PDA

Просмотр полной версии : Мартынов Б.В. "Нравственность йоги в идеале и в жизни"


BOBA
19.10.2011, 13:38
Решил перечитать после обсуждения ахимсы с Караваном....

http://book.ariom.ru/spiritual/167-martynov.html

На основе индийских источников и мнений авторитетов йоги в книге даются некоторые психофизиологические обоснования необходимости и полезности правил йамы и нийамы, а также советы по их соблюдению. Книга позволяет читателю сопоставить свои возможности с нравственными идеалами йоги и использовать их для повседневной жизни и совершенствования, не впадая ни в ненужную одержимость, ни в бессильное отчаяние от невозможности достичь совершенства.

BOBA
19.10.2011, 13:40
цитата.........

Большинство исследователей понимают нравственные правила йоги (йаму и нийаму) как этическую подготовку, необходимую для практики йоги, без которой никакой успех невозможен (С. Радхакришнан, М. Элиаде и др.). Однако почему это так, каков механизм влияния этих принципов на сознание и как их выполнять — не объясняется. Поэтому при чтении множества поверхностных работ складывается впечатление, что эти принципы — чисто запретительные и неспособность их соблюдать или нарушение по тем или иным причинам закрывает всякое продвижение. К тому же в таких работах йама и нийама почти никак не связываются со следующими ступенями — телесными, дыхательными и созерцательными упражнениями.

........
Излагая теорию нравственности йоги и дхармы для нашего читателя, мы хотели бы:
• Выделить её применимость, «подсобный» характер для людей, которые используют йогу, чтобы улучшить качество своей «мирской» жизни, то есть в прикладных целях. .....
• Указать на те связи, которые существуют между нравственностью йоги и основами индийского мировоззрения и дхармы. Постараемся особо остановиться на возможных проявлениях нравственных правил в жизни занимающегося йогой, взаимосвязи их между собой и связи с дальнейшими ступенями йоги.
• Отмежеваться от возможной ошибки — придания нравственным правилам самодовлеющей, главенствующей и единственной ценности, обесценивающей всё остальное: «когда мораль начинает вытеснять и религиозный опыт, и жажду знания, и силу художественного самозаконного видения, и правосознание, и любовь к родине»1 и заменяется моральностью и морализаторством. При этом не создавать впечатления, что соблюдение нравственных правил является особой или начальной практикой йоги.
• Наши рассуждения о нравственности для счастья и освобождения, по возможности, будут основываться и придерживаться основополагающих текстовых источников дхармы и йоги — упанишад, Йога сутры, Бхагавадгиты, дхармашастр. В этой работе мы рассматриваем нравственность йоги, отталкиваясь от Йога даршаны, но зачастую в преломлении учителей и авторитетов других её ветвей. Восьмиступенная йога Патанджали была изложена им в самых общих чертах как целостная система достижения состояния Обособленности, Исключительности (кайвалья). Называемая Йога даршаной и представляющая собой один из древнейших сохранившихся текстов йоги, она доныне является эталоном, с которым сравниваются или даже от которого отталкиваются и другие ответвления йоги — ведантистская и тантрийская.

BOBA
19.10.2011, 13:47
........
Таким образом, книгу можно условно назвать "Сутры для чайников":lol:

BOBA
19.10.2011, 14:02
из главы "Нравственное и телесное здоровье"
По общеиндийским представлениям, здоровье — это добродетель и следствие добродетели. Представление о болезни как милости божьей, служащей для смирения плоти, гордыни и т. д., никогда не было там широко распространено, как, например, в христианстве. В Йога сутре (1.30) первой из девяти препятствий совершенству указана болезнь, которая Вьясой объясняется как нарушение равновесия дош, дхату или внутренних органов. Остальные же восемь — апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержанность, ложное восприятие, неспособность достижения какой-либо степени сосредоточения, отсутствие устойчивости сознания при сосредоточении — относятся, как видно, к области чувственно-умственно-волевых состояний. Такое соотношение «отвлечений сознания» — 8 к 1 — ясно показывает преобладающее внимание к помехам сознания.
Причиной же страданий в жизни и непрерывного круга рождений-смертей являются пять «мучений» или недугов сознания.

Караван
19.10.2011, 14:07
........
Таким образом, книгу можно условно назвать "Сутры для чайников":lol:

В хорошем смысле этих слов. :)

BOBA
19.10.2011, 15:36
цитата

Чтобы быть здоровым и счастливым, надо не слишком много думать о теле. Это не призыв пренебрегать им, но — не сводить себя к нему. Когда считают своё тело пупом мира, всё остальное становится чужим и враждебным или относится к владению смерти. Если вся жизнь человека будет посвящена тому, чтобы есть-пить-спать-гулять-испражняться по часам, не перенапрягаться, не волноваться, регулярно ходить по врачам, сдавая анализы и принимая процедуры, такая «консервация» не спасёт от протухания.
И тот, кто целиком нацелен на общественный успех, закрывает перед собой путь к высшим озарениям духа. В гонке за успехом личность съёживается до функции, вечность — до времени, которого всегда не хватает, а время — до денег. Такой человек слишком зависим от внешних окружающих условий. Его внутренняя самооценка находится на крайне низком уровне, и поэтому он не верит ни себе, ни людям, ни в то, что есть в жизни высшие цели.
Чтобы быть счастливым, надо не слишком много заботиться об общественном благе и лучшем будущем человечества. Нет-нет, это не проповедь эгоизма и индивидуализма! Это призыв не сводить человека до слуги общества. Не быть винтиком в колесе истории или ступенькой, по которой прогрохочут сапоги потомков... Не смирять себя, «становясь на горло собственной песне», как говорил Маяковский.
Итак, направленное только на благополучие собственного тела и даже на общественный успех умонастроение и его следствие — поведение, как ни странно, счастья и здоровья не дают. Для хорошего самочувствия человеку недостаточно «жить лучше», надо стремиться быть лучше.
....................
Но как нельзя получить мировоззрение на лекции или с новой книгой, так нельзя и починить его в одночасье. Оно должно выстраиваться, настраиваться или надстраиваться — обучением и самообучением, опытом и упражнением.

BOBA
19.10.2011, 16:57
цитата. выделение мое.

Индийская мировоззренческая преемственность всякое проявление жизненного поведения связывает с вопросом познания и самопознания.
Конечная цель всякого познания — самопознание. Но великое противоречие в том, что человек себе не интересен, себя он и так знает как облупленного. Даже надоел себе, опротивел. Стремясь от себя убежать, он увлекается миром и забывает о себе, гоняясь за его забавами и разгадывая его загадки.
Невозможно стать самопознавшим и свободным без опыта узнавания, противодействия, использования и, в конце концов, преодоления ограничений мира. Поэтому вначале самопознание выступает как миропознание. И хотя познать мир, по индийским понятиям, невозможно (возможнее — Безусловное, Бога), каждый человек должен испытать себя в мире, прежде чем станет способным разрешить его загадку, превзойти его и познать собственное духовное блаженство и свободу. Мир — такое место, где в скопище явлений можно отыскать себя, исправляя и удаляя свои ошибки и несовершенства.
И нравственность должна включать осознание единой духовной основы бытия. Это осознание даёт ключ к верному восприятию нравственных примеров и правил и правильному поведению в соответствующем общественном положении. Истинно добрый поступок может быть сделан хотя бы при некотором знании причин, условий, влияния его на людей, которых он затрагивает, и последствий. Мерилами нравственности являются главные средства познания (праманы): 1) восприятие; 2) умозаключение; 3) авторитет (сообщение, писание, пример). Но все эти знания недостаточны без самопонимания и проницательности — проникновения в умственный настрой других людей.

BOBA
19.10.2011, 17:01
цитата.

Одно из самых распространённых недоумений относительно нравственности — что совершенная мораль похожа на смертельный мор.
Если все люди будут безусловно целомудренны — то перестанут плодиться, и жизнь на земле прекратится.
Если все будут следовать безусловному невреждению — нельзя будет ни отогнать палкой бешеного пса, ни хищника, ни опрыскать растения от вредителей.
Безусловное нестяжание — почти безусловное умирание.
Безусловная правдивость, как говорил Ницше, равносильна самоубийству.
Любое совершенство обращается в Ноль, который — невыразимо — то ли совершенная пустота, то ли безусловная Полнота.
Но там же исчезают пороки, страдания, заблуждения, там ниспадает завеса марева и прекращается маята, там пропадает сама смерть (или целый ряд смертей). ...
Многие мыслители Востока, а в Европе Кант и Гегель относили нравственность к области свободы. Свобода воплощается в ходе нравственного совершенствования.
То, что нравственно для телесного выживания, не обязательно будет таковым с точки зрения пользы для общества, но и то, и другое может быть совсем безнравственным с точки зрения добродетели. Есть некая обобщающая цель, более высокая, чем эти три.
Эта цель — мокша или мукти — Избавление, Освобождение (имеется в виду — от неистинного, изменчивого, невечного существования); она является одним из определяющих признаков шести ортодоксальных мировоззрений Индии, включая йогу.

Нравственность санкхья йоги Патанджали направлена на искоренение неведения (авидьи) и достижение истинного знания природы человеческого Духа (Пуруши). Конечной целью видоизменений Природы (Пракрита) является освобождение человеческого Духа и его безусловная свобода, выступающая в виде Единичности, Исключительности (кайвалья).

BOBA
19.10.2011, 17:41
цитата
В вопросах о нравственности в йоге заблуждений, путаниц и опасностей не меньше, а может, даже и больше, чем, скажем, в технике овладения асанами и дыхательными упражнениями или подъёма таинственной кундалини. Слепое следование каким-то писаниям и примерам без понимания их смысла чревато заблуждениями, которые в лучшем случае смешны, а в худшем — опасны как для самого заблудшего, так и для окружающих.
Оказывается, и в нравственности нужна техника безопасности. Обычный человек, с натугой поднимающий 50 кг, не будет столь безрассуден, чтобы рвать штангу свыше 200 кг (и пуп), тягаясь с тяжеловесом. Но в нравственных усилиях почему-то требуют от себя или другого мирянина того же, что от святого, и считают возможным без тренировки сразу взвалить на себя великую тяжесть — стать совершенным в ненасилии, правдивости, нестяжании.
Кто выполнит всё это в идеале и полностью — несомненно, станет святым, освободится от материальных условий. Он, может быть, станет освобождённым при жизни. Но, скорее всего, надорвётся. И освободится от тела раньше, чем станет совершенным. Свами Сатьянанда указывает, что большинство пациентов психиатрических клиник — религиозные люди, поставившие перед своим умом неразрешимые проблемы и не сумевшие с ними справиться. Если же ум болен, никакие занятия йогой невозможны.

Поэтому нравственности надо учиться, многое понимать, знать, с чего начинать, как и в какой мере её применять соответственно своим возможностям и условиям, избегая срывов и неумного мученичества.

BOBA
19.10.2011, 17:51
цитата

В русском ... способе видеть мир и действовать в нём явно видно стремление к целостности. Для коренного сознания свойственен стихийный «идеализм» — отказ от разделения мирского и духовного в общественном поведении и отвергание возможного противоречия между желанным и должным, то есть отвергание расхождения между волей (субъективным стремлением) и разумом, между мечтой и действительностью.
....
Главной целью для народного мировоззрения является Воля (Вольность). Наш язык описывает Волю тремя главными значениями: 1) свобода; 2) власть, мощь; 3) смерть, — которые входят также и в смысл индийского понятия мокши. Издревле воля — высокое и светлое желание, всегда соотнесённое с Богом. Воля — понятие нравственное, в отличие от свободы (своего бытия) среди своих. Воля — высшая власть, тогда как свобода — право. Воля — это ощущение божественной свободы.
...
Истина или истинное вероучение существует вечно и неизменно, но оно бывает скрыто или забыто. Само познание — это, главным образом, открытие ..., раскрытие уже существующего, проникновение в суть наитием. Познание — прежде всего обобщение, синтез при некотором пренебрежении и даже враждебности к разложению, анализу. В языке существует «нравственный запрет на разъятие живого» (В. Колесов). ... При этом словесное выражение важно как намек на невыразимую Истину. В общем, это вполне йоговский подход.
Всякое дело, слово и мысль окрашены нравственным идеалом и подвергаются нравственной оценке. Преобладающей ценностью для населения России является жизнь с чистой совестью.

BOBA
19.10.2011, 17:57
Если нравственность — производное нравов, то её нельзя рассматривать в отрыве от той почвы, на которой она взросла, — мировоззрения и мироустройства основные (принципы индийского мировоззрения):
• Истина есть, единая в многообразии, вездесущая, непреходящая, и человек, её особое проявление, способен её познать.
• «Психическое» — источник и руководитель физического.
• Мир связан всеобщей причинно-следственной связью (карма), так же, как человек — цепью перевоплощений.
• Выполнение человеком своего нравственного и общественного долга (дхарма) служит Истине.
• Сам мир развивается по нравственным законам для осуществления Истины.
• Целью существования является Освобождение, а его осуществление происходит посредством жертвы и самопожертвования.

BOBA
19.10.2011, 18:01
Идею жертвы иными словами можно выразить как принцип энергетического обмена. Мы можем также представить мир как цепь самопожертвований. Человек то и дело жертвует своим здоровьем, удобством, жизнью ради своих целей или идей или ради ближних и дальних.
В Брихадараньяка упанишаде (5.1—3) этот вселенский нравственный закон охватывает все живые существа — богов, асуров и людей — и проявляется трояко: для богов — самоподчинением, для асуров — состраданием, для людей — подаянием.
Каждый человек — это неповторимый мир, и его нравственность соучаствует во вселенской всеобщей нравственности.
На этих главных идеях основывается теория нравственности йоги, в которой:

1. Высшее Благо или Добро тождественно различающему Дух и Природу и тем самым освобождающему знанию. Оно определяется как добро (kalyāna), тогда как обычная жизнь определяется как зло или скверна (pāpa).

2. Высшее добро как Исключение, Отъединение (кайвалья) принимается как высшая точка развития Природы. Хотя Природа связывает Дух, но все её мирские явления, включая добро и зло, существуют лишь для наслаждения Духа (Пуруши) и направлены на то, чтобы служить его Освобождению.

3. Из трёх видов ощущений — удовольствия, страдания и безразличия, соответствующих трём гунам природы, — страдание принимается за главную побудительную силу Освобождения. Отсутствие же страдания может быть достигнуто лишь Освобождением. Оно же является желательной нравственной целью, ибо Освобождение является также и самой высшей, безусловной нравственностью.

BOBA
19.10.2011, 18:55
В индийском мировоззрении правильное и, значит, нравственное действие может быть направлено к мирскому счастью или к блаженству, к продолжению (правритта) мирского существования и к прекращению его (нивритта) (Законы Ману, 12.88).
Йога, признавая двойственность влияния мира на человека — радостью и страданием, — за отсчёт взяла именно страдание. Не потому, что она не признавала, что в мире есть радости. А потому, что «для мудрого всё — страдание — из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов (прошлых) впечатлений, а также по причине противоречивого развёртывания гун» (Йога сутра, 2.15). При этом за страдания принимаются все мирские переживания — как скорбные, так и радостные, весь мир явлений — предметных, чувственных, мысленных, — втягивающих человека в свой поток и связывающих его. По Вьясе, «наслаждение не может быть средством обретения непреходящего счастья». Страдание же обладает более, что ли, явной побуждающей к действию силой. Всё живое стремится избегать страдания.



======================
вот тут ремарка к нашим, состоявшимся уже обсуждениям. Караван неоднократно упоминал "переход на личность".... я пытался понять - что это, и почему важно? на нынешнем уровне прочтения "переход на личность" - это "взбаламучивание" личности, на которую переходишь.... ну это скорее анонс...

BOBA
19.10.2011, 18:57
В йоге отсутствие страдания принимается за высшую цель. Йога — единение, «что удаляет страдание» (Бхагавадгита, 6.17), или «размыкающее цепь страданий» (6.23). И настолько на это делался упор, что некоторые даже усматривали в ней скрытое наслажденчество. Само отсутствие наслаждения описывается в йоге как высочайшее блаженство, хотя и не в том смысле, что блаженство в веданте. Спокойствие (śānti) — высочайшее удовольствие, заключительное счастье, которым сияет во всей полноте Дух, Пуруша.
Такая направленность к высочайшему наслаждению сближает йогу с противопоставляемой областью чувственных удовольствий и мирского счастья, выражаемой словом бхога (букв, «вкушение», «удовольствие»). Это слово стало чуть ли не ругательным, но на самом деле внутри индийского преемства оно обозначает область мирского опыта (и соответственно — вкушения его плодов) и вполне законна.
Настоящая бхога уменьшает количество страданий, служит гармоничному развитию человека, не вредна для общественной жизни, более того, необходима для неё. Ложная бхога — по формуле наслажденчества «удовольствие есть высшее добро», что в начале мёду подобна, а потом как яд — разрушает личность и общественные устои.
Поэтому в смрити среди десятка общевыполнимых добродетелей {sādhārana dharma) предписывалось и отсутствие слишком многих страданий даже ради добра (anāyāsa). Это очень мудрое включение. Ибо мученики легко становятся палачами других, как заметил ещё Гольбах. К тому же, так как человек следует примерам, кто захочет быть добродетельным, если таковой мучительно страдает?

BOBA
19.10.2011, 19:01
(основная) цель (йоги) — освобождение или независимость от пут неистинного, ложного, кажущегося существования. В классической йоге Патанджали, представляющей собой одно из шести истинных мировоззрений (даршан) индуизма, это кайвалья (отъединение, исключительность). В джайнской и индуистских (в той или иной мере ведантистских) течениях йоги конечной целью является мокша (избавление), в буддистской йоге — нирвана (утишение или угасание), в некоторых течениях тантры или сикхской йоге она выражается словом сахаджа (естественность).
Только для немногих может быть понятна и привлекательна цель, предполагающая отсутствие личного бытия в мире. Эту немирскую цель йоги часто предпочитают заменять словами «достижение гармонии», «познание Истины», «самопознание». Да, мы можем сказать, что йога — это всецелое соединение себя со всеобщностью вещей, но это уже вторичные определения йоги.

Главная цель, отобранная прозрениями и опытом многих её исполнителей, включает или обобщает частные цели тех или иных людей: «Йога — мыслеверти заключенье» (yoga citta vrtti nirodhah).

BOBA
19.10.2011, 19:03
- поэтому, добродетельный человек не баламутит сознание ближнего своего. (Ахимса по Каравану, как ее понимаю я на сейчас):lol:

BOBA
19.10.2011, 19:12
Пока человек не достиг безусловного Освобождения, у него в мире три области действий — телесная (kāyika), словесная (vācika) и умственная (mānasika) и соответственные области свободы: свобода телесная, свобода словесная, свобода мысленная. Телесная свобода — это свобода от болезней, сохранение здорового тела, свобода удовлетворять его потребности и уметь их обуздывать. Свобода словесная — свобода выражать и сообщать другим свои убеждения. Свобода мысли — творческое умение управлять своей мыслью, отличать истинное от ложного, главное от второстепенного, нужное от лишнего и т. д.

BOBA
19.10.2011, 19:16
Йама и нийама происходят от одного санскритского корня. Основные значения слов: йама — «узда», «повод», «обуздание»; нийама — «сдерживание», «закрепление». По мере развития толковательской традиции за словом йама закрепилось значение «обуздание, воздержание, самоограничение», а за словом нийама — «соблюдение, поведение».
Для понимания смысла этих понятий отметим, что в некоторых контекстах их значения — (главные) обязанности (йама) и не(главные) обязанности (нийама).
................
Йога сутра перечисляет такие правила йамы и нийамы:
ahimsā satya asteya brahmacarya aparigrahā yamāh (2.30).
śauca santosa tapah svādhyāya iśvaram pranidhānāni niyamah (2 32)
«Невреждение, правдивость, нестяжание, воздержание и неприятие даров — (это) йама».
«Внутреннее и наружное очищение, довольство1, самообуздание, изучение и поклонение Богу (составляют) нийаму».

BOBA
19.10.2011, 19:28
(опускаю описание ряда существенных понятий - майя, пракрити, пуруша, останавливаюсь на "яйности")

Добро и зло появляются с отделением, выделением, появлением сознающей особи, особости (ахамкара), вместе с которой является и мир. «Человеческий душевно-духовный мир — это истинное местонахождение добра и зла» (И.А. Ильин). Они выступают парой, двойкой (двандва), как свет и тьма, и не существуют одно без другого.
...
Сплошь и рядом слышишь повторение общего положения о необходимости «отказаться от эго». .... Непонимание кроется уже в самом определении и применении понятия. Ахамкара чаще всего переводят латинским термином «эгоизм», но это совсем не точно. В латинском, откуда и пошло слово, эго значит просто «я», а слово эгоизм имеет некоторую личиостно-оценочную окраску ....
Понятие же ахамкара имеет более общий мировоззренческий смысл. Это определённая стадия развертывающегося в природе Сознания. Ахамкара — не просто человеческий эгоизм, ей подвержены и боги. Ахамкара (букв, «создание я» или «выделение я») — это появление, выявление, обособление, собьство (др-русск.), собственничество, ячество.1
Это ячество или собственничество — «примысливание себя к любому опыту» (В.К. Шохин). Но оно занято важным и почти постоянным делом: поддержанием умственно-телесной целостности человека. Им человек удерживается в том виде и образе, который делает его своеобразным. Оно согласует телесные и психические функции человеческого организма, направляет их к одной цели, не давая действовать по собственному произволу. Особость или чувство «я» совершенно необходимо для поддержания в особом порядке ума и тела как целого. Оно само по себе не плохо; только излишнее отождествление человека с личностью причиняет все сложности.

BOBA
19.10.2011, 19:31
Пока человек не дошёл то той точки, где ячество является преградой более высокому пониманию, не осознал его как помеху, до тех пор лучше его использовать как инструмент. Нельзя отказаться от личности, не имея её. Личность — отличие от Целого, но и обличив Целого. Личность — проявление великого многообразия. Личность — и величие Целого.
Пожалуй, в очень немногих вероисповеданиях есть такое яркое, смелое и гордое определение добра и зла: «Всё зависящее от чужой воли — зло, всё зависящее от своей воли — благо; необходимо знать это краткое определение блага и зла»1 (Законы Ману, 4.160).

BOBA
19.10.2011, 19:37
гипотетически - ахамкара соотносима с ЧСВ... и практики преодоления (куды преодолеть, расшатать бы чуток :lol:) последнего (как "Тотальное Да" с дистанции) слегка подтачивают первое... по песчинке растаскивая египетскую пирамиду.... это долго))))))))))

Отстаивание "своего Я" порождает "химсу по Каравану" - взбаламучивание чужого сознания, усиление его обособленности....

BOBA
19.10.2011, 19:48
цитата.

Йога сутра указывает пять родов проявлений (vrtti) сознания:
1. Достоверные познавания, такие, как непосредственное восприятие, умозаключение, священное откровение (ргатапа)
2. Противоположные (viparyaya) заполнители сознания: ложные знания, заблуждения и т. д.
3. Различные виды воображений, грез и отвлеченных умопостроений (vikalpa)
4. Бездумные состояния ума, сон, забытье (nidrā), в которых преобладает, главным образом, тамас.
5. Память (smrti)
Смысл нравственных правил йоги невозможно правильно понять без представления о клешах, недугах сознания. Не зря они рассматриваются в Йога сутре перед изложением йамы и нийамы. Это «пять ложных заполнителей сознания» — неведение, ячество, страсть, отвращение, привязанность к жизни, — которые «расширяют поток причин и следствий и, служа опорой один другому, вызывают созревание кармы» (Йога бхашья, 2.3). Неведение (авидья) является почвой для всех перечисленных недугов сознания, и все они являются особыми видами неведения, рождающими страдания.


Нравственность нужна в йоге не столько потому, что требуется канонами религии или потому, что нужна обществу, а, в первую очередь, для того, чтобы «истощить» эти мучительные образования в сознании.
- нефть! ради чего практически книга написана. Центр!

прим. мое - неведение (авидья) - это такая фундаментальная штуковина, являющаяся основой ячества (ахамкары). ужас какая фундаментальная, практически основа нашего тварного мира.... ну или индивидуального существования в теле так точно... к ней надо серьезно подходить....

BOBA
19.10.2011, 20:00
На бегу соотнеслось ахамкара с русским словом "самоутверждение". Так вот, это грубое "самоутверждательство" - оно и происходит в "переходах на личность" по Каравану.... в захимсивании ближнего своего.
Ну - грубые формы отслеживать и снимать проще.... хоть так... Ну и - не пробуждать у ближнего желание отстоять себя хамскими выпадами.... - тоже йогическая добродетель. Нечего отбрасывать других в духовном пути, баламутить сознание честных граждан....

как-то так.

Караван
20.10.2011, 12:15
Ни Караван, бедолага, ни Алек, ни, уж тем более, САМ Мартынов Б.В.(!) не убедили форумчан-мозаичников в красоте самоизучения и постижения. :lol:
Правильно, чё, лучше к профессиональному психологу обратиться. :)

А йога - это не наше.

По теме, - Мартынов просто изучал тексты. Он не практик. ИМХО. В книге очередная порция копипасты.

BOBA
20.10.2011, 12:34
спасибо за мнение, Караван. самоизучению потребны методики и инструменты....

Караван
20.10.2011, 12:49
Хороший тезис. И что?
Нужны методики?
Или Мартынов предлагает методики?
Я не понял просто.:mad: Прости!

И вопрос, где искали методики первопроходцы? Как думаешь?

BOBA
20.10.2011, 13:03
Караван, не важно, где искали методики первопроходцы по физике и химии. Важно что сейчас уже написаны годные мануалы, как изучать. и как получать результаты.
Воспроизводить всю физику, химию, математику - с нуля? Нереально.
Читать первоисточники по физике - тяжело. Даже в антологии, я пробовал. И - если не поработать с современным, адаптированным, методически выверенным учебником - там легко заблудится....

Каждому свое. Для меня книжка Мартынова дает некие ориентиры. Так, когда я пишу "показывать - тоже химса" - я опираюсь на понимание, взятое у Мартынова...

Если я читаю сутры - я не доверяю своему пониманию... ибо склонен фантазировать.... и знаю об этом.

Караван
20.10.2011, 13:10
Каждому свое. Для меня книжка Мартынова дает некие ориентиры. Да понятно всё. Я не против Мартынова. Копипаста - это бег по кругу.
Ты бегашь по кругу, упоминаешь Каравана (спасибо), я пишу что вижу - про бег по кругу.
Пробежишь ещё круг, я опять напишу. :)
Если не лень будет. :)
Читать первоисточники по физике - тяжело.
Если я читаю сутры - я не доверяю своему пониманию...
Согласен! Понимаю! :)
Но ты можешь хотя бы рассказать, что тебя пугает в Сутрах?
Ну, или где Мартынов взял то, что написал? Ты уверен, что первоисточники, которые он назвал, действительно повествуют о том, что он написал?
(да неплохо он пишет, неплохо :) )

Караван
20.10.2011, 13:28
не важно, где искали методики первопроходцы по физике и химии. Важно что сейчас уже написаны годные мануалы, как изучать. и как получать результаты.
Воспроизводить всю физику, химию, математику - с нуля? Нереально.
Зачем?
Начинается всё с вопроса - ЗАЧЕМ?
Поп-химия для тех, кто с пивком на диване прилёг, после трудового дня.
Если реально УЧИТЬСЯ на ХИМИКА, то следует сдать экзамены и начинать воспроизводить опыты с НУЛЯ. Теоретические и ПРАКТИЧЕСКИЕ занятия. Потом экзамены.
Постепенно, пошагово, последовательно.
Невозможно создать современные материалы будучи просто талантливым.

ИМХО - пример не катит.

BOBA
20.10.2011, 13:40
Я отсидел ла лабораторках по химии и физике. Неиллюзорно. Для меня и коллег - сидельцев которые знают, что такое - настраивать оборудование наблюдения - возможно катит.
Ну а не катит - так и не катит...

Караван
20.10.2011, 15:15
Ничё не понимаю :)
Так что реально-то? Реально реальнее?
Опыты по химии или статья в журнале "Наука и техника"?

BOBA
20.10.2011, 15:39
Караван, даже если что-то ты недопонял, оно либо поймется само, либо останется недопонятым.... как то так.
С уважением.........

цитата
Из идеи кармы и перевоплощений вытекает очень важное для йоги разных направлений представление о круговороте человеческих жизней.
...........................
В йоге этот круговорот описывается так (Вьяса, на Йога сутру, 4.11). Из праведности возникает счастье, из неправедности — страдание. Из счастья — страстное влечение, а из страдания — отвращение. Отсюда же деятельность. Движимый умственной, словесной и телесной деятельностью, человек приносит пользу или вред другим. А из этого — вновь праведность и неправедность, счастье и страдание, влечение и вражда; и так шестиспицевое колесо сансары пребывает в постоянном вращении. Движущая сила этого вращения — неведение.
Карму, наш удел, слагают непроизвольные действия ума. Её также называют анади васана, то есть безначальные стремления. Главное действие происходит в уме; оно заставляет действовать из-за присутствующих в нём подсознательных и неразрешённых трудностей, помех, очагов напряжений, предпочтений и предубеждений.
Поэтому сансара — это не столько круговорот рождений, сколько круговорот мысли. «Ибо мысль — это круговорот бытия, пусть усердно очищает её. Какова его мысль, таким он и становится — вот извечная тайна» (Майтри упанишада, 6.34).
Можно сказать, что сансара происходит от пороков и недугов сознания. Мысль искривляется нашими пороками и замыкается в порочный круг.
....
Сансара — бесконечный поток построений в уме, который производится самскарами. Можно сказать, что текущее производится впечатлениями. ... «Впечатления создаются деятельностью сознания, а сама деятельность — впечатлениями. Так непрерывно крутится колесо деятельности и впечатлений» (Вьяса, на Йога сутру, 1.5).
Ближе по содержанию к санскритскому понятию самскара не столько слово «впечатление», как обычно его переводят, а «воспроизводимое», «образец». Ум с безначального времени собирает все впечатления, запечатлевает их, и они таятся в непроявленном виде до тех пор, пока их не коснётся и не пробудит к проявлению и развёртыванию соответствующее действие — умственное или телесное.
Иногда почти одинаково со словом самскара используют слово васана. Различие их в том, что васаны обозначают давние скрытые побуждения или влечения, приобретённые в ... прошлых жизнях, а самскары — недавние. Васаны имеют своим источником память (Йога сутра, 4.9). Как дремлющие в подсознании впечатления они ответственны за различие в умственных способностях, склонностях, темпераменте и т. п. человека.
Всё многообразие этих мысленных впечатлений составляют человеческую личность. Эти мысленные впечатления являются причиной соответствующего внешнего действия и определяют самооценку и поведение человека. Из-за причинного сходства с тем или иным внешним событием или впечатлением они отзываются на него как на приятное или неприятное, резонансно его усиливают или ослабляют. Память человека — это проявленное состояние самскар. ....
Некое соответствие представлению о самскарах можно найти в современной психологии. ... На языке бихевиористской (поведенческой) физиологии впечатления — это «следовые рефлексы», обуславливающие выработку стереотипа, а на языке генетики — врождённые предрасположенности.

BOBA
20.10.2011, 16:03
Самскары чаще всего выступают в виде непроизвольных побуждений. Сама наша личность является сгустком этих побуждений. И наше отношение ... также чаще всего итог не обдумывания, а разряда, вызванного образом того или иного предмета, ... и похожим или противоположным впечатлением. Человек запрограммирован этими воспроизводимыми впечатлениями.
Чтобы стать свободным от запрограммированности, надо не дать впечатлениям воспроизводиться без нашей воли, то есть управлять ими или стать бескорыстным и незатронутым ими созерцателем.

BOBA
20.10.2011, 16:07
Принятие идеи удела (кармы) и перевоплощений
1. Даёт человеку убеждение, что всё, что с ним происходит, — итог именно его прошлых действий, а не каких-то не зависящих от человека причин, законов и случайностей.
2. Избавляет от беспокоящих мыслей «почему-де я так несчастен?» и вызывает некоторую покорность прошлому, а также даёт надежду на будущее, которое также творится мыслями и поступками человека, побуждая трудиться над улучшением себя.
3. Удерживает от совершения многих дурных действий. Многие подлости или преступления не были бы совершены, если бы совершающий зло не надеялся, что его поступки будут скрыты могильной пустотой — смертью, под которой он понимает отсутствие его горячо любимого тела.
4. Избавляет от страха перед смертью, от спешки и суеты, от безнадёжности достичь когда-нибудь совершенства. Каждый, какие бы ошибки и проступки он ни совершил, какой бы низкий умственный и образовательный уровень ни имел, искренне приняв эту идею, может совершенствовать себя — личностей и времени на это ему хватит.

Здесь достигнутое — не гибнет, убыванья не бывает,
даже малость этой правды1 страх великий избывает.
Бхагавадгита, 2.40

5. «Заставляет людей чувствовать, что вещи мира, мирские удачи и неудачи не затрагивают достоинства души. Только добродетель хороша, а не знания, богатства, не раса, не национальность. Кроме добродетели, ничто не имеет цены» (С. Радха-кришнан).