Н.И. Козлов
25.08.2011, 13:58
Не все из нас получили классическое воспитание, но даже если мы ведем себя образцово, общаться нам приходится с людьми нормальными, обычными. А обычные люди, даже когда не ведут себя конфликтно, хотя бы в общении нередко допускают конфликтогены. Грубость, колкие замечания, обидное невнимание, фразы с позицией превосходства - все это неприятно и пропускать не хочется. И как же на это реагировать?
Понятно, что главное - реагировать внутренне спокойно, тогда будет легче подобрать адекватную внешнюю форму реакции. Внешне реагировать можно сильно по-разному: никак, намек, обратить внимание, просьба... См.→ (http://www.psychologos.ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_% D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0 %BA%D1%82%D0%B5)
Но сегодня мы хотим поговорить в большей степени о наших детях-подростках. Подростки нередко ссорятся из-за вроде бы ерунды: "А что она мне так сказала! А что он меня толкнул!", но для них эти мелочи действительно бывают важны, а грамотно на конфликтогены они реагировать еще не умеют. Осмысленные родители вполне могут (и с большой пользой для общего личностного развития) научить своих детей-подростков реагировать друг на друга более воспитанным образом - так, как это делают взрослые и уважающие друг друга люди.
Конечно, начать нужно с того, чтобы жить так самим, чтобы ваша жизнь была для детей образцом. Второе - вы должны иметь для детей авторитет (http://www.psychologos.ru/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D 1%82_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0 %B5%D0%B9), ваши дети в принципе должны вас слушать и слушаться↑. Если они вас в грош не ставят и живут отдельной от вас жизнью - как вы будете учить их хоть чему-то? Третье - подростковый возраст не простой, и если ваши дети в трудном подростковом кризисе (http://www.psychologos.ru/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_%D0%BF%D0%BE% D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0 %BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1% 81%D1%82%D0%B0), вам нужно не совершенствовать их культуру, а помочь им справиться с навалившимися на них проблемами. Однако семьи бывают не только проблемными, но и качественными, и эта статья - именно для них.
Итак, осмысленные родители в качественной семье учат своих детей-подростков следующим вещам для общения друг с другом:
На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем.
Если тебя толкнули, тебе что-то обидное сказали, так или иначе тебя задели, в ответ нельзя - кричать, обвинять, пихать и так далее в ответ. Разрешили произойти тому, что произошло, живы остались, ну и не дуйся и ссору не раздувай, лучше извинись сам (сама) - скорее всего, поводы были и с твоей стороны. Учись мелочи пропускать, на мелочи - не реагируем! Другое дело, если в твой адрес звучит явная грубость, или мы всерьез учимся культуре общения, как общаются воспитанные люди. Тогда тут же -
Обрати на себя внимание.
Обрати на себя внимание,чтобы твои слова услышали. Если на тебя смотрят и дожидаются ответа - выразительно сделай паузу. Если толкнув, уже прошли мимо тебя, то окликни: "Эй!". Вообще-то это не очень вежливо, но вежливое "Можно тебя на одну минуту?" для подростков часто совсем не характерно и не привычно.
Дай другому зеркало.
В спокойной и доброжелательной форме обрати внимание на то, что тебе сделал другой. "Так получилось, что ты меня толкнул локтем. Мне это было неприятно" или "Куда я дела твои наушники?.. Это упрек? Это обвинение?". Большая вероятность, что он просто это не видел, не заметил. Он делал свое, а на тебя элементарно не обратил внимание. Если на это извинился сразу - хорошо, и вопрос закрываем. Если нет -
Обратись с просьбой на будущее.
Важно - свою просьбу сделай выполнимой: понятной, конкретной, и чтобы ее было несложно сделать. "У меня просьба - все вопросы выяснять без упреков и обвинений, спокойным образом. Нормально?". "Если тебе нужно пройти, а я стою на дороге и тебе пройти совсем неудобно, ты мне просто скажи, я естественно отойду или еще лучше - тебе помогу. Хорошо?".
Грамотно заверши.
Если просьба принята нормально, вырули на доброжелательное продолжение. Если начинаются возражения - начинай переговоры и договорись, когда и где вы это обговорите.
Если возникает сбой - зови родителей, они разберутся.
Как учить?
Учить - как правило, только постепенно и методично↑ (http://www.psychologos.ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%87% D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%B8_%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D 1%85). Лучше - все это разбить на части и требовать не сразу все, а по пунктам или фрагментами, чтобы дело оказалось посильным и чтобы получалось.
Например, вначале затвердить первый пункт: "На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем". Объяснить, повторить, повесить объявление-напоминалку. Если нужно - использовать правило "Стоп". Когда это усвоено - полезно отработать просьбы, "Обратись с просьбой на будущее". Показать, пусть повторят, показать в других ситуациях, пусть повторят еще раз - постепенно поймут и примут. Пункты "Обрати на себя внимание", "Дай другому зеркало" и "Грамотно заверши" можно мягко подсказывать в последнюю очередь, когда суть уже понятна и усвоена.
Понятно, все это касается в первую очередь общения внутри семьи. Распространять эти требования на общение в школе кажется малореалистичным, там нормы общения задают не родители, а школа. То есть - в первую очередь сами дети. А внутри семьи - мы можем многое. Подсказываем, поддерживаем, хвалим наших любимых и талантливых - но как стена стоим в том, что это уже обязательно, по-другому уже нельзя. Рано или поздно взрослеть пора, пора приучать себя к культуре, и сейчас - как раз самое время!
Рекомендую
В Психологосе, в статье "Как реагировать на конфликтогены (http://www.psychologos.ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%B3%D0%B8% D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BD%D0%B0_% D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0 %BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8B)" много очень полезных дополнительных ссылок, которые для многих окажутся откровениями. "Как приучать_детей и взрослых", "Как родители формируют свой авторитет", "Правило "Стоп!" (http://www.psychologos.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE_%22%D0% A1%D1%82%D0%BE%D0%BF!%22_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4 %D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9) для детей", "Приучайте ребенка вас слушать и слушаться", "Разумное поведение в конфликте" - посмотреть полезно. Там же - запись моего разговора с дочерью подростком, которой я показал эту статью и попросил ее откомментировать. Она высказалась от души, мне понравилось.
Понятно, что главное - реагировать внутренне спокойно, тогда будет легче подобрать адекватную внешнюю форму реакции. Внешне реагировать можно сильно по-разному: никак, намек, обратить внимание, просьба... См.→ (http://www.psychologos.ru/%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5_% D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0 %B5_%D0%B2_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0 %BA%D1%82%D0%B5)
Но сегодня мы хотим поговорить в большей степени о наших детях-подростках. Подростки нередко ссорятся из-за вроде бы ерунды: "А что она мне так сказала! А что он меня толкнул!", но для них эти мелочи действительно бывают важны, а грамотно на конфликтогены они реагировать еще не умеют. Осмысленные родители вполне могут (и с большой пользой для общего личностного развития) научить своих детей-подростков реагировать друг на друга более воспитанным образом - так, как это делают взрослые и уважающие друг друга люди.
Конечно, начать нужно с того, чтобы жить так самим, чтобы ваша жизнь была для детей образцом. Второе - вы должны иметь для детей авторитет (http://www.psychologos.ru/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D 1%82_%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0 %B5%D0%B9), ваши дети в принципе должны вас слушать и слушаться↑. Если они вас в грош не ставят и живут отдельной от вас жизнью - как вы будете учить их хоть чему-то? Третье - подростковый возраст не простой, и если ваши дети в трудном подростковом кризисе (http://www.psychologos.ru/%D0%9A%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81_%D0%BF%D0%BE% D0%B4%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0 %BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1% 81%D1%82%D0%B0), вам нужно не совершенствовать их культуру, а помочь им справиться с навалившимися на них проблемами. Однако семьи бывают не только проблемными, но и качественными, и эта статья - именно для них.
Итак, осмысленные родители в качественной семье учат своих детей-подростков следующим вещам для общения друг с другом:
На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем.
Если тебя толкнули, тебе что-то обидное сказали, так или иначе тебя задели, в ответ нельзя - кричать, обвинять, пихать и так далее в ответ. Разрешили произойти тому, что произошло, живы остались, ну и не дуйся и ссору не раздувай, лучше извинись сам (сама) - скорее всего, поводы были и с твоей стороны. Учись мелочи пропускать, на мелочи - не реагируем! Другое дело, если в твой адрес звучит явная грубость, или мы всерьез учимся культуре общения, как общаются воспитанные люди. Тогда тут же -
Обрати на себя внимание.
Обрати на себя внимание,чтобы твои слова услышали. Если на тебя смотрят и дожидаются ответа - выразительно сделай паузу. Если толкнув, уже прошли мимо тебя, то окликни: "Эй!". Вообще-то это не очень вежливо, но вежливое "Можно тебя на одну минуту?" для подростков часто совсем не характерно и не привычно.
Дай другому зеркало.
В спокойной и доброжелательной форме обрати внимание на то, что тебе сделал другой. "Так получилось, что ты меня толкнул локтем. Мне это было неприятно" или "Куда я дела твои наушники?.. Это упрек? Это обвинение?". Большая вероятность, что он просто это не видел, не заметил. Он делал свое, а на тебя элементарно не обратил внимание. Если на это извинился сразу - хорошо, и вопрос закрываем. Если нет -
Обратись с просьбой на будущее.
Важно - свою просьбу сделай выполнимой: понятной, конкретной, и чтобы ее было несложно сделать. "У меня просьба - все вопросы выяснять без упреков и обвинений, спокойным образом. Нормально?". "Если тебе нужно пройти, а я стою на дороге и тебе пройти совсем неудобно, ты мне просто скажи, я естественно отойду или еще лучше - тебе помогу. Хорошо?".
Грамотно заверши.
Если просьба принята нормально, вырули на доброжелательное продолжение. Если начинаются возражения - начинай переговоры и договорись, когда и где вы это обговорите.
Если возникает сбой - зови родителей, они разберутся.
Как учить?
Учить - как правило, только постепенно и методично↑ (http://www.psychologos.ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%83%D1%87% D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9_% D0%B8_%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D 1%85). Лучше - все это разбить на части и требовать не сразу все, а по пунктам или фрагментами, чтобы дело оказалось посильным и чтобы получалось.
Например, вначале затвердить первый пункт: "На мелочи не реагируем, на грубость грубостью не отвечаем". Объяснить, повторить, повесить объявление-напоминалку. Если нужно - использовать правило "Стоп". Когда это усвоено - полезно отработать просьбы, "Обратись с просьбой на будущее". Показать, пусть повторят, показать в других ситуациях, пусть повторят еще раз - постепенно поймут и примут. Пункты "Обрати на себя внимание", "Дай другому зеркало" и "Грамотно заверши" можно мягко подсказывать в последнюю очередь, когда суть уже понятна и усвоена.
Понятно, все это касается в первую очередь общения внутри семьи. Распространять эти требования на общение в школе кажется малореалистичным, там нормы общения задают не родители, а школа. То есть - в первую очередь сами дети. А внутри семьи - мы можем многое. Подсказываем, поддерживаем, хвалим наших любимых и талантливых - но как стена стоим в том, что это уже обязательно, по-другому уже нельзя. Рано или поздно взрослеть пора, пора приучать себя к культуре, и сейчас - как раз самое время!
Рекомендую
В Психологосе, в статье "Как реагировать на конфликтогены (http://www.psychologos.ru/%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%B3%D0%B8% D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8C_%D0%BD%D0%B0_% D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0 %BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%8B)" много очень полезных дополнительных ссылок, которые для многих окажутся откровениями. "Как приучать_детей и взрослых", "Как родители формируют свой авторитет", "Правило "Стоп!" (http://www.psychologos.ru/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE_%22%D0% A1%D1%82%D0%BE%D0%BF!%22_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4 %D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9) для детей", "Приучайте ребенка вас слушать и слушаться", "Разумное поведение в конфликте" - посмотреть полезно. Там же - запись моего разговора с дочерью подростком, которой я показал эту статью и попросил ее откомментировать. Она высказалась от души, мне понравилось.