PDA

Просмотр полной версии : Б.Сергеев. Ум хорошо, а два - лучше.


Сэнкс
22.02.2006, 14:33
В книге рассмотрены вопросы межполушарной ассимметрии, подходы к исследованию феноменов специализации полушарий. Интересно написано про историю исследований этой специализации - как, откуда возникло предположение о специализации, как она проявляется, кто стоял у истоков теории, какие эксперименты проводились. Написано про речевые нарушения, ...

Сэнкс
22.02.2006, 14:38
Эволюция развития мира привела к появлению симметричных форм. Фактором возникновения лучевой симметрии стала сила земного притяжения. Зеркальная симметрия возникла с появлением направленно движущих сил.

Билатеральная/двухсторонняя симметрия - в большей степени относится к симметрии структуры объекта, а не к симметрии формы. Т.е. здесь возникает парность составляющих объект частей, симметрично расположенных относительно оси его перемещения.

Парность частей в живых существах выразилась в парности органов, например, движения. Сходство механизма управления и контроля этих и над этими органами стала предпосылкой развития пар нервных узлов. Эта же парность наблюдается теперь и в мозге человека.

Итак, мозг имеет симметричную" структуру и содержит два полушария. Они идентичны не на 100% - идеальная симметрия несвойственна органическому миру.

В процессе нервной деятельности, в симметричной" структуре мозга возникает функциональная асимметричность. Полушария получают свою специализацию. Дублирование функций - оно, конечно, повышает надежность системы. Но не повышает ее производительность. А производительность оказалась с эволюционной точки зрения более выгодна живому существу - соответственно она закрепилась и на генном уровне.

Таким образом мы и получили мозг симметричный по структуре и асимметричный по функциональному распределению.

Сэнкс
22.02.2006, 14:38
Специализация и функциональная асимметрия были обнаружены в ходе наблюдений за больными с травмами мозга. В дальнейшем локализация функциональных зон осуществлялась не только пассивными наблюдениями, но и активными экспериментами - в частности, электрошоковым или наркотическим подавлением полушарий, избирательной стимуляцией зон коры полушарий мозга.

Из существенных функциоанальных асимметрий - можно выделить речевую. Сенсорная и моторная речевые области локализованы в одном полушарии, преимущественно левом.

Речь - это не только процесс говорения, но и процесс чтения, письма и разговорного слушания.

Сэнкс
22.02.2006, 14:40
Термины указывающие относительное пространственное положение, имеющие смысл только при одновременном понимании направления.

Исторически сложилось, что эти термины несут дополнительную эмоциональную нагрузку = хорошо/плохо. Имеют связь с понятием мужского/женского. Причины возникновения этих феноменов - неочевидны.

Одно из проявлений - застежки на одежде мужчин и женщин - разные. Вероятно, это проявление функционально обусловлено. Мужчина держал в правой руке оружие, Женщина - в левой руке - ребенка.

Асимметричное осмысление изображений - очередной феномен. Почему линия слева-направо снизу-вверх понимается большинством людей, как подъем? Линия слева-направо сверху-винз - как спуск? Вероятно, это связано с традиционным направлением движения руки при письме. Если это так, в языках где письменность идет справа-налево подъем и спуск будут пониматься с точностью до наоборот.

Чем принципиально правое отличается от левого? В глобальном, физическом смысле? А ничем. Это абстракции. Впрочем, если взять физический объект и естественное направление - например, направление вращения земли - то разница появляется. Одна сторона стремится к центру, другая - от него.

Цитата:
"где бы ни встречались изображения человеческих рук, всюду преобладают левые отпечатки."
Почему бы это? Неужто действительно все древние люди осмысляли свои рисунки, символизировали "левость/правость/М и Ж"? А может просто потому, что проще правой рукой обвести левую? Или взяв уголек в правую - умелую/развитую руку, нарисовать рисунок глядя на образец - т.е. на левую руку?

Какова эволюционная вероятность того, что у человека оказалась бы более развитой ЛЕВАЯ рука? И какая бы была разница, с какой стороны тела эта умелая рука расположена?

Вот, в том же тексте был дан еще один коммент: "Слева у человека сердце, убить противника проще правой рукой (попасть в сердце легче)"

Насколько я понял, у животных (у обезьян, например) такой вот выраженной разноразвитости рук нет. Это человеку присущее качество.

Далее.

У левшей более умелая - левая рука. Так? Поэтому буду рассуждать без упоминания слов правая/левая. Одна рука более умелая чем другая.

В чем одна рука более умелая?
Одна может более точно манипулировать. Контроль сокращений мышц этой руки более управляем мозгом по сравнению с другой рукой.

Откуда появилась более умелая рука?
Скорее всего это связано с возникновением орудий труда, которыми пользовался человек. С необходимостью совершать над объектами предметного мира различные манипуляции, где одна рука держит, а другая - ковыряет.

Сэнкс
22.02.2006, 14:40
В различных языках имеют место различные отличительные фонетические признаки - те, по которым один элемент звучания отделяется от другого. Это может быть звонкость/глухость, твердость/мягкость, продолжительность, открытость звучания и т.д.

При обучении языку, человек тренирует свою способность воспринимать и воспроизводить звуковые единицы языка - фонемы, учится отслеживать и генерировать границы между ними. Различение и воспроизведение фонем сильно связаны с мышечной памятью речевого аппарата.

Возможно, иностранный язык с трудом воспринимается и воспроизводится незнающим этого языка человеком именно потому, что человек не представляет себе мышечное воспроизведение этого языка. "Аяоуууыыыикрбдым" - фиг знает, как это воспроизвести. А уж тем более записать... После изучения второго языка, считается, что третий выучить легче. Наверное, это связано с общим увеличением воспринимаемых и воспроизводимых фонем.

Сэнкс
22.02.2006, 14:40
Как можно понять то, что трудно себе представить?

Вот существуют нарушения речи - афазии. Связанные с поражением отдельных зон речевого полушария.

Например, человек перестает воспринимать слова - словами, а слышит их как просто звуковую последовательность. Ок. Вспоминаю, как слушал испанские песни - имея хороший музыкальный слух - воспроизвести "текст" этих песен я не в состоянии. Запомнить - не в состоянии тоже. Совершенно незнакомые мне фонемы. И звучит для меня именно как простая звуковая последовательность, не более того. Запомнить - не могу. Мелодию слов - могу воспроизвести.

Или - человек нормально слышит, понимает, но не может произнести. Ок. Пробую произнести сложную скороговорку. Язык заплетается. Наверное, эффект похожий.

Смысловые нарушения - человек не в состоянии понять смысл фразы, путается в ее огико-грамматической конструкции. Ок. Такую фразу представить себе несложно - напичкать кучу перекрестных ссылок, отрицаний, сложных взаимосвязей в одно предложение.

Сэнкс
22.02.2006, 14:41
Интересно, что согласно экспериментам, угнетение работы правого полушария приводит к поднятию настроения, а левого - наоборот, к мрачным мыслям.

Понравилось обоснование.

Эмоция возникает в результате оценки человеком возможности удовлетворения потребности. Т.е. если человек голоден и ест, то у него возникают положительные эмоции - ибо он уверен, что насытится.

Правое полушарие генерирует потребности, а левое - изыскивает средства их удовлетворения. При подавлении правого - соответственно, нет аппарата нахождения путей удовлетворения - вот и депрессия возникает.

Сэнкс
22.02.2006, 14:42
При выключении правого полушария люди иногда перестают замечать то, что находится слева. Если спросить испытуемого, что он видит на картине, находящейся у него перед глазами, он расскажет только о том, что находится в ее центре и справа. О том, что нарисовано в левой части, не будет сказано ни слова. Она выпала из поля зрения испытуемого, он ее не увидел. Рисуя сам, испытуемый займет только правую часть листа бумаги. Левые части изображенных предметов окажутся недорисованными. У чайника может недоставать носика, а у чашки ручки, если они должны находиться слева. В раскрытой книге испытуемый прочтет только правую страницу.
Вот это я понять никак не могу. Ведь никто не заставляет испытуемого смотреть не двигая головой! Неужели он не помнит, что книга имеет две страницы и читать их надо по очереди? Ну, казалось бы, повернул башку - и читай дальше! Ан нет.

Вероятно, это связано с тем, что часть изображения для такого зрителя - "сливается с фоном" - ему кажется, что все существенное он уже отметил и нарисовал. Ну вот, допустим, рисуя пространство перед собой - художник же не рисует панораму? А ведь мог бы повернуть голову и осмотреться! Он выбирает что рисовать. Для левополушарного это "что рисовать" оказывается правой половиной стандартного поля зрения.

Сэнкс
22.02.2006, 14:42
Бывает, что левша, начиная писать левой рукой, может писать зеркально. ДаВинчи писал так. Справа налево, все буквы - зеркальны.

Предполагаю, что этот феномен возникает в том случае, если изначально человек учился традиционному письму правой рукой. Процесс написания букв это работа двухкоординатного самописца-руки. Возвратно-поступательное движение строки и движение кисти вверх-вниз. При переходе на левую руку - поступательное движение меняет направление (но остается относительно тем же - от центра тела наружу), а штрихи кисти сохраняются неизменными.

Попробовал писать так сам - получается без проблем, зеркально, справа-налево.

Сэнкс
22.02.2006, 14:43
Очень сходная по содержанию книжка -
В.В.Иванов. "Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем."

Рыжий Кот
27.04.2006, 13:34
Кстати, я с ним (Б.Сергеевым) беседовал в 1988 году, когда приезжал делиться своими гениальными идеями про перенос генов. Живой обаятельный мужик.:)

Che
14.12.2008, 18:38
Бывает, что левша, начиная писать левой рукой, может писать зеркально. ДаВинчи писал так. Справа налево, все буквы - зеркальны.
О, одна знакомая девочка Варвара однажды написала зеркально и справа налево. Я не заметила, какой рукой. Ей 5 лет, она только учится писать, и обычно она пишет слева направо. Вообще, интересно.