучения и они могут включаться в семью, как помощники по хозяйству.
«Европейская полигиния»
«Европейская полигиния», как форма семейных отношений, отличается от «мусульманской» тем, что в ней центром семьи являются женщины, и их совместные отношения, а не мужчина. Именно женщины определяют семейную политику, мужчина является в этой семье, как бы дополнительным членом при отношениях женщин друг с другом. Появилась эта форма семейных отношений совсем недавно, начиная с 50-х годов прошлого века в развитых странах Европы, преимущественно в Германии, Франции и Голландии. Сильно поспособствовала этому вторая мировая война, которая сильно сократило количество активных мужчин. В отличии от «шведской семьи», данные отношения включают в себя только одного мужчину на несколько женщин. Сейчас такие отношения распространены в среде активно работающих молодых женщин, которым некогда заниматься семейной, да и домашней то же, жизнью из-за карьеры. Всё это возлагается на одного, как правило, неработающего мужчину, который является домохозяином и одновременно постоянным половым партнёром нескольких активный женщин, живущих вместе. Данные отношения обычно очень редко когда афишируются, поэтому это малоизвестная разновидность семейных отношений.
Полиандрия (многомужество)
«Тибетская семья» и «групповой брак»
Данное явление достаточно распространено в Тибете и основывается оно на том, что материальное имущество там принадлежит и наследуется исключительно женщинами. По сути это похоже на «статусную полигинию» наоборот, но есть отличия в виде того, что свобода перемещения мужчин-супругов не ограничивается. Они как бы числятся супругами определённой женщины, но могут жить отдельно от неё.
Так же такое явление в виде «группового брака» имеет место быть у некоторых горных скотоводов, где мужчины большую часть времени года пасут скот и имеют одну жену на несколько мужчин, которые являются её супругами последовательно лишь определённое время в году, в соответствии со своей очередью.
«Богемное сожительство»
Этот вариант отношений несколько похож на «семью магов и жрецов» наоборот, где центральную роль занимает женщина. В этой семье могут быть несколько мужчин, как правило, разного статуса и возраста. При этом женщина играет роль распределителя ресурсов в семье. Причём далеко не всегда только материальных ресурсов.
Данное явление было достаточно распространённым в Европе и России конца 19 – начала 20 века среди богемы. Сейчас встречается достаточно редко именно в богемной среде деятелей разных искусств, в основном художников и поэтов.
Полигамия:
«Шведская семья»
Под «шведской семьёй» подразумевается сожительство нескольких разнополых партнёров, которые ведут совместное хозяйство и имеют не распределённое сексуальное общение. Как правило, наблюдаются варианты 2М + 2Ж. Иногда женщин больше, чем мужчин. В данной семье половая жизнь является общей и партнёры не образуют чёткие долговременные пары, как в варианте «общежития».
«Общежитие»
Вариант похожий на «шведскую семью», с ключевым отличием, заключённым в том, что при совместном ведении общего хозяйства, половая жизнь членов такой семьи распределена чётко по парам. Как правило, обмена сексуальными партнёрами в парах не происходит. Ключевым является именно совместное хозяйство и проживание на одной территории.
«Клан» или иерархическая семья
Сложноорганизованная семья с произвольным количеством членов. Она может быть организована по типу «шведской семьи» или «общежития». Так же встречаются семейные кланы, имеющие за собой много мест для проживания. Ключевым в клане является противопоставление всей семьи-клана остальному обществу. Вторым основным моментом в клане является внутренняя иерархия, где есть глава клана, который практически единолично принимает все ключевые решения, как по внутрисемейной жизни, так и по общению членов клана с внешним социумом. Члены клана могут иметь значительную разницу в возрасте и социальном статусе, имея общность только на уровне совместного ведения хозяйства в рамках клана и его общей деятельности в социуме. Внутри клана имеется чёткое место для каждого члена, в соответствии с его статусом внутри клана. Половая жизнь в клане регламентируется исходя из решений принимаемых главой клана.
«Община»
Вариант «клана» где внутренняя иерархия строится на более демократической основе с образованием совета старейшин, или совета иерархов, который принимает все важные решения. Так же в общине, в противовес клану, внутренние отношения регулируются не только сверху – вниз, но и используя неиерархические договорённости членов семьи между собой.
«Смешанный тип»
Неопределённый вариант, имеющий те или иные признаки каких-либо вышеперечисленных типов семейных отношений, но который невозможно однозначно классифицировать.
«Союз-слияние мужчины и женщины»
Это именно то, на что ссылаются, когда пытаются отстоять исключительно моногамный подход к построению семьи. Многим современным людям даже неизвестно что же это такое на самом деле, принято считать, что это союз двух влюблённых друг в друга партнёров. Отчасти это во многом истинно. Но влюблённость проходящее явление и устойчивый брак на одной влюблённости создать крайне сложно. Требуется умение образовать союз на всех уровнях отношений, начиная с материального, кончая духовным. Этого современные люди практически не умеют делать, плюс современная социумная жизнь этому совсем не способствует. Но в былые времена это существовало.
Немного истории.
В давние времена, в языческих общинах, молодых людей воспитывали определённым образом, что бы мужчины умели чувствовать женщин, понимая желания без слов и наоборот. Опытные наставники учили этому искусству подростков, начиная с 10 лет, а старейшины подбирали исключительно совместимых друг с другом членов пары. И когда эти пары образовывались, то они становились буквально единым организмом, способным в внутреннему взаимодействию на всех уровнях межличностного общения. И внешняя община только способствовала развитию и укреплению межличностного контакта внутри этой пары. Всё окружающее пару воспринимается её членами не с позиций Я а с позиций МЫ. И такие союзы существовали достаточно долго, обычно пожизненно, без необходимости добавлять в отношения что-либо со стороны.