PDA

Просмотр полной версии : Архетипы


Ирис
06.09.2010, 13:36
Архетипы - это компоненты коллективного бессознательного, наделенные рядом характерных признаков.

Архетип - вид, способ, с которым бессознательное действует на сознание. Эти "виды действия" (паттерны) происходят от инстинктов и заложены в природе человека. При рождении у него уже есть в потенциале все архетипы, поэтому и говорится о коллективном бессознательном - совокупности архетипов.

"- в мире архетипов нет градации ценностей: любой архетип по своей сути является не только одной из форм коллективного бессознательного, но и его отражением в целом".

"...Архетип - это относительно закрытая энергетическая система, пронизывающая своим потоком все аспекты коллективного бессознательного. Однако не следует рассматривать архетипический образ как статический, так как он вместе с тем представляет собой сложный символический процесс, включающий в себя и другие образы. Другими словами можно сказать, что архетип - это специфический психический импульс, действующий наподобие отдельного луча радиации и одновременно как единое магнитное поле, распространяясь по всем направлениям. Таким образом, архетип в качестве потока психической энергии "системы" пронизывает все другие ее архетипы"(с) Мария-Луиза фон Франц "Психология сказки"

Ирис
06.09.2010, 13:42
В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники. Здесь я должен пояснить разницу между архетипами и инстинктами.

То, что мы называем инстинктами, является физиологическим побуждением и постигается органами чувств. Но в то же самое время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов. Эти проявления я и назвал архетипами. Они не имеют определенного происхождения; они воспроизводят себя в любое время и в любой части света, - даже там, где прямая передача или "перекрестное оплодотворение" посредством миграции полностью исключены.

Этот пример иллюстрирует тот путь, по которому архетипы вплывают в наш практический опыт, - они одновременно образы и эмоции. Об архетипе можно говорить только тогда, когда оба эти аспекта одномоментны. Если это просто образ, то перед нами будет лишь словесная картина с малым последствием. Но заряженный эмоцией образ приобретает сакральность (нуминозность) или психическую энергию, он становится динамичным, вызывающим существенное последствие. (с) Карл Густав Юнг

Ирис
06.09.2010, 13:55
Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике и для описания психологических явлений.

"Психологическое освещение этих образов, которое нельзя обойти молчанием и слепо проигнорировать, ведёт прямо в глубины религиозной феноменологии. История религии в широком смысле этого слова (включая мифологию, фольклор и древние формы психологии) является сокровищницей архетипических форм, из которой доктор легко может выудить подходящие аналогии и параллели, чтобы успокоить и прояснить сознание, затопленное океаном. В высшей степени необходимо рассматривать фантастические образы, которые в свете разума выглядят столь странными и угрожающими, в некоем контексте, который делает их более ясными."

Таким контекстом для Юнга были художественные произведения искусства и литературы, а также алхимия и мифология. Устойчивые образы, встречающиеся во всех этих областях, он назвал архетипами.

Ирис
07.09.2010, 22:08
...мифы - в первую очередь психические явления, выражающие глубинную суть души. Дикарь не склон к объективному объяснению самых очевидных вещей. Напротив, он постоянно испытывает потребность или, лучше сказать, в его душе имеется непреодолимые стремление приспосабливать весь внешний опыт к душевным событиям. Дикарю недостаточно просто видеть, как встает и заходит Солнце,- эти наблюдения внешнего мира должны одновременно быть психическими событиями, то есть метаморфозы Солнца должны представлять судьбу Бога или героя, обитающего, по сути дела, в самой человеческой душе.

Все мифологизированные естественные процессы, такие, как лето и зима, новолуние, дождливое время года и т.п. не столько аллегория самих объективных явлений, сколько символические выражения внутренней и бессознательной драмы души. Она улавливается человеческим сознанием через проекции, т.е. будучи отраженной в зеркале природных событий. (с) Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного.Современный человек, на мой взгляд, не смотря на весь технический прогресс и развитие науки - не слишком далеко ушёл от дикаря в психологическом плане.

Ирис
10.09.2010, 12:16
Я согласен с ним в том, что эти мифические формы составляют коллективное наследие и совершенно разделяю его мнение о том, что очень важно «дружить» с этими архетипами.

Если у меня, например, психологическая проблема с моей матерью, или то, что называют материнским комплексом, то очень важно, чтобы я принимал во внимание тот огромный эмоциональный заряд, который исходит не только от моей биологической матери, но и от Матери как мощного образа коллективного бессознательного, так сазать квинтэссенции всех матерей мира. Психизм как будто несёт в себе интегрированный образ Матери таким же образом как, похоже, и рудиментарные формы речи, восприятия и различные инстинктивные нормы. Таким образом, если оживляется образ Матери, мне придётся выяснять отношения не только с моей биологической матерью, но и столкнуться с тысячелетним материнским опытом.

Заряд, который в себе несёт образ Матери, производит сильнейшее впечатление, намного превышающее моей собственной биологической матери. Установить контакт с Матерью посредством изучения мифов всего мира может стать хорошим способом для того, чтобы противостоять этой мифической форме, сделать её осознанной и таким образом отделиться от неё. В этом я совершенно согласен с Юнгом. ПСИХОТЕРАПИЯ И ДУХОВНОСТЬ
Интервью с Кен Уилбером (перевод с испанского)
-------------------------------------------------
* Кен Уи́лбер (Kenneth Earl Wilber Jr.) — американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершённых в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, а также и в других областях.

BOBA
13.09.2010, 13:27
Современный человек, на мой взгляд, не смотря на весь технический прогресс и развитие науки - не слишком далеко ушёл от дикаря в психологическом плане.

Как раз читаю вот это.
http://www.biblioclub.ru/book/39178/
аннотация
Люсьен ЛЕВИ-БРЮЛЬ (1857 – 1939) - французский философ и антрополог, оказавший влияние на Юнга, Шелера, Гурвича.

Леви-Брюль приобрел широкую известность исследованиями первобытного мышления, основанными на огромном этнографическом материале, касающемся народов Африки, Австралии и Океании. В работе "Сверхъестественное в первобытном мышлении" Леви-Брюль выдвинул идею о существовании глубоких различий между мышлением первобытного и современного человека. Основывая свои исследования на тезисе Э. Дюркгейма о решающем значении общества в формировании человеческих представлений, Леви-Брюль пришел к выводу, что восприятие первобытного человека не проводит четкой границы между внешним миром и той общественной единицей, к которой он принадлежит, вследствие чего его мышление реализуется в коллективных нормах и настроениях, носящих, по преимуществу, эмоциональный характер.

Ирис
13.11.2010, 18:08
Архетип Великой Матери древних славян - одно из имён её – Макошь.

Имя и символика Макоши свидетельствуют, что она богиня всей Судьбы (кош, кошт – судьба, слог «ма» может сокращенно обозначать слово «мать»). В позднее время, как полагают, под именем Параскевы Пятницы она оставалась покровительницей прядения и вообще женщин.

Мифологическое представление о Макоши может быть соотнесено с верованиями древних греков в прядильщиц судьбы – Мойр, а так же с германскими пряхами судеб – Норнами и Фригг – женой Всеотца-Одина, прядущей на своём Колесе.

В силу того, что главные богини–пряхи и предсказательницы в верованиях пред-стают по трое, также, вероятно, и богиня Макошь имела двух меньших сестер или ипостаси – счастливую судьбу – Среча-Доля, и несчастливую – Несреча-Недоля. От-голоски этого слышны в позднем русском фольклоре.

Выразительницей Судьбы часто выступает Баба-Яга – древнейшая Богиня Праматерь. Подчас в русских сказках мы встречаем ещё двух её сестер. Характерно, что герой или героиня получают от них в подарок путеводный клубок, сродни нити Ариадны.

Возможно, в поздних русских сказках, отражающих исходные архетипичные мифы, именно Макошь именуется бабой-ягой, а её младшие сёстры-пряхи – Ягишнами.

Современниками язычества, составителями поучения или переписчиками, Макошь вольно или невольно соотнесена с Гекатой. Геката – покровительница путей и перекрёстков. Аналогичные функции имеет, кстати, и Яга – указующая путь из мира живых в мир мёртвых. Геката – богиня магии и колдовства. Баба-Яга – традиционно ведунья и колдунья.

Основные функции Макоши:

1.Богиня всей Судьбы, Пряха.
2.Великая Мать, подательница удачи, счастья, достатка, возможно связана с урожаем.
3. Богиня колдовства, ведунья.
4. Властительница Перехода из этого мира в мир Иной, жизнь и смерть ей подвластны в равной мере.
5. «Скотья богиня» и хозяйка дикой Природы.
6. Покровительница жен и хозяек.

(с) Гаврилов Д.А. НордХейм. Курс сравнительной мифологии древних германцев и славян. – М.: Социально-политическая мысль, 2006

Ирис
18.11.2010, 12:34
Когда Великая Богиня, чтимая в нескольких различных проявлениях, являлась в своем аспекте Богини-Матери, вопрос об отцовстве не считался важным или даже вообще не ставился.

После того как Небесные Боги-Отцы установили патриархальный строй - маятник качнулся в противоположную сторону: богини и женщины заняли подчиненное положение...

С тех пор, как Боги-мужчины завладели властью ни у кого из них – ни в греческой, ни в иудео-христианской мифологии – не было сильной и мудрой матери или могущественной и любящей жены. Нечасто такие женщины встречаются и в жизни смертных мужчин. (с)

Ирис
18.11.2010, 12:39
Мир, как мы его знаем, – это такое место, где патриархат формирует из мужчин героев-одиночек. От мужчины ожидают, что он уйдет от матери и отречется от своего сходства с ней. Отцы ведут себя холодно и отстраненно. Мужчины непрерывно соревнуются друг с другом, отрицают свою уязвимость, отвергают все, что считается неприемлемым, отстраняются от менее успешных товарищей, чтобы они не мешали двигаться вперед.



Когда мужчины (и женщины) отсекают от себя архетипы, не вмещающиеся в прокрустово ложе, а также эмоциональные связи с людьми, которые предположительно отстанут на пути к намеченным целям, происходит самое настоящее психологическое самоизувечивание. Более того, поскольку мужской стереотип включает в себя умение контролировать свои эмоции, мужчины также беспощадно отсекают от себя и собственные чувства.

Алек
18.11.2010, 14:38
Когда [...] отсекают от себя архетипы, [...] происходит самое настоящее психологическое самоизувечивание.
А что ты имеешь ввиду под отсекают? Если архетип отца - это геройство в одиночку, соревновательность, холодная отстранённость, уход от матери, отрицание уязвимости и т.п. то как раз больше похоже на уродство души в случае проявления в человеке архетипа отца, слияния с ним, нежели его отсечения...:rolleyes:

Ирис
18.11.2010, 14:54
Геройство в одиночку - это свойство архетипа Персона и относится к социальному образу человека.

В Архетипе Отца - для меня самой больше загадок нежели готовых ответов. Смешение ролей и вытеснение многих знаковых архетипов за пределы сознания свойственно не только мужчинам (их отрицание архетипа матери), о которых написано выше, но и мне самой. ;)

Рыжий Кот
18.11.2010, 14:59
... С тех пор, как Боги-мужчины завладели властью ни у кого из них – ни в греческой, ни в иудео-христианской мифологии – не было сильной и мудрой матери или могущественной и любящей жены. ... (с)
Дык эта ... В католических странах Италии и Польше культ Матери Божьей велик и могуч. Про другие точно не скажу.

Согласно Гениальному Мне ("Бог с фрейдистской точки зрения") образ Бога есть воспроизведение взрослым мозгом воспоминаний записанных детским мозгом о всемогущей вседоброй всеведающей непостижимой Матери или о таком же Отце. Разделены они по возрасту в котором мать или отец значимей (то есть мать - раньше).
Иудео-христианская традиция (в том числе православная, то есть греческая, византийская), как и всякая достаточно массовая традиция, предоставляет возможности трактовать её (традицию) и как патриархальную, и как матриархальную.

Более того: христианство (в ракурсе того же фрейдистского подхода) предоставляет возможность трактовать его (христианство, но не иудаизм) и как религию Сына. То есть комфортный возраст, к которому обращается верующий в поисках ресурса, ещё старше, чем у обращающихся к Матери или Отцу.

Ссылки христиан (= верующих в Сына) на разные слова Христа о себе как о Боге естественны. Но занимался ли Христос нескромно самовосхвалением - вопрос неоднозначный.

Atelle
18.11.2010, 15:34
Ирис
Ты хочешь сказать, что люди идут против себя, когда каждый из полов следует своим отличительным признакам? По твоему мужчины, которые ведут себя так, как в твоём примере - делают это не по своей доброй воле?

Алек
18.11.2010, 15:53
Ирис
Будешь копать тему, любопытно твоё мнение, как соотносится образ любящего, даже почти всепрощающего и принимающего отца с архетипом отца. (Ну, как иллюстрация роль-образ Виктора Сухорукова в фильме 2009го года "Сынок", эдакий пример гипертрофированной отеческой любви).

Т.е. занятно, почему за архетип отца принимается именно какое-то холодное отстранённое чмо(которое в реальности скорее способствует появлению выродков и с большей вероятностью будет застрелено родным же дитём), нежели любящий, всепрощающий и дорожащий ребёнком отец, что скорее норма для семей благополучных.

Лара
18.11.2010, 16:05
Ремарочка по поводу Христа, который был воплощение Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Смесь архетипов?

Ирис
18.11.2010, 16:11
Ты хочешь сказать, что люди идут против себя, когда каждый из полов следует своим отличительным признакам? По твоему мужчины, которые ведут себя так, как в твоём примере - делают это не по своей доброй воле?Я скажу, что не всё так однозначно. ;)

Даже в мире, где существует только чёрное и белое - может существовать немыслемое количество оттенков серого (ну, где же мне попадалась тема про 33 оттенка черного???:think:). Что уж говорить о многоцветном Мире. :)

Ирис
18.11.2010, 16:44
В Греческой мифологии Архетип Отца распадается на три составляющие, каждая из которых представляет один из аспектов этого архетипа: Зевс, Посейдон, Гадес (Аид?).

Зевс - ум, сознание, власть, воля и мысль.

ПОсейдон - эмоции и инстинкты.

Гадес - глубинное бессознательное. (Изначально подземный мир был царством Матери).

Atelle
18.11.2010, 17:18
В Греческой мифологии Архетип Отца распадается на три составляющие, каждая из которых представляет один из аспектов этого архетипа: Зевс, Посейдон, Гадес (Аид?).

Зевс - ум, сознание, власть, воля и мысль.

ПОсейдон - эмоции и инстинкты.

Гадес - глубинное бессознательное. (Изначально подземный мир был царством Матери).а архетип матери?

Atelle
18.11.2010, 17:27
Я скажу, что не всё так однозначно. ;)

Даже в мире, где существует только чёрное и белое - может существовать немыслемое количество оттенков серого (ну, где же мне попадалась тема про 33 оттенка черного???:think:). Что уж говорить о многоцветном Мире. :)А смысл обсуждать идеального человека, который имеет в себе развитый инь и развитый ян? Такие - одиночки.

Я думаю уродует оба пола сам формат пары, то в каком он виде существует на данный момент. Как раз мужчины в большинстве случаев следуют природе, а уродуют их - женщины.

Ирис
18.11.2010, 20:42
Согласно мифам, характер Зевса как Небесного Отца со временем изменялся.

Вначале это был отец, видящий в ребенке угрозу. Он проглотил Метиду***, чтобы предотвратить рождение сына из страха, что тот его свергнет (точно так же отец Зевса, Кронос, из страха пожирал своих детей, а отец Кроноса и самый первый из отцов, Уран, хоронил своих отпрысков в земле).

Впоследствии Зевс стал отцом многих детей – как олимпийцев, так и менее значительных божеств и полубогов. Он был отстраненным отцом, поддерживал одних своих детей, отвергал других и часто защищал издалека и тех, и других. В этом он отличался от своего отца и деда: те не испытывали позитивных отцовских чувств и не хотели детей.

Следующее изменение в характере Зевса отражено в его отношении к Дионису, младшему из олимпийских богов, которого Зевс даже сам выносил в своем бедре.

Мифология небесных богов (Уран, Кронос, Зевс) отражает изменения в архетипе отца.

Это явление имеет также библейские параллели: ветхозаветный Бог ревнив и мстителен, но затем Он трансформировался в любящего и всепрощающего Бога Нового Завета.

Ирис
18.11.2010, 20:51
***Метида – богиня мудрости, и ей поклонялись задолго до Зевса и олимпийцев. Греческая мифология дает нам очень мало информации о Метиде.

Такое молчание и не удивительно: ее обманом заставили стать маленькой и проглотили, – а тем самым свели к минимуму или вообще уничтожили и информацию о том, кем она была прежде. Мы знаем лишь о том, что Метида некогда помогла Зевсу освободить проглоченных Кроносом братьев и сестер. Именно она разработала план освобождения и добыла рвотное средство.

И еще мы знаем, что она стала первой супругой Зевса и, согласно предсказанию, должна была родить двоих детей: дочь, не уступающую отвагой и умом ни одному мужчине, и сына, "мальчика с непобедимым сердцем, будущего царя над богами и людьми". Когда Метида забеременела, Зевс испугался, что жена вынашивает того самого сына, которому суждено свергнуть его. Тогда он обманом убедил Метиду уменьшиться и проглотил ее.

Но, как выяснилось, она вынашивала вовсе не сына, а дочь, Афину. Когда подошел срок, дочь родилась из головы Зевса: она вышла на свет уже взрослой женщиной в золотых доспехах. Афина совсем не помнила о матери и считала Зевса своим единственным родителем.

Метида как божественная фемининная мудрость была и в самом деле поглощена патриархатом и исчезла из западного мира.

Ирис
18.11.2010, 22:55
А смысл обсуждать идеального человека, который имеет в себе развитый инь и развитый ян? Такие - одиночки.

Я думаю уродует оба пола сам формат пары, то в каком он виде существует на данный момент. Как раз мужчины в большинстве случаев следуют природе, а уродуют их - женщины.Архетипические силы могут незаметно появляться и исчезать, и они не обязательно определяются половой принадлежностью. Однополые пары, семьи которых выдерживают все сложности материнства и отцовства, необходимых детям для роста, являются прекрасной демонстрацией нестандартного толкования ролей мамы и папы.

Не нужно разбираться в психологии, чтобы понять, что недостаток Ян разрушает Инь, а нехватка Инь лишает влияния Ян.

Психологии не хватает стремления обнаружить очевидную ошибочность традиционного понимания семьи, за которым скрываются всевозможные архетипические недостатки. (с) Джинетт Парис "Мудрость психики: глубинная психология после наук о мозге"


Семья - место, где мы учимся жизни.

Рыжий Кот
19.11.2010, 00:14
Ремарочка по поводу Христа, который был воплощение Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого. Смесь архетипов?
Выбор для потребителя религии. Включая и Богоматерь. Кажется у католиков больше чем у православных развит культ святых: чел обращается к св.Николаю, св.Януарию, профессиональному святому и проч, а не к Отцу, Сыну и т.д.
"На самом деле" чем шире (массовей) религии, тем они пластичней. Как народные поговорки: на каждый неубивающий случай найдётся своя поговорка и ей противоположная.

Рыжий Кот
19.11.2010, 00:37
Глупость несусветная
"Я знала такую глупость, что эта глупость по сравнению с ней - толковый словарь! - сказала Алисе Чёрная Королева." ((с) Люис Кэрролл) :yes: :yes: :yes:

Ирис
20.11.2010, 21:26
Подсознание интуитивно уловило нечто, витающее в воздухе, и пропустило сквозь призму архетипа. Это значит, что место сознания с его логикой заняло архетипическое мышление, взяв на себя задачу прогнозирования. Или, другими словами, архетипы могут действовать по собственной инициативе и имеют в своем распоряжении собственную специфическую энергию. Все это позволяет им самостоятельно осмысливать ситуацию (в присущей им символической форме) и вмешиваться в нее, порождая импульсы и мысли. В этом отношении они очень похожи на комплексы появляются и исчезают по своей прихоти. При этом частенько мешая нашим осознанным намерениям или видоизменяя их, ставя при этом нас в неудобное, затруднительное положение.

Энергетику архетипов, во сне, можно почувствовать по особому очарованию, сопровождающему их появление. Они как будто бы завораживают вас. Эта особенность характерна и для личных комплексов, только последние проявляются в истории индивида, а общественные комплексы архетипического характера в истории человечества. Личные комплексы могут породить лишь пагубное пристрастие к чему-либо, архетипы дают жизнь мифам, религиям и философским концепциям, воздействующим на целые народы и разделяющим исторические эпохи. Мы видим комплексы как компенсацию за однобокость или ошибочность рассудочного восприятия. Таким же образом можно интерпретировать религиозные мифы как своего рода ментальную терапию от страданий и волнений всего человечества голода, войн, болезней, старости, смерти.(с) К. Юнг