Н.И. Козлов
29.09.2011, 12:02
Взаимодействуя с внешним миром, человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
Понятно, что чаще - так и так одновременно. Но важно, что в разной степени и с разным отношением. Если ты организм, бытие человеком тебя тяготит, ты торопишься вернуться к своему нормальному существованию организма. Если ты личность, то для тебя не зазорно когда-то побыть и организмом, но только - когда-то. Мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть!
Организм - это реальность. Организму нужно есть, и необходимость поесть еще не делает человека организмом и жертвой. Жертва тот, кто видит себя только организмом, хотя на самом деле возможность для него быть личностью - есть↑ (http://www.psychologos.ru/Организм_и_личность,_Жертва_и_Автор).
В чем разница этих двух способов бытия?
Организм человека может только реагировать; ведет себя, осуществляет поведение и деятельность - человек как личность. Потребности есть у организма, цели и ценности - только у человека. Человек как организм чаще ощущает и чувствовует, человек как личность чаще пользуется разумом: думает и принимает решения.
Когда организм путается в своих потребностях, ответ он может найти только в себе, внутри себя, он должен почувствовать себя.
Когда человек ставит свои цели и возникает затруднение, человек не ищет ответ внутри себя, он включает голову и делает выбор, помня о своих главных целях и учитывая возникшие обстоятельства.
Человек как личность живет не потребностями, а тем, что ему дорого, своими ценностями. А ценности - это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия - то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.
Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.
Человек как организм с потребностями
Жизнь человека, как организма, определяется обстоятельствами: внешними и внутренними (потребностями, чувствами и состояниями). Взаимодействие с внешней средой определяется тем, что внешняя среда всегда сильнее человека-организма, его задача выживать (http://www.psychologos.ru/Выживание). Внешняя среда задает организму рамки, человек-организм к внешней среде приспосабливается, адаптируется (http://www.psychologos.ru/Адаптация).
Конечно, по мелочи что-то менять во внешней среде возможно, а преобразовывать мир, строить и воплощать большие планы, менять что-то крупному - нет. "Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Судьба сильнее человека, "Я маленький, мир большой (http://www.psychologos.ru/Я_маленький,_мир_большой)".
В рамках, заданных внешней средой, жизнь человека-организма определяется силами и энергиями, которые его напрягают и двигают.
Есть внутри энергия - он движется. Нет энергии - лежит на диване. Что же тут поделаешь?
Человек, как организм, знает: "Все ответы о моей жизни – внутри меня". Он внимателей к своих чувствам, эмоциям и потребностям: с ними нужно иметь контакт, их нужно осознавать, чтобы им следовать и использовать их энергию. Человек-организм всегда прислушивается к себе, чтобы верно уловить внутренние напряжения и направленность внутренних энергий.
С кем жить, чем заниматься, куда двигаться - ответы на все эти вопросы у такого человека внутри его: нужно только быть к себе внимательным и ловить внутренние ощущения. Там, где направленность движения дает внутреннюю энергию и дает радость - там высшая правда. Тело - не врет.
Нормальный организм занят преимущественно собой, с другими он сталкивается, оказываясь в отношениях потребления, выделения и слияния - разлипания. Если человеку-организму предлагается позаботиться о ком-то другом, он напрягается от этого внедрения внешнего чужого в его внутреннее и для поиска ответа всегда обращается внутрь себя: а это моя потребность, мне это нужно? Внешнее для него - всегда интроект, хотя иногда и оправданный.
Проблемы человека-организма: невнимательность к себе, отсутствие контакта со своими чувствами и потребностями, попытки внутреннего контроля, навязанные внешние цели, не отвечающих его внутренним потребностям, убегание от себя и, как следствие – жизнь без энергии↑ (http://www.psychologos.ru/Проблемы_человека-организма).
Человек как личность с целями
У личности есть организм, но чтобы действовать, у нее еще есть разум и воля. Чувства, эмоции и потребности – это фон, который может помогать, может мешать, но не более. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать. Эмоциями нужно управлять, потребности - воспитывать.
Личность строит себя и свою жизнь, развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя. Нет центропупизму: личность занята в первую очередь не собой, а другими людьми и жизнью. Личность – заботится и любит, отвечая за результат. См.→ (http://www.psychologos.ru/Человек_как_личность_с_целями)
Представление человека в психологической литературе: организм или личность?
Есть жизнь, а есть ее описание психологами - иногда адекватное, иногда предвзятое. Какое описание более правильное? Человек - более организм или чаще личность?
Когда я учился на психолога, меня часто удивляли и напрягали описания жизни человека в современных мне учебниках. В тех учебниках в соответствии с теорией деятельности человек всегда мыслил, был реалистичным, делал осознанные выборы и всегда стремился к развитию. Я смотрел вокруг себя и удивлялся: "А это правда?" Это была не совсем правда, большая часть людей жила и живет преимущественно как организмы, и подобные описания - не про них. С другой стороны, напоминание людям о том, что личностью не рождаются, личностью становятся, что можно свою жизнь не только гармонично проживать, но и конструктивно выстраивать - эти напоминания подталкивали многих людей к настоящему развитию.
Когда я писал "Философские сказки", во многих главах я описывал человека, как организм: смотри "Трудная жизнь Внутреннего человечка (http://www.psychologos.ru/Трудная_жизнь_Внутреннего_человечка)" "Душевные кастрюли и нежность общего плана (http://www.psychologos.ru/Душевные_кастрюли_и_нежность_общего_плана)" и многие другие главы. Однако моей задачей было не только зафиксировать существующее положение вещей, но и вызвать к этому внутренний протест: "Да, похоже, но я таким быть не хочу! Не буду!"
Те, кто обращаются к гештальт-терапевтам (http://www.psychologos.ru/Гештальт-терапия), как правило легко узнают себя в их описаниях, для них все это жизненно, реалистично и естественно. Более того, постепенно приходит спокойствие, когда тебе объясняют, что так жить нормально и природосообразно. Напряжение возникает тогда, когда человек не вписывается в описания гештальт-подхода и начинает протестовать: в ответ на его протесты гештальт-терапевт нередко констатирует грубые сбои в жизни этого организма. Однако более проблематичным нам кажется другое, а именно когда человек, находящийся перед выбором как жить, имея выбор жить в статусе личности, поддается внушению терапевта и опускается до бытия организмом, забывает о возможности быть личностью и действительно становится только организмом.
Ссылка на статью → (http://www.psychologos.ru/Человек_как_организм_и_человек_как_личность)
Понятно, что чаще - так и так одновременно. Но важно, что в разной степени и с разным отношением. Если ты организм, бытие человеком тебя тяготит, ты торопишься вернуться к своему нормальному существованию организма. Если ты личность, то для тебя не зазорно когда-то побыть и организмом, но только - когда-то. Мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть!
Организм - это реальность. Организму нужно есть, и необходимость поесть еще не делает человека организмом и жертвой. Жертва тот, кто видит себя только организмом, хотя на самом деле возможность для него быть личностью - есть↑ (http://www.psychologos.ru/Организм_и_личность,_Жертва_и_Автор).
В чем разница этих двух способов бытия?
Организм человека может только реагировать; ведет себя, осуществляет поведение и деятельность - человек как личность. Потребности есть у организма, цели и ценности - только у человека. Человек как организм чаще ощущает и чувствовует, человек как личность чаще пользуется разумом: думает и принимает решения.
Когда организм путается в своих потребностях, ответ он может найти только в себе, внутри себя, он должен почувствовать себя.
Когда человек ставит свои цели и возникает затруднение, человек не ищет ответ внутри себя, он включает голову и делает выбор, помня о своих главных целях и учитывая возникшие обстоятельства.
Человек как личность живет не потребностями, а тем, что ему дорого, своими ценностями. А ценности - это всегда внешнее: его дом или страна, его родители или дети, любимая или любимый. А также его проекты, его работа, его миссия - то большое, ради чего он живет, что придает его жизни смысл, а не только удовлетворение.
Удовлетворение чувствует организм, когда потребляет себе нужное. Когда человек делает то, что считает должным, он начинает уважать себя и переживает гордость.
Человек как организм с потребностями
Жизнь человека, как организма, определяется обстоятельствами: внешними и внутренними (потребностями, чувствами и состояниями). Взаимодействие с внешней средой определяется тем, что внешняя среда всегда сильнее человека-организма, его задача выживать (http://www.psychologos.ru/Выживание). Внешняя среда задает организму рамки, человек-организм к внешней среде приспосабливается, адаптируется (http://www.psychologos.ru/Адаптация).
Конечно, по мелочи что-то менять во внешней среде возможно, а преобразовывать мир, строить и воплощать большие планы, менять что-то крупному - нет. "Хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах". Судьба сильнее человека, "Я маленький, мир большой (http://www.psychologos.ru/Я_маленький,_мир_большой)".
В рамках, заданных внешней средой, жизнь человека-организма определяется силами и энергиями, которые его напрягают и двигают.
Есть внутри энергия - он движется. Нет энергии - лежит на диване. Что же тут поделаешь?
Человек, как организм, знает: "Все ответы о моей жизни – внутри меня". Он внимателей к своих чувствам, эмоциям и потребностям: с ними нужно иметь контакт, их нужно осознавать, чтобы им следовать и использовать их энергию. Человек-организм всегда прислушивается к себе, чтобы верно уловить внутренние напряжения и направленность внутренних энергий.
С кем жить, чем заниматься, куда двигаться - ответы на все эти вопросы у такого человека внутри его: нужно только быть к себе внимательным и ловить внутренние ощущения. Там, где направленность движения дает внутреннюю энергию и дает радость - там высшая правда. Тело - не врет.
Нормальный организм занят преимущественно собой, с другими он сталкивается, оказываясь в отношениях потребления, выделения и слияния - разлипания. Если человеку-организму предлагается позаботиться о ком-то другом, он напрягается от этого внедрения внешнего чужого в его внутреннее и для поиска ответа всегда обращается внутрь себя: а это моя потребность, мне это нужно? Внешнее для него - всегда интроект, хотя иногда и оправданный.
Проблемы человека-организма: невнимательность к себе, отсутствие контакта со своими чувствами и потребностями, попытки внутреннего контроля, навязанные внешние цели, не отвечающих его внутренним потребностям, убегание от себя и, как следствие – жизнь без энергии↑ (http://www.psychologos.ru/Проблемы_человека-организма).
Человек как личность с целями
У личности есть организм, но чтобы действовать, у нее еще есть разум и воля. Чувства, эмоции и потребности – это фон, который может помогать, может мешать, но не более. Личность управляет своими эмоциями, чувствами и потребностями, а не наоборот. Свою внутреннюю жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю жизнь нужно налаживать. Эмоциями нужно управлять, потребности - воспитывать.
Личность строит себя и свою жизнь, развивая себя и меняя обстоятельства вокруг себя. Нет центропупизму: личность занята в первую очередь не собой, а другими людьми и жизнью. Личность – заботится и любит, отвечая за результат. См.→ (http://www.psychologos.ru/Человек_как_личность_с_целями)
Представление человека в психологической литературе: организм или личность?
Есть жизнь, а есть ее описание психологами - иногда адекватное, иногда предвзятое. Какое описание более правильное? Человек - более организм или чаще личность?
Когда я учился на психолога, меня часто удивляли и напрягали описания жизни человека в современных мне учебниках. В тех учебниках в соответствии с теорией деятельности человек всегда мыслил, был реалистичным, делал осознанные выборы и всегда стремился к развитию. Я смотрел вокруг себя и удивлялся: "А это правда?" Это была не совсем правда, большая часть людей жила и живет преимущественно как организмы, и подобные описания - не про них. С другой стороны, напоминание людям о том, что личностью не рождаются, личностью становятся, что можно свою жизнь не только гармонично проживать, но и конструктивно выстраивать - эти напоминания подталкивали многих людей к настоящему развитию.
Когда я писал "Философские сказки", во многих главах я описывал человека, как организм: смотри "Трудная жизнь Внутреннего человечка (http://www.psychologos.ru/Трудная_жизнь_Внутреннего_человечка)" "Душевные кастрюли и нежность общего плана (http://www.psychologos.ru/Душевные_кастрюли_и_нежность_общего_плана)" и многие другие главы. Однако моей задачей было не только зафиксировать существующее положение вещей, но и вызвать к этому внутренний протест: "Да, похоже, но я таким быть не хочу! Не буду!"
Те, кто обращаются к гештальт-терапевтам (http://www.psychologos.ru/Гештальт-терапия), как правило легко узнают себя в их описаниях, для них все это жизненно, реалистично и естественно. Более того, постепенно приходит спокойствие, когда тебе объясняют, что так жить нормально и природосообразно. Напряжение возникает тогда, когда человек не вписывается в описания гештальт-подхода и начинает протестовать: в ответ на его протесты гештальт-терапевт нередко констатирует грубые сбои в жизни этого организма. Однако более проблематичным нам кажется другое, а именно когда человек, находящийся перед выбором как жить, имея выбор жить в статусе личности, поддается внушению терапевта и опускается до бытия организмом, забывает о возможности быть личностью и действительно становится только организмом.
Ссылка на статью → (http://www.psychologos.ru/Человек_как_организм_и_человек_как_личность)