PDA

Просмотр полной версии : Приключения богини в миру


Ирис
21.11.2010, 00:22
(по мотивам одного исследования)

Ни в какой области не демонстрируют сказочные сюжеты большего сходства. В Японии, Китае, у индейцев, угро-финнов, славян типы сказок с героиней почти идентичны.

Женские сюжеты делятся на две подгруппы: «традиционная женственность» и «амазонка». Т.е. активный сценарий и пассивный. Каждый по-своему приносит плоды своей героине.

Считается, что сценарий «амазонки» - наследие архаической древности. С какого-то исторического момента этот активный сценарий подвергся подавлению и «вытеснению». Сакральность женщины была переосмыслена – после этого всякая женщина, отклоняющаяся от «нормы», уже фигурирует в народных верованиях как ведьма.

Ирис
21.11.2010, 00:26
Пассивный сценарий. Так называемая «хорошая женщина» - образец поведения.

С гендерной точки зрения для одержимой патриархальными комплексами культуры симптоматичны две вещи.

1. Пассивная героиня сказки - падчерица находится под прессом: идеальность и добродетель в ее случае другое название неволи и угнетения.
2. При этом она абсолютно инфантильна. Женщина-ребенок.

Главный враг женской героини в таких фольклорных повествованиях - не деспотичный Царь, не её отец, а другая женщина. Жестокость женщины к женщине не знает пределов. Но первоисточник ненависти мачехи - не падчерица. «Сквозь нее» она видит ее мать (первую жену) и уничтожает старшего ребенка. Это экономически обосновано - теперь род мачехи возьмет верх, ее дети от того же отца унаследуют все. Так же могли сказываться и клановые противоречия - даже если мать «Золушки» была из одного клана с мачехой, «Золушка» по правилам уже принадлежит к клану отца - чужая.

Обычно героиню при таком раскладе ожидает смерть. Даже если сказка говорит, что Старец-Зима, Морозко забрал «работницу» к себе - это означает, что она ушла в царство смерти: замерзла. Но сказка как бы смягчает приговор – падчерица возвращается и выходит замуж. Впрочем, любой ритуал перехода, а свадьба как раз из таких, мыслится как умирание прежнего человека и воскресение в новую жизнь в ином статусе.

Что отсюда следует? Важный парадокс этики успеха. Если и вправду для девушки в сказке выход замуж является целью и выигрышем (дальше свадебного пира волшебная сказка обычно не идет), то сам выигрыш окрашен для самой героини в противоречивые тона. С одной стороны, выйти замуж все равно, что попасть на тот свет. Велик риск, велик и страх. С другой стороны, влечение к смерти, непременная черта страдательных сказочных персонажей, способно обернуться позитивным импульсом к разрешению своего личного конфликта.

Здесь обнажено ядро сценария успешности для падчерицы. Падчерице нечего терять, «кроме своих цепей»: она не боится замужества. Она, проявляя чудеса трудового героизма, пытается спасти свою жизнь и продлить род.


*Правда есть ещё одна интересная версия. ;)


О неравенстве происхождения мачехи и падчерицы (по отцовской или материнской линии). В этом случае перед нами «социальное» разрешение конфликта. Отпрыск высокого рода, чуть не потерявшийся в низкой среде, наконец-то узнан (маленькая ножка!) и возвращается в свой круг. Золушка выходит за ровню! Вспомним фею-крестную, в других вариантах родную тетку. Та - из более светлой половины мира (социума), делящегося как пространственно, так и по времени; понятно, почему ее возможности простирались только до полуночи.

«Замарашка» - распространенная уловка, умение скрыть бриллиант в навозе. Мачеха не в курсе, отец помалкивает. Цель: отшить парней «со своего двора».

Ирис
21.11.2010, 00:32
«У одного царя было три сына. Он оделил их по стрелке и велел стрелять: кто куда стрельнет, тому там и невесту брать».

Вот старший стрельнул, его стрела упала к генералу на двор и подняла ее генералова дочь. Он пошел и стал просить у ней: «Девица, девица! Отдай мою стрелку». Она говорит ему: «Возьми меня замуж!». Другой стрельнул, его стрелка упала к купцу на двор, и подняла ее купцова дочь. (...)Третий стрельнул, и стрелка его упала в болото, и взяла ее лягушка. Он пошел просить: «Лягушка, лягушка! Отдай мою стрелку!». Она говорит: «Возьми меня замуж!»

«Пострелять» известное иносказание;) - стрела играет роль фаллического символа. «Отстрелявшись», парень вовсе не жаждет связать себя навсегда. Инициатива закрепить отношения исходит от женского пола, и сказка это подсмотрела. Так что если принять во внимание грубоватое буквальное толкование, девицы себе на уме: отдавшись царским сыновьям, не отпускают их - надо думать, пока не прибегут свидетели - и тут уж брак неизбежен.

Ещё одно, совсем не очевидное. Лягушка символизирует ведьму, волшебницу. Хотя вспомнив, что болото связано с нечистой силой, легче принять логику фольклористов: Сопоставление ведьма-лягушка - одно из наиболее устойчивых в контексте купальских поверий.

Теперь не удивительно, что у жены третьего сына получалось все: и красавицей оборотиться, и хлеб испечь лучше, и ковер соткать за ночь. И магический танец исполнить: «махнула левой рукой - сделалось озеро, махнула правой - и поплыли по воде белые лебеди». Подобный танец указывает на магию и пляски русальей недели с особыми птичьими движениями, взмахами длинных рукавов.

Она выдерживает испытания, проявляет сметку и характер, обретает свою пару... В отношении ума - героиня выгодно отличается от мужского героя. Стандартный эпитет Василисы - Премудрая - это подчеркивает. Лягушка/Василиса ошибок не делает, глупость совершает ее муж: сжигает до времени лягушачью кожу.

Вообще женские фольклорные персонажи у славян маркируются как мудрые чаще мужских (показательно: сестрица Аленушка старше и умней братца Иванушки) В этом видится признак того, что всем в дому заправляла жена, однако столь же легко отыскивается и компенсаторный механизм: к чему же еще прибегать, как не к хитрости, если противоположный пол делает ставку на силу?

В этой подгруппе сказок успешный сценарий героини, посвященной во все отцовские тайны дочери бога-шамана, сводится к тому, чтобы, во-первых, вовремя попасться на глаза суженому у воды (считается доброй приметой недаром), во-вторых, поразить его родню мастерством в земных делах, в-третьих, стоически выдержать неразумие своей мужской половины и разлуку, в-четвертых, и это самое трудное, отбиться от своего клана - разорвать с властью отца (волшебное бегство с превращениями от Кощея Бессмертного, ассоциирующегося с Аидом).

Дальнейшее приложится: жизнь царевны-лягушки за Иваном - царским сыном, видимо, удастся - она будет главной в семье. :angel:

Ирис
22.11.2010, 14:00
Но есть женские сказки с обратной ситуацией. Добронравная, но ничего не понимающая в магии девица выходит замуж за «неведому зверушку». Напомним: в древнем мире жертвоприношение называлось и считалось браком. Красавиц, приносимых дракону, именовали его невестами.

Такой сценарий можно бы считать частным случаем сказки «Морозко». Если б не мотив «очеловечения» жениха. Расколдовать, окультурить Чудище предстоит в этой сказке женскому полу. Чем больше девица любит «чудо лесное, зверя морского», тем больше по сценарию у того шансов сбросить с себя злое колдовство и предстать в образе писаного красавца-царевича.

Мифологически сюжет является зеркальным отражением сказки о Спящей Красавице с переменой ролей. Психологически же - нет лучшей ловушки. Так высоколобая выпускница элитного колледжа выходит за пролетария и мечтает поднять его до себя. Так отправляются в сельву Амазонки монахини обращать дикарей.

Точно так же несчастные женщины устраивают себе «подвиг», десятилетиями нянчась с мужьями-алкоголиками. Если хотите выбрать подобный сценарий, тридцать раз подумайте, пишут трансакционные аналитики. Преображения не будет, разве что временное, вполне обратимое.

Подобные сценарии «спасения» чрезвычайно живучи и сами просятся в мазохистское сознание, шантажируя его возможностью исполнения мечты.

Ирис
22.11.2010, 23:26
Как уже отмечалось, активный женский сценарий угнетен. Но это не значит, что его нет.


В ряде сюжетов, связанных как с волшебной сказкой, так и с эпосом, активная женская героиня выступает как травести. В былине-новелле «Ставр Годинович» Василиса Микулична переодевается богатырем и пускается на выручку своего не великого ума мужа, беря при дворе князя Владимира верх в любых состязаниях и испытаниях, будь то на силу и ловкость (стрельба) или на ум (шашки-шахматы). Князь чуть было не отдал за «богатыря Василия» дочь замуж.

В схожей роли - знаменитая «Авдотья Рязаночка», героиня исторической песни, освободившая своим бесстрашием и умными ответами хану «царю Бахмету турецкому» всю свою родню из плена. Активность героини в самом решении пойти на риск, а также в хитроумии и решительности ответов.

Маричка
23.11.2010, 00:46
Я бы выбрала сценарий былины-новеллы "Ставр Годинович", по той причине что в ней, имхо, уравновешены энергетические отношения между супругами.
Вмсилиса Микулишна для меня воплощение истинной женственности, а Ставр Годинович воплощение мужественности.
Вместе Ставр Годинович и Василиса Микулична - сила победившая ворогов намного их превосходящих, благодаря чувствительности, наблюдательности, кроткой преданности мужу Василисы Микуличны, а так же благодаря бесстрашию, физической силе, честности, сметливости Ставра Годиныча. (Уж как он обложил данью ворогов)))))))))))))))!

Ирис
27.04.2011, 23:43
Третья группа популярных русских сказок – таких, как «Марья-Моревна Прекрасная королевна», «Царь-девица», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» выводит образы «сильных» героинь (но не главных действующих лиц) и «слабых» героев. Сильные женщины в таких сказках – рядом со слабыми мужчинами – не боятся ни их (своих женихов), ни отцов, не страшатся признаваться в своих чувствах первыми и добиваться любви того, кого любят.

Герой сказки «Поди туда, не знаю куда – принеси то, не знаю что» - Федот, как утверждает сказочник словами бабы-яги, «прост, да жена у него больно хитра». Текст сказки убеждает в том, что Федот достигает успеха, внимательно слушая советы мудрой жены – и тем самым побеждает любых обидчиков, избегает хитроумных посягательств врагов. В другом тексте («Мудрая девица и семь разбойников») безжалостной мстительницей за отца и защитницей мужа также становится хитроумная девушка.

Героини самых известных русских волшебных сказок – Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица – по сути, женщины-богатырки. Помимо обязательной для героини красоты, они обладают недюжинной физической силой (что в обычной – не только русской, но и мировой сказочной традиции – непременно мужской атрибут). О том, как они обрели эту восхитительную мужскую характеристику в сказках ничего не говорится, однако с трудом верится, что эти богатырки были в детстве безропотными и кроткими послушницами, вроде Хаврошечки и Падчерицы из сказки «Морозко».

Повзрослев, Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица объявляют о готовности быть наравне с мужчинами в их внедомашней и внесемейной деятельности, и мужчины в русских сказках (странное дело!) принимают этот жизненный сценарий.

Даже когда Баба-Яга упрашивает Ивана (сказка о Синеглазке) не искать прельстившей его сердце богатырки, в саду у которой растут молодильные яблоки и течет живая вода, все же Иван ищет встречи с «сильной, могучей богатыркой». В другом тексте (сказке «Поди туда...») невеста говорит Федоту: «Умел ты меня достать – умей и жить со мною! Ты мне будешь нареченный муж, а я тебе – богоданная жена», то есть сама предлагает брак и распределение в нем ролей, и слабенький жених соглашается на брак с сильной и властной женщиной.

В сказке о Царь-девице не герой, но именно героиня сама “целует его в уста сахарные, берет за руки белые, ведет в шатры шелковые”, а не ждет, когда все это проделает жених. :)

Irina
09.05.2011, 19:25
;)
Интересен, конечно, анализ сказки. Интересно прикидывать её на себя, как костюм, как шляпку: "А девушке в 17 лет какая шляпка не пристала?..."(Пушкин.Руслан и Людмила). Людмила, кстати, кто? с этой точки зрения? явно не богатырка, да и не падчерица никак. царевна. красавица. загадка. и за неё сражается Руслан. и опера красивая. А Пушкин написал - ещё в Лицее, т.е. мальчиком, ребёнком.
Моя имха - что ЛЮБАЯ женщина очень хочет быть не богатыркой (эт ей приходится) и не падчерицей (эт уж совсем!), а именно Людмилой. Она - по жизни не активна, но и не пассивна. всё валится ей прям в рот, а она выбирает. Одни замечательные строки при виде волшебного шатра со скатертью-самобранкой и музыкой:
Вдали от милого...в неволе...
Зачем мне жить на свете боле?!
.........................
Не стану есть! Не буду слушать!
Умру среди твоих садов! -
подумала - и стала кушать

ну разве не прелесть? а шляпки? которые перед зеркалом меряет?
так что не понятно КТО Людмила по этому раскладу.

Теперь 2 слова о богатырках
................................

Помимо обязательной для героини красоты, они обладают недюжинной физической силой (что в обычной – не только русской, но и мировой сказочной традиции – непременно мужской атрибут).[/B] О том, как они обрели эту восхитительную мужскую характеристику в сказках ничего не говорится, однако с трудом верится, что эти богатырки были в детстве безропотными и кроткими послушницами, вроде Хаврошечки и Падчерицы из сказки «Морозко»............

Повзрослев, Марья Моревна, Синеглазка, Царь-Девица объявляют о готовности быть наравне с мужчинами в их внедомашней и внесемейной деятельности, и мужчины в русских сказках (странное дело!) принимают этот жизненный сценарий.

Даже когда Баба-Яга упрашивает Ивана (сказка о Синеглазке) не искать прельстившей его сердце богатырки, в саду у которой растут молодильные яблоки и течет живая вода, все же Иван ищет встречи с «сильной, могучей богатыркой». В другом тексте (сказке «Поди туда...») невеста говорит Федоту: «Умел ты меня достать – умей и жить со мною! Ты мне будешь нареченный муж, а я тебе – богоданная жена», то есть сама предлагает брак и распределение в нем ролей, и слабенький жених соглашается на брак с сильной и властной женщиной.

В сказке о Царь-девице не герой, но именно героиня сама “целует его в уста сахарные, берет за руки белые, ведет в шатры шелковые”, а не ждет, когда все это проделает жених. :)

грустно, что женская эмансипация привела к размножению путём деления энтих самых иванов-дураков, и даже не царевичей. некоторые цапревичами притворяются, чтоб своекорыстно жениться на лягушке, так как изучают научно миф и хорошо знают сюжеты. они прекрасно знают, что лягушка прячется, скрывая перфекционтистку-ткачиху-повариху-танцовщице-певунью - сексуальность просвечивает изнутри, ярко озаряя всё остальное. подвиги ивашка-дурашка, конечно, совершает, но с тренировкой. самостоятельно его мама житьб не научила. мамы-то и нету. "было у отца три сына" - он их сам выродил без матери - как ему удалось только.... и вот результат. хэппи-енд, бываемый в сказках, - самый настоящий обман, т.к. царевна-лягушка не может быть счастлива по определению со слабым дураком-иваном.
и это не с точки зрения сюжетики. а с объективной точки зрения - биологии. которая нам говорит, что мужская особь должна быть сильнее. телесно. интеллектуально. душевно. он - защита и опора. он берёт на руки и несёт за синие горы за голубые моря в тридевятое царство... а хде это щас? ась? ни разу не встречала. ни у кого. в реале. в виртуале - да, бывает изредка. очень изредка. но его ещё следует проверить реалом. а то одни сказки...:fly:

Рыжий Кот
15.07.2011, 23:45
«У одного царя было три сына. Он оделил их по стрелке и велел стрелять: кто куда стрельнет, тому там и невесту брать».

Вот старший стрельнул, его стрела упала к генералу на двор и подняла ее генералова дочь. Он пошел и стал просить у ней: «Девица, девица! Отдай мою стрелку». Она говорит ему: «Возьми меня замуж!». Другой стрельнул, его стрелка упала к купцу на двор, и подняла ее купцова дочь. (...)Третий стрельнул, и стрелка его упала в болото, и взяла ее лягушка. Он пошел просить: «Лягушка, лягушка! Отдай мою стрелку!». Она говорит: «Возьми меня замуж!» ... :angel:
http://project.megarulez.ru/forums/showthread.php?p=283187#post283187

Рыжий Кот
16.07.2011, 00:26
... Добронравная, но ничего не понимающая в магии девица выходит замуж за «неведому зверушку». Напомним: в древнем мире жертвоприношение называлось и считалось браком. Красавиц, приносимых дракону, именовали его невестами.

... Если б не мотив «очеловечения» жениха. Расколдовать, окультурить Чудище предстоит в этой сказке женскому полу. Чем больше девица любит «чудо лесное, зверя морского», тем больше по сценарию у того шансов сбросить с себя злое колдовство и предстать в образе писаного красавца-царевича.
...
Подобные сценарии «спасения» чрезвычайно живучи и сами просятся в мазохистское сознание, шантажируя его возможностью исполнения мечты.
"Цивилизованное, но слабое" общество посылает в "дикое, но сильное" общество свою невесту для очеловечивания (как я уже писал: сыновьям Адама или Ноя (человеческим! сыновьям) на пустой Земле находятся жёны, поскольку родЫ этих жён Библия не считает человеческими) ихнего царствующего жениха.

1.
Коль такой шанс есть ("считает сказка") можно предположить, что в "диком" обществе слабА сексуальная грамотность; англичанин (фамилия которого мною утрачена), попавший ненароком к эскимосам и обеспеченный по этому случаю эскимосской женой, по английской привычке отсутствовавшей у эскимосов, предварительно её ласкал, чем вызвал у жены эмоциональное потрясение; "после этого (ласок - РыКот) я думала, что у тебя там тоже что-то необыкновенное; а у тебя там оказалось как у всех".

2.
Лестно, конечно, считать соотечественников вечно цивилизующими соседей-дикарей. Но, по-видимому, когда византийский император Василий II выдавала свою сестру Анну за киевского князя Владимира, у них было больше оснований считать себя цивилизаторами, чем у нас.

3.
Вероятно, американские укры, подводя Катерину Чумаченко к украинскому укру и перспективному политику Виктору Ющенко, тоже следовали сценарию "аленького цветочка". В значительной степени аленько-цветочная миссия Катерины Чу удалась.

3.
Бытовой уровень цивилизаторства (няньчиться с мужем-алкоголиком) не вполне совпадает с уровнем цивилизационным.

Рыжий Кот
16.07.2011, 00:29
... Красавиц, приносимых дракону, именовали его невестами. ...
С этого места и поподробнее, плизз, про "христовых невест" с точки зрения Вашего метода. :confused: ;) :rolleyes:

Ирис
17.09.2012, 23:18
Какая же она, героиня современного фэнтези?

Основная достопримечательность – несносный характер, склонность к мелким (и не очень) пакостям, авантюризм.

О себе. Сирота, девушка с вполне заурядной внешностью, нередко рыжая, нередко с рождения наделена магическими способностями и возможностями. С лёгкостью выпутывается (и впутывается) из безвыходных ситуаций. Зато юмор помогает ей не унывать и не утрачивать гибкость мышления. Определённых занятий не имеет (кроме пакостей, конечно), перебивается случайными заработками, пока не выйдет замуж. Борется со злом, пока зло не предложит ей выйти за него замуж. Чтобы было на что направить свою неуёмную энергию, рожает детей. Склонности к домашнему хозяйству не проявляет. Готовит в самых крайних случаях, потом все оттаскивают её от кастрюль и готовят сами. Во избежание…

Домашние животные. Сначала заводит питомца, потом не знает куда от него деться. Питомец её тоже любит.

Образование – слегка начатое высшее.

Личная жизнь у неё протекает бурно, правда, только один раз. Т.к. на первом свидании она не целуется, а до второго кавалеры не доживают, то она остаётся девственницей (бывает, что и до самой свадьбы).

Мужчину героиня выбирает себе раз, зато на всю жизнь. Как правило, это человек (или не человек, героиня не боится трудностей) незаурядный, наделённый властью, обладающий магическими способностями и возможностями. Герою тоже деваться некуда – все остальные его боятся.
Мужчина обычно брюнет, но бывает и блондин. Красивый, как картинка в Камасутре. В общем, нет слов, одни буквы.

И, наконец, главный вопрос. Зачем красавцу, у которого всё в шоколаде, эта мелочь, которая вечно всё портит, а потом исправляет, а потом исправляет испорченное и исправленное? Да потому что героиня вроде бы и мелочь, а – приятно!

Дети. Берут себе лучшее от мамы и папы. Если не отдают добровольно – отбирают. От мамы – характер, от папы – человеческие и нечеловеческие таланты и умения. В общем, спасайся кто может. Не успел убежать… Да от себя – то не убежишь…

Вывод: единственное, что героиня делает хорошо – любит всей душой и рожает детей, тоже от души. Ну а про пакости я вообще молчу.
Замечание. Может, умение любить – это не так уж и мало?

Вопрос. Ну что, ведьмочки, вперёд? Хватай принца, пока не убежал!!!

(с)