PDA

Просмотр полной версии : Артикуляция вокала, резонаторы тела и саксофон?


Сэнкс
23.10.2006, 14:17
Предпосылкой этой темы является сообщение с LiveJurnal (http://community.livejournal.com/ru_sax/19618.html).
Дорогие друзья! Когда-то я пела альтом, хороший был альт на диафрагме без микстов там всяких и пр. халтуры. Теперь у меня сын пятилетний вдруг сказал, что ему хочется играть на "трубочке", показал на саксофон. В школу музыкальную возьмут его через год, сказали, что сначала будут учить на блокфлейте. Ну я не собираюсь время терять, купила ему диск с саксофоном, стала слушать и абалдела: как мне этого не хватает! Там дыхание живое, прям лекарство для души, все можно изобразить, что словами нельзя сказать. Мы с сыном сейчас дышать учимся на диафрагме и мычать ноты закрытым ртом. Возник у меня вопрос, скажите кто знает: а насколько есть связь и отличия между певческим дыханием, артикуляцией и дыханием саксофониста?
Вопрос интересный.

В частности, была предложена автором такая техника:
В инете ничего такого не читала, мне это вживую препод по вокалу объяснял и показывал. Попробуй зевнуть с закрытым ртом, потом с открытым. У тебя внутри рта получится большая круглая камера. Там важно положение неба. У тебя как бы большая буква С должна получиться от носа через небо и в нижнюю челюсть. Язык свободно. Теперь сделай полуулыбку, чтобы зубы были видны и скажи ЛЯ так, чтобы зубы и небо участвовало. Губы свободно отходят от десен, не прижимаются и губами делаешь что хочешь. Штука в том, что все это работает только при опоре на диафрагму, когда большой объем воздуха поднимается свободно при расслабленных плечах. Если плечи напряжены, то не получится красивого звучания к тому же связки будут зажаты.

Надо будет попробовать.
Я уже как то писал, что во время игры нот второй октавы - выше соль - звук становится чище и сочнее если надуть щеки. Чем-то это близко к описанию вокальной артикуляции.

Кстати, надувать щеки - это нормально. Я посмотрел видео с Керком Валумом - он там на сопрано играет - чуть не раздувается. :D

Сэнкс
25.10.2006, 19:20
Попробовал.
Мне показалось, что не подходит для саксофона такая техника.

Ведь если менять положение нёба, челюсти расширять, купол делать - то автоматом отдаляются от мундштука нижние зубы. Верхние должны быть прижаты к мундштуку в 99% случаев - так что их оставляем в покое. Дальше, если рот приоткрыт, сложно обеспечить герметичность - если конечно губы не резиновые :D ну и на трость-то языком, губами снизу надо давить... Т.е. по моим ощущениям - после попытки представить у себя во рту картошку горячую - я просто не смог вообще почти управлять звуком.

Так что вот...

Для меня резонирование регулируется в ротовой полости напряжением щек, их раздуванием и сужением, силой и способом прижатия трости нижней губой.

Сэнкс
25.10.2006, 19:28
Попробовал.
Мне показалось, что не подходит для саксофона такая техника.

Ведь если менять положение нёба, челюсти расширять, купол делать - то автоматом отдаляются от мундштука нижние зубы. Верхние должны быть прижаты к мундштуку в 99% случаев - так что их оставляем в покое. Дальше, если рот приоткрыт, сложно обеспечить герметичность - если конечно губы не резиновые :D ну и на трость-то языком, губами снизу надо давить... Т.е. по моим ощущениям - после попытки представить у себя во рту картошку горячую - я просто не смог вообще почти управлять звуком.

Так что вот...

Для меня резонирование регулируется в ротовой полости напряжением щек, их раздуванием и сужением, силой и способом прижатия трости нижней губой.

Сэнкс
17.11.2006, 12:23
Еще про резонаторы.
Первый резонатор - грудной. Запускали звуком МАААА на выдохе. Эффект - довоерие у слушающих.

Второй - ротовой. Запускали мы его звуком "ТАК" или "РАЗ, РАЗ" при поднятых вверх скулах. Эффект - заявление о себе.

Третий - губно-зубной. Звук - "фююююю", положение мышц не помню. Зубы должны вибрировать. Эффект - нытье, просьбы.

Четвертый - гайморовы пазухи, там звук - МИ при поднятых скулах и раздвинутых углах рта. Какую эмоцию выражает, не помню.

Пятый - горбинка носа. Звук не помню, что выражает - если правильно помню, сильные эмоции типа испуга и т.п.

Шестой - черепной - точка около макушки. Звук - кажется, ИИИИИИ, выражает крайнюю степень радости.